Перспективы экспорта российских образовательных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 11:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является определение перспективных направлений экспорта российских образовательных услуг.
В контексте поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выделить основные тенденции, характеризующие высшее образование в РФ сегодня.
2. Определить место и специфику РФ, как поставщика образовательных услуг на международном уровне.

Оглавление

Введение………………………………………………………...6
Глава 1. Основные тенденции развития российских образовательных услуг…………………………………………8
1.1. Современное состояние российского образования, в контексте экспорта образовательных услуг………………………………………………….....……….8
1.2. Приоритеты и принципы развития образовательных услуг……………………………………………………............11
1.3. Специфика экспорта российских образовательных услуг...……………………………………………………….…12
Глава 2. Международные культурно – образовательные организации, как инструмент экспорта образовательных услуг……………………………………………………………18
2.1. Специфика деятельности зарубежных культурно-образовательных центров………………………………….…18
2.2. Основные партнерские отношения между странами в контексте экспорта образовательных услуг…………………31
Глава 3. Экспорт образовательных услуг в РФ……………..39
3.1. Опыт РФ в экспорте образовательных услуг (на примере Фонда «Русский Мир»)……………………………………….39
3.2. Экспорт российских образовательных услуг на уровне ВУЗов…………………………………………………………..43
3.3. Перспективные направления экспорта российских образовательных услуг………………………………………..47
Заключение…………………………………………………….53
Список использованных источников и литературы………...55

Файлы: 1 файл

Перспективы экспорта российких образовательных услуг Д.К..docx

— 111.05 Кб (Скачать)

 

   

 

Продолжение таблицы 4.

 

1.

2.

3.

38

Московский государственный университет  приборостроения и информатики 

4

39

Марийский государственный технический  университет (г. Йошкар-Ола)

10

40

Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова

10

41

МАДИ 

55

42

Московский государственный горный университет 

20

43

Московский государственный университет  леса

20

44

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева 

10

45

Оренбургский государственный институт менеджмента 

20

46

Российский государственный гидрометеорологический университет (г.Санкт-Петербург)

30

47

Тульский государственный университет 

10

48

Тюменский государственный нефтегазовый университет 

20

49

Тюменский государственный университет 

6

50

Уральский государственный горный университет 

20

51

Ульяновский госуниверситет

10


 

Эффективность данного пилотного проекта, инициированного министерством образования РФ сложно оценить ввиду недостаточной выборки и периода анализа, однако поиск решения проблемы финансирования обучения иностранных граждан в РФ является положительной тенденцией.

 

3.3. Перспективные направления экспорта российских образовательных услуг

 

Анализируя  деятельность зарубежных международных  культурно-образовательных организаций, автором были выявлены критерии, определяющие выбор страны-импортера для экспорта образовательных услуг, а именно знание языка, его территориальное распространение, состояние экономики и уровень жизни населения страны-импортера, состояние международно-торговых отношений между страной-экспортером и страной-импортером, финансовые возможности страны-импортера, система и уровень образования страны-импортера, исторические корни стран, влияние географического положения страны-импортера и т.д.  (Таблица 2.)

Наименее  распространенной формой экспорта российских образовательных услуг является третий способ поставки услуг - коммерческое присутствие в странах партнерах (совместные университеты, филиалы и представительства за рубежом). Ввиду этого достаточно проблематично выявить какое-то одно направление, учитывающее все критерии при выборе страны-импортера. На основании вышеперечисленные критериев и опыта зарубежных международных культурно-образовательных организаций, автор предлагает рассмотреть несколько перспективных направлений экспорта российских образовательных услуг.

Ниже рассмотрены  возможные  страны-партнеры для развития экспорта российских образовательных  услуг, расположенные в порядке  убывания их привлекательности в  качестве партнера.

Наиболее  перспективными странами для экспорта российских образовательных услуг  автор видит Азербайджан и  Армению (первая группа), ввиду наличия  общих исторических корней, географической приближенности, распространенности русского языка, наличия торговых отношений, постоянных миграционных потоков в  Россию из этих стран и т.д. Но, есть и определенные проблемы, способные  помешать развитию данного вида экспорта в этих странах.

Армения считается  союзником России в Закавказье. Позиции  России и Армении по большинству  ключевых международных проблем  совпадают или близки. Армения  разделяет подходы России, направленные на укрепление СНГ. С 1999 в Ереване действует Российско-Армянский (Славянский) государственный университет, где сейчас учится более двух тысяч студентов. В Армении работают 9 филиалов российских вузов. Традиционной стала практика предоставления российских государственных стипендий гражданам Армении. В 2005—2006 для их обучения в вузах России было выделено 363 бюджетных места, в том числе 130 для соотечественников. По оценке Посольства России в Армении, в республике проживает не более 8 тысяч русских. В стране насчитывается пять основных неправительственных организаций соотечественников, объединённых в Координационный совет общественных организаций российских соотечественников Республики Армения. Российской стороной на постоянной основе осуществляются программы социальной поддержки соотечественников и русского языка в Армении.

В республике пользуются большой популярностью  и в целом достаточно широко транслируются  отечественные телевизионные и  радиопередачи, распространяются печатные издания. На Армению в полном объёме вещают каналы «Первый канал», «РТР Планета» и «Культура», на коммерческой основе доступны программы НТВ, ТВЦ, РЕН-ТВ, информпродукты «Голоса России», Радио «Маяк» и ряда других телевизионных и радиостанций. На армянском медиа-рынке активно работают информагентства РИА «Новости» и «Регнум», создано агентство «Новости-Армения».

Как видно, есть множество предпосылок для развития отношений России и Армении в  области образования. Тем не менее, в Армении сокращается число школ и классов с обучением на русском языке.

Анализируя перспективы Азербайджана, как плацдарма для экспорта российских образовательных услуг,  следует отметить многолетние дружеские взаимоотношения России и Азербайджана. В Азербайджане проживают 150-160тыс. человек, которые являются русскими по национальности гражданами Азербайджана. 5755 азербайджанских студентов получают образование в России. Из них 1420 учатся за счет стипендий, выделенных федеральным бюджетом России, остальные за свой счет. В настоящее время мало что изменилось, и присутствие России и русского языка в Азербайджане является неотъемлемой частью культурной и образовательной жизни республики. Развиваются дипломатические, экономические, культурные связи между нашими странами. Поэтому Азербайджан является привлекательным импортером для экспорта образовательных услуг России.

Ко второй группе стран, относящихся к перспективным  для кооперации в области высшего  образования  следует отнести  Казахстан и Белоруссию. Политические отношения России и Казахстана относятся к самым беспроблемным для России на постсоветском пространстве. Отношения России и Казахстана отличаются высоким уровнем политической культуры. Ведущие казахские дипломаты являются выпускниками МГИМО или ведущих западных ВУЗов. Так оставаясь союзниками, страны признают права друг друга на самостоятельное культурное развитие. Будучи геополитическим щитом России в Центральной Азии, Казахстан делает упор в большей степени на культурное развитие, возрождение языка и т.п., признавая при этом необходимость геостратегического партнерства с Россией. Важнейшим аспектом двустороннего сотрудничества являются торгово-экономические связи. Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана. Доля двустороннего торгового оборота составляет около 20% от общего объема внешней торговли РК. Более интенсивным становится взаимодействие в сфере образования. Развиваются деловые контакты с руководством ведущих российских вузов. Организованы курсы повышения квалификации казахстанских переводчиков-синхронистов в Дипломатической академии МИД РФ. В течение 2011 года проводилась системная работа с казахстанскими студентами, обучающимися в российских ВУЗах. Всё это говорит о постоянно повышающемся качественном состоянии двусторонних отношений, сохранении высокого уровня дружбы, добрососедства и стратегического партнерства.

Однако в  области поставки образования Россия имеет крупных конкурентов, лидеров  экспорта образовательных услуг, таких  как Германия, особенно в контексте  взаимоотношений с Казахстаном.

Отношениям Казахстана и Германии больше 13 лет. В декабре 1991 года ФРГ признала независимость республики, и уже через пару месяцев были установлены дипломатические отношения. За последние 10 лет отношения перешли в активную фазу. Они регулярно подпитываются экономическими и культурными контактами. Германия является стратегическим партнером Казахстана в Западной Европе, а Казахстан - стратегическим партнером ФРГ в Центральной Азии. Германия помогает Казахстану развивать транспортно-торговый коридор и создавать необходимую инфраструктуру. Близки позиции двух стран и по вопросам международной политики. Министерством образования и науки РК совместно с Ассоциацией немцев Казахстана проводится определенная работа по совершенствованию преподавания немецкого языка. В настоящее время в 12 общеобразовательных школах республики немецкий язык изучают как родной и углубленно, как иностранный. Есть и подспорье к владению немецким языком: в советское время практически все школы Казахстана предлагали параллельное изучение английского и немецкого языков. Поэтому Россия пока не готова конкурировать с Германией, одним из лидеров по экспорту образовательных услуг.

Россия - основной партнер Белоруссии в экономической и политической сфере. Россия и другие постсоветские государства представляют для Белоруссии крайне важный рынок сбыта продукции и источник сырья. По мнению экспертов, значительный экономический рост Белоруссии в 2004 - 2006 во многом был связан с её особыми отношениями с Россией. Достигнут значительный прогресс в сфере образования. Решения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, о равных правах, условиях приема и обучения граждан России и Беларуси в учебных заведениях двух стран, о бесплатной защите диссертаций белорусских ученых в России позволили сделать наши системы образования открытыми, повысить эффективность использования научного и образовательного потенциала. Но во второй половине 2010 года произошло значительное ухудшение отношений между руководством РФ и президентом Лукашенко. Данный аспект может осложнить кооперацию в области высшего образования между РФ и Белоруссией.  

И наконец, к  третьей группе (слабо перспективные  направления)  экспорта российских образовательных услуг можно  отнести  страны Балтии, такие как  Эстония и Литва.

Несмотря  на географическую приближенность, исторические корни, большой процент  русскоговорящего населения, что, казалось бы, обеспечивает выполнение части обозначенных в главе 2 критериев, существует ряд предпосылок политически-экономического характера, препятствующих эффективному экспорту российских образовательных услуг.  

 

 

Таблица 5.

Оценка привлекательности  стран-импортеров российских образовательных  услуг

 

Страна-импортер

ИРЧП страны-импортера

Наличие критериев отбора

Суммарный показатель привлекательности  экспорта обр.услуг

Азербайджан

0.713

1 - 6

10

Армения

0.695

1,2,4,5,6

8

Казахстан

0.714

1,2,3,5,6

8

Белоруссия

0.732

1,3,5,6

6.5

Эстония

0.812

2,3,5,6

5.5

Литва

0.783

3,5,6

3.5


 

Комментируя результаты, полученные в таблице 4, можно сделать выводы о том, что  результат суммарного показателя привлекательности  экспорта образовательных услуг  в пределе от 8 до 10 классифицируется как  высокий, следовательно, страны, попавшие в этот диапазон наиболее привлекательны для экспорта образовательных услуг.  Суммарный показатель в диапазоне от 7.9 до 6.5 расценивается как средний; от 6.4 до 3.5 как низкий.

 

 

 

 

Заключение

 

Для российского  образования  на данном этапе его  развития характерны следующие тенденции:

  • усиление влияния процессов интернационализации на формирование образовательных программ, формулирование образовательных концепций деятельности ВУЗов;
  • активное развитие взаимодействия бизнеса и образования;
  • возрастание конкуренции между ВУЗами за абитуриентов, ввиду наличия «демографической ямы».

Специфическими  характеристиками экспорта российских образовательных услуг являются:

  • Преобладание формы «потребление  услуги за рубежом», т.е. обучение иностранных студентов в российских ВУЗах, на русском языке.
  • Использование русского языка при экспорте российских образовательных услуг.
  • Перемещение инициативы экспорта образовательных услуг на  ВУЗовский уровень.
  • Использование  «совместных образовательных программ», в качестве основного инструмента экспорта образовательных услуг.
  • Не значительная государственная  поддержка повсеместного экспорта российских образовательных услуг (выделение 1787 стипендий  для обучения иностранных граждан в 2011 году на все вузы РФ, для сравнения эта цифра в Финляндии, по данным CIMO, составляет 2500 в 2011 году).

Информация о работе Перспективы экспорта российских образовательных услуг