Контрольная работа по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:44, контрольная работа

Краткое описание

Трудовой потенциал — это обобщающая характеристика меры и качества совокупных способностей к труду трудоспособного населения, к участию в общественно полезной деятельности. Выступая в качестве обобщающей характеристики количества, качества и меры реализации совокупной способности к труду, трудовой потенциал определяет возможности как отдельных работников, так и различных их групп участвовать в трудовой деятельности.

Оглавление

1. Состав и структура трудового потенциала 3
2. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны 9
Задача 3. 16
Тест 4. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

Файлы: 1 файл

ВАРИАНТ 22.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

     Национальные  интересы Республики Беларусь охватывают все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, тесно взаимосвязаны и являются концептуальными ориентирами для ее долгосрочного развития.

     Стратегическими национальными интересами являются: обеспечение независимости, территориальной целостности, суверенитета, незыблемости конституционного строя; устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность белорусской экономики; достижение высокого уровня и качества жизни граждан.

     В экономической сфере основными  национальными интересами являются:

  • экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики на основе ее структурной перестройки, устойчивого инновационного развития, инвестиций в человеческий капитал, модернизации экономических отношений, снижения себестоимости, импортоемкости и материалоемкости производимой продукции;
  • сохранение устойчивости национальной финансовой и денежно-кредитной систем;
  • обеспечение недискриминационного доступа на мировые рынки товаров и услуг, сырьевых и энергетических ресурсов;
  • достижение уровня энергетической безопасности, достаточного для нейтрализации внешней зависимости от поступления энергоносителей;  
    поддержание гарантированного уровня продовольственной безопасности;
  • трансфер современных технологий в экономику страны преимущественно за счет прямых иностранных инвестиций, доступность зарубежных кредитных ресурсов.

     В Беларуси сформированы необходимые  условия для предотвращения либо нейтрализации различных угроз  национальной безопасности. Система  обеспечения национальной безопасности функционирует устойчиво и обеспечивает решение стоящих перед ней задач.  
Республика Беларусь реализует модель социально ориентированной рыночной экономики, которая доказала свою жизнеспособность. На ее основе достигнуты высокие темпы роста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) и уровня жизни белорусского народа, в целом обеспечена экономическая безопасность.

     Вместе  с тем белорусская экономика  остается одной из наиболее затратных  в Европе и в силу своего открытого  характера подвержена сильному негативному влиянию внешних факторов. Высокая степень зависимости от поставок энергоресурсов, значительный износ основных фондов, высокая себестоимость, импортоемкость производимой продукции ослабляют конкурентоспособность субъектов хозяйствования и белорусских товаров на внутреннем и внешних рынках. В кредитно-финансовой сфере проблемы связаны с ухудшением финансового состояния реального сектора экономики, ускоренным ростом внешнего государственного долга, недостаточным объемом золотовалютных резервов и увеличением доли проблемных банковских кредитов.

     Угрозы  национальной безопасности Республики Беларусь носят комплексный и  взаимосвязанный характер. Отдельные  источники способны порождать спектр угроз, проявляющихся в различных  сферах жизнедеятельности. Некоторые угрозы могут одновременно воздействовать на состояние национальной безопасности по нескольким направлениям. Формами угроз в стадии их зарождения и насыщения являются риски и вызовы национальной безопасности.

     Основными потенциальными либо реально существующими  угрозами экономической безопасности являются:

     недостаточная конкурентоспособность экономики Республики Беларусь;

     снижение  уровня благосостояния и качества жизни населения;

     дестабилизация  национальной финансовой и денежно-кредитной систем, потеря стабильности национальной денежной единицы;

     неспособность возвращать и обслуживать внешний  и внутренний долг;  
 невозможность гарантированного обеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами в объемах, обеспечивающих намеченный рост ВВП;

     потеря  внешних рынков, в том числе  в результате дискриминации белорусских  производителей;

     отставание  в темпах перехода экономики к  передовым технологическим укладам  от других государств, деградация технологической  структуры реального сектора экономики.

     В экономической сфере внутренними  источниками угроз национальной безопасности являются:

  • устаревшие технологии и основные средства, обусловливающие высокую энергоемкость и материалоемкость производства, низкое качество выпускаемой продукции;
  • отставание от других стран, прежде всего сопредельных, по темпам и качеству экономического роста;
  • структурная деформированность экономики, преобладание материало- и энергоемких производств, недостаточное развитие сферы услуг, невысокий удельный вес высокотехнологичной наукоемкой продукции и медленное обновление продукции;
  • низкий уровень самообеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами;
  • высокие административные барьеры для развития бизнеса, предпринимательской активности;
  • несбалансированность экономического развития, выражающаяся в росте совокупного потребления сверх реальных возможностей экономики;
  • неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитов;
  • низкая диверсификация экспорта и импорта Республики Беларусь;
  • рост неплатежей в экономике вследствие дефицита собственных оборотных средств и высокого удельного веса убыточных субъектов хозяйствования.

     В экономической сфере основными  внешними источниками угроз национальной безопасности являются:

  • ухудшение условий внешней торговли, привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков;
  • принятие зарубежными государствами протекционистских мер, установление барьеров и дискриминационных условий осуществления экспортно-импортных операций;
  • развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в Республике Беларусь, целенаправленное ограничение транзитных возможностей Республики Беларусь;
  • дискриминация Республики Беларусь в рамках международных союзов и образований.

     Обеспечение национальной безопасности представляет собой деятельность субъектов обеспечения  национальной безопасности по защите личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз, реализации национальных интересов, созданию необходимых условий для устойчивого развития Республики Беларусь.

     Субъектами  обеспечения национальной безопасности являются: государство, осуществляющее свои полномочия в данной сфере через  органы законодательной, исполнительной и судебной власти; общественные и иные организации; граждане.

     Объектами национальной безопасности являются:

     личность - ее конституционные права, свободы и законные интересы;

     общество - его материальные и духовные ценности, система общественных отношений, охраняемых нормами права;

     государство - его независимость, территориальная  целостность, суверенитет, конституционный строй.

     Целью обеспечения национальной безопасности является достижение и поддержание  такого уровня защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, который гарантирует устойчивое развитие Республики Беларусь и реализацию ее национальных интересов.

     Основными задачами обеспечения национальной безопасности выступают:

  • разработка и реализация государственной политики обеспечения национальной безопасности;
  • определение и поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства;
  • нейтрализация источников внутренних угроз и защита от внешних угроз национальной безопасности;
  • обеспечение реализации национальных интересов и устойчивого развития Республики Беларусь;
  • создание системы обеспечения национальной безопасности и организация ее эффективного функционирования.

     Принципами  обеспечения национальной безопасности являются:

  • законность, соблюдение конституционных прав и свобод человека;
  • гуманизм и социальная справедливость;
  • гласность;
  • соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность;
  • комплексный подход к решению задач обеспечения национальной безопасности;
  • единство и взаимосвязь видов и направлений обеспечения национальной безопасности;
  • участие в системах международной и региональной коллективной безопасности;
  • разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач обеспечения национальной безопасности;
  • приоритетность правовых, политических, экономических и информационных мер обеспечения национальной безопасности;
  • оперативность, своевременность, превентивность и соразмерность мер по нейтрализации источников внутренних угроз и защите от внешних угроз.

     Обеспечение национальной безопасности осуществляется по направлениям, выделяемым в соответствии с основными сферами жизнедеятельности  личности, общества и государства.

     Необходимым условием нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности в экономической сфере является поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности посредством структурной перестройки экономики Республики Беларусь на основе прямых иностранных инвестиций, роста производительности труда и инновационной активности всех субъектов хозяйствования, сокращения отрицательного сальдо внешней торговли, снижения импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышения качества производимой продукции.

     Структурная перестройка экономики страны обеспечивается путем ускоренного развития высокотехнологичных конкурентоспособных секторов с высокой добавленной стоимостью, производств на местных ресурсах, опережающего развития сферы услуг, в первую очередь информационно-коммуникационных и деловых, реализации транзитного потенциала Республики Беларусь. Предприятия с традиционными и низкими технологиями, высокой импортоемкостью и материалоемкостью подлежат реструктуризации, в том числе путем продажи активов частным инвесторам, перераспределения и перетока трудовых, финансовых и материальных ресурсов в новые и перспективные сектора экономики. Формирование показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь должно исходить из перспективной структуры экономики. В качестве основных оценочных критериев работы на всех уровнях управления следует применять показатели эффективности и созданной добавленной стоимости.

     Важное  значение будет иметь последовательное стимулирование деловой активности, нацеленное на преодоление монополизма  и развитие конкуренции в экономических отношениях, поощрение предпринимательской инициативы, а также формирование государственно-частного партнерства.

     Привлечение внешних ресурсов в экономику  Республики Беларусь целесообразно  осуществлять в виде прямых иностранных  инвестиций в валютоокупаемые проекты, не влекущие за собой накопление внешних обязательств государства и обеспечивающие трансфер зарубежных знаний и технологий, выход на новые экспортные рынки с конкурентоспособной продукцией. Для этого будут формироваться благоприятный инвестиционный климат, максимально упрощаться нормативная правовая база ведения бизнеса, внедряться международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В целом предстоит сформировать внутренне непротиворечивую, полную, гармонизированную с развитыми странами институциональную социально ориентированную рыночную среду с целью вхождения в число первых 30 стран мира по условиям ведения бизнеса.  
Основными факторами роста производительности труда станет повышение его капиталовооруженности и качества рабочей силы, наращивание инновационной активности субъектов хозяйствования. Это достигается улучшением качественных характеристик инвестиционного процесса, формированием фондового рынка, повышением эффективности секторов, обеспечивающих воспроизводство человеческого капитала (образование, наука, здравоохранение, культура), реализацией крупномасштабных инфраструктурных проектов (энергетика, транспорт, дороги, связь) за счет частно-государственного финансирования, развитием конкуренции и внедрением эффективного антимонопольного регулирования.

     Сбалансированность  развития экономики обеспечивается по следующим основным направлениям:

  • соответствие темпов экономического роста возможности расширения внешнего и внутреннего спроса;
  • переход к бездефицитному балансу внешней торговли, а в течение переходного периода покрытие дефицита внешней торговли без увеличения внешнего государственного долга;
  • наращивание денежного предложения (эмиссии) с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции и заданного валютного коридора;
  • поддержание жестких бюджетных ограничений в деятельности субъектов хозяйствования, обеспечение своевременного исполнения финансовых обязательств (платежная дисциплина);
  • формирование и поддержание на достаточном уровне золотовалютных резервов.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"