Машиностроительный комплекс РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что машиностроение служит основой экономики любой страны и в наше время играет решающую роль в создании материально – технической базы хозяйства. В современных условиях ему принадлежит исключительно важная роль в ускорении научно – технического прогресса. Машиностроение обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства, путем выпуская средства производства для разных отраслей народного хозяйства.

Файлы: 1 файл

Машиностр. комплекс РФ.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Введение

     Машиностроительный  комплекс составляют машиностроение и  металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального  производства, науки, культуры, сферы  услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  машиностроение служит основой экономики  любой страны и в наше время  играет решающую роль в создании материально  – технической базы хозяйства. В  современных условиях ему принадлежит  исключительно важная роль в ускорении научно – технического прогресса. Машиностроение обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства, путем выпуская средства производства для разных отраслей народного хозяйства.

      Целью курсовой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.

      Задачи  работы:

  1. проанализировать структуру машиностроительного комплекса РФ;
  2. определить особенности размещения машиностроения;
  3. выявить современную ситуацию в машиностроении РФ;
  4. выделить инновации машиностроительного комплекса;
  5. определить и проанализировать проблемы и перспективы развития машиностроения.

      Методы  исследования: исторический; метод системного анализа; статистический, картографический.

  1. Структура машиностроительного комплекса РФ.

     Машиностроение - одна из ведущих отраслей тяжелой  индустрии Российской Федерации. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроительная промышленность в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.

     На  долю машиностроения приходится около 1/5 объемов производства товарной продукции  промышленности России, более 1/4 стоимости основных промышленно-производственных фондов.

     Ассортимент выпускаемой продукции российского  машиностроения отличается большим  разнообразием, что обусловливает  глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение отдельных вид од продукции.

     В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей  и производств.

     К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и  используемому сырью, относят: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническую промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительную и инструментальную промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

     Долгое  время машиностроение развивалось  темпами, опережавшими развитие промышленности в целом. Высокие темпы были характерны для отраслей, определяющих научно-технический  прогресс и, в первую очередь, станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство средств вычислительной техники.

     Достижения  машиностроительного комплекса  характеризовались не только ростом объемов его производства, но и  созданием и выпуском прогрессивных  видов  продукции, внедрением более современных технологий. Так, был начат серийный выпуск новых гибких производственных модулей, автоматических линий для механообрабатывающего и кузнечно-штамповочного производства, переднеприводного микролитражного легкового автомобиля.

     В настоящее время практически все предприятия гражданского машиностроения стали акционерными обществами. Но на большинстве приватизированных предприятий пока еще не произошло существенных изменений в структуре, номенклатуре и объемах производства продукции. В результате экономический эффект от разгосударствления предприятий пока еще не получен.

     График 1. Структура продукции машиностроительного комплекса РФ.

     

     Машиностроение  занимает важное место в экономике  крупных экономических районов  России. В структуре промышленного  производства товарной продукции большинства районов на долю машиностроения приходится от 20 до 30%. Особенно высок уровень его развития в Центральном, Уральском, Поволжском экономических районах.

     За  последние десятилетия в структуре  машиностроения произошли значительные изменения. Научно-технический прогресс способствовал выделению таких самостоятельных отраслей, как электроника, производство средств вычислительной техники и др.

     В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения в наименьшей степени влияют природные факторы (наличие полезных ископаемых, обеспеченность водными ресурсами) и весьма существенно воздействие экономических факторов, таких, как обеспеченность территории трудовыми ресурсами, наличие устойчивых транспортных связей, специализация и кооперирование производства.

     Карта 1. Машиностроительный комплекс РФ.

     

     Специализация производства предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на изготовлении, одного продукта, части  продукта или на выполнении только отдельных операций при его производстве. Специализацию в машиностроении подразделяют на предметную, технологическую и подетальную.

     Развитие  специализации является важным условием интенсификации производства машиностроения. Специализация производства дает больше возможностей для использования высокопроизводительного оборудования, средств автоматизации и роботизации производственных процессов, что обеспечивает рост производительности труда и повышает эффективность развития производства. Например, Камский автомобильный комплекс включает шесть крупнейших специализированных заводов: ремонтно-инструментальный, литейный, дизельный, прессоворамный, кузнечно-прессовый и автосборочный, оснащенных оборудованием и технологическими средствами, позволяющими сравнительно быстро, без дополнительных затрат перейти с производства одних видов автомобилей на другие.

     Производственно-технический  потенциал отрасли характеризуется  тремя основными показателями. К  ним относят объем выпускаемой  товарной продукции (измеряемый в рублях или натуральных показателях), размеры основных промышленно-производственных фондов (в рублях), численность промышленно-производственного персонала.

     Удельный  вес этих показателей по отдельной  отрасли в общих показателях  машиностроения позволяет определить ее направленность. Так, если удельный вес основных промышленно-производственных фондов (ОППФ) в данной отрасли значительно превышает долю занятых в ней, то такая отрасль относится к фондоемкой, но трудосберегающей, например тяжелое машиностроение. Если же удельный вес численности промышленно-производственного персонала значительно превышает долю ОППФ в отрасли, то эта отрасль принадлежит к числу трудоемких, но фондосберегающих, например, приборостроение, электронная промышленность. 
 
 

     2. Особенности размещения  машиностроения РФ.

     2.1 Тяжелое машиностроение.

     Группа  отраслей тяжелого машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической  обработке  и  сборке крупногабаритных деталей,  узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно  осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы. Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли  затраты на сырье и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8-15 %,затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8-15 %.

     Заводы  тяжелого машиностроения могут быть ориентированы как на металлургические базы, так и на районы потребления. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской зоне, остальное- в Западной Сибири и на Дальнем востоке. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

      - Центральный экономический район (Электросталь).

      - Уральский экономический район  (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.)

- Сибирь (производство  металлургического и горного  оборудования в

городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в  г. Новосибирске)

      - Северо- Западный:  Санкт- Петербург  - исторически сложившийся центр

        тяжелого машиностроения (завод  "Электросила", выпускающий        турбогенераторы)

      - новые центры, связанные с производством  атомных реакторов – завод        "Автоммаш" в г. Волгодонске.

     Производство металлургического оборудования сложилось как в крупных районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного оборудования или отдельных узлов.

     На заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей (Екатеринбург, Орск).

     Производство крупного энергетического оборудования возникло и развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах развитого машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции.

     Мощные  турбины и генераторы для электростанций дают Северо-западный (Санкт- Петербург), Уральский (Екатеринбург)  и Западно- Сибирский (Новосибирск) районы. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или индивидуальной продукции - Санкт- Петербург. В этих районах и центрах сложилась специализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС. Быстрое развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного оборудования на существующих заводах. Энергетическое оборудование – мощные дизели для судов - выпускают в Санкт- Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций - в Балаково, Пензе, Коломне.

     Преимущественно вне металлургических баз размещается  производство тяжелых станков и  кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и  нередко по индивидуальным заказам  для отечественных и зарубежных заводов.

    Вне  металлургических баз размещается  и большинство предприятий судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого количества неудобных для транспортировки профилей металла. Судостроительные заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с разными типами судовых двигателей. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного типового и специального оборудования. Поэтому в судостроении исключительно сильно развиты кооперированные связи с многочисленными предприятиями- смежниками, поставляющими не только оборудование, но и нередко целые агрегаты и секции судов. Строительство судов начинается на суше, а достраиваются они наплаву. Поэтому многие морские верфи размещены в укрытых устьях крупных рек (Нева, Амур), или защищенных от моря гаванях. Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр- Санкт- Петербург с рядом заводов со специализацией на сооружении линейных пассажирских, грузопассажирских, наливных судов, ледоколов-атомоходов, речных судов. Имеются судостроительные заводы в Выборге, в Калининграде.

Информация о работе Машиностроительный комплекс РФ