Организация вненеэкономического комплекса рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:28, реферат

Краткое описание

Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой хо-зяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государ-ственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Понятие ВЭК, его роль и основные методы управления………..…......4

2. Участники и органы, регулирующие внешнеэкономические отношения в России…………………………………..……………..........................................15

3. Современный механизм управления внешнеэкономическими связями России………………………………………………………………………………21

4. Направления совершенствования системы управления внешнеторговой деятельности ……………………………………………………………………….33

Заключение……………………………………………………………..............42

Список использованных источников…………………………………............43

Файлы: 1 файл

реферат по овэд.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     Федеральное государственное образовательное учреждение

                      высшего профессионального образования

              «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

            Институт управления бизнес-процессами и экономики

                        Кафедра «Экономика и менеджмент» 
 
 
 
 

                                  РЕФЕРАТ

           по предмету: «Основы внешнеэкономической деятельности»

                       на тему: «Управление внешнеэкономическим комплексом РФ» 
 
 

    

Руководитель                                                                           Э.В.Степанова 
 

Студент  УБ 08-01                                                                   К.С.Шутикова 
 
 
 
 
 
 

               Красноярск 2011 

     СОДЕРЖАНИЕ

   Введение………………………………………………………………………...3

  1. Понятие ВЭК, его роль и основные методы управления………..…......4

   2.   Участники и органы, регулирующие внешнеэкономические отношения в  России…………………………………..……………..........................................15

   3.  Современный механизм управления внешнеэкономическими связями России………………………………………………………………………………21

   4. Направления совершенствования  системы управления внешнеторговой  деятельности ……………………………………………………………………….33

   Заключение……………………………………………………………..............42

   Список использованных источников…………………………………............43 
 
 
 

 

       Введение

         Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности признана в экономической  теории и подтверждена практикой  хо-зяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государ-ственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики. Эти меры осуществляются как пра-вомочными государственными учреждениями, так и общественными организа-циями. Целью регулирования является стабилизация и приспособление внеш-неэкономического комплекса страны к изменившимся условиям МРТ, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решения национальных страте-гических и тактических задач.

     Функцией государственного регулирования,  прежде всего, является разра-ботка  концепций ВЭД. Концепция (стратегия) - это общий замысел развития  внешнеэкономической сферы деятельности, включающий определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности указан-ной сферы. Разработка концепции включает определение внешнеэкономической политики на данный период развития с учетом специфических условий внутреннего развития, а также международной экономической конъюнктуры.

     Таким образом, целью данной  работы является рассмотрение  особенностей государственного  управления внешнеэкономического комплекса РФ. 
 
 
 
 
 
 
 

   1.Понятие  ВЭК, его роль и основные  методы управления 

   В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающимими, а подчас и прямо противоположными, интересами. Поэтому каждой стране крайне важно реалистически оценить свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами.

   Говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.

   В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.

   К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в  основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.

   Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических  мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.

   Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.

   Выделяют  протекционистскую, умеренную и  политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства, (что на наш взгляд, не совсем точно, т.к. помимо торговли важна и система взаимоотношений с мировым хозяйством в инвестиционной и валютно-финансовой сферах). Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно.

   Следует заметить, что в чистом виде экстремальных  случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства  подходили очень близко либо к  полному прекращению внешнеэкономических связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).

   Наличие административных форм воздействия  на участников внешнеэкономических  отношений, как правило, связывают  с проведением протекционистской или умеренной внешнеэкономической политики, которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой, вынужденных защищать собственную национальную промышленность.

   Вместе  с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических формах воздействия) характерны и для промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства.

   Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики и протекционизма.

   Конкретные  методы и инструменты государственного регулирования, связаны с реализацией  отдельных направлений внешнеэкономической  деятельности.

   3. Государственное регулирование  внешней торговли. Основной формой  внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).

   Тарифные  методы направлены на регулирование  внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

   Таможенная  пошлина - разновидность акцизного  налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через  государственную границу. Там пошлина  выполняет три основные функции:

     фискальную - пополнение госбюджета;

   протекционистскую - защита отечественных производителей;

   регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

   Таможенные  пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.

   Таможенный  тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком.

   Существуют  различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными  является по объекту обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные; по способу взимания - адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины.

   Нетарифные  барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы  к классификации нетарифных барьеров. Среди международных организаций  выделяются классификации ЮНКТАД и ООН.

   В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие  группы:

     меры прямого ограничения, связанные  с количественным контролем, включающие  следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;

   меры  косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно  выделить два способа (направления) воздействия:

   совокупность  мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения

     внешнеторговых отношений, но  само их наличие и действие  фактически приводит к этому:

   а) наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке);

     б) введение дополнительных таможенных  или иных административных формальностей;  отсутствие возможностей применения  национального режима к иностранным  фирмам и предпринимателям (различные  тарифы при оплате грузовых  и пассажирских потоков, разрешение на перемещение грузов иностранцами только через определенные порты и железнодорожные станции и т.д.)

   совокупность  финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки:

   а) специальные правила импортных  платежей

   б) множественные валютные курсы

     в) ограничения на накопление  иностранной валюты

     г) импортные депозиты

     д) отсрочки импортных платежей

     е) субсидирование и кредитование  экспорта.

   Особое  место в ряду нетарифных методов  занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:

   внутренние  налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость)

   различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего  аналога (в том числе сборы  за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный  сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства

   декретированая  таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.

   Всемирная торговая организация (ВТО) стремится  максимально ограничить использование  нетарифных барьеров в мировой торговле. В соответствии со ст.111 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) налогообложение импортных товаров должно осуществляться на условиях национального режима. Согласно ст. XIII ГАТТ, правила таможенного оформления не должны затруднять внешнюю торговлю. К 2000 г. страны-члены ВТО планируют отказаться от добровольных экспортных ограничений, к 2005 - прекратить квотирование торговли текстилем.

Информация о работе Организация вненеэкономического комплекса рф