Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 02:42, курсовая работа
В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.
Цель исследования – рассмотреть сущность, структуру и значение международной торговли услугами.
Задачами данной работы являются:
- определить сущность международной торговли услугами;
- рассмотреть структуру и динамику международной торговли услугами;
- рассмотреть регулирование международных торговых услуг на международном уровне;
- проанализировать современные тенденции развития международной торговли услугами;
- изучить особенности развития сферы услуг России;
- сделать выводы о проделанной работе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Состав и структура мирового рынка услуг…………………..5
1.1 Сущность международной торговли услугами……………………………..5
1.2 Виды международных услуг и сферы их реализации………………………8
1.3 Структура и динамика международной торговли услугами……………...14
2. развитиЕ мирового рынка услуг в современных условиях……………………………………………………………………...24
2.1 Регулирование международной торговли услугами………………………24
2.2 Современные особенности развития международной торговли услугами………………………………………………………………………….28
3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами……………………………..48
3.1 Особенности развития международной торговли услугами в России….48
3.2 Соглашение ЕС и России об услугах……………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...56
Инструменты государственного
регулирования международной
При предоставлении услуги иностранному
потребителю через границу
В случае предоставления услуги за границу путем перемещения потребителя в страну производителя услуг (например, туризм) меры по регулированию чаще вводятся в экспортирующей стране и включают в себя процедуры оформления паспортов, виз, медицинских сертификатов, ограничения вывозимой суммы иностранной валюты, выездные сборы и т.п. Меры в стране назначения могут включать в себя въездные визы, вид на жительство, подтверждение наличия финансовых средств, необходимых для проживания и выезда, повышенные ставки в гостиницах и т.п.
При предоставлении услуг путем перемещения в страну-импортера поставщика услуг, как правило, в качестве мер регулирования используются разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др.
Для регулирования коммерческого присутствия поставщика услуг на территории другой страны обычно применяются меры, оказывающие косвенное влияние на такое присутствие: национальные правила учреждения и деятельности иностранных компаний, требования о найме местной рабочей силы и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что инструменты торговой политики, используемые в настоящее время для ограничения торговли услугами, в большинстве своем те же, что и в торговле товарами. Сходство основано на том, что торговля большинством услуг сопровождает торговлю товарами и, следовательно, подпадает под ограничения, накладываемые на торговлю товарами. Различия проистекают из-за того, что торговля некоторыми услугами связана не с движением товаров, а с движением капиталов, способы регулирования которого несколько иные, чем регулирование торговли товарами.
Однако, как и в случае ограничения импорта товаров, внутренняя субсидия национальным производителям, вводимая импортирующей страной, считается более предпочтительным методом ограничения импорта услуг, чем импортный тариф. А импортный тариф как средство ограничения импорта услуг по своему воздействию на национальную экономику лучше или равен импортной квоте в том случае, когда лицензии на получение импортной квоты продаются на аукционе.
Меры регулирования доступа на рынок (market-access measures) - инструменты торговой политики, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам-производителям услуг оперировать на местном рынке.
Меры регулирования доступа на рынок приобретают в большинстве случаев форму количественных ограничений и включают: ограничения на торговлю услугами. Например, законодательное требование о том, что все импортные грузы должны страховаться.
В связи с развитием
2.2 Современные особенности развития международной торговли услугами
Новым явлением международную торговлю услугами можно назвать лишь отчасти, на что обращает внимание большинство исследователей (Хаксевер, 2002, с.93). Такие виды услуг, как транспортировка, страхование, банковские, юридические услуги всегда сопровождали осуществление международных коммерческих сделок. Поэтому увеличение объемов торговли товарами неизбежно приводит к росту торговли сопутствующими услугами. В частности, изучение интернационализации в сфере банковского дела, рекламы и аудита показало, что основной причиной выхода на внешние рынки для компаний этого сектора является стратегия следования за клиентом. Однако исследователи также отмечают и значительно возросшую в последние десятилетия экспортную активность собственно сервисных компаний, не связанную с вывозом товаров либо сопровождающуюся товарным экспортом в качестве подчиненного элемента сделки.
Следуя логике классической теории международной торговли, можно было бы предположить, что страны-экспортеры услуг должны придерживаться концепции сравнительного преимущества. В этом случае в условиях совершенной конкуренции экспортировались бы те услуги, которые производятся в данной стране с меньшими издержками, а импортировались бы такие услуги, производство которых выгоднее за границей. До известных пределов данная теория применима и в сфере услуг, например, в области туризма. Однако в общем случае условия совершенной конкуренции для услуг невыполнимы. Как отмечают многие исследователи, ограничения на свободную торговлю в сфере услуг существенно превосходят те барьеры, с которыми встречается внешняя торговля товарами.
Основная масса исследований в области внешней торговли до настоящего времени связана с торговлей товарами. Это объясняется не только значительно большими объемами «видимого» экспорта, но и несравненно более сложными проблемами получения информации о международном обмене услугами.
Товарные потоки измеримы в натуральных и стоимостных показателях, они отслеживаются таможенными органами. В свою очередь, потоки услуг не всегда фиксируются. Например, если границу пересекают люди-носители определенных услуг, то услуги пересекают границу вместе с ними, оставаясь «невидимыми» для таможенного учета.
По мнению одного из ведущих американских специалистов по маркетингу услуг Кристофера Ловелока, «учитывая то, насколько важна индустрия сервиса для западной экономики, разработка успешных стратегий интернационализации услуг является жизненно важной задачей для обеспечения долгосрочного экономического роста, занятости и процветания. Это заставляет нас приложить значительные усилия для лучшего понимания факторов, способствующих интернационализации услуг. Это также требует и значительно большего внимания со стороны статистических органов, которым надлежит отказаться от стереотипа, в соответствии с которым торговля услугами рассматривается лишь как приложение к торговле товарами» (Lovelock, 1999).
В условиях отсутствия достаточно хорошо разработанной теории международной торговли услугами на уровне стран внимание исследователей все в возрастающей степени привлекает анализ поведения индивидуальной фирмы. Для индивидуальной сервисной компании решение о выходе на внешний рынок может оказаться перспективным не только с точки зрения реализации накопленного потенциала и поиска краткосрочной прибыли, но и с позиций долгосрочной стратегии. В качестве причин интернационализации деятельности компаний в сфере услуг обычно называют следующие (Lovelock and Yip, 1996):
- стандартизация
- наличие глобальных
покупателей в лице фирм, интернационализировавших
свои операции и
- создание всемирной системы телекоммуникаций;
- создание возможностей для экономии на масштабах деятельности;
- снижение издержек на транспортные расходы;
- развитие во многих странах материальной и кадровой базы, обеспечивающей специализацию в области высокотехнологичных услуг;
- стремление использовать
конкурентные преимущества, воплощенные
в способах организации
Перечисленные восемь факторов интернационализации услуг можно объединить в следующие три группы:
- технологические причины
(новые информационные
- экономические причины (вынуждающее интернационализацию конкурентное давление в национальной экономике, наличие международных фирм-экспортеров товаров и сопутствующих услуг, создание необходимой деловой среды за рубежом);
- социальные причины (наличие в принимающей стране среднего класса–потребителя услуг).
Мировой рынок услуг
существует наряду с мировыми рынками
товаров, капиталов, рабочей силы. Доминирующее
положение в международной
Как уже говорилось, наибольшую долю на мировом рынке услуг занимают транспортные услуги.
Основную часть международных транспортных услуг составляет фрахтование. Под фрахтованием понимается наем морского (реже воздушного) судна. Различают два вида фрахтования судов: для выполнения конкретной перевозки и фрахтование на время. Договор морской перевозки, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), называется чартером. Собственно фрахт — одна из форм оплаты морской перевозки грузов. Ее размер устанавливается по соглашению сторон для каждой конкретной сделки в виде фрахтовой ставки либо исчисляется на основе тарифа. Суда на мировом фрахтовом рынке не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и предложение грузов.
Существует девять секций мирового фрахтового рынка: среднеевропейская, средиземноморская, индийская, дальневосточная, западноевропейская, североафриканская, североамериканская, южноамериканская и тихоокеанская.
Международный туризм вносит сейчас, пожалуй, наибольший вклад в международную торговлю услугами (около 1/3 мирового экспорта). В 2005г. число международных туристических поездок составило 592 млн., что в 23 раза больше, чем в 1970 г. Еще значительнее выросли поступления от туризма — с 2,1 млрд. до 423 млрд. дол. (не считая поступления от международных перевозок). По размерам доходов туризм уступает ныне только торговле нефтью и нефтепродуктами – мировому „товару № 1“.
Туристический спрос способствовал формированию индустрии туризма, в которой в мире занято примерно 100 млн. человек.
Около 60% общего числа международных туристов мира и более половины всех доходов от международного туризма приходится на Европу (включая Россию). Среди природных районов Европы наиболее привлекают туристов Альпы (более 60 млн. туристов в год) и берега Средиземного моря (более 100 млн.).
Развитию международного туризма в России мешают политическая нестабильность и экономические трудности, слабое развитие туристской инфраструктуры и низкое качество сервиса. Тем не менее, в 2002 г. Россию посетило по линии организованного туризма почти 2,8 млн. чел. В том же году в страны дальнего зарубежья (включая страны Балтии) выехало с различными целями около 8 млн. человек, в том числе около 3,5 млн. чел. – по линии организованного туризма.
Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанными, прежде всего с обменом научно-техническими знаниями и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).
Главная форма международного обмена научно-техническими достижениями — лицензионная торговля, предметом которой являются патентные и беспатентные (ноу-хау) лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и т.д.
Лицензия — это разрешение на использование другим лицом или организацией изобретения, технологии, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, торговой марки, необходимых для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.
Мировая торговля лицензиями как самостоятельный сектор мирового рынка основана на существовании патентной системы, предоставляющей собственнику патента исключительное право на использование принадлежащих ему новых технических решений, изобретений и товаров.
Мировым лидером в экспорте лицензий являются США. Положительное сальдо в торговле лицензиями из промышленно развитых стран имеют также Великобритания и Швейцария. Япония, которая с начала 50-х гг. была одним из крупнейших в мире импортеров лицензий, теперь также продает лицензии. Поэтому разрыв между импортом и экспортом технологий у этой страны сокращается и можно ожидать, что в ближайшее время Япония станет нетто-экспортером технологических знаний. Из развивающихся стран целенаправленно закупают технологии за рубежом Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия и Турция. Кроме того, эти страны также продают (хотя и в меньших масштабах по сравнению с импортом) лицензии в соседние государства. Остальные развивающиеся страны относятся к числу государств с импортной направленностью лицензионной торговли и к странам с эпизодическим характером лицензионной торговли.