Организация вненеэкономического комплекса рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:28, реферат

Краткое описание

Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой хо-зяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государ-ственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Понятие ВЭК, его роль и основные методы управления………..…......4

2. Участники и органы, регулирующие внешнеэкономические отношения в России…………………………………..……………..........................................15

3. Современный механизм управления внешнеэкономическими связями России………………………………………………………………………………21

4. Направления совершенствования системы управления внешнеторговой деятельности ……………………………………………………………………….33

Заключение……………………………………………………………..............42

Список использованных источников…………………………………............43

Файлы: 1 файл

реферат по овэд.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

  Гарантирование  экспортных кредитов - выдача гарантии государством, коммерческими банками  по обязательствам клиентов перед зарубежными  партнерами. Основная их цель - страхование  покупателя от убытков, вызванных нарушением продавцом своих обязательств. Государство также может выступить гарантом по возврату кредитов, получаемых отечественными организациями от иностранных кредитов.

  Важнейшим элементом системы государственного регулирования внешнеэкономических  связей являются различные стандарты  и технические нормы. Международные стандарты - рекомендации международных специализированных организаций, устанавливающие общие для однородных товаров, производимых в разных странах, требования к этим товарам или процессам их производства либо использования.

  В отличие от национальных стандартов международные не носят обязательного  характера для их использования, однако применение международных стандартов повышает конкурентоспособность товаров  на мировых рынках. Международные  стандарты разрабатываются и  рекомендуются к применению, в частности, Международной организацией по стандартизации ООН, а также большим количеством других специализированных организацией. Международные стандарты увязывают входные и выходные параметры изделий разных производителей, призванных работать в едином комплексе.

  Соответствие  продуктов международного обмена определенным стандартам и техническим требованиям  подтверждается посредством сертификата. Сертификация бывает трех видов: самосертификация (проводимая самим изготовителем); осуществляемая потребителем; проводимая третьей стороной (специализированной организацией, независимой от изготовителя и потребителя). Государство может влиять на потоки экспортно-импортных товаров, устанавливая соответствующие сертификатные требования.

  Валютно-финансовое регулирование внешнеэкономических связей государство осуществляет через выработку и реализацию валютной политики. Валютная политика - это комплекс мер экономического, правового и организационного характера, проводимых государственными органами, центральными финансовыми учреждениями и национальными (государственными) банками, а также международными валютно-финансовыми организациями в области валютно-кредитных отношений. Валютная политика государства является составной частью его внешнеэкономической политики, важным средством, содействующим включению экономики страны в мировое хозяйство. Это достигается проведением различных мер по регулированию расчетных и валютно-кредитных отношений страны и ее субъектов (валютные ограничения, продажа или скупка валют центральными банками на валютном рынке, повышение или понижение учетных ставок, ограничения динамики курса национальной валюты определенными пределами (установление “коридора”, его повышения или понижения). Изменение валютного курса влияет на динамику экспорта-импорта страны.

  Основными средствами таможенного регулирования  внешнеэкономических связей являются: участие в таможенных союзах, зонах  свободной торговли и таможенных конвенциях; применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов, таможенных формальностей; установление режима прохождения грузов через границу; система государственных органов таможенного контроля.

  Таможенное  регулирование оказывает прямое влияние на воспроизводственный  комплекс страны, норму прибыли и , соответственно, темпы развития в отдельных отраслях, поскольку оно воздействует на уровень внутренних цен.

  Экономический эффект5 установления таможенных тарифов проявляется в следующем виде:

-  производственный эффект - защита отечественного производителя;

-  потребительский эффект - повышение цен на импортные товары снижает объемы их потребления;

-  бюджетный эффект - таможенные доходы являются одной из доходных статей госбюджета;

-  эффект перераспределения доходов - снижение конкуренции отечественным товарам позволяет устанавливать на них более высокие цены и получать большую прибыль (за счет потребления);

- конкурентный эффект - в зависимости от уровня таможенного тарифа напряженность конкуренции изменяется и может влиять на процесс воспроизводства как положительно, так и отрицательно;

-  влияние на платежный баланс страны - меньше платежей в другие страны за счет снижения объема импорта;

-  влияние на условиях торговли - снижает конкурентоспособность импортного товара на рынке страны-импортера, что заставляет экспортера снижать цену продавца.

  Таким образом, сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в обеспечении гармонии интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Механизм включает разнообразные рычаги, инструменты и средства воздействия на всю систему национальных экономических интересов, отражающих внешнеэкономические отношения страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Направления совершенствования  системы управления внешнеторговой  деятельности

    Перед национальной экономикой России стоит  задача перехода от топливно-сырьевой модели к инновационной и соответственно диверсификации структуры экспорта, прежде всего за счет наращивания поставок высокотехнологичной инновационно-ориентированной продукции.

    Решение проблемы развития и расширения поставок продукции высокой степени обработки, особенно наукоемких и высокотехнологичных изделий, требует активизировать работу по реализации государственной политики поддержки экспорта. Следует отметить, что в результате правительственных реорганизаций последнего времени выполнение функции государственной поддержки экспорта существенно ослабло.

    При выработке системы государственной  поддержки экспорта в условиях ограниченных финансовых ресурсов, особенно в период мирового финансового кризиса, встает проблема выбора подотраслей и производств, заслуживающих поддержки. В этой связи необходимо разработать систему критериев отбора таких производств.

    К числу критериев, определяющих приоритетность производства и экспорта конкретных видов продукции, следует отнести:

-  степень наукоемкости продукции (инновационный фактор);

-  динамику спроса на продукцию на мировом рынке;

- мультипликативный эффект от наращивания производства экспортируемой продукции;

-  экономическая эффективность экспорта продукции.

    Последний критерий является при этом решающим.

    Сама  система государственной поддержки российского экспорта должна включать разнообразные инструменты экономического воздействия, а также меры организационного и информационного содействия экспортеру. К числу таких мер можно отнести:

-  государственное регулирование на макроэкономическом уровне;

    -  прямая, по большей части возмездная, финансовая помощь (но не исключается в отдельных случаях и безвозмездная финансовая помощь);

    -  участие государства в кредитовании экспорта; меры внешнеторговой политики (протекционистская защита отдельных отраслей и подотраслей и методы международной региональной интеграции);

    - меры организационного и информационного содействия продвижения экспорта;

-    участие государства в страховании экспортных поставок.

    При этом важнейшим макроэкономическим инструментом развития экспорта выступает также и валютный курс.

    В число инструментов государственной  поддержки экспорта следует включать гарантирование и страхование экспортных кредитов и экспортных операций. При  этом гарантии по кредитам можно подразделить на три категории: краткосрочные (на срок до 180 дней от даты поставки), среднесрочные (до 3-х лет) и долгосрочные (свыше 3-х лет).

    В рамках программ гарантирования и страхования  экспорта по аналогии с зарубежными  странами можно страховать на 90% коммерческие риски и на 100% политические риски. Коммерческие риски могут включать в себя возможные потери экспортера, связанные с ростом цен на сырье и материалы, изменением валютного курса, риска, связанного с несвоевременной оплатой экспортной поставки. Размер страховой пошлины, уплачиваемой экспортером, зависит от политической и экономической стабильности стран-импортеров, от состояния мировых товарных и валютных рынков.

    В качестве одного из компонентов системы  государственной поддержки и  стимулирования экспорта может выступать предоставление финансовых льгот экспортерам. Первый тип льгот может включать в себя отсрочку уплаты налогов; снижение ставки налога на прибыль на определенный период; снижение ставки налога на имущество и др. Предприятия-экспортеры могут также освобождаться на определенный период времени от уплаты импортных пошлин, уплачиваемых за закупаемые за рубежом оборудование, сырье, полуфабрикаты, компоненты.

    В регулировании внешнеэкономической  деятельности в современных условиях важнейшими задачами также являются: повышение наукоемкой продукции и конкурентоспособности отечественных товаров, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа, создание благоприятных условий для расширения внутреннего производства, ограничение вывоза капитала за рубеж.

    Для решения этих задач должны быть предприняты  меры в сфере регулирования внешней  торговли, в частности:

    -  организовано стимулирование экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, в том числе за счет существенного расширения практики предоставления гарантий под экспортные кредиты;

    - дальнейшее более гибкое применение тарифных и нетарифных инструментов для селективной поддержки отечественных товаропроизводителей. Пошлины должны служить, прежде всего, этим целям, а не только выполнять фискальные функции. При этом следует провести снижение импортного тарифа на сырьевые товары, комплектующие изделия, не производимые в стране и в то же время особо важные для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей виды технологического оборудования, одновременно необходимо провести корректировку импортного тарифа на готовые изделия с учетом импортозамещения в целях в целях загрузки простаивающих отечественных производственных мощностей.

    Необходимо  также шире использовать такие эффективные средства защиты рынка как квотирование и лицензирование, технические, экологические и санитарные нормы и посредством введения антидемпинговых, и компенсационных пошлин.

    В современных условиях реализация стратегии  государственной поддержки отечественных предприятий на внешних рынках должна сопровождаться мероприятиями, направленными на создание благоприятной среды, прежде всего для функционирования наукоемких производств (создание научных и технологических парков, наукоградов, инновационно-маркетинговых центров, бирж интеллектуальной собственности, организация открытых торгов ценными бумагами инновационных предприятий, активизация венчурного финансирования и сертификации продукции отечественных предприятий по международным стандартам).

    Для обеспечения программы переориентации экспорта с сырьевого на высокотехнологичный  государство должно помогать новым, не традиционным экспортерам выходить на мировые рынки, что должно приниматься  во внимание при тендерном отборе на получение финансирования из бюджетных средств. Важным источником поддержки со стороны российского государства должна стать поддержка в сертификации отечественной продукции в зарубежных странах, для чего необходимо создать в ведущих странах мира филиалы российских сертификационных служб.

    Государственная поддержка российских предприятий  может быть эффективной лишь при  наличии благоприятного инвестиционного  климата в стране. Иначе значительная часть финансовых средств будет  вывезена за рубеж. Необходимо снижение налогового бремени, предоставление налоговых отсрочек, упрощение налоговой системы, совершенствование механизма льготного начисления амортизационных отчислений, укрепление правовой защиты интересов инвесторов.

    При этом необходим дискриминационный  подход к мерам по стимулированию иностранных инвестиций. Государственная поддержка, в первую очередь, должна быть направлена на стимулирование прямых иностранных инвестиций в развитие отечественных наукоемких производств. В то же время государство не должно оказывать поддержку портфельным инвестициям иностранных компаний, осуществляющих в основном с целью получения спекулятивной прибыли.

    В настоящее время отсутствие внешнеэкономической  стратегии России существенно осложняет  эффективную интеграцию нашей страны в систему мирохозяйственных связей. При этом цель этой стратегии должна, в первую очередь, заключаться в создании условий для интенсивного использования внешнеэкономических факторов для укрепления конкурентоспособности и обеспечения устойчивых высоких темпов социально-экономического роста нашей страны.

Информация о работе Организация вненеэкономического комплекса рф