Факторинг в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Факторинг (faktor – в переводе с английского «агент, посредник») – приобретение права на взыскание долгов, перепродажу товаров и услуг, оплату поставок, с последующим получением платежей по ним. В данном случае идет речь, как правило, о краткосрочных ссудах.

Файлы: 1 файл

Факторинг.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

1. Факторинг – общие положения. 
 

    1. Понятия и  сущность факторинга.
 
 

    Факторинг (faktor – в переводе с английского «агент, посредник») – приобретение права на взыскание долгов, перепродажу товаров и услуг, оплату поставок, с последующим получением платежей по ним. В данном случае идет речь, как правило, о краткосрочных ссудах.

    По  своей сути факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой  посредник за определенную плату  получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность) или принимает на себя обязательство по оплате поставок, производимых покупателю.

    Основные  функции факторинга:

    - финансирование  текущей деятельности;

    - ведение  соответствующих бухгалтерских операций;

    - контроль  за предоставленным коммерческим  кредитом, включая получение платежей;

    - защита  от кредитных рисков. 

    «Эксклюзивные»  параметры услуги факторинга:

    - ускоренная  процедура предоставления финансирования;

    - упрощенный тарифный план, устанавливающий единое комиссионное вознаграждения;

    - финансирование  осуществляется с первой поставки.

    Субъекты  факторинга:

    Фактор  – посредник, предоставляющий услугу факторинга;

     Клиент (кредитор, поставщик) – юридическое лицо, заключившее соглашение с фактором;

    Должник (плательщик) – юридическое лицо, покупатель товара.

    В качестве посредника (факторинга) выступают  специализированные факторинговые  компании, зачастую тесно связанные  с банками или являющиеся их дочерними  филиалами, либо сами банки.

    Использование факторинга наиболее эффективно для  небольших, и средних предприятий, расширяющих объемы продаж или выходящих  на новые рынки, а также для  вновь создаваемых компаний.

    Факторинговые услуги не оказываются физическим лицам, филиалам или отделениям предприятий.

    Факторинг представляет собой форму беззалогового  финансирования.

    Стоимость факторинга зависит от трех факторов:

    - рыночной  стоимости ресурсов;

    - рискованности  операции;

    - срока  возвращения платежа.

    При этом окончательные тарифы формируются только после изучения конкретного предприятия.

    Финансирование  в рамках факторинга выделяется, как  правило, вне зависимости от объемов  уже имеющихся у компании кредитов, а также может производиться  предприятиями, имеющим просроченную задолженность по ранее полученным кредитам.  
     

    1. Классификация факторинга и требования к участникам.
 
 

    В настоящее  время существуют различные классификации факторинга, мы остановимся на основной из них, а именно относительно того, кому предоставляется факторинг, в данном направлении выделяют:

    - классический  факторинг (факторинг для поставщика);

    - реверсивный  факторинг (факторинг для покупателя).

     Классический факторинг выступает инструментом финансирования продаж. Объем продаж любого товара или услуги ограничен платежеспособным спросом потребителей. При этом любые маркетинговые мероприятия едва ли помогут изменить ситуацию и увеличить объем продаж. Единственный выход – предоставление товарного кредита своим покупателям. Именно в этом случае для поставщика наиболее целесообразно использование классического факторинга, который позволяет предоставить покупателям отсрочку по оплате поставленных товаров, одновременно перекладывая работу по управлению дебиторской задолженностью и все возникающие риски на фактора (посредника). К тому же у поставщика не будет возникать дополнительной потребности в оборотных средствах, как это произошло бы в случае использования товарного кредита.

     В этом случае целью факторингового обслуживания является своевременное                                                                                                                                                                                 инкассирование долгов для сокращения потерь вследствие задержки платежа, а также предотвращение появления сомнительных долгов, повышение ликвидности и снижение финансового риска для клиентов, которые не хотят брать на себя работу по проверке платежеспособности своих контрагентов, по ведению бухгалтерского учета в отношении своих требований и заинтересованы, по возможности, в наиболее быстром получении денег по счетам.

    Требования:

    Поставщик должен производить товары или оказывать услуги высокого качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли, и сугубо временные причины нехватки денежных средств. Примером таких временных причин могут служить несвоевременное погашение долгов дебиторами и, как следствие, недостаточный уровень прибыли, чрезмерные товарные запасы и трудности, связанные с производственным процессом, в значительной мере усложняющие его хозяйственную деятельность. Желательно, чтобы поставщик работал по факторинговой схеме с большим количеством дебиторов, т.е. покупателей его товара (ситуация, когда поставщик имеет одного или нескольких крупных дебиторов, является исключением из общего правила), и чтобы покупатели были постоянными (по крайней мере, поставщик должен планировать долгосрочное сотрудничество с ними).

    Обслуживанию не подлежат:

    - предприятия, задолженность каждого из дебиторов которых выражается небольшой или большой суммой (в целом посредники (факторы) предъявляют различные требования по оптимальному размеру сделки, финансируемой в рамках факторинга, но тем не менее поставки одному дебитору на сумму менее 250 тыс. тенге и больше 5 млн. тенге вряд ли привлекут внимание большинства посредников);

    - предприятия, занимающиеся производством нестандартной или 
    узкоспециализированной продукции;

    - строительные или другие фирмы, работающие с субподрядчиками;

    - предприятия, реализующие свою продукцию на условиях 
    послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные 
    сделки;

    - предприятия, заключившие со своими клиентами долгосрочные 
    контракты и выставляющие счета по завершении определенных 
    этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

    Реверсивный факторинг - на рынке часто имеет место и прямо противоположная ситуация, когда продавец (производитель) занимает лидирующее положение в своем регионе или сегменте рынка либо является поставщиком эксклюзивной продукции. В этом случае покупатели становятся зависимыми от такого поставщика, поскольку многие из них могут находить и удерживать свои рынки сбыта только при наличии в их ассортименте данной "эксклюзивной" продукции. У компаний-покупателей практически нет шансов договориться с поставщиком о предоставлении отсрочки платежа. Пользуясь безвыходным положением покупателя, поставщик устанавливает либо непомерно высокую цену за предоставление товарного кредита, либо недостаточный размер кредитного лимита. В этой ситуации может быть применен реверсивный факторинг, при котором инициатором заключения факторингового договора является покупатель, все риски, связанные с неплатежеспособностью покупателя, и бремя выплаты премии фактору перекладываются с поставщика на покупателя.

    При реверсивном факторинге фактор (посредник) принимает на себя обязательство по оплате поставок, производимых покупателю на условиях отсрочки платежа, что предоставляет возможность покупателю высвободить собственный оборотный капитал и приобретать необходимые товары у поставщиков в условиях дефицита денежных средств - кассовых разрывов.

    Требования:

    - отгрузки должны осуществляться по договору поставки либо купли-продажи (а не ответственного хранения, комиссии или консигнации и 
    т.п.): финансироваться могут только те поставки, право собственности 
    на товар по которым перешло к покупателю;

    - отсрочки платежа по договору не могут превышать 120 календарных 
    дней;

    - не финансируются поставки покупателям, предполагающие оплату наличными;

    - реализуемый товар должен обладать достаточной степенью 
    ликвидности;

    - реальная рентабельность компании не должна быть меньше 10% (сложившаяся мировая практика).

    Стоит отметить, что так же как и поставщик  может работать с несколькими  дебиторами при классическом факторинге, покупатель может использовать схему  реверсивного факторинга в работе с несколькими поставщиками.

    При реверсивном факторинге, как было указано выше, инициатором заключения факторингового договора является покупатель, все риски, связанные с неплатежеспособностью  покупателя, и бремя выплаты премии фактору перекладываются с поставщика на покупателя. В остальном схема движения товарных и денежных потоков практически не отличается от классического факторинга. 
     

    1.3.        Виды факторинговых операций 
     

    Для создания единых правовых основ факторинга в 1998 г. была утверждена Конвенция «О международном факторинге». Любой договор о международном факторинге, на который распространяется действие Конвенции, признан включать в себя минимум две из отмеченных ниже операций:

    - наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;

    - ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего  учета реализации;

    - произведение инкассирования задолженности поставщика;

    - страхование поставщика от кредитного риска.

    Относительно  видов факторинговых операций, выделяют следующие группы:

    По географии различают:

    1) Внутренние факторинговые операции - финансирование, при котором все 
    участники факторинговой операции являются резидентами одной страны;

    2) Международные факторинговые операции - финансирование, при котором один из участников факторинговой операции является     резидентом другой страны.

    По формам организации отношений факторинговые операции делятся на:

    1)  Открытые - финансирование, при котором должник уведомлен кредитором о заключении договора факторинга, по которому права кредитора переходят к фактору.

    При «открытых» факторинговых операциях, кредитор либо фактор обязаны уведомить  в письменной форме должника об уступке  права требования платежа фактору, в котором должно быть определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указано лицо, которому должен быть произведен платеж. Кредитор представляет должнику инструкции с указанием в них реквизитов фактора как получателя денежных средств (счет факторинга);

    2)    Скрытые   -   финансирование,   при   котором   должник   не   уведомлен кредитором о заключении договора факторинга, по которому права кредитора не переходят к фактору.

    В случае проведения «скрытых» факторинговых  операции, кредитор уступает фактору  денежные требования без уведомления  должника о произошедшем переходе прав получения платежа фактором. При этом должник ведет расчеты с самим кредитором, и средства в оплату поступают на текущий либо иной счет кредитора. В соответствии с условиями договора при поступлении денежных средств кредитору от должника в оплату требований, уступленных фактору, кредитор не позднее следующего рабочего дня обязан перечислить платежным поручением с расчетного (текущего) счета сумму задолженности по факторингу, причитающуюся фактору.

    Следует отметить, что наиболее универсальной  системой финансового обслуживания клиентов является «открытые» факторинговые операции. За клиентом практически сохраняются только производственные функции, поскольку в этом случае клиент фактора может отказаться от сохранения собственного штата служащих, выполняющих те функции, которые принимает на себя фактор, соответственно возникает достаточно существенная экономия средств.

Информация о работе Факторинг в Казахстане