Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 18:38, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
1. Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
2. Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
3. Выявить направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Теоретические основы исследования международной миграции рабочей
силы 5
1.1. Понятие и виды международной миграции рабочей силы 5
1.2. Причины международной миграции рабочей силы 9
1.3. Правовое регулирование миграционных процессов 12
ГЛАВА II Анализ и оценка современного этапа международной миграции рабочей
силы 16
2.1. Международные миграционные центры 16
2.2. Влияние миграционных процессов на экономику государств 18
2.3. Проблемы, порождаемые международной трудовой миграцией 20
ГЛАВА III Пути решения проблем и перспективы развития миграционных
процессов 26
3.1. Пути решения проблем, порождаемых международной трудовой миграцией 26
3.2.Перспективы развития миграционных процессов 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Как известно, самой мобильной частью населения является молодежь. Именно она первым делом покидает Дальне-Восточный регион, переезжает в крупные российские мегаполисы, отправляется работать за рубеж. По данным социологических исследований, доля молодежи в Приморском и Хабаровском краях, ориентированной на отъезд из региона, составляет около 45 %. В ведущих вузах Владивостока эта цифра достигает 70 %. Причина в том, что миграция – это чуткий индикатор социально-экономических изменений, которые происходят в каждом регионе. Резкий разрыв в их экономическом положении российских регионов, в состоянии рынков труда заставляет молодежь уезжать из родного края в поисках лучшей жизни. По оценкам экспертов, к 2050 году численность населения Дальнего Востока составит не более 4,5 миллионов человек, то есть сократиться еще на 2 миллиона от нынешнего уровня. Такую колоссальную потерю не сможет компенсировать никакой миграционный приток, даже если таковой в обозримое время здесь и начнется.
В Российской Федерации до настоящего времени нет основополагающего документа в сфере миграции такого, как Концепция миграционной политики. Это значительно осложняет надлежащее правовое регулирование вопросов миграционной сферы и совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации. России нужна целостная миграционная стратегия, прогнозирующая будущее страны на длительный срок в контексте общих задач социально-экономического и политического развития страны.
3.2. Перспективы развития миграционных процессов
В 2001 г. на конференции в Берне («Бернская
инициатива») ее участники — свыше
80 государств — призвали мировое
сообщество к комплексному рассмотрению
проблем международной
В 2003 г. генеральным секретарем ООН
была создана Глобальная комиссия по
вопросам международной миграции. В
2005 г. она представила ООН свой
доклад, в котором были определены
главные направления
В рамках ООН была создана Глобальная группа по миграции, в которую вошли важнейшие программы, органы и специализированные учреждения ООН, работающие в сфере миграции, включая региональные комиссии ООН, а также MOM. Регулярные встречи руководителей международных структур должны были содействовать координации политики Объединенных Наций в области международной миграции.
Инициативы Глобальной комиссии по
вопросам международной миграции и
возросшая международная
Глобальный форум представляет собой весьма своеобразную международную структуру. Участие в нем является исключительно добровольным и не накладывает на государства никаких экономических, правовых, политических или иных обязательств. Важной особенностью форума является то обстоятельство, что он открыт для участия не только государств и международных межправительственных организаций, но и неправительственных, гражданских объединений.
Глобальный форум ориентирован на формирование фундамента глобальной системы управления миграцией, т. е. с распространения опыта успешного решения миграционных проблем на микро-уровне с учетом их чрезвычайного разнообразия. Такой подход фактически не затрагивает исключительные прерогативы государственной власти в формировании общих принципов миграционной политики и принятия ключевых решений в этой сфере и, как предполагается, может служить дополнительным импульсом в распространении эффективных технологий регулирования миграции.
Как неформальная структура форум
не имеет постоянного
Первый Глобальный форум состоялся в 2007 г. в Брюсселе (156 представителей государств). Международная организация по миграции представила на рассмотрение его участников доклад, содержащий детальный анализ мировой ситуации в области миграции. Приоритеты весьма трудоемкой повестки дня ГФМР, характеризующие перспективы развития международного диалога по миграции, были определены следующим образом:
· мобилизация усилий, расширяющих
возможности использования
· улучшение системы обслуживания
переводов мигрантов и
· упрощение режима регулирования
возвращения мигрантов и
· упрощение режима регулирования трудовой миграции, как в странах происхождения, так и в странах назначения, с учетом интересов лиц, желающих эмигрировать на индивидуальной основе;
· содействие общему экономическому
развитию и оказанию помощи развитию
локальных поселенческих
· содействие расширению и распространению знаний в мигрантской среде о международно-правовых подходах к регулированию миграции и защите прав мигрантов;
· упрощение консультативных
· усиление качества и эффективности государственного управления в области миграции, осуществляемого на максимально неконфликтной основе с учетом необходимости понимания комплексного характера взаимосвязей между миграцией и развитием;
· координация усилий в борьбе против торговли людьми во всех ее формах и проявлениях;
· разработка процедур, касающихся спасения мигрантов на море;
· обеспечение помощи развитию государств-источников миграции;
· дальнейшее развитие антидискриминационных мер в отношении лиц, не являющихся гражданами страны пребывания;
· развитие межгосударственного
· учет проблем, связанных с международной миграцией, в многосторонних торговых переговорах.
Наибольшее внимание в выступлениях
и дискуссиях было уделено вопросам,
связанным с повышением эффективности
инвестирования денежных переводов
мигрантов в экономику стран-
Второй Глобальный форум по миграции (163 участника) был проведен в 2008 г. в Маниле, столице страны, для которой миграция является одним из важнейших факторов внутреннего развития.
Обсуждение вопросов защиты прав мигрантов
в стране с активно мигрирующим
населением не могло не затронуть
проблему противоречий между Югом и
Севером в области миграционной
политики. Прямо или косвенно, многие
участники Глобального форума, представляющие
страны Юга и, тем более, гражданские
организации выступали с
При этом преобладающим подходом к вопросам развития миграции остается ее квалификация как угрозы государственной безопасности. При интеграционном объединении государств «контейнерная модель» регулирования миграции просто расширяет масштабы «контейнера», но не меняет своей сути. Немало критических замечаний было высказано в адрес Евросоюза, где миграция ограничивается даже в рамках его границ. В частности, граждане ряда государств, не столь давно ставших членами ЕС, отнюдь не сразу получают право свободно перемещаться в поисках работы по территории объединенной Европы.
Ключевые, наиболее общие рекомендации гражданской части участников Манильского форума содержали следующие положения, обращенные ко всем государствам:
· формировать позитивный подход к оценке миграции и сопротивляться соблазнам сокращения количества мигрантов в условиях кризиса;
· признать необходимость создания новой глобальной системы управления миграцией и превратить Глобальный форум в структуру, статус которой позволял бы принимать обязывающие решений по регулированию миграции;
· подтвердить делами свою поддержку целям развития и рассматривать обеспечение полной занятости и достойных условий труда как приоритеты развития.
Характерным примером реализации концептуальных
подходов Глобального форума к превращению
«полезной практики» на микро-уровне
в фундаментальное основание
системы регулирования
Наибольшее внимание в этой программе
уделяется проблемам, связанным
с использованием денежных переводов
мигрантов как надежного
Гораздо меньше внимания совместная
инициатива ЕС и ООН уделяет проблемам
расширения возможностей потенциальных
мигрантов заниматься трудовой деятельностью
в своих странах и защите прав
мигрантов в странах-
Глобальный форум как трибуна
международного диалога, безусловно, расширяет
возможности укрепления сетей двустороннего
и многостороннего
Международная миграция неуклонно
меняет на наших глазах лицо и характер
развития современного мира. Ее воздействие
на политические, социально-экономические,
межнациональные, межкультурные отношения,
на демографическую ситуацию столь
многомерно и противоречиво, что
масштабы потребностей в ее регулировании
выплескиваются далеко за рамки возможностей
функционирующей сегодня
Попытки сдерживания миграции, основанные на жестких и селективных подходах к ее регулированию, доказали свою бесперспективность и грозят нарастанием конфликтного потенциала как на внутреннем, так и на международном уровне.
Следует учитывать и то обстоятельство,
что подобные меры все в больших
масштабах становятся стимулятором
воспроизводства криминальных структур,
процветающих в сфере миграции. Неизбежное
переплетение их деятельности с другими
сетями транснациональной
Информация о работе Особенности современного этапа международной миграции рабочей силы