Роль ЮНКТАД

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

В начале XXI века в условиях, когда процессы интернационализации, нараставшие во второй половине XX века, вышли на качественно новый этап своего развития, изменяется роль и содержание деятельности международных экономических организаций. Результатом усиления процессов глобализации, либерализации мировой экономики, распространения научно-технического прогресса и информационной революции становится изменение характера международных экономических отношений, возникает необходимость выработки новых подходов к их регулированию. Усложнение мирохозяйственных связей ставит новые задачи в области социально-экономического развития

Файлы: 1 файл

Роль ЮНКТАД.docx

— 53.89 Кб (Скачать)

 

ВЕДЕНИЕ

 

В начале XXI века в условиях, когда  процессы интернационализации, нараставшие во второй половине XX века, вышли на качественно новый этап своего развития, изменяется роль и содержание деятельности международных экономических организаций. Результатом усиления процессов глобализации, либерализации мировой экономики, распространения научно-технического прогресса и информационной революции становится изменение характера международных экономических отношений, возникает необходимость выработки новых подходов к их регулированию. Усложнение мирохозяйственных связей ставит новые задачи в области социально-экономического развития, как перед самими государствами, так и перед международными организациями. Достижение устойчивого развития мировой экономики с учетом интересов различных субъектов международных отношений требует согласованных действий мирового сообщества и повышения роли международных организаций, в первую очередь Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Во-первых, полномочия Конференции  ООН по торговле и развитию обхватывают широкий круг задач: в соответствии с мандатом ЮНКТАД призвана решать вопросы экономического развития, международной торговли, инвестиций и технологий, содействовать процессу интегрирования развивающихся государств в мировую экономику. Актуальность изучения практики работы Конференции ООН по торговле и развитию определяется необходимостью более углубленного исследования специфики деятельности международных организаций в условиях глобализации и нестабильности мировой экономики, возможностью использования опыта ЮНКТАД для формирования концепции устойчивого развития мировой экономики.

Во-вторых, перед международными организациями  остро стоит задача реорганизации системы управления, повышения эффективности деятельности, создания гибкой внутренней структуры, оперативно реагирующей на стремительные изменения, происходящие во внешней среде. В процессе осуществления своих функций Конференции ООН по торговле и развитию также приходится приспосабливаться к новым условиям. Изучение влияния процессов глобализации мировой экономики на функционирование ЮНКТАД представляет собой актуальную научную проблему, недостаточно изученную современной экономической наукой.

В-третьих, деятельность международных  организаций, активно участвующих  в регулировании мировой экономики, формирует условия осуществления  внутренней политики национальных государств, в том числе Российской Федерации. В связи с этим изучение опыта  функционирования ЮНКТАД имеет важное практическое значение для выработки  стратегии развития российской экономики  и направлений участия России в деятельности международных экономических  организаций.

Учитывая растущее влияние международных  организаций на глобальные экономические  процессы при усилении региональных интеграционных процессов актуальным вопросом становится проведение анализа современного состояния ЮНКТАД для выявления основных проблем ее функционирования и разработки стратегий развития на долгосрочную перспективу.

 

 

 

 

 

 

  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ (ЮНКТАД)

 

В 1964 году в Женеве под эгидой Организации Объединенных Наций состоялась крупнейшая в истории международная экономическая конференция — Конференция ООН по торговле и развитию, в работе которой приняло участие 119 государств всего мира — рекордное число государств, когда-либо до этого представленных на международном форуме. Конференция явилась событием огромного значения по своим целям, задачам и составу, ознаменовав собой начало новой эпохи в международных экономических отношениях, эпохи развернутой борьбы за ликвидацию дискриминационных и колониалистских порядков, насаждаемых империалистическими странами в мировой торговле, за нормализацию и правовое урегулирование этой торговли на основе новых справедливых принципов.

На Женевской конференции была достигнута закрепленная впоследствии решением Генеральной Ассамблеи ООН договоренность о создании постоянного международного учреждения под тем же названием — Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Это—наиболее представительное международное экономическое учреждение, с разветвленной системой органов, ведет интенсивную работу в области урегулирования комплекса проблем международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития. В 1968 году в Дели состоялась вторая Конференция ООН по торговле и развитию, где участвовало еще большее, чем в Женеве, число государств.

Итогами деятельности Организации Объединенных Наций в экономической области одним из важнейших могут быть признаны упомянутые две Конференции, состоявшиеся в 1964 и 1968 гг. Каковы же причины возникновения ЮНКТАД, в чем заключается ее столь большое значение и каковы ее главные достижения?

Основой возникновения ЮНКТАД следует признать объективные условия современной международной жизни, важнейшей чертой которой является экономическое соревнование государств двух социально-экономических систем. Первым определяющим фактором возникновения ЮНКТАД является образование мировой социалистической системы наряду с продолжающей существовать капиталистической системой и вытекающая из этого необходимость урегулирования взаимных экономических связей между этими двумя системами в условиях мирного сосуществования.

Вторым по своему историческому  значению событием после образования  мировой системы социализма и  вторым важным фактором возникновения ЮНКТАД явилось крушение в послевоенные годы колониальной системы и создание новых суверенных государств в Азии, Африке и Латинской Америке. Вопрос о путях развития молодых национальных государств стал одним из злободневных в мировой политике, вокруг этой проблемы ведется острая классовая борьба как внутри самих развивающихся стран, так и на мировой арене. И если в эпоху становления политической независимости развивающихся стран в международной сфере на первом плане стояли политические и дипломатические проблемы, то в настоящее время важнейшее значение приобрели вопросы международных экономических взаимоотношений, отражающие борьбу развивающихся стран за свою экономическую независимость.

В связи с выдвижением на передний план международной жизни проблем  экономических отношений первостепенное значение приобретают вопросы урегулирования международной торговли, как наиболее универсального и эффективного средства развития экономических взаимосвязей между странами. Торговля стала важнейшим фактором мирного сосуществования. Из этого вытекает, что международное право должно во все большей мере ориентироваться на проблемы международного торгового и экономического сотрудничества.

С отмеченными выше особенностями  развития современных международных  отношений связан характерный для послевоенного времени бурный рост числа разнообразных, в частности экономических, международных организаций. И создание в 1964 году ЮНКТАД, призванной рассматривать вопросы, возникающие на путях торгово-экономической борьбы и сотрудничества государств разных уровней развития и различных социально-экономических систем, наглядно продемонстрировало все возрастающий интерес к международным экономическим проблемам.

Политическое и экономическое  урегулирование проблем международной  торговли и развития в рамках ЮНКТАД неизбежно тесно взаимосвязывается с правовым урегулированием этих проблем. Основной вклад Конференции ООН по торговле и развитию в правовое урегулирование международной торговли состоит, во-первых, в том что Конференция приняла основополагающие принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию, а также ряд других рекомендаций, которые в совокупности представляют собой важное значение для развития современной международно-правовой концепции экономических отношений. Во-вторых, в лице постоянной ЮНКТАД возникло новое международное учреждение всемирного масштаба по урегулированию проблем торговли и развития, учреждение, обладающее некоторыми совершенно новыми свойствами. Создание ЮНКТАД означало собой расширение поля применения международного права в части использования заложенных в Уставе ООН организационных возможностей в сфере экономических и социальных вопросов.

 

  1. ЗНАЧЕНИЕ ЮНКТАД В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

 

    1. Сущность и организационная структура ЮНКТАД

 

Орган ООН, учрежденный в  соответствии с резолюцией 19-й сессии Генеральной ассамблеи ООН от 30 декабря 1964 г. для содействия международной  торговле и экономическому развитию и призванный служить центром  согласования политики правительств и  региональных экономических группировок  в торговле и связанных с ней  аспектах экономического развития, содействовать  координации деятельности других учреждений ООН по международный торговле. В  деятельности ЮНКТАД участвует 191 страна, в том числе Россия. Штаб-квартира - в Женеве, отделение связи - в  Нью-Йорке.

Конференция ЮНКТАД — высший руководящий орган. Сессии конференции проводятся раз в четыре года на уровне министров для определения главных направлений работы.

Совет по торговле и развитию — исполнительный орган, обеспечивающий непрерывность работы в период между сессиями. Рабочие группы по среднесрочному планированию и финансированию программ. Объединенная консультативная группа по вопросам деятельности Международного торгового центра ЮНКТАД — ВТО.

Постоянные комитеты и временные рабочие группы. Было создано четыре постоянных комитета: по сырьевым товарам; по снижению уровня нищеты; по экономическому сотрудничеству между развитыми странами; по развитию секторов услуг, а также специальный комитет по преференциям и межправительственная группа экспертов по ограничительной деловой практике.

Секретариат является частью Секретариата ООН. В его состав входят службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары, международная торговля, развитие услуг и эффективность торговли, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, глобальная взаимозависимость, транснациональные корпорации и инвестиции, наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ) и объединенные подразделения, работающие с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Под эгидой ЮНКТАД заключен ряд международных  товарных соглашений, созданы исследовательские  группы по сырьевым товарам с участием стран-производителей и стран-потребителей, учрежден Общий фонд для сырьевых товаров, подписаны десятки конвенций  и соглашений.

С 14 по 18 июля 2004 г. в Сан-Пауло (Бразилия) проходила ХI сессия Конференции  ЮНКТАД — «Повышение согласованности  между национальными стратегиями  и глобальными экономическими процессами в целях экономического роста, в частности, развивающихся стран». Развивающиеся страны показали свое стремление к полноценному участию в международной торговле, опоре на собственные силы, в том числе за счет расширения торговли по линии Юг — Юг. Консолидация по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, используемых развитыми странами, позволила «Группе 77» высказать их совместную позицию на 6-й Конференции ВТО. В ЮНКТАД используется групповой принцип работы: государства-члены разделены на группы по социально-экономическому и географическому принципу. Развивающиеся страны объединены в «Группу 77». В итоге ХI сессии был принят документ — «Консенсус Сан-Пауло», направленный на содействие адаптации национальных стратегий развития к условиям глобализации и укрепления потенциала развивающихся стран. Было объявлено о начале 3-го раунда торговых переговоров под эгидой ЮНКТАД в рамках Глобальной системы торговых преференций (ГСТП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно-развитыми странами (ПРС) в торговле с развивающимися странами на невзаимной основе, т. е. без требования встречных торгово-политических уступок. На практике многие промышленно-развитые страны добились разнообразных изъятий (исключений) из своих схем преференций. Тем не менее, Глобальная система торговых преференций содействует расширению экспорта обработанной продукции из экономически слабых государств.

Главный руководящий орган Конференции - Сессия ЮНКТАД, которая созывается не реже 1 раза в три года. В период между сессиями руководящие функции  Конференции выполняет Совет  по торговле и развитию, который  собирается два раза в год. Ежегодно Совет представляет Генеральной  Ассамблее ООН доклад о своей  деятельности. В рамках Совета действуют  различные постоянные комитеты и  рабочие группы, которые занимаются подготовкой исследований и рекомендаций Совету в различных областях. Действуют  три постоянные комиссии:

Комиссия по торговле товарами и услугами;

Комиссия по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам;

Комиссия по предпринимательству, содействию бизнесу и развитию.

В работе комитетов Совета могут  участвовать любые государства-члены  ЮНКТАД, представившие заявление  о своем желании быть членом конкретного  вспомогательного органа. Работа в  Комиссиях ведется в экспертных группах, в которых участвуют  компетентные технические специалисты  разных стран по определенным вопросам.

Информация о работе Роль ЮНКТАД