Организация вненеэкономического комплекса рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:28, реферат

Краткое описание

Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой хо-зяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государ-ственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Понятие ВЭК, его роль и основные методы управления………..…......4

2. Участники и органы, регулирующие внешнеэкономические отношения в России…………………………………..……………..........................................15

3. Современный механизм управления внешнеэкономическими связями России………………………………………………………………………………21

4. Направления совершенствования системы управления внешнеторговой деятельности ……………………………………………………………………….33

Заключение……………………………………………………………..............42

Список использованных источников…………………………………............43

Файлы: 1 файл

реферат по овэд.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

   Сохранившиеся количественные ограничения на торговлю (в первую очередь сельскохозяйственными  товарами) подвергнуты тарификации, т.е. пересчету в тарифные эквивалент.

   В развитых странах ряд видов квотируемой  продукции облагается сравнительно низкими пошлинами, а к продукции  ввозимой сверх этих квот, применяются  консолидированные тарифы, представляющие собой ставку тарифа плюс тарифицированные нетарифные ограничения.

   При необходимости использования нетарифных барьеров ГАТТ/ВТО рекомендуется  отдавать предпочтение финансовым мерам.

   Тарифные  и нетарифные методы регулирования  составляют основу протекционистской  политики государства.

   4. Государственное регулирование движения капитала и валютно- финансовых отношений. Важным направлением внешнеэкономических отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).

   Характерной особенностью движения капитала на современном этапе является включение все большего числа стран в процесс экспорта и импорта капиталов. При этом большинство стран мирового рыночного хозяйства одновременно выступают и в роли экспортеров, и в роли импортеров капиталовложений.

   Однако  если мировая торговля имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту, в  межгосударственном движении капиталов  в их разных формах (прямые, портфельные, ссудные инвестиции) могут иметь  место значительные колебания, зависящие  от мирохозяйственной конъюнктуры. Вместе с тем в большинстве стран мира в современных условиях выявляется тенденция, связанная с опережением динамики роста объема зарубежных капиталовложений по сравнению с динамикой развития внутренней экономики.

   С точки зрения регулирования можно выделить два направления государственного воздействия:

   иностранные инвестиции в национальной экономике;

   инвестиции  резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения).

   Первое  направление связано с созданием  определенной системы, направленной на привлечение (в некоторых случаях на ограничение), стимулирование и контроль за иностранными инвестициями в национальной экономике.

   Система регулирования иностранных инвестиций связана с созданием институциональных  структур и комплексом реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.

   Несмотря  на общую тенденцию к либерализации  режима приема иностранных инвестиций, практически все страны в той или иной мере регулируют этот процесс. Так как с одной стороны, импорт капитала означает привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, что расширяет возможности накопления в стране и улучшает условия ее экономического роста. С другой стороны, чрезмерное не контролируемое вливание иностранных инвестиций может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала, кроме того, могут увеличиваться объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти).

Вместе  с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на привлечение иностранного капитала. Поэтому в целом по способу воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов:

   -    работающие на привлечения иностранных инвестиций;

   -    работающие на ограничение иностранных инвестиций.

   К первой группе относятся следующие меры:

   -    налоговые и таможенные льготы;

   -    гарантии против национализации иностранной собственности;

   -    возможность репатриации прибыли;

   -    предоставление концессий.

   Ко  второй:

   -     ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний;

   - определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий;

   применение  различных оговорок в отношении  создания предприятий с иностранными инвестициями; -применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов;

   установление  условий, оговаривающих необходимость  использования местных факторов и компонентов производств.

   В практической деятельности государства  используется обычно совокупность мер  из той и другой группы. В зависимости от текущих задач и целей национальной экономики, акцент может делаться или на привлечение иностранных инвестиций (при этом используется большинство мер первой группы с отдельными включениями ограничительных мер, позволяющих регулировать некоторые стороны деятельности иностранных инвесторов), или на ограничение их притока. В последнем случае ставка делается в основном на меры второй группы, в реальной практике это встречается достаточно редко.

   С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций. Можно выделить три вида данных инструментов:

   Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых  ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления статуса "пионера").

   Финансовые - получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые  социально- экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ).

   Нефинансовые - позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым  создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).

   Вторым  направлением государственного воздействия  является регулирование вывоза капитала - процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж. Официально капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной форме - в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах. В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций: это меры информационной и технической поддержки инвесторов - содействие в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, в реализации инвестиционных проектов, в финансировании инвестиций - участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.

   Иногда  капитал вывозится за рубеж не столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его  путем помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем  случае говорят о "бегстве" или "утечке" капитала за границу, Основная причина "бегства капитала" - отсутствие благоприятного инвестиционного климата. Как показывает мировой опыт, такое явление возникает прежде всего в тех странах, где существует политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов.

   Помимо  официальных каналов, капитал может  вывозиться за границу и неофициально. К последней форме относится  вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала.

   Незаконные методы перевода капитала за рубеж связаны с особенностями национального законодательства и государственного регулирования данной сферы. В России, например, к ним можно отнести депонирование на счетах зарубежных банков доходов от экспорта, занижение экспортных цен и завышение импортных, что особенно активно используется в бартерных операциях, авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки товара, зачисление валюты на зарубежные счета российских резидентов, возможен также вывоз капитала в виде наличной иностранной валюте.

   Государственное регулирование экспорта капитала должно быть направлено на сокращение объемов  незаконного вывоза капиталов, для  чего необходимо, прежде всего, осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного  климата в стране.

   Особое  место в системе государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности занимает валютное регулирование. Валютное регулирование может включать в себя валютные ограничения. По конечному  эффекту они близки к количественным ограничениям, поэтому иногда рассматриваются как разновидность нетарифных инструментов регулирования. Валютные ограничения могут регламентировать операции резидентов и нерезидентов с валютой или валютными ценностями. Они связаны с применением ограничений на перевод за рубеж валютных средств по капитальным и (или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностей резидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границу кредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движения капиталов. Валютные ограничения являются частью валютного контроля, осуществляемого правительством. Валютный контроль - система государственных мер, контролирующих все сделки между страной и остальным миром, куда входит контроль за законностью валютных операций, за своевременным возвращением валюты по экспортным операциям, за правильностью расчетов по импортным операциям и т.д. В условиях резкого ухудшения внешнеэкономического положения и увеличения дефицита платежного баланса даже промышленно развитые страны принимают меры к ужесточению валютных ограничений, особенно по отношению к вывозу капитала. Это связано с желанием обеспечить с помощью имеющейся иностранной валюты текущие платежи. Аналогичные меры используют страны с переходной экономикой и развивающиеся, которые стремятся использовать свои валютные доходы на покрытие первоочередных народнохозяйственных нужд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Участники и органы, регулирующие  внешнеэкономические отношения   в  России

    В соответствии с законодательством  Президент РФ наделен следующими функциями:

    - осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям);

    - подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах;

    -    регулировать военно-техническое сотрудничество;

    - определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.

    Государственная Дума и Совет Федерации разрабатывают  и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчеты руководителей ведомств.

    Правительство РФ выполняет следующие функции:

    -  проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ;

    -  участвует в организации и проведении международных переговоров;

    -  участвует в формировании экспортного и импортного режимов;

    - осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;

    -  регулирует величины ставок таможенного тарифа;

    - принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта;

    - разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президента РФ.

    Специальным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство внешних экономических связей (МВЭС) РФ. В его функции входят:

    - государственное регулирование ВЭД (разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы ВЭД; тарифное и нетарифное регулирование деятельности участников ВЭД; защита внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров; участие в валютном и экспортном контроле РФ; организация импортных поставок для федеральных государственных нужд; контроль за обеспечением государственных интересов и т.д.);

Информация о работе Организация вненеэкономического комплекса рф