Философия древности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:06, реферат

Краткое описание

Античная философия представляет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н. э. вплоть до 6 в. н. э. Античная философия есть нечто единое, неповторимо оригинальное.

Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, где еще до греков происходило становление цивилизации формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 19.90 Кб (Скачать)

Античная философия  представляет собой последовательно  развивавшуюся философскую мысль  и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н. э. вплоть до 6 в. н. э. Античная философия есть нечто единое, неповторимо оригинальное.

Она развивалась, не изолировано – она черпала  мудрость Древнего Востока, где еще  до греков происходило становление  цивилизации формировалась письменность, зачатки науки о природе и  развивались собственно философские  воззрения. Имело место влияние  и более отдаленных стран Востока  – Древнего Китая и Индии.

Наиболее известные  древнейшие сочинения, в которых  формулируются философские идеи, появились во втором тысячелетии  до н. э. в древней Индии, Древнем  Китае и несколько столетий спустя в Древней Греции. Вот почему в данной работе мы в основном будем рассматривать именно эти античные цивилизации..

Понятие философия  в буквальном смысле означает любовь к мудрости. Оно возникло в Древней  Греции. Традиционно принято считать, что понятие философия впервые  использовал Пифагор. Другие античные авторы полагают, что приоритет принадлежит  Гераклиту. Но в любом случае философами считались люди, занимавшиеся проблемами окружающего их мира, его постижением, уяснением места и роли в нем  человека.

Исторически предмет  философии изменялся, что обусловливалось  общественными преобразованиями, духовной жизнью, уровнем научных, философских  знаний. В настоящее время философия  — это учение об универсальных  принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к  окружающему миру, иными словами  — наука о всеобщих законах  развития природы, общества и мышления. Какова же была античная философия? Этот вопрос мы и рассмотрим в данной работе.

1 Основные формы  идеализма и материализма античной  философии.

Идеализм - одно из главных направлений в философии; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности  материального, природного, физического. Идеализм представляет собой теоретически развернутую форму философского мышления, которая индуцируется достаточно глубокими основаниями. Основной познавательный исток идеализма — одушевление  первобытным человеком объективного мира (антропоморфизм, гилозоизм, анимизм  и др.), восприятие явлений по аналогии с обусловленной сознанием и  волей человеческой деятельностью. В дальнейшем, с возрастанием степени абстрактности мышления, гносеологическими корнями идеализма служат отрыв общего от единичного, сущности от явления, предпосылки которых коренятся в самой природе мыслительной деятельности на теоретическом уровне.

Материализм –  это направление в философии, противоположное идеализму; при  разрешении вопроса об отношении  мышления и бытия материализм  исходит из того, что материя первична по отношению к сознанию, существует вне и независимо от сознания.(Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1998, с.40-42).

Материализм и  идеализм - это противоположные друг другу философские воззрения. При  этом материализм объявляет первопричиной  мира материю, а идеализм - Сознание. Всё, что утверждает материализм, отрицается идеализмом и наоборот.

Античный материализм  признает в качестве основы объективный  материальный мир, существующий вне и независимо от человеческого сознания. Он постулирует не только материю вообще, но последняя, во-первых, определяется своими собственными законами и, во-вторых, доступна человеческим ощущениям и восприятиям. Так, ранние античные материалисты признают а качестве материальной действительности - живые материальные стихии, которые непосредственно воспринимаются обыкновенными органами чувств, а именно – землю, воду, воздух, огонь и эфир. Эти стихии продолжают нести в себе следы мифологического происхождения – они трактуются как живые, как органические, как способные рождаться, произрастать и умирать; они обладают душой и жизненным становлением. Например, числа у пифагорейцев тождественны с вещами. Логос Гераклита тождествен с мировым огнем. Мышление Диогена Аполлонийского тождественно с воздухом. Ум Анаксагора, хотя и отделен от материи, но зато сам является тончайшей материей и реально проявляет себя в организации материального космоса. Атомы Левкиппа и Демокрита одновременно являются и материей и неразрушимыми, не поддающимися никакому внешнему воздействию геометрическими телами. Это отождествление идеального и материального есть основа античной эстетики, поскольку всякое художественное произведение всегда обязательно материально, но оно при этом насыщено той или иной идейностью и всегда внешним образом выражает ту или иную внутреннюю жизнь.

Ярким представителем античного материализма является Аристотель. Философия у Аристотеля подразделялась на теоретическую (умозрительную), практическую, связанную с общением людей, и изобразительную.

Категориальный  строй человеческого знания, считал он, должен соответствовать категориальному  строю объективной действительности (объективности), родам бытия, его  общим характеристикам. В соответствии со структурой реальности он выделил 10 категорий сущего. Это — сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. В эти категории, как он считал, могут быть включены все возможные явления бытия и все мыслимые научные понятия. Сущность является реальной основой остальных категорий. От нее человек идет к категории качества, затем количества. Сущность постоянна в вещи, выражается в ее свойствах. Она есть также отношение, причем множество подобных вещей (их связь, отношение) ведет к установлению сущности более высокого порядка, к сущности вида и рода (конкретный индивид — человек живое существо). Развертываясь во времени и пространстве, сущность обнаруживает себя деятельной и страдательной, переходя из одного состояния в другое. Помимо выделенных десяти категорий, в трудах Аристотеля имеются и некоторые другие наиболее общие понятия («материя», «форма», «движение», «необходимость», «привходящее», или «случайность», «возможность» и «действительность»).

Важное место  в мировоззрении Аристотеля отводилось представлениям о форме и материи. «Форма» очень близка к «сущности», она есть сущность вещи и ее внутренняя структура, закон построения функционирования, развития. Но форма, являясь сущностью, несколько отличается от нее: она  находится посредине между единичным и родовым (это скорее, видовая сущность); она есть внутреннее состояние, принцип каждой вещи; кроме того, с ней соотносится помимо понятия еще и смысл вещи.

В трактовке  формы и материи Аристотель уже  касался вопроса о причинах вещей. Но он специально рассматривает причинность, выделяя 4 класса причин: 1) материальную причину (субстрат, материя, из которой  образуются тела); 2) формальную причину (когда форма активно проявляет  себя); 3) действующую или производящую причину (источник движения, источник превращения возможности в действительность); 4) целевую или конечную причину (цель движения).

После Аристотеля его материалистические философские  идеи в течение следующего периода  античной философии продолжили разрабатывать  многочисленные его ученики: перипатетическая школа, сократическая школа и  представители неоплатонизма.  вся античная философия с начала до конца, включая всех идеалистов и мистиков, отличается приматом вещественных и телесных интуиций, т. е. вся античная философия в значительной мере пронизана более или менее материалистической тенденцией. Это определяется лежащей здесь в основе рабовладельческой формацией и вытекающим из нее вещественным и телесным опытом жизни. Всем известно, что античность это язычество, а язычество есть обожествление природы. Констатируя последнее, следует, однако, уметь это языческое обожествление природы объяснить из соответствующей социально-экономической формации.

Во-вторых, античный материализм резко отличается от всех других типов материализма прежде всего от материализма буржуазного, который возникает не на рабовладельческой основе и поэтому вовсе не на вещественных интуициях.

В-третьих, каково бы ни было внутреннее содержание идеализма  и материализма, борьба между ними наполняет всю историю философии. Исключить изучение этой борьбы в  античной философии – значит убить  в последней все живое и отказаться от понимания того, в чем заключался ее исторический процесс, периоды ее прогресса и регресса.

Оценивая в  целом историю античной философии, сошлемся на слова философа и историка А. С. Богомолова: «Учения древних  философов — милетцев и пифагорейцев, Гераклита и элеатов, атомистов и Платона, Аристотеля и стоиков, скептиков и неоплатоников — вошли в золотой фонд европейской и мировой культуры как памятники своего времени и как предвосхищения будущего. Развиваясь и видоизменяясь соответственно времени, учения древних философов воспринимаются в последующем философском движении, «переключаясь на решение новых, еще неведомых самим древним задач. На каждом шагу освоения философии в ее историческом развитии мы обнаруживаем античные влияния. » (Богомолов А. С. Античная философия. - М.: «Искусство», 1985, с.341).

2 Развитие диалектических  идей в античной философии.

Диалектика (греч.) — искусство спорить, вести рассуждение) — один из основных методов философского познания мира, базирующийся на столкновении тезиса и антитезиса.

Предметом диалектики является изменение, все изменения, и взаимодействие, все виды и степени  взаимодействия. Так, еще Гераклит утверждал, что «все течет, ничего не стоит на месте». (Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1981).

Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) – философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и соответственно конституирующаяся в историко-философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода. Исходно в античности – искусство вести беседу, спор; философский диалог, противостоящий риторике и софистике. (Всемирная энциклопедия: Философия / Главный ред. и сост. А. А. Грицанов. – Минск, Харвест, 2001).

Диалектика противостоит двум способам объяснения мира, сопровождающим ее историческое развитие как «справа», так и «слева». «Справа» - метафизика. «Слева» - софистика и эклектика. Согласно метафизике, мир, по своей  структуре – это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.

Метафизика возникла в античности, несмотря на многочисленные эмпирические подтверждения гераклитовской диалектики. Представители элейской школы (Парменид, Зенон и др.) выдвинули концепцию неизменного, неподвижного, устойчивого, абсолютно определенного (равного самому себе) бытия. (Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. - М.: Проспект, 2001).

Античная диалектика, основанная на живом чувственном  восприятии материального мира, уже  начиная с первых представлений  греческой философии, формулировала  понимание действительности как  изменчивой, становящейся, совмещающей  в себе противоположности. (Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1998).

В более узком  смысле диалектика - название гносеологического  метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий  субъект выделяет в реальности некоторое  явление, формирует для этого  явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как  тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса - формулы  или понятия, содержание которых  противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит  к рассмотрению и познанию взаимосвязи  между тезисом и антитезисом - к познанию синтеза. Процесс может  повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина. (Поппер К. Р. Что такое диалектика // Вопросы философии 1, 1995, с.118-138).

Научному пониманию  диалектики предшествовала долгая история. В античности первоначально этим термином обозначались: 1) способность  вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации  понятий, разделения вещей на роды и  виды.

Аристотель считает  изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества.(Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981).

Информация о работе Философия древности