Контрольная работа по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 21:23, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Роль и место потребительской кооперации в экономике страны.
Вопрос 9. Показатели объемов закупок и реализации сельскохозяйственной продукции и их формирование.
Задача: 25. Рассчитайте оборот розничной торговли в планируемом году по группе «Одежда» и в целом по потребительскому обществу.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономике организации.docx

— 50.31 Кб (Скачать)

Вопрос: 1,9,25,40,48.

Вопрос  1. Роль и место потребительской кооперации в экономике страны. 
 

     Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество) - форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда.

     Кооперация дословно означает "совместная деятельность". В широком смысле слова кооперация - это объединение совместных усилий отдельных людей или групп людей для достижения какой-либо цели. В более конкретном и узком смысле термин "кооперация" используется для обозначения особой общественно-экономической организации товаропроизводителей или потребителей, то есть для обозначения определенного типа социально-экономической организации. Потребительская кооперация, являющаяся одним из величайших открытий человеческой цивилизации, выдержавшая разрушительные действия первой волны реформаторских сил в начале 90-х годов XX века, сохранившая в большинстве случаев материально-техническую базу и кадры и вышедшая на новый виток развития, в настоящее время занимает приоритетное место в кооперативном движении России. Главная социальная миссия потребительской кооперации - это борьба с бедностью сельского населения. Потребительская кооперация повышает доходы сельских жителей за счет предоставления им рабочих мест и закупки выращенной ими сельскохозяйственной продукции.

     Кооперация во всем многообразии ее видов и форм - важнейший элемент рыночной экономики. В основе кооперации лежит идея о потенциальных возможностях мелких и средних предпринимателей к самосовершенствованию, гибкости, выживаемости в самых сложных политических и экономических ситуациях. Кооперацию называют экономикой бедных. Это справедливо, когда мы говорим о времени ее зарождения. Но, судя по тому, насколько популярна кооперация в мире сегодня, правильнее будет говорить, что кооперация - экономика людей, умеющих считать деньги, экономика рачительных хозяев. Выше перечисленные аспекты предопределили актуальность выбранной темы.

     Для выполнения социальной миссии и задач, предусмотренных Законом "О потребительской кооперации... ", потребительским обществам и их союзам (некоммерческим организациям) разрешено заниматься коммерческой деятельностью. Коммерческая деятельность потребительской кооперации тесно связана со становлением и развитием рыночной экономики. Организации потребительской кооперации осуществляют многоотраслевую хозяйственную деятельность. Основными отраслями хозяйственной деятельности потребительской кооперации являются торговля, общественное питание, заготовки, промышленность и предоставление услуг. Наряду с основными отраслями деятельности организации потребительской кооперации занимаются строительством, содержат транспортное хозяйство, осуществляют сельскохозяйственную деятельность (растениеводство, животноводство), звероводство и рыболовство, и другую деятельность. Потребительская кооперация осуществляет деятельность в сферах производства и товарного обращения. Она занимается производством продовольственных и других товаров народного потребления, обеспечивая собственные товарные ресурсы для торговой деятельности. Торговля, общественное питание, заготовки, непосредственно относящиеся к сфере товарного обращения, играют важную роль в развитии местных рынков регионов. Потребительская кооперация свою многоотраслевую деятельность осуществляет в основном в сельской местности и поэтому тесно связана с предприятиями отраслей агропромышленного комплекса (АПК): сельского хозяйства, промышленности, заготовок, транспорта, торговли и др.

Переход к рынку обострил ситуацию в стране по обеспечению сельского населения  товарами. Потребительская кооперация как сельская торговая система призвана участвовать в решении общегосударственной  задачи по стабилизации и развитию сельского потребительского рынка. Особое значение в условиях сокращения продовольственных ресурсов и снижения реальных доходов населения приобретает проблема по обеспечению населения продовольствием. Потребительская кооперация традиционно участвует в решении этой проблемы через торговлю продовольственными товарами, общественное питание, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья для промышленности, производство продовольственных товаров, сельское хозяйство и другую деятельность. Для реализации разнообразной социально-экономической деятельности потребительская кооперация располагает многочисленными предприятиями, формирующими социальную и производственную инфраструктуру села. Таким образом, осуществляя хозяйственную многоотраслевую деятельность, потребительская кооперация способствует развитию сельского потребительского рынка, решению продовольственной и других проблем, а также вносит значительный вклад в развитие инфраструктуры сельских территорий. Развивая на селе свою многоплановую хозяйственную деятельность, потребительская кооперация способствует повышению уровня занятости и доходов сельского населения.

     К началу реформ потребительская кооперация являлась весомым работодателем на селе. В 1990 году в системе Центросоюза Российской Федерации было занято более 1,5 млн. постоянных работников, из которых почти 2/3 трудились на предприятиях торговли и общественного питания. Вследствие сокращения объёмов хозяйственной деятельности, а также развития таких прогрессивных процессов, как сокращение управленческого аппарата, совершенствование организации и оплаты труда работников, внедрение информационных технологий, среднесписочная численность работников потребительской кооперации сократилась в 3,5 раза и на начало 2002 г. составила 425,2 тыс. человек, из которых в торговле и общественном питании занято 44,5%. За 2002-2005 гг. в системе Центросоюза России было создано 58742 рабочих мест (31 в среднем на районах), в том числе по одной с лишним тысяче рабочих мест в Брянском, Владимирском, Смоленском, Тверском, Новгородском, Ставропольском, Татарском, Удмуртском, Кировском, Чувашском, Псковском, Нижегородском, Краснодарском, Ростовском, Кабардино-Балкарском потребсоюзах, 2904 рабочих мест - в организациях Башпотребсоюза. В 2005г. было введено 20,1 тыс. новых рабочих мест, что на 19,6% больше по сравнению с 2000г., на вновь созданные рабочие места принято 19 тыс. человек. Среди принятых на работу в кооперативные организации 10-15% составляют ранее уволенные работники потребительской кооперации, остальные - это или молодежь, только вступившая в трудовую жизнь, или лица, потерявшие работу в сельскохозяйственных и других предприятия, организациях и учреждениях. При приёме на работу преимущество отдается наиболее социально уязвимым слоям населения: женщинам, молодёжи до 30 лет, инвалидам и пенсионерам. Помимо лиц, принятых на работу на вновь созданные рабочие места, в 2005г.38,8 тыс. человек было привлечено в организации потребительской кооперации на временную и сезонную работу, 7,5 тыс. человек - привлечено на работу на условиях неполного рабочего дня. Всего в 2005 году было дополнительно привлечено на работу в системе Центросоюза России 64,7 тыс. человек (больше, чем в прошлом году, на 4,3%), в том числе 32,2 тыс. человек в сельской местности (больше на 4,7%)

     Торговля - наиболее крупная отрасль деятельности потребительской кооперации, в которой используется значительная часть экономических ресурсов и занято две трети общей численности работников системы. Оптовую торговлю в основном осуществляют союзы потребительских обществ через свои межрайонные и другие оптовые базы. Через розничную торговлю производится конечная продажа магазинами и предприятиями общественного питания преимущественно товаров народного потребления, как индивидуальным потребителям, так и коллективным. Почти все кооперативные магазины отпускают товары в долг. Суммарная величина долга сельских жителей организациям потребительской кооперации составила в 2005 году 4,5 млрд. руб. в долг без взимания процентов отпускаются товары больницам, домам престарелых и инвалидов. Задолженность бюджетных организаций потребительской кооперации составила в 2005 году 279,4 млн. руб. Торговое обслуживание жителей малых и отдалённых сельских поселений осуществляется, практически, только организациями потребительской кооперации, которые от этой деятельности несут убытки. В 2005 году содержание планово-убыточных торговых точек обошлось кооператорам в 724,6 млн. руб. Многодетным малообеспеченным семьям, престарелым, инвалидам из числа пайщиков в ряде районов кооператоры продают товары и оказывают бытовые услуги по сниженным ценам, на льготной основе помогают в доставке топлива, строительных материалов, ведении приусадебного хозяйства. Общая сумма льгот по социальной поддержке пайщиков в 2005 году составила 2497,1 млн. руб. Таким образом, торговля имеет важное значение в рыночной экономике и в экономике потребительской кооперации:

-торговля выступает посредником между производством и потреблением;

-торговлю осуществляют организации разных организационно-правовых форм, в том числе потребительские общества и их союзы, составляющие систему потребительской кооперации;

-торговля выполняет различные функции, направленные на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах;

-торговля является основной отраслью хозяйственной деятельности потребительской кооперации.

Потребительская кооперация является крупной универсальной  заготовительной системой. Она занимается закупкой более 60 различных видов  сельскохозяйственных продуктов и  сырья. К ним относятся:

-продукты растениеводства: картофель, овощи, плоды, сахар, масло растительное, зерно;

-продукты животноводства: молоко, мясо, яйца;

-животноводческое сырье: шерсть, кожа, пушнина;

-дикорастущая продукция: ягоды, грибы, орехи;

-лекарственно-техническое сырье: лекарственные травы, семена подсолнечника и другое сырье.

     Организации потребительской кооперации (потребительские общества и потребительские союзы) закупают сельскохозяйственную продукцию у сельскохозяйственных предприятий (колхозов, совхозов, кооперативов, акционерных обществ и товариществ), крестьянских (фермерских) хозяйств и у хозяйств населения (личные подсобные хозяйства граждан). Хозяйства населения производят более 50% всей сельскохозяйственной продукции, производимой в стране.

     Потребительская кооперация для выполнения своей социальной миссии и задач, предусмотренных Законом "О потребительской кооперации... ", занимается коммерческой деятельностью. Потребительская кооперация осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность. Хозяйственная деятельность потребительской кооперации оказывает существенное влияние на развитие сельского потребительского рынка, на обеспечение населения продовольствием, на развитие инфраструктуры села. Потребительская кооперация своим содержанием, организационно-правовой формой и функциональным назначением призвана играть важную роль в социально-экономических процессах российского общества и проводимых им реформах на основе использования всех своих потенциальных возможностей для решения экономических задач и выполнения возложенной на нее социальной миссии по защите, поддержке и оказанию помощи, нуждающимся слоям населения.

     Поэтому можно сделать вывод, что в настоящий период российская потребительская кооперация в достаточной степени автономна и независима. Но к тому времени, когда экономическая обстановка в России стабилизируется и потребительская кооперация утратит свою первостепенную роль в социальной политике государства, она должна стать экономически независимой от государственной поддержки (в том смысле, как это понимается в современных кооперативах развитых стран). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 9. Показатели объемов закупок и реализации сельскохозяйственной продукции и их формирование. 
 

     Сельскохозяйственные  предприятия основную массу произведенной  продукции реализуют. Они реализуют  также выполненные на сторону  услуги и работы своих вспомогательных, обслуживающих производств.

     При решении проблемы финансовой стабильности, улучшения платежеспособности предприятий  АПК (агропромышленного комплекса) главным является создание условий для беспрепятственного выгодного сбыта продукции. Органы государственной власти стимулируют формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим законодательством. Однако устанавливаются объемы поставок и закупок и для государственных нужд.

       Правительство устанавливает гарантированные  закупочные цены. Определяющее влияние на развитие полного хозяйственного расчета в сельскохозяйственном производстве оказывают государственные закупочные цены, по которым реализуется продукция сельскохозяйственных предприятий.

     Закупочные  цены в современных условиях призваны отражать в денежной форме общественно  необходимые затраты на производство соответствующей продукции. Цены включают в себя все те элементы, которыми характеризуется внутреннее содержание стоимости.

     Закупочные  цены призваны возместить общественные издержки производства, содержать определенное количество прибавочного продукта. Дифференцируются они в зависимости от зон, в  которых производится сельскохозяйственная продукция. Заготовительные организации  закупают по закупочным ценам сельскохозяйственных предприятий, в том числе и  от приусадебных участков колхозников, рабочих и служащих.

     Выравнивание  денежных доходов сельскохозяйственных предприятий, находящихся в различных  природно-экономических районах  страны, зависит от уровня закупочных цен, которые должны соответствовать  зональным затратам на производство сельскохозяйственной продукции.

     Исследование  продажи овощных культур за 2007–2010 годы показало, что в 2007 году уровень продаж был ниже, чем в 2010. (табл. 1). 

     Таблица 1

     
Наименование продукции 2007 2008 2009 2010
1 Томаты 100 215 120258 126271 139213
2 Огурцы 208113 250621 276310 290125
3 Петрушка 1873 2248 2478 2602
4 Лук 3263 3916 4317 4533
5 Салат 1958 2350 2590 2720
6 Укроп 1044 1253 1382 1451

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"