Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 11:53, дипломная работа
Целью дипломного проекта является определение перспективных направлений экспорта российских образовательных услуг.
В контексте поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выделить основные тенденции, характеризующие высшее образование в РФ сегодня.
2. Определить место и специфику РФ, как поставщика образовательных услуг на международном уровне.
Введение………………………………………………………...6
Глава 1. Основные тенденции развития российских образовательных услуг…………………………………………8
1.1. Современное состояние российского образования, в контексте экспорта образовательных услуг………………………………………………….....……….8
1.2. Приоритеты и принципы развития образовательных услуг……………………………………………………............11
1.3. Специфика экспорта российских образовательных услуг...……………………………………………………….…12
Глава 2. Международные культурно – образовательные организации, как инструмент экспорта образовательных услуг……………………………………………………………18
2.1. Специфика деятельности зарубежных культурно-образовательных центров………………………………….…18
2.2. Основные партнерские отношения между странами в контексте экспорта образовательных услуг…………………31
Глава 3. Экспорт образовательных услуг в РФ……………..39
3.1. Опыт РФ в экспорте образовательных услуг (на примере Фонда «Русский Мир»)……………………………………….39
3.2. Экспорт российских образовательных услуг на уровне ВУЗов…………………………………………………………..43
3.3. Перспективные направления экспорта российских образовательных услуг………………………………………..47
Заключение…………………………………………………….53
Список использованных источников и литературы………...55
Основным источником финансирования является Министерство образования и другие государственные структуры Финляндии, Европейский Союз, Совет министров Скандинавских стран. В 2001 г. общий бюджет составил около 19 миллионов евро.
Британский совет (англ. British Council) — неминистерский департамент правительства Великобритании, занимающийся распространением британской культуры за пределами Великобритании. Британский совет функционирует в самой Великобритании и в 215 городах 110 других государств и территорий.
Британский
совет специализируется на учебной
деятельности и развитии связей стран,
где базируется, с Великобританией.
Является общественной организацией,
созданной в 1934 году королевской
хартией. В Англии совет числится,
как благотворительная
Приоритетными областями деятельности Британского Совета являются: преподавание английского языка и обмен опытом педагогического состава, образование, наука, обмен информацией, искусство.
Стоит отметить,
что, несмотря на специфику деятельности
каждого культурно-
Как видно
у всех международных культурно-
В рамках предоставления
организационной, информационной поддержки
учреждениям высшего
- подготовку, публикацию и распространение материалов о программах, международных грантах, программах обмена,
- подготовку
и проведение конференций,
- сбор и
обобщение информации о
- сбор и распространение информации о международных конференциях, выставках и семинарах, осуществляемых международными организациями и ассоциациями, университетами и компаниями, включая конференции и симпозиумы в специальной области международного сотрудничества, в организации совместных исследовательских проектов, программ обмена, и т.д.;
- создание
и размещение, посредством баз
данных в Интернет информации
о программах и проектах в
области образования,
- подготовку
и осуществление двусторонних
и многосторонних
- организационную
поддержку программ обмена для
студентов и аспирантов, преподавателей
и администрации университетов,
- создания
филиалов, подразделений,
Что касается развития бизнес-контактов, то культурно-информационные центры предлагают:
- подготовку
и проведение конференций,
- анализ
текущей ситуации и обсуждение
перспектив участия
- сбор и
обобщение информации о
- профессиональные
курсы для персонала малых
и средних инновационных
- проведение стажировок;
- направление
российских представителей в
регионы зарубежных стран-
- обмен опытом руководителями предприятий и т.д.
И, наконец,
в рамках поддержания культурного
обмена между Россией и странами-
- организационной
и информационной поддержки
- участие в выставках, фестивалях, ярмарках;
- проведение выставок, фестивалей, ярмарок, творческих вечеров, конкурсов;
- оказание
помощи в обучении
- распространение знаний о заграничной культуре, экономике, модели общества и т.д.;
- помощь
в установлении прямых
2.2. Основные партнерские отношения между странами в контексте экспорта образовательных услуг
Выделение основных партнерских отношений при экспорте образовательных услуг логично основывать на анализе потоков студентов, перемещающихся за рубеж для получения образования, или, что более актуально для данного исследования, сконцентрироваться на анализе дипломов иностранных учебных заведений, выданных странами – экспортерами образовательных услуг за рубежом.
Бесспорным лидером по количеству приезжающих иностранных студентов являются США. В 2004/2005 учебном году там обучалось 565 тыс. человек. В 2005/2006 годах – 564,7 тыс. чел. В 2006/2007 году это число возросло до 583 тыс. С отрывом примерно в 270 тыс. чел. следует Великобритания. Третье место занимает Германия, где данный показатель достигает 260,3 тыс. чел. Затем следуют Франция, Австралия и Япония, численность иностранных студентов в которых составила соответственно 237,6, 199,3 и 117,9 тыс. Китай, позиции которого стремительно усиливаются на протяжении последних лет, занимает 7-е место по количеству иностранных граждан, обучающихся там (110 тыс.). Далее с отрывом примерно в 25 тыс. следуют Россия и Канада. В России в 2005/06 учебном году обучалось 86 875 иностранных студентов. В 2007 году эта цифра увеличилась до 93742 тыс. чел.
Показатель распределения иностранных студентов по странам обучения определяется как процентное отношение иностранных студентов, обучающихся в стране (регионе), к общему числу мобильных студентов во всем мире, и позволяет оценить позиции стран на мировом рынке образования. На США в 2005 году приходилась пятая часть рынка; Великобританию – 12,3 %; Германию – 9 %; Францию – 8,8 %; Австралию – 8,2 %; Китай – 5 %; Японию – 4,2 %, Россию – 3,1 %. Интересен тот факт, что с 1999 по 2004 годы в первых шести странах-лидерах темпы роста численности иностранных студентов почти в три раза превышали темпы роста количества местных студентов (41 % и 15 % соответственно). Мировой рынок образовательных услуг характеризуется ростом конкуренции. За последние 20 лет существенно изменилась расстановка сил.
Например, заметно сократилась доля США (с 33 % в 1989 году до 20 % в 2005 году). Сокращение доли США объясняется ужесточением визового режима при въезде в страну, а также появлением новых конкурентов на мировом рынке образовательных услуг.
Доля России изменилась с 3,4 % в 1995 году до 3,1 % в 2005 году. Существенно укрепились позиции Китая – более чем в 4 раза за последние 10 лет. Также усилились позиции Канады, Франции, Японии, Австралии. Среди англоязычных стран активизировались на рынке Новая Зеландия, Ирландия и ЮАР. Некоторые азиатские страны на ряду с Китаем, активно наращивают свои позиции. Так, с 2004 по 2006 годы количество иностранных студентов в Малайзии выросло почти в 2 раза. Усиливается конкуренция и со стороны Сингапура. На Кубе в последнее время также отмечен рост численности иностранных студентов в последнее время. Наименее привлекательным местом для обучения являются Латинская Америка и Восточная Европа.
В Германии наибольшее количество студентов из Турции (27,6 тыс.чел.), Китая (25,3 тыс. чел.), Польши (16,4 тыс. чел.), Болгарии (12,2 тыс.чел.), Марокко (8,3 тыс. чел.) и России (11,5 тыс. чел.).
Таблица 1.
Экспортно-импортные отношения в области высшего образования
№ п/п |
Страна-экспортер |
Страна-импортер |
Международные культурно-образовательные организации |
Образовательные программы |
ИРЧП в стране-экспортере обр. усл. (на 2011 год) |
ИРЧП в стране импортере образ. усл. (на 2011 год) |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
1. |
США |
Страны Балтии (Эстония), Азия (Малайзия), Болгария, Россия |
American Councils, Fulbright, Institute for International Education ( IIE), Association of International Educators(NAFSA) |
The US-Russian Foundation for Economic Development and Rule of Law (USRF), Global UGRAD, Стипендии Эдмунда Маски (Muskie), Программа Хьюберта Хамфри, Russia International Education Administrators (RIEA) Program, |
0.910 (очень высокий) |
0,812; 0,761; 0,771; 0,719 |
2. |
Великобри- |
Малайзия, |
British Council, |
Erasmus, John |
0.863 |
0,761; |
Окончание таблицы 1.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
тания |
Австралия, Армения, Азербайджан, Грузия, Кыргызстан, Молдова, Россия, Украина, Туркменистан |
UK Council for International Student Affairs – UKCISA |
Smith Fellowship Programme, Сти-пендия CHEVE-NING |
(очень высокий) |
0,929; 0,695; 0,713; 0,733; 0,615; 0,649; 0,719; 0,729; 0,686 | |
3. |
Германия |
Австрия, Швейцария, Казахстан, ОАЭ, Белоруссия, Россия |
Der Deutsche Akademische Austausch-dienst (DAAD), Goethe-Institut |
«Михаил Ломоносов», «Иммануил Кант», «Николай Лобачевский», «Евгений Завойский», «Владимир Вернадский», «Дмитрий Менделеев», PAD - , „European Recovery Program” (ERP), «Journalisten International» |
0.905 (очень высокий) |
0,885; 0,903; 0,714; 0,846; 0,732; 0,719; |
4. |
Финляндия |
Россия, Украина |
CIMO |
CIMO Fellowship Programme, FIRST-Программа обмена |
0.882 (очень высокий) |
0,719; 0,729 |
Поскольку основаниями
для роста образовательного экспорта
параллельно с государственной
политикой отдельных стран
Великобритания,
США, Германия разработали собственные
государственные программы по привлечению
иностранных учащихся и рассчитывают
в ближайшем десятилетии
Можно выделить
три группы приоритетов, на которые
ориентируются ведущие страны-
1. Геополитические
(стратегические) приоритеты предполагают
повышение международного
2. Научно-образовательные
приоритеты связаны с
3. Материально-финансовые приоритеты подразумевают под собой обеспечение работой преподавателей учебных заведений, повышение уровня внебюджетных доходов вузов, косвенных доходов (проживание, питание, транспорт, связь) и др.
Для решения задач данного исследования автором были сформулированы принципы, определяющие выбор страны – импортера образовательной услуги, для специфического вида – коммерческого присутствия.
Приведенные ниже принципы были выделены исходя из анализа мотивов, опыта, концепции работы лидеров в области экспорта образовательных услуг, рассмотренных в главе 1и 2.
Принципы могут быть использованы как критерии для многофакторного анализа. Они расположены автором в порядке убывания их значимости, для целей исследования и прогнозирования.
Информация о работе Перспективы экспорта российских образовательных услуг