Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 11:53, дипломная работа
Целью дипломного проекта является определение перспективных направлений экспорта российских образовательных услуг.
В контексте поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выделить основные тенденции, характеризующие высшее образование в РФ сегодня.
2. Определить место и специфику РФ, как поставщика образовательных услуг на международном уровне.
Введение………………………………………………………...6
Глава 1. Основные тенденции развития российских образовательных услуг…………………………………………8
1.1. Современное состояние российского образования, в контексте экспорта образовательных услуг………………………………………………….....……….8
1.2. Приоритеты и принципы развития образовательных услуг……………………………………………………............11
1.3. Специфика экспорта российских образовательных услуг...……………………………………………………….…12
Глава 2. Международные культурно – образовательные организации, как инструмент экспорта образовательных услуг……………………………………………………………18
2.1. Специфика деятельности зарубежных культурно-образовательных центров………………………………….…18
2.2. Основные партнерские отношения между странами в контексте экспорта образовательных услуг…………………31
Глава 3. Экспорт образовательных услуг в РФ……………..39
3.1. Опыт РФ в экспорте образовательных услуг (на примере Фонда «Русский Мир»)……………………………………….39
3.2. Экспорт российских образовательных услуг на уровне ВУЗов…………………………………………………………..43
3.3. Перспективные направления экспорта российских образовательных услуг………………………………………..47
Заключение…………………………………………………….53
Список использованных источников и литературы………...55
Таблица 2.
Критерии выбора страны
импортера образовательных
Шкала убывания значимости критериев |
Критерий отбора |
Значимость каждого критерия для экспорта образовательных услуг |
1. |
Статус языка страны экспортера в
стране - импортере (знание языка, его
территориальное распространени |
3 |
2. |
Уровень социально-экономического развития страны-импортера |
2 |
3. |
Состояние международно-торговых отношений между страной-экспортером и страной-импортером |
2 |
4. |
Уровень развития собственной системы образования в стране-импортере |
1.5 |
5. |
Наличие исторически сложившихся взаимосвязей между странами экспортерами и импортерами |
1 |
6. |
Географическая приближенность |
0.5 |
Таким образом, для целей исследования были сформулированы основные принципы выбора страны – партнера для осуществления экспорта образовательных услуг. Данные принципы применены в следующей главе для определения перспективных направлений экспорта российских образовательных услуг.
Глава 3. Экспорт образовательных услуг в РФ
3.1. Опыт РФ в экспорте образовательных услуг (на примере Фонда «Русский Мир»)
Фонд «Русский мир» был создан указом Президента РФ В. В. Путина 21 июня 2007 года.
Основными целями Фонда являются популяризация русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, и поддержка программ изучения русского языка в Российской Федерации и за рубежом.
Основными задачами Фонда являются:
• поддержка общественных, академических, образовательных организаций, занимающихся проблематикой, связанной с Русским миром, спонсирование их профильных проектов;
• поддержка
российских и зарубежных научных
и образовательных центров
• формирование благоприятного для России общественного мнения, распространение знаний о нашей стране;
• взаимодействие
с диаспорами, содействие установлению
климата межнационального уважения
и мира;
• содействие возвращению эмигрировавших
за границу россиян на Родину;
• создание
системы экспертного
• создание научных, экспертно-политических каналов развития двусторонних отношений с зарубежными странами и международными организациями;
• продвижение экспорта российских образовательных услуг;
• развитие международных связей российских регионов;
• содействие экспертным, научным и образовательным обменам;
• поддержка русскоязычных средств массовой информации и информационных ресурсов за рубежом;
• поддержка российских средств массовой информации и информационных ресурсов, ориентированных на реализацию целей и задач Фонда;
• поддержка
ассоциаций выпускников российских/
• поддержка русскоязычных сайтов, создаваемых за рубежом;
• содействие созданию женских, молодежных, детских и русскоязычных структур в различных странах;
• поддержка усилий по сохранению рукописного наследия России;
• взаимодействие с Русской Православной Церковью и другими конфессиями в деле продвижения русского языка и российской культуры.
Таблица 3.
Основные показатели фонда «Русский мир»
Направление |
2011 год |
1 |
2 |
Грантовые программы |
|
поступило заявок |
1064 |
одобрено |
235 |
реализовано грантовых проектов |
265 |
реализовано проектов на пожертво- вания фонда |
71 |
Русские центры и Кабинеты | |
открыто Русских Центров |
13 |
открыто Кабинетов Русского мира |
55 |
Мероприятия Русских центров |
2892 |
в том числе: |
Окончание таблицы 3.
1 |
2 |
– образовательные |
777 |
– научно-методические |
628 |
– художественные |
1265 |
– общественные |
222 |
Методическая деятельность | |
Подготовлено методических раз-работок, программ и учебных пособий |
6 |
Реализовано образовательных программ |
3 |
Проведено методических семинаров и конференций |
8 |
Мероприятия и акции Фонда | |
– международные конференции |
9 |
– круглые столы |
8 |
– общественные форумы |
2 |
– международные общественные акции и программы |
3 |
– участие в книжных выставках |
6 |
Количество научных и |
180 |
Информационные проекты | |
Сайт: общее число посетителей за год |
866 200 |
Журнал: общее количество статей |
233 |
Общее количество публикаций о Фонде в печатных и электронных СМИ |
2811 |
Радиопрограмма «Русский мир» |
около 300 часов собственного контента |
Реализация программы создания Русских центров содействует усилению позиций русского языка в условиях реально существующей конкуренции мировых языков, создает условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса на отделениях русистики зарубежных вузов и специализированных курсах русского языка, способствует развитию межкультурного диалога и укреплению взаимопонимания между народами.
Основными итогами программы создания Русских центров за 2011 год можно считать открытие 13 Русских центров в 13 государствах (Европа-8, Азия-2, Америка-1, СНГ-1, Россия-1).
Целевая программа «Кабинет Русского мира» органично дополняет проект по созданию Русских центров, отражая комплексность и гибкость партнерской стратегии Фонда. Постоянное содействие в ее реализации оказывает Министерство иностранных дел России, российские посольства и консульства в различных странах, а также представительства Федерального агентства «Россотрудничество». Отличительные характеристики программы – компактность и мобильность.
Кабинет Русского
мира формируется с учетом потребностей
и конкретного запроса
Реализация программы свидетельствует о ее высокой востребованности: заявки на открытие Кабинетов Русского мира поступают в Фонд с нарастающей динамикой из разных стран. Открытие Кабинетов Русского мира происходит, как правило, в торжественной обстановке, что способствует привлечению внимания зарубежной общественности к культурным и образовательным возможностям России, содействуя решению просветительских задач фонда «Русский мир».
В 2011 году открыто 55 кабинетов Русского мира в 32 странах. На 01.01.2012г. действуют 103 Кабинета в 42 странах.
3.2. Экспорт российских
Как было отмечено
в главе 1, специфичной чертой экспорта
российского высшего
Так, например, Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет (СПбГПУ) реализует в 2011-12 учебном году международные совместные образовательные программы двух дипломов в количестве: 5 совместных бакалаврских программ и 15 совместных магистерских программ с вузами Болгарии, Великобритании, Германии, Испании и Финляндии. Анализируя отчетность СПбГПУ о привлечении иностранных студентов на программы обучения в РФ, можно проследить наибольший спрос со стороны студентов Азии и СНГ.
Основной проблемой экспорта образовательных услуг в РФ в общем, и в СПбГПУ в частности всегда являлся финансовый аспект, так как бюджетом РФ не предусмотрено обучение иностранных граждан за счет средств федерального бюджета. В 2011 году Министерством образования был предложен пилотный проект, в соответствии с которым из федерального бюджета были выделены средства на обучение иностранных граждан а ВУЗах РФ.
Перечень ВУЗов и количество квот представлены в таблице 3.
Таблица 4.
Перечень высших учебных заведений, принимающих участие в 2011 году в реализации пилотного проекта
N п/п |
ВУЗ |
Выделенная квота на пилотный проект |
1. |
2. |
3. |
I. |
Федеральные государственные университеты |
|
1 |
Дальневосточный федеральный университет |
50 |
2 |
Северо-Восточный федеральный |
5 |
3 |
Сибирский федеральный университет |
30 |
4 |
Южный федеральный университет |
20 |
II. |
Национальные |
|
5 |
Белгородский госуниверитет |
20 |
6 |
Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева |
30 |
7 |
Казанский государственный |
10 |
8 |
Московский государственный |
5 |
9 |
Московский государственный |
30 |
10 |
МГТУ им. Баумана |
20 |
11 |
МЭИ |
20 |
12 |
Московский физико-технический |
30 |
13 |
НИУ "МИФИ" |
50 |
14 |
НИУ "МИСИС" |
20 |
15 |
Новосибирский госуниверситет |
30 |
16 |
Нижегородский госуниверситет |
10 |
17 |
Пермский государственный |
5 |
18 |
Пермский государственный |
10 |
19 |
Российский госуниверситет нефти и газа |
5 |
Продолжение таблицы 4.
1. |
2. |
3. |
20 |
Самарский государственный |
10 |
21 |
С-П. государственный горный университет |
20 |
22 |
С-П. государственный |
30 |
23 |
Томский политехнический университет |
15 |
III. |
Инновационные университеты |
|
24 |
Владимирский госуниверситет |
15 |
25 |
Новосибирский государственный технический университет |
15 |
26 |
Российский университет дружбы народов |
750 |
27 |
Санкт-Петербургский |
20 |
28 |
Уфимский государственный |
30 |
IV. |
Ведущие вузы, осуществляющие подготовку иностранных граждан |
|
29 |
Астраханский государственный |
30 |
30 |
Воронежский государственный архитектурно- |
10 |
31 |
Воронежский государственный технический университет |
10 |
32 |
Воронежский госуниверситет |
20 |
33 |
Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина |
20 |
34 |
Дальневосточный государственный гуманитарный университет (г.Хабаровск) |
10 |
35 |
Ивановский государственный |
10 |
36 |
Ижевский государственный |
10 |
37 |
Кабардино-Балкарский госуниверситет |
50 |
Информация о работе Перспективы экспорта российских образовательных услуг