Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 08:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение взаимосвязей и перспектив сотрудничества Казахстана с Европейским Союзом. Исходя из целей работы, были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть историю создания Европейского Союза;
• Изучить факторы повлияющие на развитие внешнеполитической доктрины Казахстана и ориентацию на ЕС;
• Проследить установление и развитие взаимоотношений Республики Казахстан и ЕС;
• Показать перспективы сотрудничества Республики Казахстан и ЕС.
Введение……………………………………………………………..………........3
1 Европейский союз как идея европейской интеграции…………………...…..5
1.1 История создания ЕС...……………..…………………………………..5
1.2 ЕС и современный мир………………………………………….……...9
2 Вхождение Казахстана в международное сообщество и перспективы сотрудничества с ЕС……………………………………………………………14
2.1 Факторы формирования внешнеполитической доктрины страны…14
2.2 Установление, развитие и перспективы отношений между РК и Е..19
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………..28
Подписание 25 января 1995 года в Брюсселе Президентом Н. Назарбаевым и председателем Совета ЕС Л. Жюппе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (СПС), вступившего в силу 1 июля 1999 года, заложило основу нашим отношениям, которые в настоящий момент приобретают все более динамичный характер.
2.2 Установление, развитие и перспективы отношений между РК и ЕС
В многовекторной внешней политике Казахстана, Европейский Союз наряду с Россией, Китаем и США остается важнейшим приоритетом. Интересы Казахстана определены ведущей ролью ЕС в мировой экономике и торговле, его успешной интеграционной политикой. Казахстану важна поддержка ЕС для продвижения своих интересов в переговорах по вступлению в ВТО[18].
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве устанавливает между Республикой Казахстан и Европейским Союзом и его государствами-членами стабильные политические отношения, закрепляя расширение связей между РК и ЕС и западным миром в целом. Впечатляет количество и разнообразие событий, предшествующих подписанию СПС между Республикой Казахстан и Европейским Союзом. В частности, в 1991 г. Европейский Союз признал Казахстан независимым государством; 15 апреля 1993 г. было открыто посольство РК в Королевстве Бельгия, а семь государств-членов ЕС и Комиссия Европейского Союза открыли свои посольства в Алматы; Европейская энергетическая хартия (ЕЭХ), подписанная 16-17 декабря 1994 г., явилась первым международным документом, заключенным Республикой Казахстан после обретения независимости; 23 января 1995 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Республикой Казахстан; 5 декабря 1995 г. - Временное соглашение по торговле; и, наконец, 1 июля 1999 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС[18].
К концу 1994 г. сложились все предпосылки и условия - экономические, политические и дипломатические для полноценного сотрудничества Казахстана с Европейским Союзом. Эта необходимость ощущалась обеими сторонами. ЕС уже располагал развернутой стратегией для своей политики в отношении Новых независимых государств на территории бывшего Советского Союза. [15, c. 35].
Таким образом, подписание масштабного
документа, предусматривающего
13 марта 1997 г. СПС было одобрено Европейским парламентом, а в мае 1997 г. - парламентом Казахстана. 1 июля 1999 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом вступило в силу[15, c. 67].
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве касается, в частности, таких вопросов, как политическое сотрудничество; торговля; положения, затрагивающие развитие бизнеса и инвестиций, включая условия труда, создание и деятельность компаний; развитие услуг на пересечении границ; система оплаты и развитие капитала; защита интеллектуальных, промышленных и коммерческих прав; сотрудничество в области законодательства; культурное сотрудничество; сотрудничество в социальной сфере; финансовое сотрудничество; экономическое сотрудничество; институционные, общие и заключительные положения[18].
Данное Соглашение обеспечивает политический и экономический диалог между ЕС и Казахстаном, позволяя обеим сторонам углублять взаимоотношения и быть информированными в достигнутом прогрессе во всех областях. Казахстан и ЕС установили дипломатические отношения 2 февраля 1993г. 1-2 февраля 1993г. Президент Казахстан Нурсултан Назарбаев совершил свой первый официальный визит в Брюссель. В декабре 1993г. в Брюсселе было открыто казахстанское дипломатическое представительство[19, c. 386].
Основными целями Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС являются:
- развитие тесных политических
отношений путем начала
- формирование торговых, инвестиционных и гармоничных экономических отношений;
- создание основы для
взаимовыгодного
- поддержание мероприятий Казахстана, направленных на консолидацию его демократии и завершение перехода к рыночной экономике[16, c. 167].
Таким образом, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом является масштабным документом, предусматривающим основные направления отношений РК и ЕС, и определяющим задачи в области сотрудничества на основе демократических принципов и соблюдения, прав человека.
В Казахстане продолжают действовать европейские программы в области образования и науки - ТЕМПУС и Erasmus Mundus. Программы содействуют мобильности преподавателей и административного состава. В 2009 г. создана новая региональная Научно-образовательная сеть ЦА (CAREN) на основе высокоскоростной интернет связи, обеспечивая доступ университетов и исследовательских центров к современным IT технологиям и поддержке дистанционного сотрудничества в режиме онлайн[20].
Не менее важны для Казахстана две региональные Программы по Охране Окружающей среды, сосредоточенные на вопросах водных ресурсов. Они рассчитаны, соответственно, на 2009-2012 и на 2010-2013 гг.
Широко известная программа ТАСИС (1991-2006) была в 2007 г . заменена Инструментом Развития Сотрудничества (DCI) с целью содействия реализации проектов по укреплению демократии. Для Казахстана предложено несколько тематических программ DCI. Среди них Программа «Инвестирование в людей», реализуется по шести основным направлениям деятельности: здоровье, знания и навыки, культура, занятость и социальная сплоченность, гендерное равенство, молодежь и дети. Программа «Окружающая среда и устойчивое природопользование, включая энергетику» дополняет существующие проекты, отличается гибкостью относительно партнерских связей. Программа «Негосударственные субъекты и местные органы власти» предусматривает три направления: деятельность в развивающихся странах и регионах, повышение осведомленности и образования в Европе по вопросам развития, а также меры содействия координации между сетями гражданского общества и местных властей. Программа «Миграция и убежища» направлена на улучшение управления всеми аспектами миграционных потоков ЦА[20].
Наряду с DCI имеется еще ряд инструментов сотрудничества, применяемых в регионе и в Казахстане : Европейский инструмент в области демократии и прав человека (ЕИДПЧ); Инструмент в области ядерной безопасности; Инструмент стабильности (IFS) в качестве антикризисных мероприятий и для устранения конкретных глобальных и межрегиональных угроз, имеющих дестабилизирующий эффект[20].
Правовой основой отношений между Казахстаном и ЕС является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) 1999 г.В связи с необходимостью актуализации базового Соглашения между Казахстаном и ЕС с целью закрепления в нем следующего, более продвинутого этапа во всех областях сотрудничества, Стороны договорились заключить новое базовое соглашение второго поколения. В июне 2011 года в Брюсселе был дан официальный старт переговорам по новому Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве РК-ЕС. В период с июня 2011 г. по июль 2014 г. состоялось 7 официальных раундов переговоров по тексту нового Соглашения[21].
Достигнуты высокие темпы развития торгово-экономических связей. ЕС является основным торговым и инвестиционным партнером Казахстана, опережая Россию и Китай. На долю ЕС приходится более половины казахстанского внешнеторгового оборота и 49% привлеченного иностранного капитала в экономике Казахстана. Внешнеторговый оборот Казахстана со странами ЕС в 2013 году составил 53,4 млрд. долл. США, в январе-июне 2014 г. – 28,4 млрд. долл. США. (импорт- 4,1 млрд. долл. США, экспорт – 24,3 млрд. долл. США)[21].
За период с начала независимости по I квартал 2014 года приток прямых инвестиций из стран ЕС в экономику Казахстана составил порядка 92,7 млрд. долл. (из 189,7 млрд. долл. всего привлеченных)[21]. Основные инвесторы: Нидерланды, Великобритания, Италия и Франция.
За годы независимости Казахстан утвердился в качестве надежного и ответственного энергетического партнера ЕС. Казахстан является третьим крупнейшим поставщиком энергоносителей в Европу из стран – не членов ОПЕК, после России и Норвегии. В ряде государств Европы доля поставок казахстанской нефти достаточно высока. Так, в Австрии она составляет 25%, Румынии – 30%. Казахстан является четвертым по объемам поставщиком энергоресурсов в Германию. Казахстан заинтересован в дальнейшем укреплении стратегического энергодиалога с ЕС, правовой основой которого являются Меморандум о взаимопонимании в сфере энергетики и Соглашение о сотрудничестве по использованию ядерной энергии в мирных целях[21].
Учитывая рост взаимных поездок граждан Казахстана и Европейского Союза в условиях интенсификации взаимоотношений Астаны с европейскими странами, Казахстан сотрудничает с ЕС в области упрощения визового режима РК-ЕС. В этой связи прорабатывается вопрос о заключении соглашений об освобождении владельцев дипломатических и служебных паспортов от визовых требований, а также упрощение процедуры выдачи виз для определенных категорий граждан РК и ЕС[21]. Проводятся регулярные консультации сторон. Кроме того, озвучивается интерес Казахстана в запуске Диалога с Европейской Комиссией по принятию плана действий по облегчению визового режима с ЕС.
Новым форматом сотрудничества являются отраслевые диалоги, предполагающие детальные консультации по интересующим стороны темам (энергетика, транспорт, безопасность, миграция, диалог по правам человека и др.).
Раз в год проводятся заседания Комитета парламентского сотрудничества (Европейский парламент – Парламент РК). В ноябре 2013 г. в Брюсселе состоялось 12-ое заседание Комитета парламентского сотрудничества Казахстан-ЕС.
Ключевую роль в институциональной системе взаимодействия РК-ЕС играют ежегодные заседания Совета сотрудничества. Для имплементации решений Совета действуют Комитет сотрудничества и два профильных Подкомитета сотрудничества: по торговле, инвестициям, транспорту и энергетике; по правосудию и правопорядку[20].
Состоявшийся в июне 2013 года официальный визит Председателя Еврокомиссии Ж.М.Баррозу в РК способствовал расширению и углублению нашего партнерства, а также еще раз подтвердил взаимную заинтересованность в развитии многоуровневых связей между Астаной и Брюсселем[21].
В рамках практической реализации достигнутых договоренностей, в 2014-2015 гг. ожидается интенсивный политический диалог РК-ЕС.
Торговые отношения ЕС и Казахстана развиваются динамично. Казахстан осуществляет торгово-экономическое сотрудничество со всеми государствами и территориями Европы.
За последнее десятилетие Европейский союз (ЕС) и Казахстан стали важными партнерами.
Характер торговых отношений с европейскими государствами определяется, с одной стороны, зависимостью Европы от внешних энергетических ресурсов, с другой не развитостью казахстанского рынка промышленных товаров. Основными европейскими торговыми партнерами Казахстана являются Италия, Франция, Нидерланды, Германия, Австрия, и Великобритания. На их долю приходится 75,5% объема товарооборота РК и ЕС[20].
Крупнейшим европейским покупателем Казахстана является Италия, на которую приходится 30% экспорта Казахстана в страны ЕС.
Как отметил в ходе визита в Астану в июне 2013 года глава Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу, Европа ищет в Центральной Азии политически надежного партнера. Казахстан добился экономического прогресса и считается более стабильным государством.
Перспективы развития взаимоотношений Казахстана и ЕС во многом связаны в заинтересованности как одной так и другой стороны.
Казахстан заинтересован в сотрудничестве с европейскими государствами:
- во-первых, по политическим, социальным, экономическим параметрам. Особое значение имеет то обстоятельство, что сегодня без участия европейских институтов мировым сообществом не принимается ни одно решение. Основная идея казахстанской программы «Путь в Европу» (2009- 2011гг.) заключена в стремлении Казахстана к стратегическому партнерству с ведущими европейскими странами в политической и гуманитарной областях;
- во-вторых, принципиально значимым для республики является тот факт, что Казахстан впервые выступил с политической инициативой, в которой прозвучало слово «Европа», что говорит о том, что здесь не столько подразумевается желание приблизиться к Европейскому Союзу, столько звучит стремление сблизиться с международными стандартами, которые применяются в Европе[16, c. 141].
Особенностью современного этапа отношений Казахстана и ЕС является, готовность обеих сторон к пересмотру имеющихся стратегий сотрудничества с учетом сложившихся трансконтинентальных реалий.
Новые европейские инициативы в рамках Стратегии для стран ЦАР связываются рядом европейских экспертов с необходимостью принятия ее новой редакции с более четким перечнем реальных задач ЕС в ЦАР, направленных на:
- укрепление всестороннего сотрудничества с Казахстаном как ключевой страной региона, ставящей перед собой задачи укрепления связей с ЕС и приобретающей новое качество в свете успешного представительства в ОБСЕ;
- обеспечение европейской энергетической безопасности, диверсификацию энергетических поставок в условиях существующей опасности потери ведущих позиций ЕС на региональном рынке и согласование в связи с этим европейской энергетической политики с энергетической политикой стран региона;
- реализация новой концепции регионального сотрудничества со странами ЦАР в строну развития отношений со странами соседями, находящимися за пределами региона Восточная Европа, Россия, Китай, Южная Азия[16, c.141].
В свою очередь, казахстанская
сторона заинтересована в
Казахстан и ЕС готовы к новому этапу развития отношений как экономических, социальных так и политических. Наша страна имеет четкую позицию по вопросам перспектив сотрудничества со странами Евросоюза, который остается ключевым партнером.
РК и ЕС взаимно заинтересованы в укреплении партнерства и готовы к перелому и корректировке экономических стратегий сотрудничества. Общие стратегические интересы РК и ЕС в Евразии связаны с двумя континентальными проектами, в реализации которых в той или иной мере заинтересованы обе стороны: единый Евразийский континентальный проект и проект единого интегрированного пространства в Центральной Азии[21].