Евросоюз и Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 08:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение взаимосвязей и перспектив сотрудничества Казахстана с Европейским Союзом. Исходя из целей работы, были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть историю создания Европейского Союза;
• Изучить факторы повлияющие на развитие внешнеполитической доктрины Казахстана и ориентацию на ЕС;
• Проследить установление и развитие взаимоотношений Республики Казахстан и ЕС;
• Показать перспективы сотрудничества Республики Казахстан и ЕС.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..………........3
1 Европейский союз как идея европейской интеграции…………………...…..5
1.1 История создания ЕС...……………..…………………………………..5
1.2 ЕС и современный мир………………………………………….……...9
2 Вхождение Казахстана в международное сообщество и перспективы сотрудничества с ЕС……………………………………………………………14
2.1 Факторы формирования внешнеполитической доктрины страны…14
2.2 Установление, развитие и перспективы отношений между РК и Е..19
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………..28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.05 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………..………........3

1 Европейский союз как  идея европейской интеграции…………………...…..5

1.1 История создания ЕС...……………..…………………………………..5

1.2 ЕС и современный мир………………………………………….……...9

2 Вхождение Казахстана  в международное сообщество и  перспективы сотрудничества с ЕС……………………………………………………………14

2.1 Факторы формирования  внешнеполитической доктрины страны…14

2.2 Установление, развитие  и перспективы отношений между РК и Е..19

Заключение………………………………………………………………………27

Список использованных источников…………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Переживаемый в настоящее время этап развития мирового хозяйства вновь актуализировал вопрос об экономической интеграции. В последние годы активизировался процесс формирования интеграционных группировок, в том числе и таких, которые включают в себя страны, находящиеся на различных стадиях социально-экономического развития Примеры таких процессов можно наблюдать сейчас в бассейне Тихого океана, Юго-Восточной Азии, Северной Америке и других регионах. Однако наиболее известной организацией, преследующей цели, прежде всего экономической интеграции, безусловно, является Европейский Союз (ЕС).

 После приобретения независимости Республики Казахстан внешнеполитическая деятельность руководства, была сориентирована на создание благоприятных условий для достойного вступления его в качестве нового суверенного государства в мировое сообщество и определение своего места в нем. Определяющим фактором формирования внешнеполитической доктрины Республики Казахстан стал геополитический фактор: территория и народонаселение Казахстана, отсутствие выхода к открытым морям, соседство с Россией, Китаем, исламским миром, расположение в центре Евразии. Что может позволить Казахстану при соответствующих условиях играть роль связующего звена между западом и востоком евразийского континента. В этой связи особый интерес представляет изучение вопросов интеграционного сближения Казахстана и ЕС, взаимоотношения Республики Казахстан с Европейским Союзом, или конкретнее, какое место Европейский Союз занимает во внешней политике Республики Казахстан.

Целью курсовой работы является изучение взаимосвязей и перспектив сотрудничества Казахстана с Европейским Союзом. Исходя из целей работы, были поставлены следующие задачи:

• Рассмотреть историю создания  Европейского Союза;

• Изучить факторы повлияющие на развитие внешнеполитической доктрины Казахстана и ориентацию на ЕС;

• Проследить установление и развитие взаимоотношений Республики Казахстан и ЕС;

• Показать перспективы сотрудничества Республики Казахстан и ЕС.

При написании курсовой работы использовалась разнообразная литература. В качестве основных источников статистического и фактического материала, использовались издания международных организаций, законодательные документы, коллективные монографии, журналы: «Мировая экономика и международные отношения», «Мировая экономика», «Вестник КазГУ», газеты: «Казахстанская правда». Например, в книге Ибрашева Ж., Енсебаева Э. Европейский Союз во внешней политике Казахстана, описывается процесс установления дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Европейским Союзом, дается анализ Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между этими сторонами и осуществлению положений этого Соглашения. В статьях Мухамеджановой Д.Ш. «Казахстан и международные интеграционные процессы» и Губайдулиной М. Ш «Приоритеты и перспективы сотрудничества Европейского союза и Казахстана» анализируется установление развитие и перспективы отношений Казахстана и ЕС.

 Объектом исследования работы является развитие отношений Казахстана с Европейским Союзом, формирование между ними интеграционных взаимосвязей и перспектив сотрудничества.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1991 года по настоящее времени. Периодизация работы связана с основными этапами развития интеграционных связей Казахстана и ЕС.

Научная новизна исследования заключается в том, что, несмотря на наличие ряда публикаций, в отечественной экономической литературе вопрос отношений экономической интеграции Казахстана и ЕС освещен недостаточно. Особенно это касается событий и тенденций, имевших место в последние 3-4 года.

Методологическая основа работы. При написании первой части работы «Европейский союз как идея европейской интеграции» мы руководствовались методами исторического и логического единства рассматривая историю ЕС и его места в современном меняющимся мире, а также методом историзма. Нами использовались также общенаучные принципы системности и логической последовательности, объективности при изучении второй части работы внешнеполитической доктрины страны и установления развития и перспектив отношений между РК и ЕС.

Практическое значение работы состоит в том, что она может использоваться при изучении курса «Новейшая история Казахстана», для написания рефератов, контрольных, дипломных работ, а так же при подготовки семинарских занятий.

Структура курсовой работы обусловлена целями и характером исследования для оптимального изложения полученных результатов и включает в себя введение, 2 главы, заключение и список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Европейский  союз как идея европейской  интеграции

1.1 Краткая история  ЕС

Европейский Союз - это практическое воплощение в жизнь идеи европейской интеграции. Идея европейской интеграции имеет длительную историю. С древних времен Европа предпринимала попытки объединиться и создать нечто единое целое. В античную эпоху такую попытку предпринял Юлий Цезарь и неудачно. В средние века попытался объединить европейский континент Карл Великий. Ничего не вышло. В новое время решил испытать удачу Наполеон. Но потерпел полный провал. В двадцатом веке А.Гитлер ставил перед собой цель  не только завоевание всей Европы, но и установление мирового порядка. Попытка закончилась полным крахом[1]

Провал всех прежних попыток объединения Европы объясняется лишь одним, а именно: все попытки объединения основывались на насилии, т.е. на завоеваниях. А такой путь всегда ведет к неудаче.

Именно после второй мировой войны идея европейской интеграции стала все более актуальной. Об этом можно судить по речи У.Черчилля, в которой он призвал к объединению Европы, правда, с определенной целью, а именно: не допустить распространения коммунизма.

 В истории создания  Европейского Союза можно выделить  несколько этапов:

    • 9 мая 1950 г. принятие Декларации Шумана;
    • Апрель 1951 г. подписание Парижского договора;
    • 25 марта 1957 г. подписание Римского договора;
    • 7 февраля 1992 г. подписание Маастрихтского договора;
    • Октябрь 1997 г. подписание Амстердамского договора;
    • Декабрь 2000 г. саммит стран ЕС в Нитце(Франция ).

Документом принципиального значения в истории европейской интеграции стала Декларация Шумана (9 мая 1950 г.). В ней, по сути дела, нашло отражение согласованное предложение Франции и Германии о создании Европейского объединения угля и стали. «Европу не удастся восстановить одним махом, путем простого приближения стран друг к другу[2], – говорилось в Декларации; – это произойдет посредством конкретных действий, призванных вначале обеспечить солидарность на деле... В этих целях французское правительство предлагает подчинить всю совокупность франко-германского сталелитейного и угледобывающего производства Общему наблюдательному органу в рамках организации, доступ в которую будет открыт для других европейских стран». [2]

ЕОУС (Европейское объединение угля и стали), инициатива создания которого исходила от Франции и Германии, создавалось как открытая организация, к вступлению в которую приглашались и другие страны, кроме стран-учредителей. Поэтому на конференции, посвященной учреждению ЕОУС, присутствовали представители ряда других стран – Италии и стран Бенилюкса: Бельгии, Нидерланды и Люксембурга. Договор о ЕОУС был подписан участниками конференции 18 апреля 1951 г. как финальный акт. В итоге ЕОУС стало организацией «шестерки» – Франции, Германии, Италии, Бельгии, Люксембурга, Голландии. По месту заключения договора он нередко называется Парижским договором. Договор о ЕОУС вступил в силу 23 июля 1952 г. после его ратификации всеми участниками.

«Европейское здание»[3], говорилось в Договоре, может опираться лишь на практические достижения, формирующие прежде всего реальную солидарность и создание общей основы экономического развития. Вместе с тем Договор составлен в достаточно осторожных выражениях. В нем нет заявлений о том, что создание ЕОУС надо рассматривать в контексте формирования федеративной Европы, о чем много говорилось в связи с Декларацией Шумана. Федералистские устремления не получили поддержки на конференции в Париже. Страны, подписавшие Договор, ограничились подтверждением своей решимости «создать посредством учреждения экономического сообщества основу для более широкого и глубокого объединения народов, долгое время разделявшихся кровавыми конфликтами; заложить основу для институтов, которые укажут направление к ставшей отныне общей для них судьбе»[3]

Договор имел цель обеспечить свободное передвижение товаров, капитала, услуг и лиц в рамках границ шести стран, подписавших этот договор. Он устанавливал руководящие институты Европейского объединения угля и стали, а именно высший орган, то есть имеется в виду Совещание глав государств и правительств стран, подписавших договор о создании ЕОУС, затем Европарламент, Совет министров, Комиссию и Суд, а также некоторые Советы[4, с. 56], как, например, Экономический и социальный совет.

Европейское объединение угля и стали начало свою деятельность в г. Люксембурге 10 августа 1952 г. Признанием заслуг Ж. Монне было его избрание на пост председателя Высшего руководящего органа ЕОУС.

Каковы же характерные черты Договора о ЕОУС? Что нового он внес в практику межгосударственного союза? Для ответа на эти вопросы целесообразно обратиться к тексту Договора.

Как сказано в статье 1 Договора, в основу объединения стран положены три принципа: общий рынок, общие цели и общие институты. В следующей статье установлено, что Объединение будет последовательно создавать условия, которые сами по себе обеспечат наиболее рациональное распределение продукции при возможно более высоком уровне производительности, сохранять постоянную занятость и заботиться о том, чтобы не вызывать существенных и долговременных нарушений в экономике государств-членов.

Если попытаться выделить самое главное в Договоре о ЕОУС, то следует назвать формирование общего рынка. Конечно, нужно иметь в виду, что Договор был ограничен двумя отраслями промышленности – угольной и сталелитейной; нельзя забывать и то, что он действовал первоначально на территории только шести стран. Но даже в этих условиях общий рынок представлял собой реально функционирующую структуру. Договор предусматривал, что Объединение обеспечит: упорядоченное снабжение общего рынка; равный доступ к источникам производства всех потребителей, находящихся в сравнимом положении в общем рынке; установление максимально низких цен; поддержание условий, которые будут стимулировать предприятия к наращиванию и улучшению их производственного потенциала[3].

Несовместимыми с общим рынком и, соответственно, подлежащими отмене и запрещению в рамках ЕОУС признавались импортные и экспортные пошлины или сборы, имеющие эквивалентный эффект, а также количественные ограничения на движение товаров[3]. Это, по существу, означало создание в соответствующих пределах зоны свободной торговли. Договор предписал государствам прекратить субсидии или помощь, предоставляемые своим производителям, и отказаться от ограничительной практики, ведущей к разделу или эксплуатации рынков (ст. 4)[3].

Договор предусматривал устранение всех ограничений по национальному признаку в вопросах занятости в угольной и сталелитейной промышленности для работников, являющихся гражданами государств-членов и имеющих признанную квалификацию. Должны были учитываться только требования охраны здоровья и публичного порядка (ст. 69)[3]. Государства-члены зафиксировали в Договоре свое стремление к урегулированию всех вопросов, которые еще следует решить для того, чтобы системы социального обеспечения не препятствовали мобильности труда.

Существенно и то, что ЕОУС строилось на принципах свободы и равенства условий конкуренции. Договор запретил все соглашения между предприятиями, решения объединений предприятий, а также согласованные действия (картельная практика), направленные на то, чтобы прямо или косвенно помешать нормальной конкуренции в общем рынке, ограничить или расстроить ее. Это особенно касалось: а) установления или определения цен; б) ограничения или контроля за производством, техническим прогрессом или инвестированием; в) раздела рынков, видов продукции, потребителей или источников снабжения (ст. 65)[3]. Исключения из общего правила допускались только с разрешения руководства ЕОУС. Разрешения на заключение соглашений о специализации, о совместной покупке или совместной продаже, касающихся отдельных видов продукции, могли даваться только тогда, когда имелись в виду существенные улучшения в производстве или распределении продукции. Не должны были нарушаться общие требования здоровой и эффективной конкуренции.

В Договоре подчеркивалось, что Объединение выполняет свои задачи в строгом соответствии со статьями Договора, с ограниченной степенью вмешательства в суверенные полномочия государств (ст. 5)[3]. Создатели ЕОУС как бы заранее отвечали на возможные упреки со стороны ревнителей государственного суверенитета в его традиционном восприятии. Вместе с тем были обозначены рычаги регулирования, которыми располагает Объединение. Они разнообразны, но общей чертой, пожалуй, можно считать идею непрямого, косвенного регулирования. При этом положения Договора, определяющие функции ЕОУС, сопровождались нередко оговорками ограничительного характера. Даже предоставление ЕОУС права обеспечивать общее руководство было соединено в одном предложении с указанием на то, что Объединение оказывает помощь заинтересованным сторонам путем получения информации, организации консультаций и разработки общих целей. Отдельно говорилось о том, что ЕОУС предоставляет финансовые ресурсы в распоряжение предприятий для инвестирования и частично несет расходы по реадаптации рабочей силы. Утверждая за Объединением право предпринимать антикартельные меры, Договор тут же заявлял, что они возможны «лишь в том случае, если того потребуют обстоятельства» (ст. 5)[3]. Объединение было обязано делать достоянием гласности причины своих действий. Особо отмечалось, что институты ЕОУС должны осуществлять свою деятельность при минимальном использовании административного механизма и в тесном сотрудничестве с заинтересованными сторонами.

Информация о работе Евросоюз и Казахстан