Казахстан в древности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:18, реферат

Краткое описание

Казахские ученые до последнего времени пользовались для обозначения древнего периода развития человечества понятием “первобытно – общинный строй”, основанном на формационном подходе к истории и выделявшем в качестве основного критерия отсутствие классовых структур в обществе.

Файлы: 1 файл

История Казахстана.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

    Тема  «Казахстан в древности».

Контрольная работа 1.

План

  1. Каменный век на территории Казахстана.

     

    План: I. Палеолит: а) периодизация.

             б) хоз-во, матер и духовная культура.

                    в) антропогинез и соцогинез. г) памятники палеолита

Казахские ученые до последнего времени пользовались для обозначения древнего периода  развития человечества понятием “первобытно  – общинный строй”, основанном на формационном подходе к истории и выделявшем в качестве основного критерия отсутствие классовых структур в обществе.

Историки  современного периода (в частности, Кузембайулы А.) считают, что необходимо отличать периоды человеческой истории  до возникновения письменности и - после. Первый из них ещё в 1851 г. Дэниэлом Уилсоном был обозначен термином “доистория” или “праистория”. Доистория – та часть истории человечества, в которой мы вынуждены прибегать к произвольным обозначениям вследствие отсутствия письменных источников. В доисторический период развитие идет по трем основным линиям: Антропогенез (морфологические развития человека от обезьяноподобных форм к современному типу). Техногинез (развитие техники обработки и применения орудий труда, что привело к привело к прогрессу материальной культуры). Социогинез (развитие человеческого общества от простейших форм (стадо) к сложному общинному коллективу). Эти три линии в совокупности формируют четвертую – развитие духовной культуры человека. Эпоха камня – это период формирования человека, т.е. антропогинез.

Эпоха камня подразделяются учеными на три периода: палеолит, мезолит и неолит. Палеолит (ране-каменный век) начинается 2,6 млн. лет назад (состоит из трех этапов – олдувай, амель, мустьер ) и завершается 10 тыс. лет назад до н.э.

Неолит  (ново-каменный век) датируется 7-5 тыс. лет до н.э.

Переходной  от камня к эпохе бронзы этап называется энеолитом (медно-каменным веком) и совпадает с 4-3 тыс. до н.э. Затем наступает бронзы и раннежелезный век (2-1 тыс. до н.э.)

Б) Хоз-во, материальная и духовная культура. На территории Казахстана не найдено  костных останков гоминид, но есть результаты деятельности – кремневая индустрия. Первыми орудиями древнекаменного человека были универсальные ударно-рубящие ручные рубила, изготовленные из цельных камней. Они были грубой формы и почти не имели следов обработки.

Эти древние орудия относятся к мельской культуре. В более позднее время встречаются рубила более тщательной обработки. Появляется дифференсация орудий, человек стал делать скребки, каменные ножи, остроконечники. Сто тысяч лет назад появилась новая палеолитическая культура обработки камня – мустьерская. На основе прежней, амельской, но орудия более специализировались, улучшалось качество обработки камня.

В период верхнего палеолита продолжают преобладать каменное орудия, но круг их расширился: ножи, наконечники копий, сверла, молотки, резцы. Увеличилось количество орудий из кости – рыболовных крючков, гарпунов иголок с ушками. Охота играет ведущую роль в хозяйстве эпохи палеолита. Фауна Казахстана в это время представлена такими животными как мамонт, шерстистый носорог, бык-тур, мелкий бизон, пещерный медведь и тигро-лев. В горных и степных лугах паслись сайгак, архар, олень-косуля и др. В удобных местах первобытные люди занимались рыбной ловлей. Человек занимался собиранием разнообразной растительной пищи: дикого орешника, ягод, дикой моркови, щавеля, луковиц и клубней некоторых растений.

В) Антропогенез и социогенез. Австралопитек (южная  обезьяна) появился в Африке 4 млн. лет  назад в нескольких видах. Около 2 млн. лет назад от одного из них  появился вид рода – хомо (человек). 

2) С освоением выплавки металла человечество входит в следующий период своего развития, названный археологами эпохой бронзы, так как основным материалом был сплав меди с оловом. Характерные признаки эпохи бронзы, последнего археологического периода доистории развитая металлургия в сочетании с комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством.

На территории Казахстана появляются новые культурные сообщества, продолжающие традиции неолита. Эти локальные группы были во многом схожи, что позволило выделить новую археологическую культуру - андроновскую.

Эта культура получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине  и разделяется на два этапа - ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана название Федоровского, а для Центрального - нуринского периода (XVIII- XVI вв. до н.э.). Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном - атасуского периода (XV-XII вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э., андроновская культура сменяется культурными кочевыми общностями поздней бронзы: срубной - в Западном Казахстане и бегазы-дандыбаевской - в Центральном (XII-VIII вв. до н.э.»

В археологии Казахстана существует неразгаданный  феномен бегазы-дандыбаевской культуры, неразрывно связанный с уникальным природно-географическим регионом Центрального Казахстана (Сары-Арка). Эта обширная мелкосопочная страна площадью около 2 млн. кв. км. несмотря на активные археологические изыскания, до сих пор хранит тайны многих страниц первобытной и средневековой истории. Два фактора определяли интенсивность освоения и достаточно высокий уровень культуры древних племен, населявших Центральный Казахстан - это обширные пастбищные угодья и многочисленные месторождения руд.

В эпоху  бронзы (II тыс. до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой. Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э.(Х-VIII вв. до н.э.), на период поздней бронзы по евразийской периодизации. Археологические комплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую культуру.

Это культура, в облике которой сохраняются  ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются черты следующей археологической эпохи - раннего железного века. В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченно на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине. В могильных ямах рядом с сосудами с богатым геометрическим декором обнаружена грубо сформованная неорнаментированная посуда Предтасмолинского облика. В мавзолее Бегазы обнаружены бронзовые черешковые наконечники стрел, определившие верхнюю дату культуры. Фиксируются новшества и в архитектуре жилищ.

Исследования 30-40х годов XX века подготовили основу для выделения бегазы-дандыбаевской культуры. Первые исследования отнесли ее к локальному варианту карасукской культуры. Сводка накопленного, характеристика культуры приведены в монографии А.Х. Маргулана 1979 года "Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана".

Целью данной работы является выявление динамики процессов, происходящий в различных  отраслях хозяйства населения Казахстана в эпоху бронзового века.

В плане  поставленной цели разрабатывается  ряд задач: выяснить влияние на развитие хозяйства андроновцев климатических изменений, анализ изменений в технологии, выявление региональных особенностей в развитии хозяйства, степень преемственности и новационности элементов хозяйства, а также оценка значения вклада достижений эпохи бронзы в формирование нового уклада в хозяйственной жизни населения Казахстана - кочевого скотоводства.

  Андроновская культура

В эпоху  бронзы территорию Казахстана заселяли племена Андроновской культуры, названные  так по имени деревни Андроново в Минусинской котловине, где впервые было раскопано несколько погребений этой культуры.

Андроновская  культура была распространена очень  широко: от Урала до Енисея, от южных  границ тайги до гор Тянь-Шаня. Раскопки древних погребений помогают полнее узнать о жизни андроновцев. В каменный ящик, деревянный сруб или просто в яму покойника клали в скорченном положении, на боку. Рядом с ним ставили глиняные горшки с пищей. Сосуды украшались орнаментом: заштрихованными треугольниками, зигзагами, полосами. В специальных местах приносились жертвы предкам.

  Хозяйство андроновцев

Андроновцы  занимались пастушеским скотоводством, земледелием и рыбной ловлей. Свои поселения они устраивали в поймах рек, защищенных от ветра, в местах, богатых травой. Здесь же располагались небольшие поля, где выращивались хлебные злаки, преимущественно просо. Жители поселений ютились в полуземлянках больших размеров, стены которых облицовывались каменными плитами или деревом. Кровля жилища делалась из хвороста, уложенного на жерди и сверху засыпанного землей. Опиралась она на деревянные столбы. Обогревалась такая полуземлянка очагом, сложенным из камня. В полу выкапывались ямы-погреба, где хранились молочные продукты и мясо. К полуземлянке пристраивались загоны для крупного рогатого скота, овец, лошадей. Несколько таких полуземлянок образовывали поселок.

Андроновцы  занимались ткачеством, выделкой кож, изготовлением орудий из металла  и кости. Древние ювелиры делали украшения из раковин, медных пластинок, клыков диких животных. Поля андроновцы обрабатывали каменными мотыгами, хлеб жали бронзовыми серпами. Траву и кустарник выкашивали серпами и косами. Из бронзы отливали ножи, кинжалы, наконечники стрел и копий.

С изобретением бронзы человек получил прочные орудия труда для обработки степных почв. В результате скотоводческое хозяйство превратилось в комплексное скотоводческо-земледельческое. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием.

Особыми отраслями хозяйства андроновских племен были горное село и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был  одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Джезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы.

Важной  отличительной чертой андроновской культуры было использование керамических изделий. Изготавливались сосуды различных форм - баночной, горшковой. Применялся геометрический орнамент: меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий.

Бегазы - Дандыбаевская культура

В эпоху  ранней бронзы в северо-западном Казахстане появились крупные укрепленные  поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим на территории Южного Урала. Это был  своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими. Всего в Приуралье и Северо-Западном Казахстане выявлено около двух десятков подобных ранних городов, датированных XVIII-XVI вв. до н.э.

Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, сделанных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.

В Западном Казахстане исследованы могильники Киргильды и поселение Тасты-Бутак, относящиеся к эпохе бронзы. В  Центральном -могильники Акшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского этапа  и амятники Карабие, Айшарак, Карасай - атасуского. В Восточном Казахсгане найдены могильники: Канай, Сарыколь, Койтас. В Северном Ихстане к федоровскому этапу относятся могильники Боровое, а алакульскому - могильник и поселение Алексеевс могильники Ефимовка, Петропавловский. В Южном Казахстане и Семиречье исследованы могильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук.

С аридизацией  климата на территории Казахстана зарождается  более прогрессивный тип хозяйства  полукочевое скотоводство. Поселения  постепенно превращаются в зимовки, земледелие приобретает подобный характеру в стаде увеличивается доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме.

Это приводит к тому, что в Центральном Казахстане комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура XII-Xвв до н.э. сменяется скотоводческой бегазы-дандыбаевкой культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры – монументальные погребальные сооружения со сложной планировкой. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности их к родоплеменной знати, т.е. мы имеем дело уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государств.

Информация о работе Казахстан в древности