Роль золота в современной мировой валютной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:38, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы предложить меры по совершенствованию использования золота как эффективного инструмента мировой экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МИРОВОГО РЫНКА ЗОЛОТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИКИ
1.1 Трансформация функций золота в мировой экономике
1.2 Методы исследования влияния мирового рынка золота на национальные экономики
1.3 Анализ коңюнктуры мирового рынка золота
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА НА МИРОВОМ РЫНКЕ ЗОЛОТА И МЕСТО РОССИИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Факторы, определяющие формирование совокупного спроса на золото
2.2 Динамика совокупного спроса на золото и тенденции его развития
2.3 Роль России в формировании совокупного спроса на мировом рынке золота
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ РАСШИРЕНИЯ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ЗОЛОТА И МЕСТО РОССИИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
3.1 Анализ совокупного предложения золота и тенденции его развития
3.2 Факторы, влияющие на формирование совокупного предложения золота
3.3 Россия в формировании совокупного предложения на мировом рынке золота
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

2.docx

— 419.46 Кб (Скачать)

С того момента, когда золото единолично утвердилось в роли всеобщего  эквивалента, выделившись из многообразия других товаров, сменилось не одно поколение  людей, но именно двойственная природа  золота как товара и как средства платежа предопределила его триумфальное шествие по всем континентам. В качестве драгоценностей с золотом могут  еще соревноваться алмазы и бриллианты; в качестве средства платежа до недавнего  времени у желтого металла  не было равных. С развитием человеческого  общества видоизменялись функции и  роль золота, но оно по-прежнему играет свою особенную роль в системе  экономических отношений.

Первое фундаментальное  рыночное свойство золота заключается  в том, что движение экономического цикла в золотодобывающей промышленности осуществляется в направлении, противоположном  направлению развития экономики. За счет этого золото в периоды падения  валютных курсов становится альтернативой  вложений в мировую валюту и используется населением в качестве средства тезаврации, а на финансовых рынках в качестве хеджирующего актива. Вызываемое этими  процессами подорожание золота является зеркальным отражением изменения ситуации на мировом валютном рынке, характеризующейся  падением курса базовых валют.

При анализе практики функционирования мирового рынка золота, выявлено, что  на протяжении длительного времени  существует устойчивая повышательная  тенденция цены золота. Рассматривая данные по цене золота за тройскую унцию  за период с 1989 по 2007 гг., необходимо отметить, что, несмотря на отдельные скачки цены в отдельные периоды, в целом  цена постепенно растет

 
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА НА МИРОВОМ РЫНКЕ ЗОЛОТА И МЕСТО  РОССИИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ   2.1 Факторы, определяющие формирование совокупного спроса на золото

Основным потребителем наличного  золота является ювелирная промышленность, спрос в которой в значительной степени определяется ценой золота: чем ниже цена, тем выше спрос. Но эта закономерность действует в периоды мирового экономического подъема, а в периоды спада спрос в ювелирной промышленности уменьшается и при относительно низких ценах.

Несмотря на разнородную  ценовую коңюнктуру международного рынка золота, доминирующей тенденцией последних двух десятилетий XX в. являлся  устойчивый объем потребления желтого  металла. Этого мнения придерживается А. Э. Абалов, выделяя в качестве важнейшей  характеристики рынка золота расширение физической емкости мирового рынка  золота. Как показывают данные, за период с 2002 по 2006 гг. спрос по ювелирной  промышленности практически не изменялся, отмечена лишь небольшая повышательная  тенденция (к концу анализируемого периода прирост всего лишь 6,0%). Однако на 15% увеличился спрос со стороны  чистых инвестиций в розницу и  промышленность (6,9%). Это является фактом, свидетельствующим о перераспределении  золота.[30]

Но это касается спроса на золота только в тоннах, тогда  как в стоимостном измерении  ситуация более ярко выражена: увеличение спроса произошло в 2004 г. в среднем  на 20-21%. Особенно это коснулось чистых инвестиций в розницу и промышленности. Стоимость унции золота с 2003 по 2004 гг. выросла на 12%, что достаточно ощутимо для потребителей на рынке  золота.

Причем, если до середины 1980-х  гг. основными потребителями золота были развитые страны, то, начиная с  конца 1980-х гг., рост спроса на золото обеспечивался, прежде всего, за счет роста  потребления золота в странах  третьего мира. На сегодняшний день именно развивающиеся страны являются главными потребителями физического  золота.

Тем самым, можно сказать, что с географической точки зрения основное потребление золота последние  годы перешло с Запада (США и  Европа) на Восток (Азия) (таблица 3).

Таблица 3

Ведущие страны-потребители  золота, т.[31]

1986

1990

1994

1999

2004

Италия

107,0

Италия

253,0

Италия

381,0

Италия

446,0

Индия

644,0

США

59,1

Индия

173,4

Индия

238,6

Индия

400,6

Италия

511,0

Индия

50,0

США

111,1

Турция

130,9

Китай

204,0

США

178,2

ФРГ

32,0

Турция

75,4

США

126,6

Саудовская

153,1

Китай

166,0

Япония

28,6

Япония

60,7

Япония

109,5

США

148,3

Саудовская

149,2

Бразилия

19,5

Саудовская

44,0

Тайвань

95,0

Индонезия

133,0

Индонезия

126,0

Испания

18,0

Египет

42,5

Таиланд

85,5

Турция

110,4

Турция

115,0

Египет

17,0

Индонезия

40,0

Индонезия

83,9

Тайвань

102,0

Египет

114,3

Индонезия

15,0

Тайвань

31,0

Гонконг

69,1

Гонконг

82,0

Малайзия

68,0

Швейцария

14,7

ФРГ

29,5

ФРГ

49,8

Япония

78,0

Тайвань

63,0


Нетрудно подсчитать, что  за последние два десятилетия XX в. спрос на металл в ведущих странах  вырос примерно на 50%, тогда как  в развивающихся странах этот показатель исчисляется сотнями  процентов. Таким образом, на долю стран  третьего мира приходится сегодня почти  две трети мирового спроса на физический металл.

Складывается следующая  ситуация: золотодобытчики, поставляя  основные объемы золота на мировой  рынок, обладают сравнительно малыми возможностями  влиять на цену товара чисто экономическими методами - изменением объемов предложения  при изменениях цен. Им остается два  пути. Первый из них - воздействовать на политику международных банков с  целью снижения и упорядочения последними объемов регулярных продаж золота. Второй - приспосабливаться к большим  колебаниям цен, уметь так снижать  удельные издержки в периоды падения  цен, чтобы и в этих условиях обеспечить рентабельность производства.

Основными продуцентами золота в последние годы являются ЮАР, США, Китай, Австралия, Перу, Россия, Индонезия  и Канада. На эти страны приходится более двух третей добываемого в  мире золота. За 13 лет производство золота выросло в Перу почти на 850%, в Индонезии - на 368%, в Китае - на 180%, в Мексике - более чем на 100%. В то же время в ЮАР, которая  традиционно считалась основным производителем желтого металла  в мире, производство за этот период сократилось почти на половину.

В 2007 году Китай стал главным  мировым производителем золота, отобрав  первенство у Южной Африканской  республики. Китайское производство золота увеличилось в 2007 году на 12% по сравнению с 2006 годом и достигло рекордной величины – 272 тонны. [32]

Британская консалтинговая компания Gold Fields Mineral Services (GFMS) на днях опубликовала обзор, посвященный итогам мирового производства золота в 2007 году. Эксперты компании утверждают, что по итогам прошлого года Китай по объемам добычи этого драгметалла обогнал многолетнего лидера отрасли — Южно-Африканскую  Республику. По данным GFMS, в 2007 году ЮАР  снизила производство золота на 8%, до 272 т, тогда как Китай, напротив, увеличил на 12%, до 276 т. Эти цифры превзошли  ожидания самих аналитиков GFMS: в  своем обзоре в середине 2007 года они отмечали, что Китай сможет стать лидером мировой золотодобычи лишь через пять лет. По итогам 2006 года Поднебесная с показателем в 240 т занимала в мировой табели о  рангах всего лишь третью строчку  — после ЮАР (275 т) и США (260 т).

Стоит отметить, что ЮАР  держала пальму первенства более  ста лет — с 1905 года. Пик золотодобычи в этой стране пришелся на 1970 год, когда  была произведена 1000 т драгметалла. Между тем в последние годы республика существенно снижает  добычу золота. Виной тому стало  прежде всего истощение запасов  драгметалла.

Между тем сами китайцы  пока не спешат примерять на себя «желтую  майку лидера». По их данным, в стране в 2007 году было произведено 270,5 т золота (+12,7%), что на 5,5 т меньше, чем насчитала GFMS. Впрочем, как пояснил РБК daily глава  российского Союза золотопромышленников Валерий Брайко, экспертам очень  сложно отслеживать показатели по добыче золота в Китае. Дело в том, что  ощутимые объемы драгметалла не проходят через банки и не учитываются  госстатистикой. В этой ситуации вполне логично, что цифры разных источников могут существенно различаться. При этом эксперт не исключил, что  аналитики GFMS могут оказаться правы: ЮАР уже несколько лет снижает  добычу золота, тогда как Китай, напротив, двигается семимильными шагами.[33]

ЮАР не единственная страна, где падает производство золота. По словам председателя совета директоров GFMS Филипа Клапвийка, добыча золота в  мире в 2007 году упала на 1%, до 2444 т, в  том числе за счет падения производства в США и Австралии. При этом в период с 2000 по 2007 год мировое  производство золота снизилось уже  на 6,7%, тогда как цены на драгметалл выросли с 270 долл. до более чем 850 долл. за унцию.

Причину географических сдвигов  в потреблении золота следует  искать в изменившейся структуре  потребления металла. Раньше на первый план выходила функция золота как  финансового актива, что, в свою очередь, обеспечивало металлу значительный спрос со стороны профессиональных инвесторов, концентрировавшихся в  промышленно развитых странах. Со временем инвестиционный спрос на золото уменьшился. Сейчас большая часть металла  находит свое потребление в различных  отраслях промышленности, соответственно, эта составляющая потребления золота носит название промышленного (фабрикационного) спроса.

Анализ тенденций в  сфере спроса на золото со всей очевидностью показывает, что главным потребителем металла является ювелирная промышленность - одна из наиболее стабильно развивающихся  отраслей мировой экономики. В начале 1980-х гг. ювелирное производство получило мощный импульс для развития благодаря увеличению емкости мирового рынка, снижением цен на золото и  ростом благосостояния потенциальных  покупателей. С 1981 по 2000 гг. потребление  золота в данном секторе увеличилось  с 1200 до 3204 т. При этом надо отметить, что за этот период на рынке золота сменилось несколько ценовых  циклов, т. е. периодическое увеличение цен практически не отражалось на общем объеме потребления ювелирной отраслью. Однако было бы неправильно говорить об отсутствии изменений в данном секторе использования золота. Общей тенденцией является опережающий рост потребления металла в ювелирной промышленности стран третьего мира, где золото доминирует при изготовлении украшений. Здесь необходимо выделить существенные различия между развитыми и развивающимися странами в мотивах спроса на ювелирную продукцию и факторах, его определяющих. В развитых странах при покупке ювелирных изделий на первый план выходит эстетический аспект; соответственно, главной ценностью является труд мастера-ювелира. В этой связи значительную часть спроса в таких странах предъявляют обеспеченные слои населения. Следовательно, основными факторами, формирующими платежеспособный спрос в указанном секторе, является общеэкономическая ситуация в стране (регионе), определяющая уровень благосостояния среднего класса и категории богатых граждан. Это, в свою очередь, влияет на такие показатели, как норма потребления и сбережения внутри страны.[34]

Совершенно иная ситуация складывается в развивающихся странах, где основной спрос концентрируется  на изделиях с минимальными затратами  ручного труда. Здесь на первый план выходят такие параметры как  вес украшения и проба использованного  золота. Связано это с тем, что  золотые украшения являются доминирующей формой хранения сбережений среди многочисленной группы крестьян и ремесленников. Как  правило, эта особенность усиливается  многовековыми местными традициями. Здесь уже наряду с уровнем  доходов населения немалое влияние  оказывает и ценовая коңюнктура рынка золота.

Схожие тенденции наблюдаются  и среди производителей ювелирных  украшений. Если в начале 1980-х гг. мировую табель о рангах производителей ювелирной продукции возглавляли  развитые страны, то к концу XX в. ситуация резко изменилась: первенство перешло  к развивающимся странам, расположенным, прежде всего, на Азиатском континенте.

В развивающихся странах  ювелирная отрасль совершила  гигантский скачок в своем развитии. Бурные всплески объемов производства были характерны для Индии, сумевшей к концу столетия опередить Италию — признанного лидера ювелирного производства; Турции, неотъемлемой частью экономики которой являются высокие  темпы инфляции; Китая, где потребление  золота увеличилось в силу либерализации  внутреннего рынка драгоценных  металлов. О популярности золота в  Китае свидетельствует тот факт, что в 1999 г. во время экспериментальной  продажи золотых слитков в  Шанхае (впервые с момента образования  КНР) население раскупило металл в считанные часы.

Большой популярностью ювелирные  изделия пользуются в странах  Ближнего Востока, среди которых  лидерами по потреблению ювелирной  продукции являются богатые государства  Персидского залива. Помимо достаточно высокого уровня жизни в данных странах, на обороты местных рынков золота влияет и значительный объем покупок  туристами. Именно через центры торговли золотом (Дубай, Стамбул) металл проникает  далее по Азиатскому континенту, в  т. ч. в Индию. О том, какое значение придается рынку ювелирных изделий  в регионе, говорит хотя бы тот  факт, что уже в 2001 г. в Дубаи  была открыта первая очередь «парка золота и бриллиантов» —свободной экономической зоны, где размещены  примерно 650 компаний, занятых торговлей  драгоценными металлами и камнями, а также изделиями из них. При  этом в зоне разрешено открытие фирм со 100-процентным иностранным капиталом, которые будут освобождены от уплаты налогов.

Постепенно растет популярность ювелирных изделий и на Дальнем  Востоке. Помимо уже упоминавшегося Китая, стремительный рост потребления  золота в данном секторе был зафиксирован в таких странах как Южная  Корея, Малайзия. Указанную тенденцию  не смог переломить даже кризис в 1997—1998 гг.: уже в 1999 г. ювелирная промышленность многих «азиатских тигров» сумела преодолеть докризисный уровень производства[35].

Информация о работе Роль золота в современной мировой валютной системе