Роль ЮНКТАД

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

В начале XXI века в условиях, когда процессы интернационализации, нараставшие во второй половине XX века, вышли на качественно новый этап своего развития, изменяется роль и содержание деятельности международных экономических организаций. Результатом усиления процессов глобализации, либерализации мировой экономики, распространения научно-технического прогресса и информационной революции становится изменение характера международных экономических отношений, возникает необходимость выработки новых подходов к их регулированию. Усложнение мирохозяйственных связей ставит новые задачи в области социально-экономического развития

Файлы: 1 файл

Роль ЮНКТАД.docx

— 53.89 Кб (Скачать)

• укрепление человеческого и институционального потенциала развивающихся стран  для улучшения условий их развития;

• расширение возможностей участия этих стран  в мировой экономике, в частности, в международной торговле, финансовой и инвестиционной деятельности;

• оказание помощи развивающимся странам в  решении их международных проблем;

• укрепление возможностей этих стран участвовать  в переговорах по вопросам международной  торговли, финансов и инвестиций.

Финансирование  технического сотрудничества осуществляется за счет средств:

• ПРООН;

• Европейской  комиссии;

• группы Всемирного банка;

• Межамериканского банка развития;

• фондов по финансированию развития;

• отдельных  стран-доноров;

• стран-бенефициаров, т.е. самих развивающихся стран.

 

  1. ОТНОШЕНИЯ ЮНКТАД С РОССИЕЙ

 

В свое время Советский Союз участвовал в деле создания ЮНКТАД, предложив  включить в повестку дня 17-й сессии ГА ООН пункт "О созыве международной  конференции по проблемам торговли". Затем на 26-й сессии ЭКОСОС Советский  Союз представил свои предложения об организационно-правовых принципах  такой организации. Генеральная  Ассамблея в соответствии с резолюцией от 8 декабря 1964 г. созвала 23 марта - 15 июня 1964 г. Конференцию ООН по торговле и развитию, учредив затем 30 декабря 1964 г. ЮНКТАД в качестве органа Генеральной  Ассамблеи. Роль России в решении  проблем, которыми занимается эта организация  и сейчас весьма конструктивна. Состоянию  экономики России экспертами ЮНКТАД неизменно уделяется самое пристальное  внимание. Одним из главных направлений  деятельности ЮНКТАД является обеспечение  справедливых и стабильных цен на сырьевые товары развивающихся стран  и улучшение доступа этих товаров  на рынки промышленно развитых государств. С 1 января 1993 г. Россия включена в список стран-бенефициаров Всеобщей системы  преференций Европейского сообщества, что стало проявлением готовности ЕЭС (ныне Европейского союза) открыть  свой рынок для российских товаров, своего рода ключом, который позволил бы России открыть двери на рынок  Европы. Следует отметить, что бенефициарами  ЕС признаются страны, зарегистрированные в ЮНКТАД как развивающиеся, зависимые  территории и прочие страны. Всеобщая система преференций является инструментом торговой политики, и ее цель состоит  в предоставлении развивающимся  странам таможенного тарифа, дающего  им преимущества по сравнению с развитыми  странами, обеспечивая экспортируемым ими товарам предпочтительный доступ на рынок Европейского союза. В ежегодном  докладе ЮНКТАД, опубликованном в  сентябре 1993 г. через два года после  начала реального процесса реформ в  странах Центральной и Восточной Европы, эксперты ЮНКТАД особое внимание авторы доклада уделили России в свете неудовлетворительных результатов "шоковой терапии". По мнению экспертов ЮНКТАД, в РФ, как и в других странах переходной экономики, государство призвано деятельно участвовать в преобразованиях. Одновременно эксперты ЮНКТАД высказались за выработку новой согласованной программы стран-кредиторов в отношении внешней задолженности России. Среди стран, возникших на пространстве бывшего СССР, Россия воспринимается как государство, экономические связи с котором, по меньшей мере, в течение нескольких лет, будут влиять на положение в экономике и остальных республик бывшего СССР. В свою очередь, ход реформ в России, а также ее политическая стабильность будут оказывать воздействие на положение во всем субрегионе. Содружество независимых государств /СНГ/ имеет в ЮНКТАД с 19 апреля 1994 г. статус наблюдателя. 5 мая 1994 г. между исполнительным секретариатом СНГ и секретариатом ЮНКТАД подписано соглашение о сотрудничестве, предусматривающее, в частности, обмен экономической информацией и техническое содействие. Россия также сотрудничает с ЮНКТАД в области регулирования конкуренции и развития предпринимательства в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике стран СНГ. Перспективным является достижение развитие проектов технического содействия в области конкурентной политики и защиты прав потребителей в странах СНГ.

На 8-ой сессии ЮНКТАД в г. Картахена (Колумбия, 1992 г.) была инициирована специальная  Программа по созданию "Центров  по вопросам торговли" - ЦВТ ("Trade Point"). Эти Центры призваны содействовать  вовлечению в международное разделение труда и международную торговлю новых субъектов (в первую очередь  малых и средних предприятий), способствовать повышению эффективности  мировой торговли. Основными задачами Центров являются информационное обеспечение  участников внешнеторговой деятельности, оказание помощи экспортерам и импортерам при выходе на зарубежные рынки, привлечение инвестиций для предприятий малого и среднего бизнеса, выполнение конкретных внешнеторговых операций, использование электронного обмена данными для сокращения документооборота при совершении и заключении сделок, упрощение торговых процедур с использованием современных стандартов передачи данных, в т.ч. стандартов ООН ЭДИФАКТ. (EDIFACT - Electronic Data Interchange For Administration, Commerce and Transport, - структурированный язык данных для описания фактически всех видов коммерческой деятельности, построенный на основе новейшей науки о бизнесе - информационной логистики).

На Всемирном симпозиуме ООН  по эффективности торговли (г. Колумбус, Огайо, США, 1994г.) были обсуждены итоги  работы Центров, которые к тому времени  были созданы уже в 60 странах, и  принято решение о создании Всемирной  сети ЦВТ- GTPNet (Global Trade Point Network), которая  объединила через глобальную сеть Интернет все Центры мира. Россия присоединилась к этой Программе в 1995г. и сделала  практические шаги по ее реализации. В  рамках Министерства экономического развития и торговли РФ на базе Государственного унитарного предприятия - Объединения "ИнформВЭС" создан пилотный Российский информационный центр по вопросам внешней  торговли (РЦВТ) в г. Москве. Также  создан пилотный региональный Санкт-Петербургский  Центр по вопросам торговли и развитию экспорта (СПб ЦВТ). Эти Центры стали  начальным звеном в формирующейся  российской сети ЦВТ.

Россия присоединилась к этой программе  в 1995 г. На базе "ИнформВЭС" создан Российский информационный Центр по вопросам внешней торговли (Russian National Trade Point-RNTP).

Российский информационный Центр  по вопросам внешней торговли (РЦВТ) - Russian National Trade Point (RNTP) осуществляет свою деятельность в системе Министерства экономического развития и торговли РФ, аккредитован в ООН/ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development) в качестве национальной организации, содействующей развитию торговли и внедрению международной  электронной коммерции, является членом Всемирной федерации Центров  по вопросам торговли - WTPF (World Trade Point Federation). Проект РЦВТ предусматривает создание сети информационно-процессинговых Центров  международной электронной коммерции  в субъектах Российской Федерации, которые позволят обеспечить внутреннюю и внешнюю кооперацию участников торговли в рамках единого информационного  пространства, децентрализацию информационного  обмена, снижение издержек и улучшение  условий международной торговли путем создания благоприятной информационной среды с использованием современных  телекоммуникационных и информационных технологий в формате стандартов электронного обмена данными EDI (Electronic Data Interchange).

РЦВТ проводит работу в рамках "Федеральной  целевой программы "Электронная  Россия" на 2002-2010 годы" и специальной  Программы по повышению эффективности  торговли (Special Programme for Trade Efficiency) ООН/ЮНКТАД.

РЦВТ - участник Федеральной программы  по поддержке малого и среднего бизнеса, участник внедрения Системы информационного  обеспечения малого предпринимательства (СИОМП) и Системы информационного  обеспечения внешнеторговой деятельности (СИО ВТД), соисполнитель российской части международного Проекта по обмену деловой и торговой информацией  с Минторгом США - BISNIS (Business Information Service for the Newly Independent States), участник Проекта  создания информационного пространства между странами СНГ и Балтии в  области развития торговли, проводимого по эгидой Международного торгового центра (International Trade Centre UNCTAD/WTO), РЦВТ - организатор и участник ряда международных конференций, семинаров по проблемам повышения эффективности торговли, российских и международных выставок, Первого всероссийского съезда представителей малых предприятий РФ (Москва, Кремль, 1996г.).

В 1997г. ЮНКТАД присвоил РЦВТ статус "Operational One".

РЦВТ - инициатор разработки "Концепции создания российской сети ЦВТ", поддержанной ЮНКТАД и  одобренной Координационным Советом  по внешнеэкономической деятельности при МВЭС (Министерство Внешних Экономических Связей) РФ, которая послужила основой для развития проекта в регионах и создания там Центров по вопросам торговли.

Распространение проекта ЦВТ в  субъектах Российской Федерации  привело к созданию в 1997 году некоммерческой организации - Межрегиональной Ассоциации Центров по вопросам торговли (ЦВТ-Ассоциации)-Interregional Russian Trade Point Association (RTP-Association) для координации  деятельности региональных ЦВТ, представления  и защиты интересов членов Ассоциации - участников Проекта ЮНКТАД.

На шестом и седьмом ежегодных  Всемирных совещаниях ЦВТ (World Trade Point Meeting) в ноябре 2000 и 2001г. в г. Женева (Швейцария) принято решение и  проведена конкретная работа по организации  Всемирной Федерации ЦВТ-World Trade Point Federation (WTPF), в которую РЦВТ вошел  на правах полноправного члена Федерации.

Семилетний опыт работы РЦВТ на рынке  информационных услуг позволил накопить опыт и сформировать информационные ресурсы, максимально отвечающие потребностям предпринимателя.

Российская сеть Центров по вопросам торговли является частью Всемирной  сети ЦВТ, объединяющей через компьютерную сеть Интернет Центры более чем в 190 странах мира. Это круглосуточно  действующие центры электронной  коммерции, которые объединяют физически  или виртуально фирмы, предоставляющие  информацию по вопросам внешнеторговой сделки, оказывающие экспортерам  и импортерам (в первую очередь  малым предприятиям) комплекс услуг  по выполнению внешнеторговых операций.

Проект входит в Федеральную  Программу по поддержке малого и  среднего бизнеса и обеспечивает внешнеторговую информационную поддержку  в рамках Системы информационного  обеспечения внешнеторговой деятельности (СИО ВТД) и Системы информационного  обеспечения малого предпринимательства (СИОМП).

Основные направления деятельности РЦВТ:

- содействие развитию международной  торговли и сотрудничества, сокращению  издержек торговли за счет  применения электронного обмена  данными и принципов электронной  коммерции;

- поиск партнеров по привлечению  зарубежных инвестиций в различные  производственные, строительные, информационные, телекоммуникационные и иные  проекты, особенно для предприятий  малого и среднего бизнеса;  содействие в привлечении инвестиций, реализации инвестиционных проектов  и программ;

- поддержка существующих и создаваемых  в рамках программы ЮНКТАД  российских региональных Центров  электронной коммерции; проектирование, создание и системная поддержка  информационных вычислительных  систем и сетей и их организационно-технической  инфраструктуры;

- содействие Министерству экономического  развития и торговли РФ и  другим органам федерального  и местного управления в реализации  российской программы ЦВТ;

- представление и защита интересов других российских ЦВТ в Российских органах управления и в международных организациях, конференциях, совещаниях, фондах и т.п.;

- осуществление постоянных контактов с ЮНКТАД и ее рабочими органами, ответственными за реализацию Программы ЦВТ;

- содействие осуществлению российскими ЦВТ единой информационно-технической и методической политики в соответствии с рекомендациями ЮНКТАД, всемирных и региональных конференций;

- информационно-консультационное обслуживание российских и иностранных участников внешнеэкономической деятельности по запросам, предоставление различных информационно-справочных материалов; обмен экономической, коммерческой, нормативно-правовой и справочной информацией;

- размещение коммерческих предложений во Всемирной сети Центров по вопросам торговли; продвижение информации о товарах и услугах с привлечением российских региональных представительств и Торговых Представительств за рубежом;

- мониторинг экспорта и импорта товаров и услуг, включая конъюнктуру цен и сведения об экспортерах и импортерах;

- консультации и профессиональное содействие на всех этапах подготовки внешнеторговой сделки;

- проведение маркетинговых исследований и подготовка аналитических обзоров по различным аспектам внешнеэкономической деятельности;

- создание и поддержка электронных представительств компаний в Интернет;

- проведение общественной экспертизы создаваемых Центров по вопросам торговли на предмет их соответствия положениям Программы ЮНКТАД;

- сотрудничество с ЮНКТАД по вопросам сертификации и присвоения статуса "Trade Point" вновь создающимся ЦВТ;

- участие РЦВТ и членов ЦВТ-Ассоциации в реализации российских и международных программ в сфере электронной коммерции; в федеральных и региональных программах, направленных на поддержку экспорта-импорта, малого и среднего бизнеса;

- содействие и участие в разработке стандартов, норм и юридической базы в области электронного обмена данными с поэтапным внедрением элементов электронной коммерции;

- организация и осуществление обучения и повышения квалификации персонала РЦВТ и членов ЦВТ-Ассоциации в России и за рубежом;

- сбор, обобщение, анализ и распространение опыта деятельности российских и зарубежных Центров по вопросам торговли.

В целях развития информационного  обеспечения внешней торговли создан на базе Агентства внешнеэкономических  связей и телекоммуникаций "INRADE" - Центр развития Российского информационного  центра по вопросам внешней торговли (Development Centre of RNTP), которым в рамках специальной программы SPTE UN/UNCTAD - Special Programme for Trade Efficiency поддерживается настоящий внешнеэкономический сервер "РОССИЯ - ЭКСПОРТ - ИМПОРТ".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Деятельность ЮНКТАД оказала существенное воздействие на всю многостороннюю систему регулирования международной  торговли. В частности, это обусловило осуществление модернизации ГАТТ. В  составе Генерального соглашения появилась  новая четвертая часть, где признается особая роль и особое место развивающихся  стран в международных экономических  отношениях. С деятельностью ЮНКТАД связаны также перемены в деятельности МВФ и МБРР, выразившиеся в определенном повороте к нуждам развивающихся  стран и в особенности к  наименее развитым. ЮНКТАД явилась  инициатором предоставления невзаимных и недискриминационных преференций, представляющих важные элементы современной  системы регулирования международной  торговли. ЮНКТАД внесла существенный вклад в создание новой комплексной  системы регулирования мировых  товарных рынков.

Информация о работе Роль ЮНКТАД