Особенности современного этапа международной миграции рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
1. Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
2. Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
3. Выявить направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Теоретические основы исследования международной миграции рабочей
силы 5
1.1. Понятие и виды международной миграции рабочей силы 5
1.2. Причины международной миграции рабочей силы 9
1.3. Правовое регулирование миграционных процессов 12
ГЛАВА II Анализ и оценка современного этапа международной миграции рабочей
силы 16
2.1. Международные миграционные центры 16
2.2. Влияние миграционных процессов на экономику государств 18
2.3. Проблемы, порождаемые международной трудовой миграцией 20
ГЛАВА III Пути решения проблем и перспективы развития миграционных
процессов 26
3.1. Пути решения проблем, порождаемых международной трудовой миграцией 26
3.2.Перспективы развития миграционных процессов 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 45

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 94.28 Кб (Скачать)

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В своей работе мы пришли к следующим  выводам.

Роль миграции в развитии производительных сил страны, особенно в районах нового освоения, чрезвычайно велика. Проблема терпимости состоит в снижении толерантности коренного населения к переселенцам, имея человеческий фактор, и не является как таковой идеологической проблемой. 12.06.2006 году вышло новое постановление Совета министров РТ сокращении приема населения с других регионов в связи с национальной нестабильностью (например с республики Чечня и т.д.).

Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека, в отношении которых законодательство закрепляет такие правовые статусы, как беженец и вынужденный переселенец.

Для различных принимающих стран существуют неодинаковые источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а, с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В последние годы в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием - 1.5 млн. чел. Было бы, однако, неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации: 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.

В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства - это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

Обобщая разные подходы, концепции и теории, объясняющие причины международной миграции, можно выделить ряд наиболее существенных факторов: экономическое неравенство между богатыми и бедными странами; демографический дисбаланс; разрушение социальных связей, вызываемое экономическим развитием; связи между странами выезда и странами въезда; глобальная информационная и транспортная сеть; семейные стратегии; миграционные сети; институты посредников.

Система экономических связей, возникающих  между государствами в связи  с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату  субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу.

Конкретный эффект для страны, принимающей  рабочую, силу заключается в следующем: повышение конкурентоспособности  ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более  низкой ценой иностранной рабочей  силы; иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и  услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в  стране пребывания; при импорте квалифицированной  рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование  и профессиональную подготовку; иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, так как они первыми могут быть уволены; иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Федеральный закон от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (редакция от 04.12.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 34.- Ст. 4029.
    2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции от 04.12.2007 г.) // Российская газета. – 2002, 5 июня.
    3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции от 01.12.2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. - № 30, Ст. 3092.
    4. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 (редакция от 18.07.2006) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета. - 1993, 10 августа.
    5. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 928 (редакция от 09.05.2007) «Вопросы Федеральной миграционной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. - № 30, Ст. 3150.
    6. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 13 ноября 1992 г. № 3876-1 «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о статусе беженцев и протоколу, касающемуся статуса беженцев» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. - № 49, Ст. 2863.
    7. Барковский А. Привлечение в Россию иностранных трудовых мигрантов: необходимость селективного подхода / А.Барковский, И.Барковский // Общество и экономика. - 2011. - N 1. - С.111-128.
    8. Бердыклычева Н.М. Чужие в городе - трудовая миграция // Мониторинг общественного мнения. - 2006. - N 2. - С.101-108. - Библиогр.: 6 назв.
    9. Бреев Б.Д. Подвижность населения и трудовые ресурсы. М., 1977.
    10. Билсборроу Р.Е., Хьюго Г., Обераи А.С., Злотник Х. Статистика международной миграции: рекомендациипо совершенствованию систем сбора данных. - М., 1999. - С.6.
    11. Волох В. Проблемы и перспективы формирования миграционной политики в условиях перехода к инновационной экономике // Власть. - 2011. - N 3. - С.4-6.
    12. Воробьева О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации / Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ – 2003. – №9 (202). – 35 с.
    13. Густов В. Незаконная миграция подрывает экономику // Парламентская газ. - 2004. - 7 мая. - С.2.
    14. Дмитриев А.В. Принимающий социум: практика взаимодействия с трудовыми мигрантами / А.В.Дмитриев, Г.А.Пядухов // Социол. исслед. - 2009. - N 10. - С.18-28.
    15. Доклад о развитии человека. Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие. / Под ред. Олега Зимарина. – М.: Издательство «Весь Мир», 2009.
    16. Зайончковская М. Миграционная ситуация в современной России. // Человек и труд. – 2010. – №6 – 48 с.
    17. Ефимов Ю.Г. Вынужденная миграция на юге России: существующие проблемы и новые вызовы // Соц.-гуман. знания. - 2006. - N 5. - С.188-196.
    18. Иванов С. Трудовая миграция: факторы и альтернативы // Россия в глобальной политике. - 2006. - Т.4, N 3. - С.129-142.
    19. Иванова Т.Д. Трудовая миграция россиян: экономические и социальные эффекты (по результатам социологического исследования) // Пробл. прогнозирования. - 2008. - N 4. - С.82-83.
    20. Игнатов Г. Проблема внешней трудовой миграции в Россию // Экономист. - 2004. - N 2. - С.71-77.
    21. Ионцев В., Ивахнюк И. Россия в мировых миграционных потоках: особенности и тенденции последнего десятилетия (1992-2001 гг.) // Мир в зеркале международной миграции: Сб. статей / Гл. ред. В.А. Ионцев. М., 2002. С. 40.
    22. Карачурина Л.Б. Миграционная компонента рынков труда крупных российских городов // Обществ. науки и современность. - 2006. - N 6. - С.38-45.
    23. Кирпичев В.В. Трансграничные миграции населения как источник воспроизводства трудовых ресурсов и фактор накопления человеческого капитала // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 30. - С.10-14.
    24. Клупт М.А. Стратегическое регулирование международных трудовых миграций: региональный аспект // Изв. Русск. геогр. об-ва. - 2008. - Т.140, N 5. - С.53-60.
    25. Кучина Е.В. Миграция как фактор повышения производительности труда // ЭКО. - 2008. - N 10. - С.148-161.
    26. Ломакин В.К. Мировая экономика / В. К. Ломакин. – М.: Юнити, 2002.
    27. Миграция и денежные поступления от работающих за границей граждан. Восточная Европа и бывшийСоветский Союз / Под. ред. А. Мансура и Б. Куиллина. - Всемирный банк, 2007. - С.19.
    28. Мотрич Е.Л. Влияние социально-демографической ситуации на трудовую миграцию: дальневосточный вектор / Е.Л.Матрич, С.Н.Найден // Пробл. прогнозирования. - 2009. - N 5. - С.134-146.
    29. Попова О. Влияние трудовой миграции на функционирование принимающего государства // Власть. - 2011. - N 2. - С.58-60.
    30. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). - М.: 2003. – 28 с.
    31. Флоринская Ю.Ф. Оценка уровня миграционной мобильности молодежи малых российских городов (по опросам выпускников школ) / Ю.Ф.Флоринская, Т.Г.Рощина // Пробл. прогнозирования. - 2008. - N 3. - С.125-139.
    32. Ципенко И. Роль иммиграции в экономике развитых стран // МэиМО, 2004. - № 5.
    33. Шевцова Е.В. Сравнительный анализ миграционной политики и мер по борьбе с "утечкой мозгов" в странах Азии // Вестник НГУЭУ. - 2010. - N 1. - С.131-142.
    34. Элефтерова М.П. Трудовая миграция в России: ее влияние на спрос и предложение рабочей силы на рынке труда // Вопросы статистики. - 2010. - N 2. - С.49-55.
    35. Гурченков Е.В. Влияние экономического поведения мигрантов на развитие рыночных отношений в России [Электронный ресурс] /  Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vliyanie-ekonomicheskogo-povedeniya-migrantov-na-razvitie-rynochnykh-otnoshenii-v-rossii

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Пять десятилетий совокупной стабильности при региональной динамике

Региональное распределение  международных мигрантов, 1960–2010 гг.1

 

1960

2010

Общее

число

мигрантов

(млн чел.)

Доля

в общеми-

ровой чис-

ленности

мигрантов

(%)

Доля

населения

(%)

Общее

число

мигрантов

(млн чел.)

Доля

в общеми-

ровой чис-

ленности

мигрантов

(%)

Доля

населения

(%)

Мир (кроме бывших СССР и Чехословакии)

74,1

 

2,7%

188,0

 

2,8%

По регионам

Африка

9,2

12,4%

3,2%

19,3

10,2%

1,9%

Сев. Америка

13,6

18,4%

6,7%

50,0

26,6%

14,2%

Лат. Америка и Карибский бассейн

6,2

8,3%

2,8%

7,5

4,0%

1,3%

Азия

28,5

38,4%

1,7%

55,6

29,6%

14,2%

Страны ССАГПЗ

0,2

0,3%

4,6%

15,1

8,0%

38,6%

Европа

14,5

19,6%

3,5%

49,6

26,4%

9,7%

Океания

2,1

2,9%

13,5%

6,0

3,2%

16,8%

По категории  ИРЧП

Очень высокий ИРЧП

31,1

41,9%

4,6%

119,9

63,8%

12,1%

ОЭСР

27,4

37,0%

4,2%

104,6

55,6%

10,9%

Высокий ИРЧП

10,6

14,2%

3,2%

23,2

12,3%

3,0%

Средний ИРЧП

28,2

38,1%

1,7%

35,9

19,1%

0,8%

Низкий ИРЧП

4,3

5,8%

3,8%

8,8

4,7%

2,1%




1 Источник: оценки Группы подготовки ДРЧ на основе UN (2009 г.).


Информация о работе Особенности современного этапа международной миграции рабочей силы