Перспективы экспорта российских образовательных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 11:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является определение перспективных направлений экспорта российских образовательных услуг.
В контексте поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выделить основные тенденции, характеризующие высшее образование в РФ сегодня.
2. Определить место и специфику РФ, как поставщика образовательных услуг на международном уровне.

Оглавление

Введение………………………………………………………...6
Глава 1. Основные тенденции развития российских образовательных услуг…………………………………………8
1.1. Современное состояние российского образования, в контексте экспорта образовательных услуг………………………………………………….....……….8
1.2. Приоритеты и принципы развития образовательных услуг……………………………………………………............11
1.3. Специфика экспорта российских образовательных услуг...……………………………………………………….…12
Глава 2. Международные культурно – образовательные организации, как инструмент экспорта образовательных услуг……………………………………………………………18
2.1. Специфика деятельности зарубежных культурно-образовательных центров………………………………….…18
2.2. Основные партнерские отношения между странами в контексте экспорта образовательных услуг…………………31
Глава 3. Экспорт образовательных услуг в РФ……………..39
3.1. Опыт РФ в экспорте образовательных услуг (на примере Фонда «Русский Мир»)……………………………………….39
3.2. Экспорт российских образовательных услуг на уровне ВУЗов…………………………………………………………..43
3.3. Перспективные направления экспорта российских образовательных услуг………………………………………..47
Заключение…………………………………………………….53
Список использованных источников и литературы………...55

Файлы: 1 файл

Перспективы экспорта российких образовательных услуг Д.К..docx

— 111.05 Кб (Скачать)

 

Таблица 2.

Критерии выбора страны импортера образовательных услуг

 

Шкала убывания значимости критериев

Критерий отбора

Значимость каждого критерия для  экспорта образовательных услуг

1.

Статус языка страны экспортера в  стране - импортере (знание языка, его  территориальное распространение)

3

2.

Уровень социально-экономического развития страны-импортера

2

3.

Состояние международно-торговых отношений  между страной-экспортером и страной-импортером

2

4.

Уровень развития собственной системы образования в стране-импортере

1.5

5.

Наличие исторически сложившихся  взаимосвязей  между странами экспортерами и импортерами

1

6.

Географическая приближенность

0.5


Таким образом, для целей исследования были сформулированы основные принципы выбора страны –  партнера для осуществления экспорта образовательных услуг. Данные принципы применены в следующей главе для определения перспективных направлений экспорта российских образовательных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экспорт образовательных услуг в РФ

 

3.1. Опыт РФ в экспорте образовательных услуг (на примере Фонда «Русский Мир»)

 

Фонд «Русский мир» был создан указом Президента РФ В. В. Путина 21 июня 2007 года.

Основными целями Фонда являются популяризация русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, и поддержка программ изучения русского языка в Российской Федерации и за рубежом.

Основными задачами Фонда являются:

• поддержка  общественных, академических, образовательных  организаций, занимающихся проблематикой, связанной с Русским миром, спонсирование  их профильных проектов;

• поддержка  российских и зарубежных научных  и образовательных центров русистики;

• формирование благоприятного для России общественного  мнения, распространение знаний о  нашей стране;

• взаимодействие с диаспорами, содействие установлению климата межнационального уважения и мира;  
• содействие возвращению эмигрировавших за границу россиян на Родину;

• создание системы экспертного обеспечения  гуманитарного измерения внешней  политики России;

• создание научных, экспертно-политических каналов  развития двусторонних отношений с  зарубежными странами и международными организациями;

• продвижение  экспорта российских образовательных  услуг;

• развитие международных связей российских регионов;

• содействие экспертным, научным и образовательным  обменам;

• поддержка  русскоязычных средств массовой информации и информационных ресурсов за рубежом;

• поддержка  российских средств массовой информации и информационных ресурсов, ориентированных  на реализацию целей и задач Фонда;

• поддержка  ассоциаций выпускников российских/советских  вузов; организация взаимодействия с зарубежными выпускниками российских вузов;

• поддержка  русскоязычных сайтов, создаваемых  за рубежом;

• содействие созданию женских, молодежных, детских  и русскоязычных структур в различных  странах;

• поддержка  усилий по сохранению рукописного наследия России;

• взаимодействие с Русской Православной Церковью и другими конфессиями в деле продвижения русского языка и  российской культуры.

 

Таблица 3.

Основные показатели фонда  «Русский мир»

 

Направление

2011 год

1

2

Грантовые программы

 

поступило заявок

1064

одобрено 

235

реализовано грантовых проектов

265

реализовано проектов на пожертво- вания фонда

71

Русские центры и Кабинеты

открыто Русских Центров

13

открыто Кабинетов Русского мира

55

Мероприятия Русских центров

2892

в том числе:

 

Окончание таблицы 3.

 

1

2

– образовательные 

777

– научно-методические

628

– художественные

1265

– общественные

222

Методическая деятельность

Подготовлено методических раз-работок, программ и учебных пособий

6

Реализовано образовательных программ

3

Проведено методических семинаров и конференций

8

Мероприятия и акции Фонда

– международные конференции 

9

– круглые столы 

8

– общественные форумы

2

– международные общественные

акции и программы

3

– участие в книжных выставках 

6

Количество научных и методических докладов и лекций, прочитанных сотрудниками Фонда

180

Информационные проекты

Сайт: общее число посетителей за год

866 200

Журнал: общее количество статей

233

Общее количество публикаций о Фонде  в печатных и электронных СМИ

2811

Радиопрограмма «Русский мир»

около 300 часов собственного контента


 

Реализация  программы создания Русских центров содействует усилению позиций русского языка в условиях реально существующей конкуренции мировых языков, создает условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса на отделениях русистики зарубежных вузов и специализированных курсах русского языка, способствует развитию межкультурного диалога и укреплению взаимопонимания между народами.

Основными итогами программы создания Русских центров за 2011 год можно считать открытие 13 Русских центров в 13 государствах (Европа-8, Азия-2, Америка-1, СНГ-1, Россия-1).

Целевая программа  «Кабинет Русского мира» органично дополняет проект по созданию Русских центров, отражая комплексность и гибкость партнерской стратегии Фонда. Постоянное содействие в ее реализации оказывает Министерство иностранных дел России, российские посольства и консульства в различных странах, а также представительства Федерального агентства «Россотрудничество». Отличительные характеристики программы – компактность и мобильность.

Кабинет Русского мира формируется с учетом потребностей и конкретного запроса организации-заявителя. Он может быть расположен в школьном классе, вузовской аудитории, центре дополнительного образования, библиотеке, детском саду, культурном центре организации соотечественников и оформлен как отдельный модуль.

Реализация  программы свидетельствует о ее высокой востребованности: заявки на открытие Кабинетов Русского мира поступают в Фонд с нарастающей динамикой из разных стран. Открытие Кабинетов Русского мира происходит, как правило, в торжественной обстановке, что способствует привлечению внимания зарубежной общественности к культурным и образовательным возможностям России, содействуя решению просветительских задач фонда «Русский мир».

В 2011 году открыто 55 кабинетов Русского мира в 32 странах. На 01.01.2012г. действуют 103 Кабинета в 42 странах.

3.2. Экспорт российских образовательных услуг на уровне ВУЗов

Как было отмечено в главе 1, специфичной чертой экспорта российского высшего образования  является активное вовлечение ВУЗов  в данный процесс.  Активность ВУЗов  РФ в данном вопросе обусловлена  желанием последних повысить качество  предоставляемых образовательных  услуг, привлечь новых российских и  иностранных студентов, усилить  международную кооперацию в образовании и в науке.

Так, например, Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет (СПбГПУ)  реализует в 2011-12 учебном году международные совместные образовательные программы двух дипломов в количестве: 5 совместных бакалаврских программ и 15 совместных магистерских программ с вузами Болгарии, Великобритании, Германии, Испании и Финляндии.  Анализируя отчетность СПбГПУ о привлечении иностранных студентов на программы обучения в РФ, можно проследить наибольший спрос со стороны студентов Азии и СНГ. 

Основной  проблемой экспорта образовательных  услуг в РФ в общем, и в СПбГПУ в частности всегда являлся финансовый  аспект, так как бюджетом РФ не предусмотрено  обучение иностранных граждан за счет средств федерального бюджета. В 2011 году Министерством образования  был предложен пилотный проект, в  соответствии с которым  из федерального бюджета были выделены средства на обучение иностранных граждан  а  ВУЗах РФ.

Перечень  ВУЗов и количество квот представлены в таблице 3.

Таблица 4.

Перечень высших учебных  заведений, принимающих участие  в 2011 году в реализации пилотного  проекта

 

N п/п 

ВУЗ

Выделенная квота на пилотный проект

1.

2.

3.

I.

Федеральные государственные университеты

 

1

Дальневосточный федеральный университет 

50

2

Северо-Восточный федеральный университет 

5

3

Сибирский федеральный университет 

30

4

Южный федеральный университет 

20

II.

Национальные исследовательские  университеты

 

5

Белгородский госуниверитет 

20

6

Казанский государственный технический  университет им. А.Н. Туполева

30

7

Казанский государственный технологический  университет 

10

8

Московский государственный институт электронной техники (технический  университет)

5

9

Московский государственный строительный университет 

30

10

МГТУ им. Баумана 

20

11

МЭИ

20

12

Московский физико-технический институт (государственный университет)

30

13

НИУ "МИФИ"

50

14

НИУ "МИСИС"

20

15

Новосибирский госуниверситет

30

16

Нижегородский госуниверситет

10

17

Пермский государственный университет 

5

18

Пермский государственный технический  университет 

10

19

Российский госуниверситет нефти  и газа

5


 

Продолжение таблицы 4.

 

1.

2.

3.

20

Самарский государственный аэрокосмический  университет им. С.П. Королева

10

21

С-П. государственный горный университет 

20

22

С-П. государственный политехнический  университет 

30

23

Томский политехнический университет 

15

III.

Инновационные университеты

 

24

Владимирский госуниверситет

15

25

Новосибирский государственный технический  университет 

15

26

Российский университет дружбы народов 

750

27

Санкт-Петербургский государственный  электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина)

20

28

Уфимский государственный авиационный  технический университет 

30

IV.

Ведущие вузы, осуществляющие подготовку иностранных граждан

 

29

Астраханский государственный университет 

30

30

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет 

10

31

Воронежский государственный технический  университет 

10

32

Воронежский госуниверситет

20

33

Государственный институт русского языка  им. А.С.Пушкина 

20

34

Дальневосточный государственный гуманитарный университет (г.Хабаровск)

10

35

Ивановский государственный энергетический университет им. В.И.Ленина

10

36

Ижевский государственный технический  университет 

10

37

Кабардино-Балкарский госуниверситет

50

Информация о работе Перспективы экспорта российских образовательных услуг