Перспективы экспорта российских образовательных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 11:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является определение перспективных направлений экспорта российских образовательных услуг.
В контексте поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выделить основные тенденции, характеризующие высшее образование в РФ сегодня.
2. Определить место и специфику РФ, как поставщика образовательных услуг на международном уровне.

Оглавление

Введение………………………………………………………...6
Глава 1. Основные тенденции развития российских образовательных услуг…………………………………………8
1.1. Современное состояние российского образования, в контексте экспорта образовательных услуг………………………………………………….....……….8
1.2. Приоритеты и принципы развития образовательных услуг……………………………………………………............11
1.3. Специфика экспорта российских образовательных услуг...……………………………………………………….…12
Глава 2. Международные культурно – образовательные организации, как инструмент экспорта образовательных услуг……………………………………………………………18
2.1. Специфика деятельности зарубежных культурно-образовательных центров………………………………….…18
2.2. Основные партнерские отношения между странами в контексте экспорта образовательных услуг…………………31
Глава 3. Экспорт образовательных услуг в РФ……………..39
3.1. Опыт РФ в экспорте образовательных услуг (на примере Фонда «Русский Мир»)……………………………………….39
3.2. Экспорт российских образовательных услуг на уровне ВУЗов…………………………………………………………..43
3.3. Перспективные направления экспорта российских образовательных услуг………………………………………..47
Заключение…………………………………………………….53
Список использованных источников и литературы………...55

Файлы: 1 файл

Перспективы экспорта российких образовательных услуг Д.К..docx

— 111.05 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное  образовательное 

учреждение  высшего профессионального  образования 

 «Санкт-Петербургский    государственный   политехнический    университет»

Международная высшая школа управления

Кафедра «Международный бизнес»

                                                                                               Работа  допущена  к  защите

                                                                           Зав. кафедрой МБ

                                                  _______________ Е.Р.Счисляева

                                                 «______»______________2012г.

ВЫПУСКНАЯ  РАБОТА  БАКАЛАВРА

 

Перспективы экспорта российских образовательных услуг

Направление:  080100.62 - Экономика

 

 

Выполнила студентка гр. 4154/10             _______     А.Г. Соловьева

 

Руководитель , к.э.н., доц.               ___________    Д.К. Козлова

                        

Рецензент, зам. директора

международных, образовательных  проектов _______  Е.Г. Никончук

Санкт-Петербург

2012

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное  образовательное 

учреждение  высшего профессионального  образования 

 «Санкт-Петербургский    государственный   политехнический    университет»

Международная высшая школа управления

Кафедра «Международный бизнес»

                             «УТВЕРЖДАЮ»                                                                 

                         Зав. кафедрой МБ____________ Е.Р.Счисляева

                                              «______»______________2012г.

ЗАДАНИЕ

на выполнение выпускной  работы бакалавра

студентке Соловьевой Анастасии

  1. Тема проекта: «Перспективы экспорта российских образовательных услуг».
  2. Срок сдачи студентом законченной работы: 20 мая 2012г.
  3. Исходные данные к проекту: ФЗ РФ №7 от 12.01.1996г.  «О некоммерческих организациях». (М.2007), Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Сравнительный анализ деятельности зарубежных культурных центров в России и проблемы внешней культурной политики. // Компаративистика - II. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. (СПб. 2002), Галаган А.И. Современное состояние мирового рынка образовательных услуг и положение на нем России // Социально-гуманитарные знания.(2004).
  4. Содержание пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов):современное состояние российского образования, специфика экспорта российских образовательных услуг, Международные культурно – образовательные организации, специфика деятельности зарубежных культурно-образовательных центров, основные партнерские отношения между странами, опыт РФ в экспорте образовательных услуг, перспективные направления экспорта российских образовательных услуг.   
  5. Дата выдачи задания: 15 февраля 2012 г.

 

 

 

Руководитель, к.э.н., доцент кафедры  «Международный бизнес»                                            _________     Д.К. Козлова

Задание принял к исполнению   _________ А.Г. Соловьева     _________ 

    (дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

61 стр., 5 табл.

 

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  В РФ, ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УСЛУГ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ОРГАНИЗАЦИИ, РАЗВИТИЕ РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УСЛУГ, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ЭКСПОРТА РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УСЛУГ

 

Данная работа представляет собой анализ высшего  образования России на международном  уровне. Анализ включает в себя оценку деятельности международных культурно-образовательных  организаций – лидеров экспорта образовательных услуг и выявление  на основе их опыта наиболее привлекательных  направлений экспорта российских образовательных  услуг. В результате проведенного анализа выделена форма экспорта образовательных услуг – коммерческое присутствие как наиболее перспективная для реализации данного рода программ.  В заключении работы выявлены основные принципы, представляющие основу эффективного взаимодействия в области экспорта образовательных услуг в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………...6

Глава 1. Основные тенденции развития российских образовательных услуг…………………………………………8

    1. Современное состояние российского образования, в контексте экспорта образовательных услуг………………………………………………….....……….8
    2. Приоритеты и принципы развития образовательных услуг……………………………………………………............11
    3. Специфика экспорта российских образовательных услуг...……………………………………………………….…12

Глава 2. Международные культурно – образовательные организации, как инструмент экспорта образовательных услуг……………………………………………………………18

2.1. Специфика деятельности зарубежных культурно-образовательных центров………………………………….…18

2.2. Основные партнерские отношения между странами в контексте экспорта образовательных услуг…………………31

Глава 3. Экспорт образовательных услуг в РФ……………..39

3.1. Опыт РФ в экспорте образовательных услуг (на примере Фонда «Русский Мир»)……………………………………….39

3.2. Экспорт российских образовательных услуг на уровне ВУЗов…………………………………………………………..43

3.3. Перспективные направления экспорта российских образовательных услуг………………………………………..47

Заключение…………………………………………………….53

Список использованных источников и литературы………...55

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Новые вызовы начала XXI века и масштабные задачи, встающие перед Россией в сфере  международных отношений в условиях глобализации, придают культурным, информационным и гуманитарным внешним  связям страны возрастающую значимость. Используя специфический инструментарий, гибкие формы и методы их применения, дипломатия развития международных  культурных и гуманитарных контактов  способна вносить существенный вклад  в достижение основополагающих целей  российского государства и повышение  эффективности внешней политики России в целом.

Вторая половина XX века стала периодом беспрецедентного по своим масштабам развития образования в мире и растущего осознания его жизненно важной роли в обеспечении устойчивого экономического и социального развития государств, укрепления их позиций в мировом сообществе, повышения уровня и качества жизни населения.

Перспективное же развитие государства и общества зависит от непрерывного обновления знаний, межкультурного взаимодействия и обмена опытом. В силу этого  в мире идут объективные процессы формирования единого образовательного пространства, ориентированного на всемирное  сообщество. А значит, существует потребность  в создании организаций международного характера, деятельность которых будет  направлена на распространение информации о международных академических, научных и культурных программах, популяризации обучения за рубежом, развитие межкультурной коммуникации и интернационализации университетского сообщества. Именно такими организациями  сегодня в России и во всем мире являются British Council, DAAD, Fulbright, American Councils, CIMO, чей опыт работы и лег в основу разработки рекомендаций по экспорту образовательных услуг российскими ВУЗами.

Целью дипломного проекта является определение перспективных  направлений экспорта российских образовательных  услуг.

В контексте  поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Выделить основные тенденции, характеризующие высшее образование в РФ сегодня.
  2. Определить место и специфику РФ, как поставщика образовательных услуг на международном уровне.
  3. На основе анализа организаций – лидеров в области экспорта образовательных услуг, выделить  основные партнерские отношения между странами.
  4. Обосновать основные принципы, определяющие перспективные направления экспорта образовательных услуг.
  5. Выделить и обосновать перспективные направления для экспорта российских образовательных услуг.

 

Объектом  исследования является  система  высшего образования в РФ.

 

Предметом исследования является  экспорт российских образовательных  услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные тенденции развития российских образовательных услуг

 

    1. Современное состояние российского образования, в контексте экспорта образовательных услуг

 

Образование является одним из важнейших  конкурентных преимуществ России. Экспорт образования, в соответствии с релевантными источниками литературы по данной тематике, реализуется различными путями, в том числе:

- путем разработки и внедрения трансграничных форматов и программ (первый способ поставки),

- обучение иностранных студентов в российских вузах (второй способ поставки),

- коммерческое присутствие в странах партнерах (совместные университеты, филиалы и представительства за рубежом - третий способ поставки),

- работу российских преподавателей в зарубежных университетах (четвертый способ поставки).

В данном исследовании внимание автора будет сконцентрировано в большей  степени на третьем способе поставки  - коммерческом присутствии, так как  данный путь является, по мнению автора, наиболее перспективным, инновационным, в тоже время  не достаточно проработанным  в РФ.

Вместе с тем, на фоне высокого уровня образованности населения и постоянно растущего внутреннего рынка образовательных услуг доля России в международном рынке образовательных услуг  фактически снижается (по данным ОЭСР1 с 3% в 2004 г. до 2% в 2007г.). Это не только упущенная экономическая выгода, но и упускаемые  политические возможности "мягкого" влияния России на международной арене через распространение русского языка, достижений российской науки, российской культуры и ценностей.

Современный процесс модернизации национальной системы образования  Российской Федерации осуществляется с учетом тенденций мирового развития. Реализуются национальные проекты  в области образования. Россия участвует  в формировании общеевропейского пространства высшего образования, развивает  образовательное сотрудничество в  ЕС в рамках общего пространства образования  России - ЕС, развивает двустороннее сотрудничество в области образования  с развитыми странами, новыми индустриальными  государствами и партнерами по интеграционным объединениям.

Россия выполняет обязательства  по содействию международному развитию и выделяет значительные средства на обучение студентов из развивающихся  стран. В рамках программ по поддержке соотечественников Россия  обучает граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья. Ведущие российские вузы принимают на различные формы обучения и программы студентов из развитых индустриальных стран (36 тысяч студентов из стран - членов ОЭСР). Вместе с тем, по данным ОЭСР Россия принимает только 2 % от общего количества иностранных студентов, составившего в 2007 году три миллиона. В то время как США принимает 20%, Великобритания обучает 12 %, Германия  и Франция - 9% и 8% соответственно. Кроме того, значительное количество студентов обучается в Австралии (7%), Канаде (4%), Японии (4%). Если  в течение ряда лет Советский Союз занимал второе место (после США) по числу иностранных студентов, то сейчас Россия по числу иностранных студентов находится на 9 месте, и даже доля иностранных студентов в общем количестве студентов внутри России существенно снизилась.

Основные факторы, определяющие выбор  иностранными учащимися страны и  университета для обучения  включают распространенность языка обучения, авторитет страны, репутацию вузов, стоимость программ и проживания, гибкость программ и сопоставимость квалификационных требований, географические, торговые и исторические связи между странами, активную государственную политику по продвижению национальных институтов образования в глобальном пространстве и меры по поддержке, в том числе социально-экономической,  иностранных учащихся.

Несмотря на то, что в рамках Федеральной целевой программы  развития образования, инновационных  образовательных программ российских вузов, мер по созданию федеральных  университетов и поддержке исследовательских  университетов, инвестированы значительные ресурсы на развитие инновационных  программ, интеграцию науки и образования, повышение качества программ, в настоящее  время, российские вузы не занимают ведущие  места в  международных рейтингах лучших университетов. Так в Шанхайском рейтинге университетов 2008 года Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова занял 70 место, Санкт-Петербургский государственный университет – 336. В этом же рейтинге, но уже за 2011 год Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова занял уже 112 место, Санкт-Петербургский государственный университет сохранил за собой положение в группе 301 – 400. В рейтинг The Times Higher Education2 2008 года они занимают 183 и 224 места соответственно, а в топ-200 лучших высших школ мира 2011 года российских вузов вообще нет.  Недостаточно пока в российской высшей школе реализуется совместных образовательных программ и программ на иностранных языках,  совместных международных исследований, мер, направленных на интернационализацию содержания программ обучения.   Требуется дальнейшее развитие инфраструктуры для привлечения лучших студентов, преподавателей и исследователей, интернационализации среды обучения. 

 

    1.  Приоритеты и принципы развития образовательных услуг

 

Укрепление  социально-экономического и политического  положения в России существенно  расширяет возможности для эффективного международного сотрудничества в целях  реализации геополитических и геоэкономических стратегических интересов Российской Федерации. Россия обладает безусловным  потенциалом для  занятия лидирующих позиций в мировой экономике. Для этого руководством страны инициированы планы осуществления перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Такой переход предполагается осуществлять на основе расширения конкурентного потенциала страны и наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях. В этих условиях образовательная политика становится одним из важных инструментов инновационного развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности в глобальном пространстве.

Информация о работе Перспективы экспорта российских образовательных услуг