Перспективы экспорта российских образовательных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 11:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является определение перспективных направлений экспорта российских образовательных услуг.
В контексте поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выделить основные тенденции, характеризующие высшее образование в РФ сегодня.
2. Определить место и специфику РФ, как поставщика образовательных услуг на международном уровне.

Оглавление

Введение………………………………………………………...6
Глава 1. Основные тенденции развития российских образовательных услуг…………………………………………8
1.1. Современное состояние российского образования, в контексте экспорта образовательных услуг………………………………………………….....……….8
1.2. Приоритеты и принципы развития образовательных услуг……………………………………………………............11
1.3. Специфика экспорта российских образовательных услуг...……………………………………………………….…12
Глава 2. Международные культурно – образовательные организации, как инструмент экспорта образовательных услуг……………………………………………………………18
2.1. Специфика деятельности зарубежных культурно-образовательных центров………………………………….…18
2.2. Основные партнерские отношения между странами в контексте экспорта образовательных услуг…………………31
Глава 3. Экспорт образовательных услуг в РФ……………..39
3.1. Опыт РФ в экспорте образовательных услуг (на примере Фонда «Русский Мир»)……………………………………….39
3.2. Экспорт российских образовательных услуг на уровне ВУЗов…………………………………………………………..43
3.3. Перспективные направления экспорта российских образовательных услуг………………………………………..47
Заключение…………………………………………………….53
Список использованных источников и литературы………...55

Файлы: 1 файл

Перспективы экспорта российких образовательных услуг Д.К..docx

— 111.05 Кб (Скачать)

Укрепление  международных позиций России, а  также решение задач, связанных  с установлением равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений со всеми  странами, успешное продвижение российских внешнеэкономических интересов, обеспечение  политического, экономического, информационного  и культурного влияния за рубежом  требуют включения всех имеющихся  в распоряжении государства рычагов. Политика, направленная на интернационализацию  и развитие экспорта российского  образования, является важным инструментом реализации ключевых целей национальной политики, в том числе - содействие реализации проведения внешнеполитического курса России, расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда, содействие формированию в России конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий.

 

    1.   Специфика экспорта российских образовательных услуг

Для новой  российской экономики необходимо готовить специалистов, способных сделать  ее конкурентоспособной в современном  мире. При этом надо понимать, что  и сама система подготовки таких  кадров является одним из значимых национальных экспортных ресурсов.

В 2002 году Президентом  РФ одобрена Концепция государственной  политики Российской Федерации в  области подготовки кадров для зарубежных стран в российских образовательных  учреждениях, которая рассматривает  эту работу как важную составную часть внешнеэкономической деятельности с приоритетным курсом на углубление процесса интеграции в государствах - участниках СНГ.

Внешнеэкономическая деятельность образовательных учреждений осуществляется в соответствии с  федеральными законами "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании", а также на основе международных  договоров и прямых партнерских  связей с учебными заведениями зарубежных стран.

Значимую  роль в координации и концентрации усилий российских учебных заведений  на международном рынке играют региональные центры международного сотрудничества (их около 30), задачей которых является объединение внешнеэкономической  деятельности вузов на региональной основе в целях развития экспорта образовательных услуг.

В государствах - участниках СНГ сегодня действует 19 филиалов российских государственных  вузов и 18 филиалов вузов негосударственной  формы собственности, а также  четыре российско-национальных (славянских) университета.

На основе международных договоренностей  за рубежом регулярно проводятся выставки-ярмарки образовательных  услуг российской высшей школы, которые  играют заметную роль в привлечении  иностранной молодежи к обучению в нашей стране. Результатом, как  правило, является увеличение притока  иностранных абитуриентов в российские вузы.

Одним из наиболее действенных факторов, способствующих поддержке экспорта образовательных  услуг, является повышение уровня признания  документов об образовании, ученых степенях и званиях Российской Федерации  и правовой защищенности российского  диплома. В этих целях с рядом  зарубежных государств подписаны соответствующие  международные договоры. На постоянной основе проводится работа по расширению списка стран, с которыми необходимо заключить соглашения о сотрудничестве в этой области.

В системе  мероприятий, обеспечивающих экспорт  образовательных услуг, важное значение имеют формы трансграничного  образования: создание зарубежных филиалов образовательных учреждений, систем образовательного «франчайзинга», «твиннинга». Международный рынок этих услуг является наиболее перспективным и вызывает большой интерес. Необходима помощь российским образовательным учреждениям в расширении нормативно-правовой базы, регламентирующей этот вид внешнеэкономической деятельности.

Получает  развитие экспорт образовательных  услуг, оказываемых с помощью  дистанционных способов доставки образовательного продукта, что устраняет необходимость  физического пересечения границ учащимися. Потенциал этого направления  очевиден в связи с повсеместным распространением информационных компьютерных технологий и сети Интернет.

Российские  вузы расширяют диапазон образовательных  программ и технологий обучения, пользующихся популярностью у зарубежных слушателей, в том числе за счет развития краткосрочных, обменных программ, программ с преподаванием  учебных дисциплин на иностранных  языках, на основе индивидуальных учебных  планов.

Для продвижения  российской высшей школы на международный  образовательный рынок используется потенциал иностранных выпускников  советских и российских учебных  заведений - в советских и российских вузах подготовлено около 600 тыс. специалистов для 150 государств мира; за рубежом действуют  более 60 национальных ассоциаций и  объединений иностранных выпускников.

Совершенствуется  механизм государственной поддержки  экспорта российского образования. В этих целях федеральными органами исполнительной власти в сфере образования  совместно с МИДом и другими  заинтересованными министерствами и ведомствами в правительство  представлены предложения, учитывающие, в том числе, требования и современные  тенденции мирового рынка образования.

Реализация  национального проекта "Образование" создает новые условия для  развития экспорта образовательных  услуг. Российские вузы получают возможность  существенно улучшить материально-техническую  базу, разработать современные учебные  программы, осуществить переподготовку научно-педагогических кадров, что  в конечном счете повышает конкурентоспособность  российских вузов на мировом рынке  образовательных услуг. Основная задача стратегии экспорта российского высшего образования - повышение его конкурентоспособности на мировом образовательном рынке. А конечная цель стратегии экспорта - выход на позиции, равные ведущим поставщикам образовательных услуг.

На данный момент доля России в мировой табели поставщиков иностранных услуг достаточно мала. Это касается, в частности, количества иностранных учащихся в российских вузах. По этому количеству Россия занимает только 2% от мирового рынка. Если не предпринимать никаких действий и в будущем, этот рынок будет утрачен. А это принесет потери и экономические, и потери влияния Российской Федерации, российской культуры и образования в глобальном пространстве.

Можно выделить четыре основные формы экспорта образовательных  услуг. В их числе:

  • «трансграничная поставка», то есть дистанционное обучение студентов в виртуальных университетах;
  • «потребление услуги за рубежом» - обучение иностранных студентов в российских вузах;
  • «коммерческое присутствие» - открытие филиалов университетов или кампусов за рубежом;
  • «перемещение физических лиц» - работа российских профессоров в иностранных учебных заведениях.

Все эти позиции Россия намерена развивать.

Наиболее характерной формой сейчас для России является обучение иностранных учащихся внутри страны в российских вузах. Достаточно большое количество студентов из стран СНГ обучается в РФ. Кроме того, в планах стоит расширять возможности для привлечения студентов из развитых стран, из университетов-партнеров европейских стран в рамках различного рода программ. Ежегодно выделяется около 10 тысяч стипендий для приема иностранных учащихся и значительную долю в них составляют студенты из стран Африки.

Наиболее  успешным примером в этом смысле является Российский университет дружбы народов. Он принимает ежегодно на обучение студентов из 150 стран. А Московский государственный университет лидирует по числу своих филиалов за пределами  России. Они открываются, прежде всего, конечно, в странах Содружества  Независимых Государств (СНГ). Но Россия должна предпринимать существенные усилия для продвижения своих  образовательных услуг и в  другие страны.

Таким образом, можно выделить следующие специфические  характеристики экспорта российских образовательных  услуг:

  1. Преобладание формы «потребление  услуги за рубежом», т.е. обучение иностранных студентов в российских ВУЗах, на русском языке.
  2. Использование русского языка при экспорте российских образовательных услуг.
  3. Перемещение инициативы экспорта образовательных услуг на  ВУЗовский уровень.
  4. Использование  «совместных образовательных программ», в качестве основного инструмента экспорта образовательных услуг.
  5. Не значительная государственная поддержка повсеместного экспорта российских образовательных услуг (выделение 1787 стипендий  для обучения иностранных граждан в 2011 году на все вузы РФ, для сравнения эта цифра в Финляндии, по данным CIMO, составляет 2500 в 2011 году).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Международные культурно – образовательные организации, как инструмент экспорта образовательных услуг

 

2.1. Специфика деятельности зарубежных культурно-образовательных центров

 

Международная некоммерческая культурно-образовательная организация – организация, деятельность которой проходит на территории нескольких государств и направлена на распространения культуры, знаний о стране, образования и т.д., при этом организации имеют институционально закрепленную структуру, отделены от государства, но подотчетны ему, самоуправляемы и добровольны.

В данном разделе будет рассмотрена основная информация, характеризующая организации в соответствии со следующим планом: история создания, юридический статус, структура, цели и задачи деятельности, основные направления деятельности и специфика работы.

 

Германская  служба академических обменов (Der Deutsche Akademische Austauschdienst – DAAD) была создана в 1925 году и представляет собой самоуправляемую организацию высших учебных заведений Германии.

DAAD - самая  крупная немецкая организация,  способствующая развитию международного  сотрудничества в области высшего  образования. DAAD финансируется значительным образом из государственных финансовых источников.

Служба обменов  между высшими учебными заведениями  была впервые создана в 1925 г. на основе личной инициативы некоторых академических  кругов. В 1945 г. организация была распущена и в 1950 г. основана заново как зарегистрированное объединение частного права.

Основные области деятельности DAAD:

– предоставление стипендий иностранным студентам;

– предоставления стипендий студентам Германии;

– содействие интернационализации немецких вузов;

– поддержка  германистики и немецкого языка;

– сотрудничество с развивающимися странами в образовательной  сфере.

По состоянию  на 2006 год DAAD объединяет 230 немецких вузов-участников и 130 студенческих организаций и  является посредником в организации внешней культурной политики, а также политики высшего образования и науки Германии. DAAD имеет 14 зарубежных представительств и 48 информационных центров по всему миру и выдает порядка 50 000 стипендий в год.

Финансирует организацию МИД Германии, Федеральное  министерство экономического сотрудничества и развития, Федеральное министерство образования и науки, Европейский союз, Федеральное министерство экономики и технологии. DAAD также получает финансовую поддержку от Общества по техническому сотрудничеству (Gesellschaft fur technische Zusammenarbeit – GTZ), Совета по науке НАТО (Wissenschaftsausschuss der NATO), Фонда поддержки немецкой науки (Stifterverband fur die Deutsche Wissenschaft) и многих других. Стоит заметить, что средства, выделяемые DAAD, существенно увеличились за последние 15 лет. Общий бюджет организации в 2010 году составил 384 млн. €.

DAAD оказывает  поддержку высшим учебным заведениям  в их международной деятельности  посредством целого ряда услуг  - информационные программы, маркетинг,  консультативная помощь, оказание  помощи студентам и научным  сотрудникам. DAAD на консультативной  основе принимает участие в  формировании внешней политики  Германии в области культуры  и науки.

К первоочередным задачам организации относятся:  
привлечение иностранной молодой научной элиты для обучения и научно-исследовательской деятельности в Германии и по возможности сохранения с ней долгосрочных партнерских отношений; повышение квалификации молодых немецких ученых в духе открытости и взаимопонимания; помощь развивающимся странам и странам-реформаторам в Восточной Европе в построении работоспособных структур в области высшего образования и наконец, поддержка германистики, немецкого языка, литературы и страноведения в иностранных высших учебных заведениях. Эти цели конкретно отражаются в более чем 200 программах. Данные программы предназначены для всех стран мира по всем научным направлениям. Они одинаково полезны как иностранцам, так и немцам.

DAAD проводит  более 200 программ и проектов  от краткосрочного обмена с  целью научных исследований или  обучения до многолетних стипендий  для защиты диссертации для  соискателей из развивающихся  стран, от информационных визитов  иностранных делегаций ректоров  вузов до долгосрочных разработанных  региональных программ для построения  работоспособных структур высших  учебных заведений в странах  третьего мира.

Все программы DAAD принципиально открыты для  всех направлений в науке для  всех стран мира в двустороннем направлении. В некоторых случаях рамки  и условия для обмена зафиксированы  в межгосударственных соглашениях  о культурном сотрудничестве двух стран  или на основе договоренностей DAAD с иностранными организациями-партнерами. Как правило, в этом случае предоставляются встречные предложения партнерской стороны, такие как двусторонние стипендии, дополнительные услуги принимающей стороны, освобождение от возможной оплаты за обучение в вузе и т.д. По данным за 2007 г. отмечен значительный рост общего количества выделяемых стипендий DAAD. Финансовую поддержку DAAD получили 50.000 немцев и 34.000 иностранцев.

 

Общественная  ассоциация  первоначально возникла в США в 1974 году как Американский Совет преподавателей Русского Языка и Литературы (АСПРЯЛ). Целью организации было содействие обучению и исследованиям в области русского и английского языков, а также развитию сотрудничества между учеными и преподавателями США, России и других республик бывшего СССР в области лингвистики, филологии и регионоведения.

Информация о работе Перспективы экспорта российских образовательных услуг