Особенности мирового рынка услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 02:42, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.
Цель исследования – рассмотреть сущность, структуру и значение международной торговли услугами.
Задачами данной работы являются:
- определить сущность международной торговли услугами;
- рассмотреть структуру и динамику международной торговли услугами;
- рассмотреть регулирование международных торговых услуг на международном уровне;
- проанализировать современные тенденции развития международной торговли услугами;
- изучить особенности развития сферы услуг России;
- сделать выводы о проделанной работе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Состав и структура мирового рынка услуг…………………..5
1.1 Сущность международной торговли услугами……………………………..5
1.2 Виды международных услуг и сферы их реализации………………………8
1.3 Структура и динамика международной торговли услугами……………...14
2. развитиЕ мирового рынка услуг в современных условиях……………………………………………………………………...24
2.1 Регулирование международной торговли услугами………………………24
2.2 Современные особенности развития международной торговли услугами………………………………………………………………………….28
3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами……………………………..48
3.1 Особенности развития международной торговли услугами в России….48
3.2 Соглашение ЕС и России об услугах……………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...56

Файлы: 1 файл

курсовая услуги.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

Финансовые  услуги  включают  посреднические  и  вспомогательные  услуги, за  исключением  страховых  компаний  и  пенсионных  фондов),  оказываемых резидентами  одной  страны  резидентам  другой  страны.  К  этой  категории относятся:  комиссионные  сборы,  связанные  с  оформлением  аккредитивов, кредитных  линий,  финансового  лизинга,  операциями  с  иностранной  валютой, предоставлением  потребительских  и  коммерческих  кредитов,  брокерские операции,  размещением  ценных  бумаг  и прочее.  Вспомогательные услуги включают  контроль  за  деятельностью финансовых  рынков  и его регулирование,  обеспечение безопасного хранения  ценностей,  проведение доверительных операций  и т.  д.

Компьютерные  и  информационные  услуги  охватывают  операции,  связанные с  обработкой  данных  и  информационных  сообщений.  Это:  базы  данных  - создание,  хранение,  обработка  данных,    консалтинг  в  области вычислительной  техники  и  оборудования,  разработка  и  внедрение программного обеспечения,  эксплуатация  и ремонт  вычислительной  техники, услуги  информационных  агентств,  прямая  (индивидуальная)  подписка  на газеты  и периодические издания.

Роялти  и  лицензионные  платежи  включают  обмен  потоками  платежей между  резидентами  и  нерезидентами  за  пользование  на  законных основаниях  не  произведенными  нефинансовыми  активами    нематериального характера  и  правами  собственности  (такими  как  патенты,  авторские права,  торговые  знаки,  технологические  процессы  и  т.  д.) и использование (  на  основе  лицензионных  соглашений  )  произведенных оригиналов  и  прототипов  или  опытных  образцов.

Прочие  деловые  услуги  охватывают  различные  виды  международных  услуг,  не  рассмотренные  в  выше  изложенных  категориях.  Сюда  относятся: перепродажа  товаров  за  границей  (оптовая,  розничная);  техническое обслуживание  и  ремонт  товаров  (например,  автомобилей  и  т.п.), предметов  личного  пользования  и  бытовых  товаров;  операционный лизинг (аренда)  машин, оборудования, транспортных средств,  предметов личного пользования,  и  бытовых  товаров  и  т.  д.;  юридические,  бухгалтерские услуги,  консультационные  услуги  в  области  управления  и  услуги  по связям  с  общественностью;  реклама,  изучение  рынка,  опросы  общественного мнения;  научно-исследовательские  и  опытно-конструкторские  работы;  услуги в  области  архитектуры,  инженерных  работ  и  прочие  услуги  технического характера;  услуги  в  области  сельского  хозяйства,  добывающей промышленности  и  переработки  на  местах;  прочие  деловые  профессиональные и  технические  услуги.

Важной сферой применения международных услуг является внешняя торговля. Прежде всего, она сама по себе является услугой, функция которой состоит в перемещении произведенных товаров от поставщика к потребителю. Кроме того, в рамках внешней торговли применяются много разных услуг, обеспечивающих ускоренную реализацию и использование разного рода предметов, в том числе машин и оборудования.

Широко практикуемым видом услуг в сфере торговли являются услуги по купле-продаже результатов творческой деятельности. В эту группу входит продажа патентов, лицензий на пользование патентами, международные сделки по торговле объектами авторского права, торговыми марками, результатами творческой деятельности и др.

В последнее время в международной торговле обрел всеобщее признание так называемый франчайзинг, или франшиза. Франчайзинг представляет собой специфическое соглашение между крупными иностранными компаниями и местными мелкими предпринимателями. Суть этой сделки состоит в том, что крупная компания (франчайзер) берет на себя обязательство снабжать местных мелких предпринимателей своими товарами, технологиями бизнеса и обеспечить рекламную деятельность. В то же время туземная сторона (франчайзи) в соответствии с соглашением должна оказывать франчайзеру услуги в области менеджмента или маркетинга, используя для этого указание региональных условий. При этом франчайзи должны выплачивать франчайзеру определенную сумму с оборота, которая, к примеру, в США достигает от 5 до 12%. Следует отметить, что в настоящее время франчайзинг популярен во многих странах мира и в его развитии участвуют такие известные фирмы, как Макдоналдс, Кока-Кола, Пепси и многие другие.

Услуги частным лицам  и услуги в сфере культуры и  отдыха  включают:

а)  аудиторские  программы  и  связанные  с  ними  услуги:  услуги, связанные  с  созданием  художественных  фильмов,  радио-  и  телевизионных программ  и  записью  музыкальных  произведений  (здесь  учитываются  платежи или поступления от  проката,  оплата  труда актеров,  режиссеров, постановщиков,  являющихся  резидентами данной  экономики,  за  создание театральных постановок  и музыкальных,  спортивных  или цирковых  программ за  рубежом,  а также платежи  за  право  демонстрации  этих  постановок  и программ  на  телевидении,  радио и т.д.);

б) прочие услуги  в  сфере  культуры  и  отдыха:  услуги,  связанные  с работой  музеев,  библиотек,  архивов,  по  организации  спортивных мероприятий,  а  также  услуги,  оказываемые  преподавателями  и медицинскими  работниками  за  рубежом,  включая  оплату  услуг, представляемых  заочно.

Государственные услуги, не отнесенные к другим категориям, включают все остальные  внешнеэкономические  операции  по  оказанию  услуг  системой государственного  управления (в том числе международными организациями), которые не вошли ни  в одну и  предыдущих  классификационных  групп.  Это: внешнеторговые  операции  посольств,  консульств,    военных  представительств и  оборонных  организаций,  осуществляемые  с  резидентами  страны,  в которой  они  находятся,  а  также  с  другими  странами  мира.  Сюда включают  услуги  по  всем  аспектам  управления  на  государственном  уровне; административные  услуги  учреждений,  обеспечивающих  услуги  в  области образования,  здравоохранения,  культуры  и  другие  социальные  услуги, кроме  услуг  в  области  социального  страхования;  административные  услуги по  повышению  эффективности  коммерческой  деятельности;  административные услуги,  связанные с иностранными  делами;  дипломатические и консульские услуги  за  границей;  услуги,  связанные с внешнеэкономической помощью, иностранной военной помощью и прочие.

Внешнеторговый оборот услугами концентрируется в группе развитых стран. Главные экспортеры – США, Голландия, Франция и Великобритания , в большой степени импортируют услуги Германия, Япония, Италия. И здесь по темпам роста лидирует финансовые и компьютерные услуги, а также бухгалтерские, аудиторские, рекламные, юридические, консалтинговые по вопросам маркетинга, управления, повышения эффективности и т.д.

          1.3 Структура и динамика международной торговли услугами

Мировой рынок услуг  – это важный сегмент международной  торговли, который преимущественно  базируется на международном разделении труда, на отношениях, связанных с  перемещением этих традиционных товаров  за пределы национальных границ отдельных государств.

Согласно классификации  ООН, этот рынок географически может  быть структуризован так:

- Рынок Европы;

- Рынок Латинской Америки;

- Рынок Азии;

- Рынок Северной Америки;

- Рынок Африки;

- Рынок Австралии.

Каждая из выделенных структур может в свою очередь также структуризована в соответствии с международными экономическими группировками, отдельными странами.

Географическое распределение  торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней  неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится свыше половины мирового экспорта и импорта услуг, при этом на четыре из них - США, Великобританию, Францию и Германию - около 40%. Для многих компаний из этих стран все большее значение имеет производство услуг на их зарубежных филиалах.

Традиционно наибольшее значение в торговле услугами имеют  транспорт (это так называемые «производственные  услуги») и международный туризм («услуги потребительского характера»). Однако, если доля транспортных услуг в международном обмене неуклонно снижается, то относительная значимость международного туризма за период 80-х-90-х годов даже несколько возросла (соответственно с 27,0% до 30,3%).

Транспортные услуги в зависимости от вида перевозчика  подразделяются на морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные и  трубопроводные.

Мировой экспорт туристических  услуг более демократичен и географически  рассредоточен, нежели торговля услугами в целом; при этом отмечается заметное укрепление позиций развивающихся государств на соответствующем рынке. Так, страны с низким и средним уровнем доходов смогли привлечь до 40% всего туристического потока в 2004 г. (30% всех доходов от международного туризма) по сравнению с 27% в 1985 г. (23%).

Крупнейшие нетто-экспортеры туристических услуг - Испания, США, Франция, Италия; нетто-импортеры - Германия, Япония, Великобритания. Многие страны, имеющие активный стоимостный баланс в сфере международного туризма, являются, тем не менее, преимущественно поставщиками туристов, как, например, США, что связано с более высоким уровнем и стоимостью услуг на внутреннем рынке, чем в большинстве зарубежных государств.

На сегодняшний день объем мирового рынка прочих услуг составляет порядка 600 млрд. долл. по сравнению с немногим более 120 млрд. долл. в начале 80-х годов. Объединяя прогрессивные и эффективные виды услуг, субпозиция “прочие услуги” более широко представлена в экспорте стран с высоким уровнем доходов (48% к итогу, в том числе 60% в Японии, 56% в Великобритании, 53% в Германии), тогда как для стран с низким и средним уровнем доходов она имеет относительно меньшее значение (около 34% в суммарном экспорте услуг).

В целом, можно определить, что структура международной торговли услугами весьма разнообразна. Существует довольно много классификаций международной структуры услуг. Географически международная торговля услугами является крайне неравномерной, поскольку на мировом рынке услуг доминируют те страны, экономика которых является развитой и принимает рыночный характер. Как уже говорилось, в наибольшей степени спросом пользуются транспортные услуги и международный туризм.

При экспорте услуги за рубеж  критически важны два обстоятельства: во-первых, производится ли физическое перемещение какого-либо объекта; во-вторых, в какой степени осуществляется взаимодействие экспортируемой услуги с местной культурой. Учитывая эти два обстоятельства, можно выявить различия в экспорте четырех перечисленных типов услуг.

Услуги, основанные на непосредственном контакте покупателя и продавца, в  наиболее полном виде обладают четырьмя родовыми характеристиками услуг. Именно в этой группе услуг взаимодействие культур происходит в наиболее заметной форме.

Люди, пересекающие границы, несут услуги «в себе». При этом не существует способов таможенного или бухгалтерского учета ввозимых услуг. Правительства, озабоченные соображениями политической или экономической безопасности, используют визовые, лицензионные и другие инструменты для контроля перемещения людей. В тех случаях, когда степень контроля высока, экспорт такого рода услуг может оказаться проблематичным. Можно ожидать, что подобного рода барьеры в перспективе будут играть все меньшую роль, хотя бы в рамках региональных экономических блоков.

Для фирм, экспортирующий данный вид услуг, использование  собственного персонала в долгосрочной перспективе проблематично. Очень  немногие страны позволяют свободно пересекать свои границы сотрудникам  зарубежных компаний по первому требованию. В результате первоначально высокие издержки таких перемещений вряд ли ощутимо сократятся в будущем.

Наконец, персонифицированный  характер сделки постоянно вызывает диалог разных культур. Чем больше разнятся культуры, тем сложнее осуществлять коммуникативный процесс и тем выше трансакционные издержки. Определенную сложность представляет и преодоление языкового барьера.

Услуги, основанные на использовании  телекоммуникаций, столь же сложны для правительственного контроля в  принимающей стране. Объемы оказания этих услуг определяются техническими возможностями экспортера и импортеров, необходимостью в дорогостоящем оборудовании. Тем не менее, правительства многих стран практикуют ограничения на деятельность зарубежных экспортеров услуг на своей территории посредством лицензирования, цензурирования, технических требований.

Культурный контекст при использовании телекоммуникаций не менее важен. Например, при отсутствии непосредственного взаимодействия людей использование ими средств  коммуникаций (факсы, электронная почта, телефон) порождает серьезные проблемы в адекватном переводе и взаимопонимании.

Технологический прогресс часто переоценивается с точки зрения улучшения коммуникаций и последующей активизации коммерческой деятельности. Гораздо большее значение имеет расширение доступа к коммуникациям в принимающей стране. К этому утверждению можно добавить, что не менее важна унификация деловой жизни и наличие инфраструктуры товарного обмена (банки, валютный обмен, налоговые правила).

Сравнивая эти два  вида экспортных сделок можно заключить, что первый вид выигрывает за счет большей степени интерактивности, а второй вид имеет преимущество по издержкам и меньшей степени зависимости от контролирующих органов.

Услуги, «привязанные»  к зарубежным прямым инвестициям, являются в значительной степени продуктом предшествующего развития и критическим образом зависят от уже накопленного опыта прямого инвестирования. Этот вид вывоза услуг позволяет преодолеть проблему разрыва производителя и потребителя, обеспечивая производство услуги на месте и рекрутируя местный персонал. Ограничивающими факторами выступают минимально необходимый размер капитала и политика правительства в отношении иностранных инвестиций, а также восприятие иностранной культуры в национальном контексте. Например, вопрос доверия вкладчиков иностранному банку или страховой компании.

Услуги, «материализованные»  в экспортируемых товарах, свободны от многих ограничений (правительственный  контроль, таможенные сборы), однако легко  подвержены несанкционированному копированию. Например, если вместо «живого» концерта передается аудио- или видеозапись.

Информация о работе Особенности мирового рынка услуг