Машиностроительный комплекс РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что машиностроение служит основой экономики любой страны и в наше время играет решающую роль в создании материально – технической базы хозяйства. В современных условиях ему принадлежит исключительно важная роль в ускорении научно – технического прогресса. Машиностроение обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства, путем выпуская средства производства для разных отраслей народного хозяйства.

Файлы: 1 файл

Машиностр. комплекс РФ.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     Следует еще раз подчеркнуть, что сложившиеся  в машиностроении за переходный период проблемы и факторы, препятствующие его развитию, носят не частный, локальный характер, а представляют собой, общую взаимосвязанную и взаимообусловленную систему. На уровне машиностроительных предприятий к числу основных из них следует отнести:

• критический моральный и физический износ оборудования и технологий;

• острый дефицит квалифицированных кадров вследствие относительно низкой заработной платы, падения престижа инженерно-технических и рабочих специальностей, обострения социальных проблем;

• дефицит денежных ресурсов по причине низкой рентабельности производства и низкой кредитной и инвестиционной привлекательности предприятий для реализации программ стратегических преобразований, в том числе: внедрение передовых управленческих и организационно-технических решений, модернизация производственной инфраструктуры, подготовка и привлечение квалифицированных кадров, разработка и освоение новых конкурентоспособных видов продукции и услуг;

• наличие избыточных производственных мощностей, как правило, с морально устаревшей конфигурацией и архитектурой производственных зданий (излишние габариты, высокая энергоемкость, низкая ремонтопригодность и т. п.) и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание (в станкостроении уровень загрузки производственных мощностей составляет около 20%, а на предприятиях сельхозмашиностроения - не более 25%);

• морально устаревшую инфраструктуру производственных мощностей (промышленные коммуникации, внутризаводская транспортная и складская система (внутренняя логистика), экологическая безопасность, санитарные нормы и требования (охрана труда), техника безопасности и т. п.);

• морально устаревшую систему управления предприятием;

• недостаточно развитую систему производственной кооперации (промышленный субконтрактинг), особенно в форме малого и среднего бизнеса;

• слаборазвитую систему менеджмента качества (несоответствие международным стандартам качества, включая систему контроля, техническое регулирование, культуру производства);

• недостаток опыта  и ресурсов для формирования эффективной  маркетинговой (сбытовой) политики, особенно на рынке наукоемкой продукции;

• недостаточно развитую (вплоть до полного отсутствия) систему сервиса и технической поддержки выпускаемой продукции в течение всего жизненного цикла изделия;

• реальную угрозу несанкционированных действий со стороны третьих лиц: инициация банкротства, рейдерство, дискредитация на рынке и в обществе и т. п.;

• неравные условия» конкуренции на рынке с зарубежными производителями аналогичной продукции машиностроительных предприятий (как следствие изложенных выше проблем).

     В российской промышленности в целом и в машиностроительной отрасли в частности  следует выделить ряд негативных факторов, частично возникших на базе указанных проблем предприятий, опять же тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных, которые вновь и вновь воспроизводят эти проблемы, создавая в машиностроении масштабный системный кризис.

     К числу основных системных негативных факторов необходимо отнести:

• деградацию основных фондов машиностроения, достигшую критической отметки (фактический возраст парка российского машиностроения превышает 20 лет);

• технологическое отставание России от передовых стран, в первую очередь в станкостроительной сфере;

• низкое качество продукции, высокие производственные издержки (металлоемкость, энергозатраты, транспортировка), низкую рентабельность производства и, как следствие, недостаток оборотных и инвестиционных средств для развития;

• неэффективную кадровую политику, не способствующую привлечению квалифицированных специалистов в сферу промышленного производства, научно- технической и технологической деятельности;

• несовершенство законодательной базы по государственной промышленной политике, техническому регулированию, ценообразованию на продукцию машиностроения и др., порождающее:

1) уровень налогообложения, заметно сокращающий оборотные средства предприятий;

2) опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий (годовой индекс цен в электроэнергетике составляет около 128%, в топливных отраслях - более 120%, в то время как в машиностроении ниже 110%);

3) недостаточную урегулированность вопроса о правах собственности на земли, находящиеся под промышленными объектами;

• малоэффективное взаимодействие финансово-кредитных организаций и реального сектора экономики;

• отсутствие приведенных к международным требованиям стандартов выпускаемой продукции;

• ограниченную емкость внутреннего рынка вследствие недостаточно высоких темпов роста экономики страны;

• недостаточная структурированность ряда отраслей внутри самого машиностроительного комплекса;

• низкую конкурентоспособность российской машиностроительной продукции на внутреннем и внешнем рынке и низкую инвестиционную привлекательность машиностроения (как следствие изложенных выше факторов).

     Вместе  с тем, следует признать, что главной  причиной создавшегося положения является отсутствие обоснованной, базирующейся на достижениях науки и техники, единой государственной стратегии преобразования и опережающего развития отечественного машиностроения.

     Стратегии,  направленной на определение и формирование экономически обоснованных и динамично развивающихся приоритетных секторов машиностроительного комплекса, отвечающих современным требованиям и ресурсным возможностям страны, а также на повышение эффективности их использования в условиях рынка в целях развития машиностроения в целом и обеспечение экономической, технологической и политической независимости России.

     Очевидно, что выход из создавшегося в российском машиностроении системного кризиса  возможен только при реализации системных  подходов, эффективном использовании  интеллектуального потенциала с мобилизацией всех необходимых и возможных ресурсов государства, всего потенциала развития.

Потенциал развития

      Сложность развития машиностроения России состоит  в том, что при реализации стратегических целей вхождения страны в постиндустриальное общество в ближайшей перспективе необходимо решать одновременно три основные задачи:

• интенсивную модернизацию машиностроения и его технического перевооружения и, в первую очередь, приоритетныхподотрослей. При этом важно в перспективе уйти от технологической зависимости российского машиностроения (в первую очередь,  оборонно–промышленного комплекса) от зарубежных поставщиков технологий и оборудования; 

• подготовку и переподготовку кадрового потенциала с формированием нового инженерно -  технического и управленческого поколения, способного обеспечить инновационное развитие машиностроения;

• создание условий для повышения инвестиционной привлекательности машиностроительных предприятий и обеспечения притока частных инвестиций в машиностроение.

     Предстоит реализовать на практике широкомасштабный экономический и интеллектуальный маневр, суть которого заключается в том, чтобы в кратчайшие сроки восстановить и развить до высокотехнологичного уровня отрасль, находящуюся в настоящее время в техническом состоянии, отстающем от развитых стран  приблизительно на 30 лет. Очевидно, что для этого необходимо обеспечить опережающие темпы развития.

     Помимо  этого следует учитывать, что  требования к современному машиностроительному  производству в развитых странах  постоянно усложняются: число составляющих производственного процесса увеличивается, характер их взаимодействия становится все более динамичным и многопараметрическим. Мировая практика показывает, что за последние 25-30 лет сложность машины как объекта производства возросла в 4-6 раз, а требования к точности изготовления деталей и сборки выросли примерно на порядок. К этому нужно добавить значительное расширение номенклатуры выпускаемой продукции при одновременном сокращении продолжительности выпуска изделий одной номенклатурной группы. Объемы выпуска продукции, как и прежде, находятся в широком диапазоне - от единичных образцов до массового производства, однако преобладающим становится мелко- и среднесерийное производство. Повышение эффективности производства определяет постоянно растущие требования к производительности и сокращению производственного цикла.

     Тем не менее, несмотря на все проблемы и трудности, в России имеются  все необходимые условия для  опережающего  развития машиностроения.

     Это, прежде всего, собственные энергетическая и сырьевая база, развитая коммуникационная сеть, научный, интеллектуальный, кадровый, производственный и иные потенциалы. Но, главное, имеется ясное понимание ситуации со стороны руководства государством и политическая воля к ее изменению в лучшую сторону.

     Для решения задачи такого масштаба и  сложности в стране создаются  существенные предпосылки.  Более  пяти лет подряд ежегодный экономический  рост  составляет, в среднем, 6,8%. Такие  высокие устойчивые темпы  роста  в течение более пяти лет  у нас были  только  с 1965 по 1970 годы.  Ежегодный темп прироста ВВП составляет 7,8%. При сохранении такого темпа удвоение ВВП может быть достигнуто уже к концу следующего года.

     Возросли  объемы инвестиций в основные фонды. Если в 2000 году они составляли чуть более 1 трлн.  рублей,  то в 2006 году  уже – 4,5 трлн.  руб., т.е. рост составил более 400%. Ожидается, что  объем инвестиций в основные фонды в 2009 году превысит показатели 2006 года в два раза, т.е.  темпы роста  инвестиций достаточно высокие. Однако, для того чтобы создать промышленную базу, полностью обновляющуюся каждые 7-8 лет,   необходимый объем инвестиций к ВВП должен быть не на уровне 20-22%, как в настоящее время прогнозируется на ближайшие три года, а на уровне хотя бы 30% ВВП.

     Заметно усилилась роль государства в  создании условий для  экономического роста, о чем свидетельствует  создание новых  институтов развития  в лице Банка развития, Инвестиционного  фонда Российской Федерации, Российской  венчурной компании и государственных корпораций.

     Проводится  последовательная политика по повышению  качества  человеческого капитала. Реализуются национальные проекты, прежде всего, в сфере таких важных факторов  формирования человеческого  капитала, как образование и здравоохранение.  Важной особенностью этих проектов, в отличие от различного рода социальных программ, является то, что в них реализуется долгосрочный социальный приоритет – инвестиции в человека. Успешное осуществление проектных мероприятий дает возможность принимать решение, в какой именно форме государство должно продолжить развитие институтов и формирование социальной инфраструктуры по заявленным социальным приоритетам.

      Разработаны и начали осуществляться Федеральные  целевые программы «Национальная  технологическая база на 2007-2011 годы» и «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» и др.

Заметно повысилось внимание руководителей страны к  наиболее актуальным проблемам машиностроения, таким, например, как кадровая проблема. Можно ожидать, что при таком подходе отечественное машиностроение получит серьезную государственную поддержку.

     Происходит  консолидация усилий, направленных на развитие отечественного машиностроения и внутри самой отрасли, о чем  свидетельствуют создание и активная деятельность Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России». Эта организация готова взять на себя ответственность за координацию деятельности по формированию такой необходимой сегодня стратегии модернизации и развития машиностроительного комплекса России и решение других важнейших проблем машиностроения.

     Одним из важных резервов развития можно  признать несовершенство российского  законодательства в промышленной сфере. Потому что достичь кардинального  решения ряда финансово-экономических, инновационных, технологических, социальных, кадровых и иных проблем машиностроения можно путем совершенствования федерального законодательства в налоговой, тарифной, таможенной, образовательной и социальной сферах.

     В машиностроительном комплексе есть мощный интеллектуальный потенциал. В отрасли довольно успешно работает большое количество научно-исследовательских и проектных организаций. Научные разработки отраслевых институтов НПО ЦКТИ, ГНЦ НАМИ, ВЭИ им. Ленина, НИИ «Теплоприбор», ЦНИИТМаш, ВНИИМетМаш и других отвечают требованию времени и предложены к производству. Благодаря этим разработкам шагнули в новое тысячелетие с обновленной продукцией ГАЗ, ВАЗ, ЗИЛ, Владимирский тракторный, Красноярский и Ростовский комбайновые заводы, Кольчугинский завод «Электрокабель», Подольский завод им. Орджоникидзе, Тверской вагоностроительный, Ивановский и Санкт-Петербургский им. Свердлова станкостроительные заводы и ряд других предприятий.

Информация о работе Машиностроительный комплекс РФ