Евросоюз и Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 08:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение взаимосвязей и перспектив сотрудничества Казахстана с Европейским Союзом. Исходя из целей работы, были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть историю создания Европейского Союза;
• Изучить факторы повлияющие на развитие внешнеполитической доктрины Казахстана и ориентацию на ЕС;
• Проследить установление и развитие взаимоотношений Республики Казахстан и ЕС;
• Показать перспективы сотрудничества Республики Казахстан и ЕС.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..………........3
1 Европейский союз как идея европейской интеграции…………………...…..5
1.1 История создания ЕС...……………..…………………………………..5
1.2 ЕС и современный мир………………………………………….……...9
2 Вхождение Казахстана в международное сообщество и перспективы сотрудничества с ЕС……………………………………………………………14
2.1 Факторы формирования внешнеполитической доктрины страны…14
2.2 Установление, развитие и перспективы отношений между РК и Е..19
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………..28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.05 Кб (Скачать)

Договор устанавливал, что ЕОУС является юридическим лицом[3]. В международных отношениях оно было наделено правоспособностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения поставленных целей. В каждом из государств-членов Объединение получило наибольшую правоспособность, предоставляемую юридическим лицам в этом государстве. В частности, ЕОУС стало выступать стороной в суде, приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество.

ЕОУС придавалась значительная финансовая база. Средства, необходимые для выполнения Объединением своих задач, поступали двумя основными путями. Во-первых, они шли от обложения сборами угля, стали и их производных. Во-вторых, ЕОУС стало получать займы. При этом оговаривалось, что заемные средства можно использовать только на предоставление займов[3].

Учредители ЕОУС обратили особое внимание на необходимость соблюдения государственного суверенитета, то есть, чтобы решения ЕОУС не затрагивали государственный суверенитет, самый болезненный вопрос в процессе европейской интеграции.

Следует отметить, что Объединение было построено на принципах полной добровольности стран, подписавших договор, учреждающий Европейское объединение угля и стали. Объединение начало функционировать несколько позже, но уже в 1955-1956 гг. Объединение показало свою эффективность, и уже в середине 50-х гг. появилась новая идея, а именно: нельзя ли распространить принципы Европейского объединения угля и стали на всю экономику шести стран, входящих в ЕОУС[4, c 96]. И вот в начале 1957 г. главы государств и правительств шести указанных стран, а именно Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, договорились встретиться в городе Риме и подписать договор, который получил название Римский договор. Этот акт состоялся 25 марта 1957 г.

Римский договор охватывает все сферы, все области экономики шести стран, а именно чисто экономическую область, валютную область, торговую область, социальную жизнь, вопросы налогообложения и т.д. Римский договор начал функционировать с 1-го января 1958 г[5]. Надо сказать, что те, кто подписали Римский договор, имели в виду, что эти шесть стран пройдут три этапа в своей деятельности на пути к европейской интеграции, а именно: торговый, экономический и самый последний и самый трудный - политический этап.

Важное место на пути европейской интеграции занимает так называемый Маастрихтский договор, названный по имени небольшой голландской деревушки, где главы государств и правительств пятнадцати государств-членов Европейского экономического сообщества подписали этот договор. Отныне Европейское экономическое сообщество трансформируется в Европейский Союз, это уже новый этап на пути европейской интеграции. Основные положения Парижского и Римского договоров, учреждающих Европейское экономическое сообщество и Евратом, были сохранены, но были внесены некоторые уточнения, некоторые изменения в распределение голосов в Европейском парламенте в зависимости от численности населения стран, входящих в Европейский Союз[4, c. 157]. Затем речь шла об уточнении квалифицированного большинства при принятии основных решений, затрагивающих государственный суверенитет, расширении полномочий Совета министров и т.д.

Маастрихтский договор устанавливал также порядок принятия новых членов в Европейский Союз, выработав документ под названием "Повестка дня 2000 года"[4, c.179]. Таким образом, Маастрихтский договор сделал большой шаг на пути к европейской интеграции.

 Наряду с Маастрихтским  договором важное место на  пути европейской интеграции  и в жизни Европейского Союза  имеет Амстердамский договор, подписанный  главами государств и правительств  стран-членов Европейского сообщества  в октябре 1997 г. Амстердамский договор представляет собой достаточно объемный и сложный документ, в тексте которого содержатся изменения, дополнения и другие поправки учредительных договоров, включая Парижский договор 1951 г. о ЕОУС, Римские договоры 1957 г. о ЕЭС и Евроатоме и Маастрихтский договор 1992 г. о Европейском союзе.

По своей структуре Амстердамский договор относится к числу достаточно сложных документов. Он подразделяется на разделы (секции), главы и статьи. В текст Договора непосредственно включено, а также к нему приложено немало протоколов и деклараций.

Амстердамский договор характерен тем, что он значительно усилил защиту прав и свобод человека. Государства-члены могут теперь быть даже исключены из Союза за серьезные и постоянные нарушения, к которым относятся нарушения основных прав и свобод человека[6, c. 162].

В целом Амстердамский договор в некоторой мере улучшил ситуацию, сложившуюся в сфере общей внешней политики и политики безопасности

Cаммит стран Европейского Союза, прошедший в декабре 2000 г. в Ницце (Франция). На саммите в Ницце были приняты важнейшие документы, которые подводят итог пятидесятилетнего этапа европейской интеграции: Хартия основных прав Европейского Союза - важнейший документ, который должен лечь в основу будущей европейской конституции; решение о создании европейской армии численностью первоначально в шестьдесят тысяч человек; решение о принятии новых членов в Европейский Союз в 2003-2005 гг.; установлена первоочередность приема новых членов, предоставления им определенного количества голосов в зависимости от численности населения этих стран, желающих вступить в Европейский Союз и договор, определяющий дальнейший путь развития Европейского Союза.[6]

Саммит стран-членов Европейского Союза в Ницце подвел итоги жизни и деятельности ЕС в двадцатом столетии и создал условия для дальнейшего развития Европейского Союза в двадцать первом веке и третьем тысячелетии.

Вывод. Таким образом, в истории образования и развития Европейской интеграции существует несколько этапов, связанных, преимущественно, с подписанием очень важных и основополагающих документов. Таких как: декларация Ж. Моне, Парижский, Римский, Маастрихтский, Амстердамский договоры. За весьма короткий по историческим меркам отрезок времени Евросоюз превратился из небольшой субрегиональной группировки экономического характера в подлинно европейскую интеграционную организацию. Европейский Союз расширяется. Европа интегрируется. В связи с этим острыми становятся вопросы государственного суверенитета, процедуры принятия важнейших решений и будущей политической формы интегрированной Европы.

В настоящее время Европейский Союз в процессе интеграции вступил в новую стадию своего развития, а именно к формированию политического объединения Европы, принятию новых государств Центральной и Восточной Европы, а также прибалтийских стран.

 

 

 

1.2 ЕС в современном  мире

Со второй половины XX - начала XXI в.в. происходят глубокие изменения в мире. Эти изменения характеризуются началом процессов интеграции и глобализации экономики. Интеграционный процесс начинается с региональных масштабов и со временем должен завершиться в мировом масштабе.

Одним из трех мировых моторов интеграции и глобализации является Европейский Союз. И это не случайно. Страны, входящие в Европейский Союз, имеют высокоразвитую промышленность, сельское хозяйство, торговлю и сектор услуг. В странах-членах Европейского Союза проживает 7,2% населения мира[7], имеющих высокий уровень жизни, что свидетельствует о том, что здесь находится богатый потребительский рынок. Вот почему сюда устремляется иностранный капитал, который вместе с национальным капиталом мощно развивает экономику этого региона.

Об этом говорят некоторые статистически данные. В 1990 г. общий бюджет Европейского Союза составлял 48,35 млрд. евро, в 1997 г. эта цифра возросла до 86,41 млрд. евро, в 2006 г. бюджет ЕС составлял уже 105,23 млрд. евро.[7]

Рост реального ВВП ЕС в 2000 г. составил 3,4%, т.е. больше, чем в Японии (1,4%), но меньше чем в США (5,1%). Для сравнения: в 1995 г. рост реального ВВП в странах-членах ЕС составлял 2,4%, тогда как в США — только 2,7%, а в Японии всего 1,5%. По странам-членам ЕС картина роста ВВП в 2000 г. выглядит таким образом: Германия-3,1%, Финляндия-4,8%, Франция- 3,3%, Португалия- 3,0%, Великобритания- 3,1%,  Ирландия- 10,5%, Бельгия- 3,9%,  Голландия- 4,3%,  Люксембург- 7,8%,  Дания- 2,6%, Италия- 2,9%, Испания- 4,1%, Греция-4,1%, Швеция- 4,0%, Австрия- 3,5%[7].

Оптимистично настроенные европейские политики считают нынешнюю ситуацию в ЕС началом завершения кризиса. Еврокомиссия подвергла коррекции прогнозы ожидаемого экономического роста. По прогнозам, в 2014 году средние экономические показатели стран еврозоны вырастут на 1,2%, а в следующем 2015 году — на 1,8%.[7]

Таким образом, по ВВП Европейский Союз находится на 1 месте. Является крупнейшим экспортером в мире и вторым по величине импортером.; по инвестициям в экономику зарубежных стран Европейский Союз занимает 2 место; в среднем по уровню жизни страны-члены ЕС находятся в первых рядах.

Являясь одним из моторов интеграции и глобализации, Европейский Союз выступает на международной арене во многих отношениях как единое целое со сформировавшимся единым рынком, с единой экономико-валютной системой и единой валютой - евро.

Европейский Союз зарегистрирован в Организации Объединенных Наций. А это означает, что он получил дипломатическое признание. В ООН он получил статус наблюдателя и в этом качестве активно участвует в некоторых комитетах ООН. На него распространяются все положения международного права, т.е. он является субъектом и объектом международного права.

ЕС дифференцирует свои отношения с внешним миром, исходя из своего геополитического положения. ЕС сам по себе и все страны, входящие в него, являются членами Всемирной торговой организации (ВТО) и, следовательно, пользуются преференциями, установленными в ВТО. Вообще во внешних связях Европейского Союза лежат принципы особых соглашений о преференциях в торговле.[8, c. 234]

ЕС предоставил большие торговые преференции странам, входящим в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), образовав так называемое свободное экономическое и торговое пространство. Между прочим, многие члены ЕАСТ со временем стали членами Европейского Союза. И на сегодняшний день количество стран входящих составляет 28 (Франция, Германия, Великобритания, Дания, Италия, Ирландия Греция, Австрия, Болгария, Бельгия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Мальта, Нидерланды, Португалия, Польша, Румыния, Люксембург, Швеция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция, Словакия и Словения)[8, c. 420]

На основе Яундских и Ломейских конвенций, подписанных в 60-х-80-х гг. прошлого столетия, ЕС установил особые привилегированные отношения с западными странами, некогда входившими в колониальную систему ряда европейских стран, ныне членов Европейского Союза.[4, с. 287]

Европейский Союз придает большое значение Средиземноморью, предоставляя странам этого региона большие преференции в торговле.

После распада СССР и мировой системы социализма ЕС установил приоритетные отношения со странами Центральной и Восточной Европы, предоставив им статус ассоциированных стран, и оказал им большую экономическую, финансовую и техническую помощь с тем, чтобы эти страны Европы со временем могли вступить в ЕС и стать его полноправными членами. Для этих стран, а именно Болгарии, Чехии, Словении, Румынии, Венгрии и Польши ЕС разработал и принял программу "Фаре". Сюда же следует отнести и прибалтийские страны, в свою очередь, вступившие в ЕС. В разработанной программе "Повестка дня 2000 года" ЕС определил для всех стран Центральной и Восточной Европы и Прибалтики конкретные условия их вступления в Евросоюз[9, c. 77]

На саммите в Ницце в декабре 2000 г. были приняты изменения в структуре ЕС[9, c. 78] с тем, чтобы эти страны могли вступить в Евросоюз. На саммите приняли участие главы государств и правительств стран, желающих вступить в Европейский Союз, которые весьма остались довольными принятыми решениями.

Со странами Азии и Латинской Америки Европейский Союз установил торговые связи, предоставив преференции некоторым видам продукции из этих стран. Такие же связи ЕС установил со странами арабского мира.

При этом Европейский Союз имеет в виду, что каждое государство-член ЕС ведет торговые связи со всеми этими странами на двусторонней основе. 
       Исключительно важное место во внешних связях ЕС занимают такие ведущие страны, как США и Япония. Торговые связи Европейского Союза с США основываются на Декларации от 1990 г.,[9, c. 79] согласно которой стороны создают условия, основанные на принципах наилучшего благоприятствования для товаров двух сторон, а также капитала и услуг.

Тем не менее, правда, эпизодически между ЕС и США возникают так называемые торговые войны. Однако все они находят мирное разрешение. Торговые отношения между ЕС и США характеризуют следующие данные: в 1994 г. импорт из США в ЕС составил 13 % из общего импорта в ЕС, а в 1998 г. - 21%, в то же время экспорт из ЕС в США нисколько не изменился, т.е. в 1994 г. он был на уровне 16%, и в 1998 г. остался на том же уровне[9, c. 80].

Торговые отношения ЕС с Японией осложняются рядом обстоятельств, а именно отсутствием четкой договоренности по некоторым видам продукции, как, например, реализация автомобилей и электроники.

В этом году исполнилось ровно 10 лет с того момента, как ряды Евросоюза пополнили сразу 10 новых государств Восточной Европы. 1 мая 2004 года население и власти Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии встретили как праздник. В 2007-м в ЕС вступили Румыния и Болгария, а совсем недавно, 1 июля 2013 года, - еще и Хорватия.

После распада СССР и образования на этой основе независимых государств ЕС заключил с ними Соглашения о партнерстве и сотрудничестве[9, c. 345]. Таким образом, бывшие союзные Республики, взяв в свои руки государственный суверенитет, стали торговыми партнерами Европейского Союза, среди них и Республика Казахстан.

Вывод. Таким образом, анализируя место Европейского Союза в мировом сообществе и те связи, которые он имеет со многими странами и регионами земного шара, можно сделать определенные выводы.

1. Европейский Союз как  плод европейской интеграции  с достигнутым единым рынком, с укрепившийся экономико-валютной  системой, с единой валютой - евро  и на основании всего этого  начавшимся процессом политического  сообщества может служить прекрасной  моделью для многих стран и  регионов, желающих начать процесс  интеграции.

2. Европейский Союз, установив  разнообразные связи со многими  странами и регионами земного  шара, закладывает прочный фундамент  процесса мировой интеграции  и глобализации.

3. Интегрированная Европа, начав процесс установления политического  сообщества в сфере общей внешней  политики и политики безопасности, в сфере обороны путем создания единой европейской армии, берет вопросы обороны и безопасности в собственные руки и играет видную роль в мировой политике.

Правительство Республики Казахстан приветствует интеграционные процессы, происходящие в Европе.

Развитию двустороннего сотрудничества между Республикой Казахстан и Европейским Союзом отводится особое место. Развитие политических, экономических и культурных отношений Республики с ЕС и со странами Западной Европы является одним из приоритетных направлений во внешней политике Казахстана[10, c. 10].

Информация о работе Евросоюз и Казахстан