Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 11:53, дипломная работа
Целью дипломного проекта является определение перспективных направлений экспорта российских образовательных услуг.
В контексте поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выделить основные тенденции, характеризующие высшее образование в РФ сегодня.
2. Определить место и специфику РФ, как поставщика образовательных услуг на международном уровне.
Введение………………………………………………………...6
Глава 1. Основные тенденции развития российских образовательных услуг…………………………………………8
1.1. Современное состояние российского образования, в контексте экспорта образовательных услуг………………………………………………….....……….8
1.2. Приоритеты и принципы развития образовательных услуг……………………………………………………............11
1.3. Специфика экспорта российских образовательных услуг...……………………………………………………….…12
Глава 2. Международные культурно – образовательные организации, как инструмент экспорта образовательных услуг……………………………………………………………18
2.1. Специфика деятельности зарубежных культурно-образовательных центров………………………………….…18
2.2. Основные партнерские отношения между странами в контексте экспорта образовательных услуг…………………31
Глава 3. Экспорт образовательных услуг в РФ……………..39
3.1. Опыт РФ в экспорте образовательных услуг (на примере Фонда «Русский Мир»)……………………………………….39
3.2. Экспорт российских образовательных услуг на уровне ВУЗов…………………………………………………………..43
3.3. Перспективные направления экспорта российских образовательных услуг………………………………………..47
Заключение…………………………………………………….53
Список использованных источников и литературы………...55
Укрепление международных позиций России, а также решение задач, связанных с установлением равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений со всеми странами, успешное продвижение российских внешнеэкономических интересов, обеспечение политического, экономического, информационного и культурного влияния за рубежом требуют включения всех имеющихся в распоряжении государства рычагов. Политика, направленная на интернационализацию и развитие экспорта российского образования, является важным инструментом реализации ключевых целей национальной политики, в том числе - содействие реализации проведения внешнеполитического курса России, расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда, содействие формированию в России конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий.
Для новой
российской экономики необходимо готовить
специалистов, способных сделать
ее конкурентоспособной в
В 2002 году Президентом РФ одобрена Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях, которая рассматривает эту работу как важную составную часть внешнеэкономической деятельности с приоритетным курсом на углубление процесса интеграции в государствах - участниках СНГ.
Внешнеэкономическая деятельность образовательных учреждений осуществляется в соответствии с федеральными законами "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании", а также на основе международных договоров и прямых партнерских связей с учебными заведениями зарубежных стран.
Значимую
роль в координации и концентрации
усилий российских учебных заведений
на международном рынке играют региональные
центры международного сотрудничества
(их около 30), задачей которых является
объединение
В государствах - участниках СНГ сегодня действует 19 филиалов российских государственных вузов и 18 филиалов вузов негосударственной формы собственности, а также четыре российско-национальных (славянских) университета.
На основе
международных договоренностей
за рубежом регулярно проводятся
выставки-ярмарки
Одним из наиболее действенных факторов, способствующих поддержке экспорта образовательных услуг, является повышение уровня признания документов об образовании, ученых степенях и званиях Российской Федерации и правовой защищенности российского диплома. В этих целях с рядом зарубежных государств подписаны соответствующие международные договоры. На постоянной основе проводится работа по расширению списка стран, с которыми необходимо заключить соглашения о сотрудничестве в этой области.
В системе мероприятий, обеспечивающих экспорт образовательных услуг, важное значение имеют формы трансграничного образования: создание зарубежных филиалов образовательных учреждений, систем образовательного «франчайзинга», «твиннинга». Международный рынок этих услуг является наиболее перспективным и вызывает большой интерес. Необходима помощь российским образовательным учреждениям в расширении нормативно-правовой базы, регламентирующей этот вид внешнеэкономической деятельности.
Получает развитие экспорт образовательных услуг, оказываемых с помощью дистанционных способов доставки образовательного продукта, что устраняет необходимость физического пересечения границ учащимися. Потенциал этого направления очевиден в связи с повсеместным распространением информационных компьютерных технологий и сети Интернет.
Российские вузы расширяют диапазон образовательных программ и технологий обучения, пользующихся популярностью у зарубежных слушателей, в том числе за счет развития краткосрочных, обменных программ, программ с преподаванием учебных дисциплин на иностранных языках, на основе индивидуальных учебных планов.
Для продвижения
российской высшей школы на международный
образовательный рынок
Совершенствуется
механизм государственной поддержки
экспорта российского образования.
В этих целях федеральными органами
исполнительной власти в сфере образования
совместно с МИДом и другими
заинтересованными
Реализация
национального проекта "Образование"
создает новые условия для
развития экспорта образовательных
услуг. Российские вузы получают возможность
существенно улучшить материально-техническую
базу, разработать современные
На данный момент доля России в мировой табели поставщиков иностранных услуг достаточно мала. Это касается, в частности, количества иностранных учащихся в российских вузах. По этому количеству Россия занимает только 2% от мирового рынка. Если не предпринимать никаких действий и в будущем, этот рынок будет утрачен. А это принесет потери и экономические, и потери влияния Российской Федерации, российской культуры и образования в глобальном пространстве.
Можно выделить четыре основные формы экспорта образовательных услуг. В их числе:
Все эти позиции Россия намерена развивать.
Наиболее характерной формой сейчас для России является обучение иностранных учащихся внутри страны в российских вузах. Достаточно большое количество студентов из стран СНГ обучается в РФ. Кроме того, в планах стоит расширять возможности для привлечения студентов из развитых стран, из университетов-партнеров европейских стран в рамках различного рода программ. Ежегодно выделяется около 10 тысяч стипендий для приема иностранных учащихся и значительную долю в них составляют студенты из стран Африки.
Наиболее
успешным примером в этом смысле является
Российский университет дружбы народов.
Он принимает ежегодно на обучение
студентов из 150 стран. А Московский
государственный университет
Таким образом, можно выделить следующие специфические характеристики экспорта российских образовательных услуг:
Глава 2. Международные культурно – образовательные организации, как инструмент экспорта образовательных услуг
2.1. Специфика деятельности зарубежных культурно-образовательных центров
Международная некоммерческая культурно-образовательная организация – организация, деятельность которой проходит на территории нескольких государств и направлена на распространения культуры, знаний о стране, образования и т.д., при этом организации имеют институционально закрепленную структуру, отделены от государства, но подотчетны ему, самоуправляемы и добровольны.
В данном разделе будет рассмотрена основная информация, характеризующая организации в соответствии со следующим планом: история создания, юридический статус, структура, цели и задачи деятельности, основные направления деятельности и специфика работы.
Германская служба академических обменов (Der Deutsche Akademische Austauschdienst – DAAD) была создана в 1925 году и представляет собой самоуправляемую организацию высших учебных заведений Германии.
DAAD - самая
крупная немецкая организация,
способствующая развитию
Служба обменов между высшими учебными заведениями была впервые создана в 1925 г. на основе личной инициативы некоторых академических кругов. В 1945 г. организация была распущена и в 1950 г. основана заново как зарегистрированное объединение частного права.
Основные области деятельности DAAD:
– предоставление
стипендий иностранным
– предоставления стипендий студентам Германии;
– содействие интернационализации немецких вузов;
– поддержка германистики и немецкого языка;
– сотрудничество с развивающимися странами в образовательной сфере.
По состоянию на 2006 год DAAD объединяет 230 немецких вузов-участников и 130 студенческих организаций и является посредником в организации внешней культурной политики, а также политики высшего образования и науки Германии. DAAD имеет 14 зарубежных представительств и 48 информационных центров по всему миру и выдает порядка 50 000 стипендий в год.
Финансирует организацию МИД Германии, Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития, Федеральное министерство образования и науки, Европейский союз, Федеральное министерство экономики и технологии. DAAD также получает финансовую поддержку от Общества по техническому сотрудничеству (Gesellschaft fur technische Zusammenarbeit – GTZ), Совета по науке НАТО (Wissenschaftsausschuss der NATO), Фонда поддержки немецкой науки (Stifterverband fur die Deutsche Wissenschaft) и многих других. Стоит заметить, что средства, выделяемые DAAD, существенно увеличились за последние 15 лет. Общий бюджет организации в 2010 году составил 384 млн. €.
DAAD оказывает
поддержку высшим учебным
К первоочередным
задачам организации относятся:
привлечение иностранной молодой научной
элиты для обучения и научно-исследовательской
деятельности в Германии и по возможности
сохранения с ней долгосрочных партнерских
отношений; повышение квалификации молодых
немецких ученых в духе открытости и взаимопонимания;
помощь развивающимся странам и странам-реформаторам
в Восточной Европе в построении работоспособных
структур в области высшего образования
и наконец, поддержка германистики, немецкого
языка, литературы и страноведения в иностранных
высших учебных заведениях. Эти цели конкретно
отражаются в более чем 200 программах.
Данные программы предназначены для всех
стран мира по всем научным направлениям.
Они одинаково полезны как иностранцам,
так и немцам.
DAAD проводит
более 200 программ и проектов
от краткосрочного обмена с
целью научных исследований
Все программы DAAD принципиально открыты для всех направлений в науке для всех стран мира в двустороннем направлении. В некоторых случаях рамки и условия для обмена зафиксированы в межгосударственных соглашениях о культурном сотрудничестве двух стран или на основе договоренностей DAAD с иностранными организациями-партнерами. Как правило, в этом случае предоставляются встречные предложения партнерской стороны, такие как двусторонние стипендии, дополнительные услуги принимающей стороны, освобождение от возможной оплаты за обучение в вузе и т.д. По данным за 2007 г. отмечен значительный рост общего количества выделяемых стипендий DAAD. Финансовую поддержку DAAD получили 50.000 немцев и 34.000 иностранцев.
Общественная ассоциация первоначально возникла в США в 1974 году как Американский Совет преподавателей Русского Языка и Литературы (АСПРЯЛ). Целью организации было содействие обучению и исследованиям в области русского и английского языков, а также развитию сотрудничества между учеными и преподавателями США, России и других республик бывшего СССР в области лингвистики, филологии и регионоведения.
Информация о работе Перспективы экспорта российских образовательных услуг