Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 11:53, дипломная работа
Целью дипломного проекта является определение перспективных направлений экспорта российских образовательных услуг.
В контексте поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выделить основные тенденции, характеризующие высшее образование в РФ сегодня.
2. Определить место и специфику РФ, как поставщика образовательных услуг на международном уровне.
Введение………………………………………………………...6
Глава 1. Основные тенденции развития российских образовательных услуг…………………………………………8
1.1. Современное состояние российского образования, в контексте экспорта образовательных услуг………………………………………………….....……….8
1.2. Приоритеты и принципы развития образовательных услуг……………………………………………………............11
1.3. Специфика экспорта российских образовательных услуг...……………………………………………………….…12
Глава 2. Международные культурно – образовательные организации, как инструмент экспорта образовательных услуг……………………………………………………………18
2.1. Специфика деятельности зарубежных культурно-образовательных центров………………………………….…18
2.2. Основные партнерские отношения между странами в контексте экспорта образовательных услуг…………………31
Глава 3. Экспорт образовательных услуг в РФ……………..39
3.1. Опыт РФ в экспорте образовательных услуг (на примере Фонда «Русский Мир»)……………………………………….39
3.2. Экспорт российских образовательных услуг на уровне ВУЗов…………………………………………………………..43
3.3. Перспективные направления экспорта российских образовательных услуг………………………………………..47
Заключение…………………………………………………….53
Список использованных источников и литературы………...55
В 1987 году Советом директоров АСПРЯЛ была также создана организация «Американский Совет по сотрудничеству в области образования и изучения языков» (АКСЕЛС), которая вскоре стала лидером в проведении программ, финансируемых правительством США.
В 1998 году организация
получила новое имя - Американские Советы
по Международному Образованию: АСПРЯЛ/АКСЕЛС.
Это название отражает как сферу
деятельности, так и структуру
организации. За тридцать лет своего
существования Американские Советы
стали одной из ведущих американских
организаций в сфере
В Петербурге в 1989 году АСПРЯЛ начал проводить совместные программы с Российским государственным педагогическим университетом имени А.И.Герцена. Начиная с осени 1992 года, первый представитель организации стал работать совместно с Консультационным центром по образованию в США, который, по инициативе Фонда Сороса, был создан при Городской публичной библиотеке имени В.Маяковского. Одновременно центр стал участвовать в проведении американских правительственных программ академических обменов. В 1997 году на базе Консультационного центра был создан и зарегистрирован филиал АСПРЯЛ в Санкт-Петербурге. Тогда же АСПРЯЛ начал проводить в Петербурге информационные выставки по образованию в США, ставшие ежегодными.
В настоящее
время Американские Советы по Международному
Образованию: АСПРЯЛ/АКСЕЛС проводят в
Санкт-Петербурге и Северо-западном
регионе России конкурсные программы,
финансируемые правительством США,
организуют для выпускников этих
программ конференции и семинары
в помощь их профессиональному развитию
и общению, обеспечивают работу Консультационного
центра по образованию в США и
проведение стандартизированных
Информационный центр по образованию в США в Санкт-Петербурге открылся в 1991 году. Руководят работой центра Американские Советы по международному образованию. Основной задачей центра является предоставление информации о системе высшего образования в США, о программах обучения и научной деятельности американских университетов, о правилах приема в университет или аспирантуру, а также всю необходимую информацию о стандартизированных вступительных экзаменах.
В Петербурге в 2000 году открылся первый в России центр выпускников программ, финансируемых прави-тельством США. В этом центре выпускники могут совершенствовать свои профессиональные навыки. Для них организован цикл тренингов и семинаров.
Программа Фулбрайта, крупнейшая из международных обменных образовательных программ, создана с целью улучшить взаимопонимание между США и Россией.
Программа Фулбрайта предоставляет гранты на обучение, проведение научных исследований, чтение лекций и стажировку в любом университете, библиотеке, архиве США. Гранты присуждаются по итогам открытого конкурса по всем дисциплинам.
Программы Фулбрайта ориентированы на выпускников российских вузов, аспирантов, ученых, деятелей искусств, преподавателей, сотрудников международных отделов российских университетов.
В грант включены: участие в конкурсе, оплата обучения в университете США, ежемесячная стипендия, ограниченная медицинская страховка и оплата транспортных расходов.
В программах
могут принимать участие
Около 15-ти грантов ежегодно предоставляются выпускникам американских университетов и колледжей по результатам конкурса по программе Fulbright English Teaching Assistantship. Стипендиаты работают в качестве ассистента преподавателя английского языка в течение полного академического года в региональных вузах России. Каждую весну мы распределяем стипендиатов США по российским университетам, основываясь на заявках от российских вузов.
10 краткосрочных
(от 2-х до 6-ти недель) грантов в
год предоставляет
Программа для
сотрудников международных
Около 20-ти грантов ежегодно предоставляются американским ученым в результате конкурса по программе Fulbright US Scholars Exchange Program на проведение лекционной и/или исследовательской работы в России в течение одного семестра или полного академического года. Каждую весну мы распределяем стипендиатов США по российским университетам, основываясь на их предыдущих профессиональных контактах с российскими коллегами и/или предпочтениях и на заявках от российских коллег. Приоритетным считается распределение в региональные российские ВУЗы.
За тридцать пять лет непрерывной работы Программа Фулбрайта предоставила возможность установить новые научные контакты, продолжить свое обучение и пройти стажировку более тысячи российских профессоров, преподавателей, молодых специалистов.
Совместными усилиями американской и российской сторон количество обменных программ Фулбрайта, доступных для разных категорий участников, возросло до десяти. Расширился список конкурсных дисциплин – теперь стипендию У. Фулбрайта могут получить специалисты в области точных наук.
Каждой весной исторический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова принимает в своих стенах американских профессоров – стипендиатов особой Программы Fulbright Distinguished Chair – с семестровым лекционным курсом по истории Соединенных Штатов Америки. В настоящее время стипендия носит имя советского профессора, историка, академика Н.В. Сивачева, инициатора этого академического сотрудничества.
С ежегодным увеличением количества грантов по Программе Фулбрайта растет и число членов Ассоциации российских выпускников. Под эгидой Ассоциации ежегодно в российских городах проходят международные, всероссийские и региональные конференции, встречи и дискуссии, выходят периодические и другие издания.
Министерство образования Финляндии создало организацию CIMO, которая занимается поддержкой интернационализации высшего образования в стране и за ее пределами. CIMO – это правительственное агентство, основанное в 1991 году как экспертная и сервисная организация, финансируемая Министерством Образования. Совет попечителей, возглавляемый представителем Министерства Образования, регулирует и контролирует деятельность CIMO.
Директором Центра международной мобильности является госпожа Улла Экберг.
Целью Центра
является содействие международному сотрудничеству
в области образования, обучения,
культуры, деловой жизни и среди
молодежи. CIMO работает как национальное
агентство таких программ Европейского
союза как Socrates и Youth, а также выступает
консультационным пунктом по программ
ТЕМПУС и Культура 2000. Центр администрирует
оценку мобильности по программе
Европейского союза Leonardo da Vinci. Кроме
того, CIMO координирует и проводит другие
международные программы
Для поддержки
интернационализации в
CIMO входит в европейскую сеть Eurodesk, которая объединяет более 350 информационных точек в 23 странах Европы. Эта сеть распространяет информацию об образовании, обучении и молодежных программах в странах, входящих в Европейский Союз, а также о других международных возможностях специально для молодежи.
CIMO расширяет
межкультурное общение и
Приоритетными направлениями в деятельности NRCVG являются:
- раскрытие
основного информационного
- увеличение
использования информационных
- распространение
европейского сотрудничества
- участие
в международных проектах
CIMO активно
вовлечен в работу нескольких
международных организаций,
Сотрудничество с Россией – это один из приоритетов международной деятельности Министерства просвещения Финляндии, которой придерживается и CIMO.
Центр международной мобильности (CIMO) осуществляет целый ряд программ в сотрудничестве с Министерством образования РФ и комитетом по Высшему Образованию.
Программа обмена студентами между Россией и Финляндией – FIRST, которая направлена на увеличение двусторонней мобильности студентов обеих стран и на расширение сотрудничества среди высших учебных заведений. Программа FIRST – это сетевая программа (по типу программы Erasmus), в которой координирующий финский университет или политехнический вуз приглашает к участию российские университеты и подает сетевую заявку в CIMO. На данном этапе эта программа охватывает только соседние с Финляндией области Российской Федерации (Санкт-Петербург, Петрозаводск, Мурманск и т.д.).
Стипендиальная программа CIMO для иностранных аспирантов и молодых ученых «CIMO Fellowships». Заявки на стипендии принимаются Центром CIMO только от сотрудников кафедр финляндских университетов (профессоров, научных сотрудников) для приглашения иностранного аспиранта или молодого ученого на работу на кафедре. В последние годы странами-приоритетами при выборе стипендиатов в рамках данной программы являются Россия и страны Центральной и Восточной Европы.
Ежегодно Центр CIMO организует так называемую Финско-русскую зимнюю школу с различной тематикой. Участниками зимних школ ежегодно становятся примерно 25 российских аспирантов. Конечная цель зимней школы - привлечь на работу на кафедрах финских университетов талантливых российских молодых ученых.
В рамках Программы поддержки финно-угорских народов России CIMO пытается содействовать сохранению языков и культурной идентичности финно-угорских народов России. С 1993 года из Финляндии направляют преподавателей финского языка в университеты в Коми, Мари-Эл, Мордовии, Удмуртии и Твери.
В CIMO координируют стипендии Программы поддержки финно-угорских народов России, которых ежегодно предоставляют 20 - 30 аспирантам и молодым ученым - представителям финно-угорских народов России для учебы на кафедрах университетов Финляндии сроком 3-9 месяцев. Данная стипендиальная программа осуществляется совместно с Обществом им. М.А. Кастрена и Совещательной Комиссией Программы поддержки финно-угорских народов России.
Еще одной двухсторонней программой является Программа «Международной профессионально-трудовой практики».
Также реализуются и мультилатеральные программы. Так, Центр по международным обменам CIMO координирует в Финляндии Стипендиальную Программу Совета Министров Скандинавских стран для граждан Балтийских государств и Северо-западной России. В понятие «Северо-западная Россия» в рамках программы входят Баренцево регион, Республика Карелия, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Калининград. После внесенных в программу в 1998 году поправок финансирование программы по высшему образованию и науке перешло в основном от выделения личных грантов к финансированию совместных проектов т.н. сетевого сотрудничества вузов Северных стран, Балтийских государств и Северо-западной России. Новым элементом стало финансирование и совместных проектов гражданских организаций.
В 1998 году Министерство
образования Финляндии, Министерство
труда, Национальный департамент просвещения
и CIMO совместно выпустили брошюру «
Информация о работе Перспективы экспорта российских образовательных услуг