Организация вненеэкономического комплекса рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:28, реферат

Краткое описание

Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой хо-зяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государ-ственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Понятие ВЭК, его роль и основные методы управления………..…......4

2. Участники и органы, регулирующие внешнеэкономические отношения в России…………………………………..……………..........................................15

3. Современный механизм управления внешнеэкономическими связями России………………………………………………………………………………21

4. Направления совершенствования системы управления внешнеторговой деятельности ……………………………………………………………………….33

Заключение……………………………………………………………..............42

Список использованных источников…………………………………............43

Файлы: 1 файл

реферат по овэд.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

    Сущность  государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных норм и правил.

    Механизм  регулирования международных экономических  связей представляет собой определенную систему принципов, инструментов и  методов управления отношениями, в  которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления; совокупность конкретных методов и инструментов регулирования; институционно-правовые структуры.

    В соответствии с ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»2 основными принципами государственного регулирования внешнеэкономическими связями являются:

  1. защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
  2. равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  3. единство таможенной территории Российской Федерации;
  4. взаимность в отношении другого государства (группы государств);
  5. обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
  6. выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  7. гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  8. обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  9. исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
  10. обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  11. обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
  12. единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  13. единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

  Принципы  управления внешнеэкономическими связями характеризуют подход к международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли.

  Протекционизм - это защита внутреннего рынка  от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного  тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через такие нетарифные ограничения, как количественные и  валютные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизм может привести к падению эффективности производства национальных предприятий, снижению конкурентоспособности производимых товаров.

  Свобода торговли – она означает устранение ограничений во внешнеэкономических  отношениях. В своем крайнем выражении для стран с развивающейся экономикой это может привести к поглощению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой. Поэтому извечной проблемой является дилемма: протекционизм - свобода торговли, в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов.

  Совокупность  конкретных экономических методов  и инструментов государственного регулирования  включает: таможенные тарифы; экспортные и импортные квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; систему установления цен на экспортно-импортные товары.

  Институционно-правовые структуры составляют: различные  международные и национальные акты, договора, соглашения, нормы, правила, обычаи и т.д., которые регулируют порядок осуществления международного экономического сотрудничества.

  Эффективность механизма регулирования внешнеэкономических  связей может быть оценена с помощью  следующих критериев3:

   - Эффективность использования и распределения имеющихся национальных экономических ресурсов с точки зрения обеспечения потребления товаров и услуг населением страны.

    -  Влияние системы регулирования на рост экономического потенциала, привлечение инвестиций.

    -     Обеспечение занятости населения.

    - Распределение доходов между субъектами внешнеэкономической деятельности как на международном, так и на национальном уровне.

    -   Стабильность цен.

    -   Качество жизни в обществе.

    -   Экономическая безопасность страны.

  Механизм  регулирования международных экономических  отношений состоит из двух взаимосвязанных  элементов: национального и международного. Поэтому механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей находится под определенным влиянием международных рычагов и инструментов. Тяжесть этого влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в мирохозяйственные связи, места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве.

  Рассматривая  государственное регулирование  как определенную систему, при изучении ее структуры целесообразно выделить четыре основных элемента:

  Важнейшим элементом, определяющим эффективность  функционирования всей системы, является выработка и реализация внешнеэкономической политики.

  В основе внешнеэкономической политики стран-участниц международного разделения труда лежит перманентный (постоянный, непрерывный) процесс сложного приспособления структур национальных экономик (отраслевой, технологической, организационной и т.д.) к более динамичной по своей природе структуре мирового хозяйства.

  Основной  двуединой задачей является проникновение  на мировые рынки и адаптация  национальной экономики в мировую  экономику. Для этого необходимо:

    - сформировать собственный экспортный потенциал, способный предложить конкурентоспособные товары, услуги и технологии;

    - улучшить структуру и пропорции внешнеэкономического обмена за счет импорто-замещения, увеличения части наукоемких товаров и услуг в экспорте;

    - переходить к прогрессивным формам международного сотрудничества.

  “Технологическим” элементом системы регулирования  внешнеэкономических связей являются экономические инструменты. В зависимости  от способа действия они могут  быть подразделены на инструменты прямого и непрямого действия.

  К инструментам прямого действия относятся: целевые государственные затраты (например, на создание инфраструктуры в свободной экономической зоне); непосредственный контроль государства  за внешнеэкономическими процессами (регулирование количественных объемов экспорта-импорта, установление валютных курсов, регулирование цен на экспорт-импорт и т.д.); законодательное регулирование.

  Инструменты непрямого действия влияют на стоимостные  пропорции народного хозяйства. Например, через величину налогов можно влиять на объемы производства и платежеспособность населения; рост процентной ставки в сбербанке стимулирует рост сбережений, ведет к росту объема отложенного спроса; девальвация национальной валюты создает интерес в экспорте товаров.

  В качестве инструментов регулирования  государство обычно использует следующие  экономические категории4:

   -      Экспортная лицензия - документ, контролирующий вывоз из страны товаров, услуг и объектов, представляющих стратегическую, историческую или культурную ценность. Она выдается в форме разрешения, подписанного специальными правительственными органами;

   -    Экспортная субсидия - дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть его издержек производства или обращения и повышающая конкурентоспособность товара на внешнем рынке. Экспортная субсидия - одна из форм стимулирования развития экспорта, предоставляется в различных формах. Среди них наиболее распространены: прямое финансирование НИОКР при разработке конкурентоспособных экспортных товаров, финансирование модернизации производства, снижение налогообложения экспортного производства, включая введение повышенных норм амортизации, финансирование маркетинговых исследований, предоставление благоприятных кредитов на развитие экспортного производства, гарантирование экспортных кредитов и т.д.

    -  Экспортные премии - экономические рычаги финансового и ценового характера, используемые государством (а также монополиями, предприятиями, организациями и фирмами) для поощрения вывоза определенных видов продукции и предоставления услуг иностранным партнерам. Они используются для расширения экспорта, овладения внешними рынками, создают благоприятные ценовые условия для реализации товаров на зарубежных рынках. Обычно экспортные премии выступают в форме полного или частичного освобождения фирм-экспортеров от уплаты тех или иных налогов, импортных пошлин, возврата акцизных сборов или в виде прямого субсидирования экспорта.

    - Импортная квота - это нетарифные количественные (стоимостный или натуральный) способы ограничения ввоза определенных товаров. Они устанавливаются с целью защиты национального товаропроизводителя или уменьшения импорта для улучшения платежного баланса страны.

   -  Добровольное ограничение экспорта - своеобразный аналог импортных квот, один из методов государственного регулирования внешней торговли. Он означает обязательство одного из партнеров по внешнеэкономическим связям ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта. Обязательство может быть принято в результате официального или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товаров. Часто добровольное ограничение экспорта вызывается угрозой страны-контрагента применить санкции или является уступкой в обмен на экономическую, техническую или военную помощь.

    - Антидемпинговая пошлина. Валютный демпинг-экспорт товаров по ценам ниже мировых, что становится возможным вследствие падения курса национальной валюты в большей степени, чем уменьшается ее покупательная способность внутри страны. Экспортеры, приобретая в стране товары по низким ценам, реализуют их на внешнем рынке за более твердую валюту, которую затем обменивают по заниженному курсу на национальную валюту, получая вследствие этого большую прибыль за счет курсовой разницы. Антидемпинговая пошлина - это дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже “нормальных” цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны. В ряде стран законодательством установлены предельные отклонения от нормальных цен, превышение которых признается демпингом.

    Инструментом  регулирования экспорта-импорта  являются также акциз и налог  на добавленную стоимость.

    -   Акциз - одна из разновидностей косвенных налогов, связанных с движением товаров, а не доходов физических и юридических лиц. Плательщиком акциза выступает потребитель при покупке облагаемых акцизом товаров (табак, спиртные напитки, автомобили и др.). Взимание акциза ведет к росту цен на импортируемые товары и повышает конкурентоспособность аналогичных товаров отечественного производства. Аналогичный механизм влияния на импорт налога на добавленную стоимость, который в этом случае представляет собой налог с части стоимости реализованных внутри страны продукции и услуг, добавленной в обращении. Добавленная стоимость исчисляется как доход (выручка) от реализации продукции или услуг за вычетом материальных затрат.

  Льготы  и привилегии предприятиям с иностранными инвестициями заключаются в следующем. Имущество иностранных инвесторов, ввозимое в качестве вклада в уставной фонд этих предприятий, предназначенное для собственного материального производства и собственных нужд иностранных работников, не облагается таможенными пошлинами. Валютная выручка таких предприятий от экспорта продукции собственного производства остается полностью в их распоряжении.

Информация о работе Организация вненеэкономического комплекса рф