Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:35, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что машиностроение служит основой экономики любой страны и в наше время играет решающую роль в создании материально – технической базы хозяйства. В современных условиях ему принадлежит исключительно важная роль в ускорении научно – технического прогресса. Машиностроение обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства, путем выпуская средства производства для разных отраслей народного хозяйства.
Исходные позиции нельзя признать выгодными. Следует учитывать, что в развитых зарубежных странах в настоящее время используются технологии, которые относятся к четвертому и пятому технологическим укладам, но четвертый уже идет на спад, а пятый находится на пике подъема, есть примеры появления и технологий шестого уклада.
В России доминирует четвертый технологический уклад, который, по оценкам специалистов, достигнет высшей точки подъема только к 2015 году. Применительно к российскому машиностроению это означает, что необходимо преодолевать отставание от мирового уровня в полтора-два технологических поколения (одно поколение 10-15 лет), с одновременным формированием и распространением в перспективе наиболее эффективных направлений пятого и шестого технологических укладов.
Как признает Минпромэнерго РФ в «Пояснительной записке к уточненному плану мероприятий на 2005-2006 годы по реализации основных направлений развития машиностроения», «несмотря на положительные темпы развития машиностроительного комплекса в течение последних пяти лет, его состояние характеризуется рядом проблем.
В их числе: низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, связанная со старением и высокой степенью износа производственных фондов; недостаток финансовых ресурсов в связи с низкой инвестиционной привлекательностью, слабой эффективностью взаимодействия финансово-кредитных организаций с предприятиями отрасли, опережающим ростом цен на продукцию и услуги естественных монополий; недостаточная структурированность комплекса в научной и технологической сферах; дефицит квалифицированных кадров для предприятий машиностроения».
Если
попытаться изложить эти проблемы более
простым языком, получим:
- при стабильном падении курса доллара
кредитный рубль слишком дорогой;
- слишком дорогое сырье - цены внутреннего
рынка на металлургический прокат существенно
(даже без НДС) превышают экспортные;
- катастрофический дефицит кадров;
– острая необходимость замены устаревшего
оборудования на существенной части предприятий.
В Западной Европе, к примеру, технологические
компании обновляют оборудование каждые
семь-десять лет, постоянно приобретаются
лицензии, тратятся огромные деньги на
новые разработки.
Конечно, машиностроение крайне неоднородно в смысле успешности отдельных предприятий и по отраслям. Тем не менее, общее состояние отрасли далеко от удовлетворительного. Насущны все вышеперечисленные проблемы. Но, пожалуй, самая неразрешимая - необходимость модернизации оборудования. В масштабах России на это требуются многие миллиарды долларов инвестиций с неопределенными сроками окупаемости. В общем-то, без поддержки государства это практически невозможно.
Падению
выпуска отечественной
В
итоге машиностроение фактически не
развивалось, а вместе с ним переживали
кризис все зависимые от него отрасли.
Понятно, что мириться с таким положением
дел было нельзя. И заявления о государственной
поддержке машиностроения из уст самых
разных высокопоставленных чиновников
звучали нередко. Нельзя сказать, что правительство
ограничивалось обещаниями, - определенные
меры принимались, но вне единой выстроенной
политики.
График 2. Динамика производства машин и оборудования.
Источник: [7]
С 2005 года государственная промышленная политика стала переходить на принципиально новые позиции. Началась разработка стратегических и структурных преобразований, как отдельных отраслей машиностроения, так и всего комплекса с прицелом на достижение технического уровня промышленности, аналогичного в развитых государствах.
Однако для этого необходимо опережающее инновационное развитие машиностроения с темпами роста не ниже 10% в год. А чтобы выйти на такие темпы и перейти на инновационный путь развития, необходимо, прежде всего, решить проблему обновления парка технологического оборудования. Так, по данным Росстата, 65% оборудования в России эксплуатируется 15-20 лет, а оборудование, срок эксплуатации которого меньше пяти лет, составляет менее 5%.
Индекс
производства машин и оборудования в сентябре
2010г. по сравнению с соответствующим периодом
предыдущего года составил 92,7%, в январе-сентябре
2010г. - 113,6%.
В % к | Январь – сентябрь 2010г, в % к январю – сентябрю 2009г | ||
сентябрю, 2009г | августу, 2010г | ||
Производство механического оборудования | 100,6 | 92,5 | 115,7 |
Производство прочего оборудования общего назначения | 67,2 | 92,4 | 125,4 |
Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства | 94,4 | 107,4 | 77,3 |
Производство станков | 157,7 | 109,8 | 144,9 |
Производство прочих машин и оборудования специального назначения | 137,2 | 120,4 | 92,1 |
Производство бытовых приборов, не включенных в другие группировки | 108,3 | 104,9 | 116,7 |
Таблица 2. Производство отдельных видов машин и оборудования.
Источник: [7]
Отечественное авиастроение сегодня является испытательным полигоном для правительственных новаций. 22 сентября 2005 года правительство одобрило концепцию развития российского авиапрома на период до 2015 года. Тогда же глава Минпромэнерго заявил, что концепция представляет собой совокупность основных подходов к развитию отрасли.
Чтобы
к 2015 году вернуть Россию на мировой
рынок в качестве одного из лидеров
авиастроения, потребуется $20 млрд., в
том числе примерно $12 млрд. из федерального
бюджета (не учитывая затрат на закупку
авиатехники по гособоронзаказу).
Однако уже в 2008-2009 годах по данным Германа
Грефа в России планируется выпустить
50-65 региональных и 29-37 среднемагистральных
самолетов. При этом министр подчеркнул,
что протекционистских мер для развития
отечественной авиации недостаточно,
необходима кардинальная реструктуризация
отрасли. «Все наши протекционистские
меры за последние 7 лет показали неспособность
что-либо изменить.
В
целом же реформу в авиастроении
следует считать составной
Планируется подготовить предложения по включению в федеральную адресную инвестиционную программу проектов, реализуемых в ОПК, в том числе по государственному оборонному заказу, а также по привлечению негосударственных, в том числе иностранных инвестиций в ОПК. Будет разработан и внесен на утверждение в правительство проект федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года».
В
плане мероприятий по развитию отечественного
сельхозмашиностроения основными направлениями
указаны повышение конкурентоспособности
отечественной сельскохозяйственной
техники, стимулирование инновационной
и инвестиционной деятельности предприятий
сельскохозяйственного машиностроения,
развитие рынков сбыта сельскохозяйственной
техники.
3.2 Инновации в машиностроении
Дальнейшее развитие машиностроительного комплекса должно опираться на новые базовые технологии, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции, оживление инвестиционной активности, государственную поддержку производств с высокими технологиями. Без этого не удастся достичь технологического обеспечения развития экономики, участия страны в качестве полноправного партнера в международном разделении труда.
К таким направлениям, безусловно,
следует относить
За рубежом работы в этой области стремительно развиваются в течение последних лет в рамках ряда приоритетных программ правительств Японии, США, ФРГ, Франции, Китая и других стран.
В России целевое бюджетное финансирование работ в области наноматериалов и нанотехнологий осуществляется с начала 90-х годов прошлого века в рамках нескольких программ. Государственная поддержка этих работ, хотя и несоизмеримая по своим масштабам с их финансированием в других странах, способствовала развитию этого перспективного направления, позволила сохранить научный потенциал, достаточно высокий уровень исследований и лидирующие позиции в некоторых областях нанонауки.
Нанотехнологии имеют конкретное промышленное применение. Сегодня на рынке предлагается большая номенклатура промышленно изготовляемых наноматериалов металлических, гидрооксидов, оксидов и композитных порошков, которые уже находят широкое применение во многих секторах промышленности и строительства. Нанопорошки имеют свойства, отличающиеся от свойств металлов, окислов и т.д., из атомов и молекул которых они изготовлены.
В основе научно-технического «прорыва на наноуровне», форсируемого промышленно развитыми странами, лежит использование новых, ранее не известных свойств и функциональных возможностей материальных систем при переходе к наномасштабам, определяемым особенностями процессов переноса и распределения зарядов, энергии, массы и информации при наноструктурировании. Многие из кардинально отличных свойств наноматериалов по отношению к объемным того же химического состава обусловлены эффектами многократного увеличения доли поверхности нанозерен и нанокластеров (до сотен квадратных метров на грамм). С этим связаны новые свойства многих конструкционных и неорганических наноматериалов. Причем значительное количество таких свойств до конца еще не исследовано.
Из более 80 проектов, включенных в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» только 8 посвящены их практическому использованию в машиностроении. Так же только 7 проектов, внедрение которых планируется осуществить в машиностроении (из 37 для всех отраслей), одобрены к финансированию ГК «Роснанотех», в том числе:
Параллельно будет осуществляться внедрение уже имеющихся разработок.
Так в разделе «Машиностроение и металлургия» постоянно действующей выставки «Нанотехнологии и наноматериалы» МИСиС (Москва) представлено около 20 разработок практического применения нанопродукции для машиностроения на уровне опытных промышленных образцов и готовых технологий, в том числе: прецизионный жаропрочный медный сплав с многослойными фуллероидными наноструктурами «Астрален» для Московской монорельсовой дороги, резцовые вставки из поликристаллических алмазов и нитрида бора, технология микроплазменного оксидирования для нанесения оксиднокерамического нанокристаллического покрытия и др. Работы по разработке и внедрению нанотехнологий и наноматериалов ведутся непосредственно на машиностроительных предприятиях в содружестве с институтами.
На 1 сентября
2010 года наблюдательный совет «Роснано»
одобрил к софинансированию 93 проекта
(82 инвестиционных проекта, 7 фондов и 4
наноцентра) с общим бюджетом 302,1 млрд
рублей, включая долю компании в объеме
123,1 млрд рублей. В «Роснано» к этой дате
поступило 1758 заявок на софинансирование
проектов в сфере нанотехнологий, из которых
1037 были отклонены, 308 находились на стадии
внутренней научно-технической и инвестиционной
экспертизы, а 320 проходили стадию рассмотрения
в научно-техническом совете и в инвестиционном
комитете.
4. Проблемы и перспективы развития машиностроения в РФ.
Основные проблемы машиностроительного комплекса