Особенности современного этапа международной миграции рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
1. Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
2. Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
3. Выявить направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Теоретические основы исследования международной миграции рабочей
силы 5
1.1. Понятие и виды международной миграции рабочей силы 5
1.2. Причины международной миграции рабочей силы 9
1.3. Правовое регулирование миграционных процессов 12
ГЛАВА II Анализ и оценка современного этапа международной миграции рабочей
силы 16
2.1. Международные миграционные центры 16
2.2. Влияние миграционных процессов на экономику государств 18
2.3. Проблемы, порождаемые международной трудовой миграцией 20
ГЛАВА III Пути решения проблем и перспективы развития миграционных
процессов 26
3.1. Пути решения проблем, порождаемых международной трудовой миграцией 26
3.2.Перспективы развития миграционных процессов 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 45

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 94.28 Кб (Скачать)

Следовательно, международная  миграция рабочей силы выявляет как  положительное, так и отрицательное  воздействие на экономическое и  социальное развитие стран-доноров (экспортеров  рабочей силы) и стран-реципиентов (импортеров рабочей силы).

 

    1. Правовое регулирование миграционных процессов

 

Процесс международной миграции рабочей  силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран  и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение  две тенденции: одна - к открытой экономике, и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и  населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной  миграции.

Большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую  политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции с 1995 г. в страну ежегодно допускается  не более 675 тыс. чел. Закон вводит также  квоту для лиц, выезжающих из США  в поисках работы, - 140 тыс. чел. в год.

В связи с ростом политической и  демографической нестабильности в 90-х годах, усложнением процесса адаптации и трудоустройства  иммигрантов многие европейские  страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям мигрантов, работающих по контракту, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия.

Демократизация общественной и  экономической жизни в СССР, а  затем в России коснулась и  некогда жестко регламентируемой сферы  выезда граждан за рубеж. С 1 января 1993 г. вступил в силу закон, предоставивший каждому гражданину возможность  выезжать, жить и работать за границей и являющийся правовой основой для  международной миграции российских граждан, в том числе и в  целях трудоустройства за рубежом [4].

Все граждане страны, в соответствии с данным законом, имеют право  на получение заграничного паспорта. Исключение составляют лишь лица, осведомленные  в области государственных тайн, имеющие невыполненные обязательства  перед государством (например, обязательная воинская служба), а также уголовные  преступники.

Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса  трудовых ресурсов и  сохранения устойчивого экономического роста. Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств в этой сфере несет ощутимые негативные риски. 

Внятная государственная политика по перечисленным направлениям отсутствует до сих пор. В Россию стало ежегодно въезжать более 200 тысяч человек. Однако и терять мы стали солидное число граждан ежегодно – более 30 тысяч. 

Тезис о ситуативном, точечном реагировании на возникающие проблемы имеет множество  подтверждений на практике. Наиболее наглядным из них является частые смены в последние годы квот для иностранных трудовых мигрантов. Изначально на 2009 год было запланировано 3,9 млн. квот на иностранную рабочую силу. В начале 2009 года эта цифра была сокращена на 50%. Таким образом, квота составляла менее 2 млн., затем была сокращена еще на 52 тыс. В 2010 и 2011 годах продолжилось снижении квоты и сейчас она составляет не многим более полутора миллионов. Однако представляется, что сокращения числа легальных мигрантов в стране является не самой правильной мерой с экономической точки зрения, а так же она не решает большинство проблем, возникающих в миграционной сфере в связи с ежегодным ростом нелегальной трудовой миграции.

По мнению экспертов, потребность  в трудовых мигрантах будет только возрастать с развитием экономики страны, в частности, не сырьевой её сферы, а именно в ней, как правило, занято большинство мигрантов. Именно поэтому сегодня возникает ряд вопросов, проблем и насущных тем для обсуждений.

Сегодня базовые нормативно-правовые акты, регулирующие в России миграционные процессы, уже существуют. К ним  можно отнести:

1. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (редакция от 18.07.2006) «О гражданстве Российской Федерации»;

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской  Федерации» (в редакции от 29.12.2006);

3. Закон Российской Федерации  от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (редакция  от 18.07.2006) «О праве граждан Российской  Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства  в пределах Российской Федерации»;

4. Федеральный закон от 15 августа  1996 № 114-ФЗ (редакция от 10.01.2007) «О  порядке выезда из Российской  Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

5. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 (редакция от 18.07.2006) «О вынужденных переселенцах»;

6. Федеральный закон от 19 февраля  1993 г. № 4528-1 (в редакции от 30.12.2006) «О беженцах»;

7. Федеральный закон от 24 мая  1999г. № 99-ФЗ (редакция от 18.07.2006) «О государственной политике  Российской Федерации в отношении  соотечественников за рубежом».

Важным шагом на пути развития современной, всесторонней системы государственного регулирования миграции в Российской Федерации является разработка и  одобрение Правительством Российской Федерации Концепции регулирования  миграционных процессов в Российской Федерации (Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р).

Таким образом, в каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства - это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II Анализ и оценка современного этапа международной миграции рабочей силы

2.1. Международные миграционные центры

 

После II Мировой войны движение рабочей силы приобрело рыночный характер, сформировался мировой  рынок труда. Формирование и развитие мирового рынка труда связано  с миграцией части трудоспособного  населения из одной страны в другую на временную работу. Миграция связана с двумя процессами:

· трудовой эмиграцией;

· трудовой иммиграцией.

Основными центрами трудовой иммиграции были и остаются страны американского  континента и, прежде всего США, Канада и Австралия.

В современных условиях появились  новые центры трудовой иммиграции. К ним относятся страны Европейского союза, в демографической ситуации которых наблюдается устойчивая депопуляция населения (т.е. смертность превышает рождаемость), происходит вымирание наций: немецкоязычные (Германия, Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, Австрия).

Четвертым центром трудовой иммиграции стали страны - члены ОПЕК, где  и поныне самый высокий процент  иностранной рабочей силы в нефтедобывающей  промышленности. В Саудовской Аравии - 50% иностранных рабочих в нефтедобыче, в Кувейте, ОАЭ - до 80%, в Омане - 90%.

Пятый центр трудовой иммиграции формируется  в ряде стран Латинской Америки, пополняющих семью новых индустриальных государств, трудоиммиграция в этот центр обретает определенную специфику, страны НИС Латинская Америка  привлекают инженерно-технические  кадры. После распада мирового социализма и СССР, из-за боязни массового неорганизованного  притока рабочей силы во многих центрах трудовой иммиграции ужесточаются условия набора и привлечения иностранной рабочей силы. Например, Скандинавские страны наложили временный мораторий на привлечение трудоиммигрантов из стран СНГ. В США, Канаде и Австралии устанавливается ежегодная квота на импорт трудоиммигрантов и устанавливаются конкретные виды профессий, в которых нуждается национальная экономика. Иммиграционные власти рассылают разверстку по своим консульствам за рубежом с указанием профессий, которые следует отбирать среди претендентов на трудоиммиграцию.

США привлекают программистов, инженеров-химиков, физиков-математиков, четко определяется возрастной ценз: не старше 30 лет. На ученых не ограничивается возрастной ценз. Наиболее жесткие иммиграционные правила  устанавливает Австралия. В консульствах этой страны помимо психологического и профессионального тестирования, претенденты на въезд в эту  страну подвергаются дополнительному  медицинскому освидетельствованию.

Так же основными центрами трудоэмиграции были и остаются многонаселенные  страны: Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Африканские страны.

Африканцы как правило едут в страны бывшие метрополии, что связано с языковыми особенностями.

После II Мировой войны центрами трудоэмиграции стали Турция, Греция, Югославия. С распадом мирового социализма и СССР появился третий центр эмиграции: страны восточной Европы и СНГ, включая  Россию.

По массовости основным потоком  трудоэмигрантов из России была Германия, а профессионалы едут в США, Канаду и другие развитые страны.

В настоящее время на долю трудоиммигрантов приходится в Люксембурге - 37% занятых, в Бельгии и Голландии - 19%, в Германии, Франции, Великобритании - 7-9%.

Доля мигрантов в численности населения развитых стран увеличилась более чем вдвое, с 5 более чем до 12% (см. приложение 1) [15].

В данном пункте курсовой работы были рассмотрены основные центры притяжения миграционных потоков. Следует иметь  в виду, что миграция рабочей силы - это не только экономическое, но и  сложное политическое, а также  социально-экономическое явление. Оно  значительно влияет на состав трудовых ресурсов, как стран-доноров, так  и принимающих стран, создает  новую ситуацию на рынках труда, привносит  немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь  многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд  проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными  отличиями иммигрантов от коренного  населения. Примеры проявления таких  проблем имеются практически  во всех принимающих странах.

В следующих пунктах данной главы  рассматриваются последствия как  для вышеуказанных, так называемых стран-доноров и принимающих стран, а так же последствия миграции кадров для России.

 

2.2. Влияние миграционных процессов на экономику государств

 

Система экономических связей, возникающих  между государствами в связи  с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату  субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу. Для  страны, принимающей рабочую силу, это ведет к повышению конкурентоспособности  ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более  низкой ценой иностранной рабочей  силы.

Помимо этого можно  отметить следующее:

• иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и  услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в  стране пребывания;

• при импорте квалифицированной  рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование  и профессиональную подготовку;

• иностранные рабочие  часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и  безработицы. Они первыми могут  быть уволены;

• иностранные работники  не обеспечиваются пенсиями и не учитываются  при реализации разного рода социальных программ.

По мнению специалистов организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), иммигранты улучшают демографическую  картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции в семьях переселенцев появляется 10% всех новорожденных, в Швейцарии  — 24%, в Люксембурге — почти 38%. Вместе с тем, хотя общий темп старения населения замедляется, на соотношение  рождаемости и смертности у коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом.

Нельзя не сказать и  о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей  силы. К ним следует отнести  возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при  занятии тех рабочих мест, на которые  претендуют местные работники), межнациональную  неприязнь и др.

Основная выгода состоит  в том, что экспорт рабочей  силы рассматривается как весьма важный источник валютных поступлений. Имеется три основных прямых источника  валютных доходов от экспорта рабочей  силы:

• налоги с прибыли фирм-посредников;

• переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

• личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

На основе ряда зарубежных и отечественных исследований об эффективности товарной торговли и  экспорта рабочей силы можно сделать  определенный вывод о большей  эффективности последнего фактора.

По данным МВФ, средняя норма  прибыли при экспорте товаров  составляет 20%, а услуг — 50%. Например, Югославия в 80-х гг. имела около 10 млрд. долл. поступлений от экспорта товаров и услуг  ежегодно, практическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа — еще столько же. В итоге фактические поступления достигали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы являлся фактически главным источником валюты для Югославии. По расчетам некоторых российских экономистов, валютная эффективность экспорта рабочей силы минимум в пять раз выше валютной эффективности товарного экспорта.

Информация о работе Особенности современного этапа международной миграции рабочей силы