Особенности мирового рынка услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 02:42, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.
Цель исследования – рассмотреть сущность, структуру и значение международной торговли услугами.
Задачами данной работы являются:
- определить сущность международной торговли услугами;
- рассмотреть структуру и динамику международной торговли услугами;
- рассмотреть регулирование международных торговых услуг на международном уровне;
- проанализировать современные тенденции развития международной торговли услугами;
- изучить особенности развития сферы услуг России;
- сделать выводы о проделанной работе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Состав и структура мирового рынка услуг…………………..5
1.1 Сущность международной торговли услугами……………………………..5
1.2 Виды международных услуг и сферы их реализации………………………8
1.3 Структура и динамика международной торговли услугами……………...14
2. развитиЕ мирового рынка услуг в современных условиях……………………………………………………………………...24
2.1 Регулирование международной торговли услугами………………………24
2.2 Современные особенности развития международной торговли услугами………………………………………………………………………….28
3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами……………………………..48
3.1 Особенности развития международной торговли услугами в России….48
3.2 Соглашение ЕС и России об услугах……………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...56

Файлы: 1 файл

курсовая услуги.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Экспорт (млн. долл.)

8424

10567

13281

14080

12371

9083

Транспорт, включая страхование

45,9

35,8

27,3

25,9

25,6

33,3

Водный транспорт

20,1

13,1

9,3

7,8

8,6

11,0

Воздушный транспорт

21,0

17,6

9,8

11,3

11,5

13,8

Прочий транспорт

4,8

5,1

8,2

6,8

5,5

8,5

Поездки

28,6

40,8

53,5

50,9

52,6

41,1

Услуги связи

3,5

4,6

4,2

4,5

4,5

5,3

Строительные

1,6

1,0

0,7

0,7

1,1

1,4

Финансовые, роялти и  лицензионные платежи, операционный лизинг

1,8

1,4

2,3

3,0

1,8

2,9

Прочие

18,6

16,4

12,0

15,0

14,4

16,0


 

Нельзя отрицать, что  в отдельных видах деятельности Россия располагает ощутимыми конкурентными  преимуществами, однако реализация имеющихся экспортных возможностей осложняется факторами экономического и политического характера.

В частности, предоставление услуг в области освоения космоса  и космической связи, где Россией  накоплен солидный научно-технический  потенциал, сегодня уже не является сферой влияния узкой группы стран, а отличается чрезвычайной требовательностью и жесткой конкурентной борьбой большого числа участников. При этом российские телекомпании все чаще выбирают зарубежные организации для реализации программ спутникового вещания за счет высокого качества и комплексного характера предлагаемых услуг.

Основываясь на вышеизложенном, приходится констатировать, что в  современных условиях у России нет  сколько-нибудь очевидных и легко  мобилизуемых ресурсов для расширения и совершенствования структуры экспорта услуг. Как и в торговле товарами, возможности дальнейшего усиления российского присутствия на мировом рынке услуг объективно ограничены и находятся в тесной зависимости от состояния отечественной экономики в целом.

Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений.

Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых  в сфере услуг в общей занятости  населения достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике  России еще недостаточно высока – в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77%.

Структура и основные качественные параметры российского  рынка услуг существенно отличаются от западных прежде всего преобладанием  традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции. Так, в 2004 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, доминировали позиции: «торговля, общественное питание и заготовки» (54%), «транспорт» (17%), а также «связь» (4%), что составляет в совокупности более 70% от общего объема созданной добавленной стоимости.

В то же время экономические  реформы в Российской Федерации  привели не только к активизации  развития традиционных отраслей, но и  созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала, частной охранной деятельности и другие). Однако в целом российская индустрия услуг характеризуется все еще как нарождающаяся – infant industry. Это состояние требует продуманного подхода к стратегии развития и регулирования отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту интересов российских поставщиков а, с другой стороны, создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка.

Важное значение имеет  дальнейшее совершенствование транспортных, телекоммуникационных, финансовых услуг, которые являются основой инфраструктуры всей экономики. Многие из секторов услуг (например, туристические, юридические, консультационные), не требуя больших капиталовложений, являются фактором социальной стабильности, обеспечивая создание рабочих мест в стране. Другие сектора, такие как строительство, не только создают рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулируют развитие широкого круга секторов промышленности. Важное социальное значение имеют такие сектора услуг, как здравоохранение, образование, социальное страхование, услуги по организации досуга. Ряд секторов услуг связаны с наиболее передовыми в научно-техническом отношении областями, например, компьютерные услуги, услуги космических запусков и т.д.

Важным фактором, влияющим на развитие российской сферы услуг, является характеристика трудовых ресурсов. В этом отношении третичный сектор экономики обладает неплохими потенциальными возможностями: сравнительно низкая стоимость рабочей силы, что особенно важно для трудоемких услуг; в целом высокий образовательный уровень рабочей силы; способность оперативно приспосабливаться к требованиям экономической среды, проявлять инициативу и творческий подход.

В настоящий момент в  России имеются пробелы в отношении  статистического учета услуг  как во внутреннем производстве, так  и во внешней торговле (особенно в отношении географической структуры  экспортных и импортных потоков  отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям. Имеется необходимость и уже ведется работа по составлению общероссийского классификатора видов экономической деятельности по товарам и услугам, адаптированного к международной классификационной системе.

Несмотря на вышеперечисленные  факторы, Россия имеет достаточно высокий  потенциал в международной торговле услугами, причем в таких отраслях, в которых может предоставить свои услуги далеко не каждое государство. Например, фундаментальные научные исследования, качественное образование, высокие технологии, а также в области освоения космоса. К тому же в силу географических особенностей Россия имеет большое значение как государство, производящее транзитные перевозки грузов. В последнее время у России также существует потенциал в развитии международного туризма.

 

3.2 Соглашение ЕС и  России об услугах

Важные  договоренности  достигнуты  в  Соглашении   о   партнерстве   и сотрудничестве (СПС) между Россией и Европейским союзом,  которое  заключено 24 мая 1994 года. Обе стороны установили  сотрудничество  во  всех  сферах экономических отношений и в частности в торговле товарами и услугами.

В отношении условий  учреждения компаний, оказывающих услуги  в  области страхования,  ЕС  предоставляет   России   безусловный   режим   наибольшего благоприятствования (РНБ), что фактически означает национальный режим.

 Несмотря на то, что  Россия  не  подписала  Генеральное  соглашение  по торговле  услугами  (ГАТС),  заключенное  в  апреле  1994  года   в   рамках Уругвайского раунда, ЕС согласился на  использование  для  целей  Соглашения отдельных  налоговых  элементов  ГАТС  и  предоставил   России   аналогичные закрепленным для участников ГАТС условия доступа на рынки  услуг  ЕС  (через реализацию принципа безусловного РНБ).

Россия и ЕС договорились предоставить друг другу РНБ в  отношении услуги и поставщика услуги, в частности,  в  следующих  секторах:  консультационные услуги, инженерные услуги, услуги в  области  информации,  телекоммуникаций, лизинговые  услуги,  услуги  в  области  маркетинга  и  рекламы,  услуги  по техническим испытаниям, комиссионные  агентские  услуги в области оптовой торговли во внешнеэкономической деятельности, финансовые услуги.

В  отношении  учреждения  и   деятельности   судоходных   агентств   по предоставлению  международных  транспортных  услуг,  охватывающих  смешанные перевозки с использованием морского плеча, Россия и ЕС в соответствии  с  их законодательством предоставляют друг другу РНБ или национальный режим. Стороны  берут  на  себя  обязательство  при  предоставлении  услуг  по международным морским перевозкам отменить и не  применять  в будущем любые односторонние меры, административные,  технические и другие  препятствия, которые имеют дискриминационный характер.

 В Соглашении подтверждено  намерение России и дальше  увеличивать  число портов,  открытых  для  иностранных  судов.  В  него  включены  положения  о намерении сторон оказывать друг другу содействие в  трансграничной  торговле услугами мобильной спутниковой связи на их территориях.

Соглашение   предусматривает   открытие   европейского   рынка    услуг космических запусков для  России  на  конкурентных  условиях.  В  Соглашении прописаны также эволюционные оговорки,  касающиеся  трансграничной  торговли услугами.  Одна  из  них  фиксирует  намерения  России  и  ЕС  о  дальнейшей либерализации режима торговли услугами.

Соглашение вместе с Заключительным актом подписано в  двух  экземплярах на русском и государственных языках стран – членов ЕС.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Роль международной  торговли, ее значимость в хозяйственных  связях определяется тем, что она  опосредует практически все виды МРТ, связывает все страны мира в единое хозяйственное целое. Международная торговля имеет, важнейшее значение для экономического роста и развития отдельных стран в динамично развивающейся мировой экономике.

В перспективе доминирующее положение в международной торговле услугами занимают и будут занимать услуги, связанные в основном с обслуживанием трудовой деятельности.

Существуют механизмы  совершения сделок международной торговли услугами. Например, такие, как мобильность  продавца и мобильность покупателя. В целом можно сделать вывод о том, что механизмы совершения сделок международной торговли услугами в настоящее имеют существенное значение и являются значимыми как для покупателя, так и для продавца, поскольку они определяют возможность и порядок предоставления услуги.

Также, исходя из рассмотрения структуры международной торговли услугами, можно определить, что  она весьма разнообразна. Существует довольно много классификаций международной  структуры услуг. Не обходимо отметить, что географически международная торговля услугами является крайне неравномерной, поскольку на мировом рынке услуг доминируют те страны, экономика которых является развитой и принимает рыночный характер. Как уже говорилось, в наибольшей степени спросом пользуются транспортные услуги и международный туризм.

В настоящее время  можно проследить растущую динамику международной торговли услугами. Например, такими как: образовательные услуги, транспортные, международный туризм, деловые услуги, услуги связи и  пр. В целом можно с уверенностью констатировать, что с развитием высоких технологий в области компьютеризации, а также с развитием экономики многих стран спрос на услуги существенно возрастет.

В связи с развитием  международных отношений такая  сфера как международная торговля услугами требует организации. Поэтому с целью организации совершения сделок международной торговли услугами создано «Генеральное соглашение о торговле услугами» (ГАТС), которое регулирует различные организационные и правовые вопросы международной торговли услугами. Деятельность ГАТС является мощным стимулом развития и оптимизации международных отношений в сфере торговли услугами.

Международная статистика свидетельствует о том, что мировая  торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства.

Информация о работе Особенности мирового рынка услуг