Евросоюз и Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 08:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение взаимосвязей и перспектив сотрудничества Казахстана с Европейским Союзом. Исходя из целей работы, были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть историю создания Европейского Союза;
• Изучить факторы повлияющие на развитие внешнеполитической доктрины Казахстана и ориентацию на ЕС;
• Проследить установление и развитие взаимоотношений Республики Казахстан и ЕС;
• Показать перспективы сотрудничества Республики Казахстан и ЕС.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..………........3
1 Европейский союз как идея европейской интеграции…………………...…..5
1.1 История создания ЕС...……………..…………………………………..5
1.2 ЕС и современный мир………………………………………….……...9
2 Вхождение Казахстана в международное сообщество и перспективы сотрудничества с ЕС……………………………………………………………14
2.1 Факторы формирования внешнеполитической доктрины страны…14
2.2 Установление, развитие и перспективы отношений между РК и Е..19
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………..28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.05 Кб (Скачать)

Европейский Союз - это практическое воплощение в жизнь идей экономической, политической и культурной интеграции. Пример европейской интеграции, бесспорно, может служить моделью региональной интеграции для всей Центральной Азии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Вхождение Казахстана  в международное сообщество и  перспективы сотрудничества с ЕС

2.1 Факторы формирования внешнеполитической доктрины страны

Как сказал Президент РК Н.Назарбаев в историческом документе «Казахстан- 2030»: «...безусловный приоритет в работе по обеспечению национальной безопасности принадлежит нашей внешнеполитической деятельности и формированию плотной ткани взаимовыгодных отношений Казахстана с нашими соседями и ведущими странами мира»[11] внешнеполитическая сфера является приоритетной в государственной системе РК. Внешнеполитическая доктрина Казахстана с самого начала была нацелена на создание благоприятного окружения для внутреннего развития, на нужды экономики в плане обеспечения инвестиционными ресурсами. В РК внешнеполитическая сфера не только состоялась как отдельный сектор государственной жизни, но и является основным фактором усиления Казахстана как региональной державы.

Изначально, ввиду специфики процесса существования Казахстана в рамках советского государства, а также особенностей процесса распада СССР, в том числе и существенной неопределенности, как общемировой ситуации, так и на постсоветском пространстве, казахстанская внешняя политика была ориентирована в первую очередь на создание благоприятных условий для существования в новом независимом состоянии.

Определяющим фактором формирования внешнеполитической доктрины Казахстана явился фактор геополитики. Это обосновывалось особенностями территории (огромные малозаселенные пространства) и народонаселения (превалирование некоренных этносов), отсутствие выхода к открытым морям и международным транспортно-коммуникационным магистралям вкупе с неразвитостью собственной инфраструктуры, соседство с Россией, Китаем, Ираном, Турцией и исламским миром, которые каждый в отдельности с самого начала стремился навязать свое присутствие в регионе. Кроме того, Казахстан расположен в центре Евразии, регионе, где переплетено множество стратегических интересов и проблем современного мира[10, c. 23].

Нельзя было не учитывать и новую расстановку сил в мире, вызванную, во-первых, крушением системы социализма и развалом СССР. С одной стороны, 47 сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (1992 г.) наглядно продемонстрировала, что конфронтация Восток-Запад, определявшая лицо ООН в предшествующий период, ушла в прошлое. Но, с другой стороны, на этой сессии отчетливо проявились тревожные признаки того, что на смену бывшему противостоянию между Западом и Востоком приходит другое- между Севером и Югом, между развитыми и развивающимися странами[12, c. 67]

Поэтому главной цели- определению места и роли в мировом сообществе с учетом изменившихся геополитических реалий- было подчинено решение стратегических и тактических задач внешней политики Республики Казахстан:

-  формирование концепции  национальной безопасности;

-  разработка внешнеполитической  доктрины;

-  поиск союзников (в  сфере международной, военной, оборонной  политики, в решении проблем национальной  и региональной безопасности), а  также торгово-экономических партнеров.

2 декабря 1991 года на пресс-конференции  по итогам президентских выборов  Н. Назарбаев впервые очертил  контуры казахстанской внешней  политики, определив ее многовекторный  характер и отметив, что Казахстан, имеющий срединное положение, должен  стать мостом между Европой  и Азией. На вопрос об ориентации  Казахстана на Восток или на  Запад Н.А.Назарбаев заявил об  открытости Казахстана и подчеркнул, что республика хотела бы иметь  всесторонние (прежде всего) экономические  и политические связи со всеми  государствами мира. Казахстан не  будет замыкаться только на  азиатском континенте. “У страны  должен быть разумный баланс  между Европой и Азией. Хотя, безусловно, казахский народ имеет глубокие  совместные корни с тюркскими народами”[13, c. 85].

Как известно, 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще президенты России, Украины и Беларуси Б.Ельцин, Л.Кравчук и С.Шушкевич заявили о прекращении существования Союза ССР, провозгласив создание Содружества Независимых Государств. На следующий день Президент Казахстана Н.Назарбаев (5 декабря 1991 года Центральная Избирательная Комиссия по выборам Президента Казахской ССР на основании итогов голосования признала Н.Назарбаева избранным Президентом Казахской ССР) на пресс-конференции в Москве заявил, что ничего не имеет против такого содружества. Но при этом подчеркнул крайнюю опасность создания политических образований по этническому или конфессиональному признакам. При этом казахстанский Президент обратил внимание на обеспокоенность мирового сообщества относительно возможной ядерной угрозы с территории новых независимых государств и заявил о необходимости политического союза постсоветских республик, располагающих ядерным оружием[13. c. 59].

Одновременно Н.Назарбаев призвал придерживаться цивилизованных форм преобразования бывшего Союза ССР и заявил о необходимости скорейшего вступления новых независимых государств в ООН.

На инаугурации по случаю вступления в должность Президента Республики Казахстан 10 декабря 1991 года Президент Н.Назарбаев развил свое видение внешней политики суверенного Казахстана. Граждане республики на президентских выборах, отметил Н. Назарбаев, проголосовали за свободное суверенное демократическое государство. Но, подчеркнул далее Президент, “… Казахстан не собирается стать замкнутой системой. Самой судьбой стране предназначено быть своеобразным мостом между Азией и Европой, между великими культурами Запада и Востока”[12. c. 123].

Казахстан в качестве самостоятельного, полноценного и полноправного субъекта международных отношений столкнулся с абсолютно новыми для себя проблемами, в первую очередь необходимостью проведения собственной внешней политики, создания внешнеполитической концепции и концепции обороны, формирования системы национальной безопасности, выработки стратегии внешнеэкономической деятельности и т.д.

Учитывая геополитическое положение, этносоциальный состав населения, уровень развития экономики, военного строительства, было признано, что доминирующими в обеспечении безопасности Казахстана являются не военные средства, а политические, и, прежде всего, разумная, взвешенная дипломатия[12, c. 234]. При этом необходимо было иметь в виду, что страна не имеет прямого выхода к открытому морю и удалена от основных торговых путей, что отрицательно сказывается на развитии внешнеэкономических связей.

Президент Н.А.Назарбаев ситуацию первых дней независимости охарактеризовал следующим образом: “История так распорядилась, что Казахстан в период распада биполярного мира оказался в эпицентре мировой политики. На месте сверхдержавы появились новые государства, и в их ряду особое внимание уделялось именно нашей стране. По капризу судьбы это внимание было связано в первую очередь с тем, что именно здесь оказалась немалая доля ядерного потенциала бывшего СССР. Незнание наших реалий поначалу вызвало формирование негативного образа Казахстана как исламского государства, обладающего ядерным оружием и угрожающего всему мировому сообществу. Этот негативный образ действовал и мешал не только нам, но и нашим будущим партнерам”[14, c. 305].

С учетом вышеизложенного, на первом этапе внешней политики Республики Казахстан основными направлениями были следующие:

-  сохранение общего  экономического и культурно гуманитарного  пространства в рамках СНГ;

-  вхождение через ООН, ОБСЕ и другие международные  организации в современные международные  отношения и процессы, приобщение  к достижениям мировой цивилизации  в политической, экономической, социальной, гуманитарной, научной, образовательной  областях, с другой стороны, подключение  мирового сообщества к проблемам  переходного этапа казахстанского  общества от административно-плановых  к свободным, рыночным отношениям  и оказание необходимой помощи и поддержки[13, c. 238];

-  в связи с отказом  от ядерного статуса приобретение  от ядерных держав -США, России, Великобритании, Китая -гарантии безопасности Казахстана, суверенитета, независимости, территориальной целостности, нерушимости границ[13,c. 238];

-  вступление в основные  международные организации - Международный  Валютный Фонд, Всемирный Банк, Европейский  банк реконструкции и развития - в целях привлечения финансовых  средств для реформирования отечественной экономики[13, c. 238];

-  сотрудничество на двусторонней основе[13, c 239]. При этом первостепенное значение уделялось установлению и развитию сотрудничества с соседними странами -Россией, Китаем, Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Таджикистаном.

Важным аспектом внешней политики Республики Казахстан стало сотрудничество с ООН, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организацией Североатлантического Союза (НАТО).

5 марта 1992 года Казахстан  был принят в ООН. А уже на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи  ООН главой казахстанского государства  была выдвинута инициатива созыва  Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии[14, c. 123].

Казахстан стал участником ОБСЕ в 1992 году[13, c. 234] и таким образом подключился к развитой инфраструктуре безопасности и мер доверия, основанных на общей системе ценностей, зафиксированных в документах этой организации, объединяющей 55 государств на пространстве от Ванкувера до Владивостока.

В 1992 году наша страна вступила в Совет Североатлантического сотрудничества (с 1997 года- Совет Евроатлантического партнерства)- специального органа, созданного для налаживания сотрудничества с новыми независимыми государствами Восточной Европы и бывшего СССР. В 1994 году Казахстан стал членом программы “Партнерство во имя мира”, созданной для формирования новых отношений в области безопасности между НАТО и его партнерами[13, c. 235].

Важным направлением казахстанской внешней политики явилось установление сотрудничества с международными культурно-гуманитарными организациями, в первую очередь подразделениями ООН — ЮНИСЕФ (Фонд помощи детям), ПРООН (Программа развития), ЮНФПА (Фонд по вопросам народонаселения), ЮНЕСКО (организация по вопросам образования, науки и культуры), ЮНДКП (программа по контролю над наркотическими средствами), УВКБ (управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев).

Приоритетное место во внешней политике Казахстана занимало и занимает развитие двусторонних отношений с соседними государствами — Россией, Китаем, центральноазиатскими государствами, а также со странами — членами СНГ.

Таким образом, казахстанским дипломатам за небольшой отрезок времени удалось решить главнейшую задачу — обеспечить безопасность наших границ, территориальную целостность страны, создать атмосферу доверия и дружбы по периметру всех границ Казахстана.

С первых внешнеполитических шагов было ясно, что нельзя замыкаться только в рамках региона. Поэтому руководство страны с самого начала стремилось к развитию отношений со всеми странами мира, в первую очередью США, странами Европейского Союза, Японией и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока.

Нынешнее положение Казахстана предопределяет выбор в пользу многовекторного сотрудничества и партнерства. И одним из таких векторов является европейское направление. Дипломатические отношения между Казахстаном и Европейским Союзом были установлены в 1992 году. Ранее дипломатические отношения с Казахстаном установили государства — члены Европейского Союза, в частности, Великобритания — 19 января 1992 года, Франция — 25 января 1992 года, Италия — 12 июля 1992 года, Австрия — 18 января 1992 года и т.д.[15, c.76] Прежде всего, заинтересованность РК в сотрудничестве с Европейским Союзом обусловлена высокой степенью интеграции в Западной Европе, а также то, что некоторая часть территории РК находится в европейском континенте, и Казахстан интересуется тем, что происходит в Европе.

В 1995 году было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС. В соответствии с этим соглашением между Казахстаном и Европейским Союзом был установлен политический диалог и система консультаций не только по европейским, но и по международным проблемам.

Казахстан является крупнейшим торговым и инвестиционным партнером ЕС в Центральной Азии. Основными потребителями казахстанского экспорта являются Италия (7,9%); Франция (2,2%); Нидерланды (1,4%); Великобритания и Германия (по 1,5%). При этом стоит отметить, что Казахстан рассматривается странами ЕС как страна, поставляющая на Запад энергоносители и полезные ископаемые. В структуре казахстанского экспорта в страны ЕС преобладают нефть и нефтепродукты, неблагородные металлы, сельскохозяйственные, химические и минеральные продукты, текстиль и т.д. Уже в 2004 году товарооборот между РК и ЕС составлял 10,5 млрд дол.[16, c. 136].

Казахстан установил дипломатические отношения с Болгарией (5 марта 1992 года), Венгрией (24 марта 1992 года), Польшей (март 1992 года), Румынией (15 июля 1992 года), Словакией (1 января 1993 года), Словенией (сентябрь 1992 года), Хорватией (октябрь 1992 года), Чехией (22 мая 1992 года)[16, c.146].

Вывод. Подводя итог нужно сказать что, пределяющим фактором формирования внешнеполитической доктрины Казахстана явился фактор геополитики. Это обосновывалось особенностями территории (огромные малозаселенные пространства) и народонаселения (превалирование некоренных этносов), отсутствие выхода к открытым морям и международным транспортно-коммуникационным магистралям вкупе с неразвитостью собственной инфраструктуры, соседство с Россией, Китаем, Ираном, Турцией и исламским миром, которые каждый в отдельности с самого начала стремился навязать свое присутствие в регионе. Кроме того, Казахстан расположен в центре Евразии, регионе, где переплетено множество стратегических интересов и проблем современного мира. Таким образом, в первой половине 90-х годов на основе сформированной руководством страны внешнеполитической доктрины казахстанской дипломатией была решена главная задача — достойное вступление Республики Казахстан в мировое сообщество в качестве нового суверенного государства. Сотрудничеству с Европейским союзом, занимающим лидирующие позиции в мировой политике и экономике, во внешней политике Казахстана отводится особое место. Поддержание отношений нашей республики с ЕС на высоком уровне является приоритетным направлением.

Информация о работе Евросоюз и Казахстан