Перспективы экспорта российских образовательных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 11:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является определение перспективных направлений экспорта российских образовательных услуг.
В контексте поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выделить основные тенденции, характеризующие высшее образование в РФ сегодня.
2. Определить место и специфику РФ, как поставщика образовательных услуг на международном уровне.

Оглавление

Введение………………………………………………………...6
Глава 1. Основные тенденции развития российских образовательных услуг…………………………………………8
1.1. Современное состояние российского образования, в контексте экспорта образовательных услуг………………………………………………….....……….8
1.2. Приоритеты и принципы развития образовательных услуг……………………………………………………............11
1.3. Специфика экспорта российских образовательных услуг...……………………………………………………….…12
Глава 2. Международные культурно – образовательные организации, как инструмент экспорта образовательных услуг……………………………………………………………18
2.1. Специфика деятельности зарубежных культурно-образовательных центров………………………………….…18
2.2. Основные партнерские отношения между странами в контексте экспорта образовательных услуг…………………31
Глава 3. Экспорт образовательных услуг в РФ……………..39
3.1. Опыт РФ в экспорте образовательных услуг (на примере Фонда «Русский Мир»)……………………………………….39
3.2. Экспорт российских образовательных услуг на уровне ВУЗов…………………………………………………………..43
3.3. Перспективные направления экспорта российских образовательных услуг………………………………………..47
Заключение…………………………………………………….53
Список использованных источников и литературы………...55

Файлы: 1 файл

Перспективы экспорта российких образовательных услуг Д.К..docx

— 111.05 Кб (Скачать)

Основным  источником финансирования является Министерство образования и другие государственные  структуры Финляндии, Европейский  Союз, Совет министров Скандинавских  стран. В 2001 г. общий бюджет составил около 19 миллионов евро.

 

Британский  совет (англ. British Council) — неминистерский департамент правительства Великобритании, занимающийся распространением британской культуры за пределами Великобритании. Британский совет функционирует в самой Великобритании и в 215 городах 110 других государств и территорий.

Британский  совет специализируется на учебной  деятельности и развитии связей стран, где базируется, с Великобританией. Является общественной организацией, созданной в 1934 году королевской  хартией. В Англии совет числится, как благотворительная организация.

Приоритетными областями деятельности Британского  Совета являются: преподавание английского языка и обмен опытом педагогического состава, образование, наука, обмен информацией, искусство.

Стоит отметить, что, несмотря на специфику деятельности каждого культурно-образовательного центра, существуют определенные универсальные  принципы их деятельности, используемые данными организациями. Однако преобладание каких-либо действий в рамках того или  иного направления будет определяться особенностью функционирования центра.

Как видно  у всех международных культурно-информационных центров имеются общие направления: образование (научный обмен), культурный обмен, а также развитие бизнес-контактов. В рамках данных направлений организации  выполняют соответствующие функции.

В рамках предоставления организационной,  информационной поддержки  учреждениям высшего образования:

- подготовку, публикацию и распространение  материалов о программах, международных грантах, программах обмена,

- подготовку  и проведение конференций, семинаров  и круглых столов для обмена  опытом;

- сбор и  обобщение информации о рабочих  и планируемых совместных Европейских  проектах в области образования,  инноваций, трансфера технологий, малого и среднего бизнеса;

- сбор и  распространение информации о  международных конференциях, выставках  и семинарах, осуществляемых международными организациями и ассоциациями, университетами и компаниями, включая конференции и симпозиумы в специальной области международного сотрудничества, в организации совместных исследовательских проектов, программ обмена, и т.д.;

- создание  и размещение, посредством баз  данных  в Интернет информации  о программах и проектах в  области образования, инноваций,  науки и техники, информации  о зарубежных университетах-партнерах  и т.д.;

- подготовку  и осуществление двусторонних  и многосторонних международных  конференций, семинаров, выставок  и других мероприятий; 

- организационную  поддержку программ обмена для  студентов и аспирантов, преподавателей  и администрации университетов,  представителей малого и среднего  предпринимательства; 

- создания  филиалов, подразделений, представительств  совместно с западными организациями,  университетами и фирмами.

Что касается развития бизнес-контактов, то культурно-информационные центры предлагают:

- подготовку  и проведение конференций, семинаров  и круглых столов для обмена  опытом;

- анализ  текущей ситуации и обсуждение  перспектив участия организаций  в международных проектах;

- сбор и  обобщение информации о рабочих  и планируемых совместных  проектах  в области образования, инноваций,  трансфера технологий, малого и  среднего бизнеса; 

- профессиональные  курсы для персонала малых  и средних инновационных компаний  и других высокотехнологических  исследовательских институтов, технологических  парков в области предпринимательства,  менеджмента, экономики, и т.д.;

- проведение  стажировок;

- направление  российских представителей в  регионы зарубежных стран-партнеров  с развитой инновационной инфраструктурой,  в задачу которых входит поиск  партнеров и инвесторов в этих  странах по заявкам российских  фирм, маркетинговые исследования  и др.;

- обмен опытом  руководителями предприятий и  т.д.

И, наконец,  в рамках поддержания культурного  обмена между Россией и странами-партнерами, деятельность организаций сводится к:

- организационной  и информационной поддержки конференций,  семинаров и симпозиумов в  области культуры и образования; 

- участие  в выставках, фестивалях, ярмарках;

- проведение  выставок, фестивалей, ярмарок, творческих  вечеров, конкурсов;

- оказание  помощи в обучении иностранному  языку, предоставление учебных  материалов;

- распространение  знаний о заграничной культуре, экономике, модели общества и  т.д.;

- помощь  в установлении прямых двусторонних  контактов в области образования  и культуры.

 

2.2. Основные партнерские отношения между странами в контексте экспорта образовательных услуг

 

      Выделение основных партнерских отношений при экспорте образовательных услуг логично основывать на анализе потоков студентов, перемещающихся за рубеж для получения образования, или, что более актуально для данного исследования, сконцентрироваться на анализе дипломов иностранных учебных заведений, выданных  странами – экспортерами образовательных услуг за рубежом.

Бесспорным лидером по количеству приезжающих иностранных студентов являются США. В 2004/2005 учебном году там обучалось 565 тыс. человек. В 2005/2006 годах – 564,7 тыс. чел. В 2006/2007 году это число возросло до 583 тыс. С отрывом примерно в 270 тыс. чел. следует Великобритания. Третье место занимает Германия, где данный показатель достигает 260,3 тыс. чел. Затем следуют Франция, Австралия и Япония, численность иностранных студентов в которых составила соответственно 237,6, 199,3 и 117,9 тыс. Китай, позиции которого стремительно усиливаются на протяжении последних лет, занимает 7-е место по количеству иностранных граждан, обучающихся там (110 тыс.). Далее с отрывом примерно в 25 тыс. следуют Россия и Канада. В России в 2005/06 учебном году обучалось 86 875 иностранных студентов. В 2007 году эта цифра увеличилась до 93742 тыс. чел.

Показатель распределения иностранных студентов по странам обучения определяется как процентное отношение иностранных студентов, обучающихся в стране (регионе), к общему числу мобильных студентов во всем мире, и позволяет оценить позиции стран на мировом рынке образования. На США в 2005 году приходилась пятая часть рынка; Великобританию – 12,3 %; Германию – 9 %; Францию – 8,8 %; Австралию – 8,2 %; Китай – 5 %; Японию – 4,2 %, Россию – 3,1 %. Интересен тот факт, что с 1999 по 2004 годы в первых шести странах-лидерах темпы роста численности иностранных студентов почти в три раза превышали темпы роста количества местных студентов (41 % и 15 % соответственно). Мировой рынок образовательных услуг характеризуется ростом конкуренции. За последние 20 лет существенно изменилась расстановка сил.

Например, заметно  сократилась доля США (с 33 % в 1989 году до 20 % в 2005 году). Сокращение доли США объясняется ужесточением визового режима при въезде в страну, а также появлением новых конкурентов на мировом рынке образовательных услуг.

Доля России изменилась с 3,4 % в 1995 году до 3,1 % в 2005 году. Существенно укрепились позиции Китая – более чем в 4 раза за последние 10 лет. Также усилились позиции Канады, Франции, Японии, Австралии. Среди англоязычных стран активизировались на рынке Новая Зеландия, Ирландия и ЮАР. Некоторые азиатские страны на ряду с Китаем, активно наращивают свои позиции. Так, с 2004 по 2006 годы количество иностранных студентов в Малайзии выросло почти в 2 раза. Усиливается конкуренция и со стороны Сингапура. На Кубе в последнее время также отмечен рост численности иностранных студентов в последнее время. Наименее привлекательным местом для обучения являются Латинская Америка и Восточная Европа.

В Германии наибольшее количество студентов из Турции (27,6 тыс.чел.), Китая (25,3 тыс. чел.), Польши (16,4 тыс. чел.), Болгарии (12,2 тыс.чел.), Марокко (8,3 тыс. чел.) и России (11,5 тыс. чел.).

 

Таблица 1.

Экспортно-импортные  отношения в области высшего образования

 

№ п/п

Страна-экспортер

Страна-импортер

Международные культурно-образовательные  организации

Образовательные программы

ИРЧП в стране-экспортере обр. усл. (на 2011 год)

ИРЧП в стране импортере образ. усл. (на 2011 год)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

США

Страны Балтии (Эстония), Азия (Малайзия), Болгария, Россия

American Councils, Fulbright, Institute for International

Education ( IIE), Association of

International Educators(NAFSA)

The US-Russian Foundation for Economic Development and Rule of Law (USRF), Global UGRAD, Стипендии Эдмунда Маски (Muskie), Программа Хьюберта Хамфри, Russia International Education Administrators (RIEA) Program,

0.910 (очень высокий)

0,812; 0,761; 0,771;

0,719

2.

Великобри-

Малайзия,

British Council,

Erasmus, John

0.863

0,761;


Окончание таблицы 1.

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

тания

Австралия, Армения, Азербайджан, Грузия, Кыргызстан, Молдова, Россия, Украина, Туркменистан

UK Council for

International Student Affairs – UKCISA

Smith Fellowship Programme, Сти-пендия CHEVE-NING

(очень высокий)

0,929; 0,695; 0,713;

0,733;

0,615;

0,649; 0,719; 0,729;

0,686

3.

Германия

Австрия, Швейцария, Казахстан, ОАЭ, Белоруссия, Россия

Der Deutsche

Akademische Austausch-dienst

(DAAD),

Goethe-Institut

«Михаил Ломоносов», «Иммануил Кант», «Николай Лобачевский», «Евгений Завойский», «Владимир Вернадский», «Дмитрий Менделеев», PAD - , „European Recovery Program” (ERP), «Journalisten International» 

0.905 (очень высокий)

0,885; 0,903; 0,714; 0,846; 0,732; 0,719;

4.

Финляндия

Россия, Украина

CIMO

CIMO Fellowship Programme,  FIRST-Программа обмена студентами  между Россией и Финляндией, Программа  «Меж-дународной профессионально-трудовой  прак-тики», Стипен-диальную Про-грамму  Совета Министров Скандинавских  стран для граждан Балтийских  государств и Северо-западной  России

0.882 (очень высокий)

0,719; 0,729


 

Поскольку основаниями  для роста образовательного экспорта параллельно с государственной  политикой отдельных стран являются и рыночные процессы (экономический  рост в странах Азии сформировал огромный кадровый запрос), то основными направлениями деятельности так называемых образовательных корпораций стали международный маркетинг, продвижение национальных образовательных услуг и оптимизация внутристрановых усилий. Для выстраивания рыночной стратегии необходимо отслеживать процессы, происходящие в существующих и потенциальных странах – поставщиках студентов: как развивается промышленность и какие технологии внедряются; какова кадровая потребность; как растут государственные и личные доходы; какие демографические изменения происходят; каким образом формируется правовое пространство; в чем заключается образовательная позиция национальных правительств.

Великобритания, США, Германия разработали собственные  государственные программы по привлечению  иностранных учащихся и рассчитывают в ближайшем десятилетии довести  численность обучающихся иностранцев  до 800 000 человек.

Можно выделить три группы приоритетов, на которые  ориентируются ведущие страны-экспортеры образовательных услуг:

1. Геополитические  (стратегические) приоритеты предполагают  повышение международного влияния  через подготовку будущей интеллектуальной  элиты зарубежных стран, через распространение национальной культуры и языка и др.

2. Научно-образовательные  приоритеты связаны с привлечением  способной, талантливой молодежи  из-за рубежа с целью развития  науки и образования; обменом  передовым опытом в сфере науки  и образования посредством реализации  программ международных обменов  и др.

3. Материально-финансовые приоритеты подразумевают под собой обеспечение работой преподавателей учебных заведений, повышение уровня внебюджетных доходов вузов, косвенных доходов (проживание, питание, транспорт, связь) и др.

Для решения  задач данного исследования автором  были сформулированы принципы, определяющие выбор страны – импортера образовательной услуги, для специфического вида – коммерческого присутствия. 

Приведенные ниже принципы были выделены исходя из анализа мотивов, опыта, концепции  работы лидеров в области экспорта образовательных услуг, рассмотренных  в главе 1и 2.

Принципы  могут быть использованы как критерии для многофакторного анализа. Они  расположены автором в порядке  убывания их значимости, для целей  исследования и прогнозирования.

Информация о работе Перспективы экспорта российских образовательных услуг