Ценообразование на мировом товарном рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

Цены и ценообразование в любой стране - это сфера особой важности, от которой в определяющей мере зависит судьба национальной экономики. Если цены не отражают рыночных реалий, то они становятся необъективными и ведут к несправедливым процессам перераспределения, а, следовательно, к социальной нестабильности, к принятию неверных решений, к формированию неэффективных макроэкономических пропорций и, в конечном счете, к снижению эффективности и конкурентоспособности экономики.

Оглавление

Введение
1.Ценообразование на мировом товарном рынке. Сущность цен мирового товарного рынка
2.Виды цен мирового товарного рынка и их классификация
3. Особенности формирования цен мирового рынка
4.Взаимообусловленность внутренних и внешнеторговых цен
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по мир. эк..docx

— 52.94 Кб (Скачать)

Введение

1.Ценообразование на мировом  товарном рынке. Сущность цен  мирового товарного рынка

2.Виды цен мирового товарного рынка и их классификация

3. Особенности формирования цен мирового рынка

4.Взаимообусловленность  внутренних и внешнеторговых  цен

Заключение

Список литературы

3

 

5

6

11

22

25

26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цены и ценообразование  в любой стране - это сфера особой важности, от которой в определяющей мере зависит судьба национальной экономики. Если цены не отражают рыночных реалий, то они становятся необъективными и  ведут к несправедливым процессам  перераспределения, а, следовательно, к социальной нестабильности, к принятию неверных решений, к формированию неэффективных  макроэкономических пропорций и, в  конечном счете, к снижению эффективности  и конкурентоспособности экономики.

В международном аспекте, страна выигрывает, продавая товары, которые  производит дешево и, покупая на эти  деньги товары, которые ей производить  дорого.

Существуют три причины, по которым международная торговля выгодна всем сторонам:

Во-первых, при наличии  международной торговли жители каждой страны получают возможность использовать больше своих ресурсов для того, чтобы производить и продавать  те вещи, которые они делают лучше  других, направляя выручку на покупку  тех товаров, которые они могут  производить только с высокими издержками.

Во-вторых, международная  торговля позволяет как производителям, так и потребителям выигрывать от сокращения издержек на единицу продукции  благодаря созданию крупномасштабных производств. Это особенно верно  в отношении небольших стран. Торговля дает производителям возможность  вести дело на широкую ногу и тем  самым добиваться более низких издержек. Международная торговля приносит выгоды и потребителям внутри страны, позволяя им покупать дешевые товары у крупных  зарубежных производителей. Доказательством  этого может служить авиастроительная промышленность.

В-третьих, международная  торговля способствует конкуренции  на внутренних рынках и позволяет  потребителям покупать самые разнообразные товары со всего мира по разумным ценам. Конкуренция из-за рубежа помогает внутренним производителям держать ухо востро, заставляя их улучшать качество своей продукции и удерживать издержки на низком уровне. К тому же широкий ассортимент товаров из-за границы предоставляет потребителям гораздо большую свободу выбора.

Таким образом, макро- и микроэкономики любой страны тесно связаны друг с другом. Целью данной контрольной  работы является выявление данной взаимосвязи  при помощи мировых и национальных цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Ценообразование на мировом товарном рынке. Сущность цен мирового товарного рынка

Мировой товарный рынок - это  часть общего мирового рынка, который  представляет собой сферу международного обмена1. На мировом товарном рынке ведется торговля определенным товаром предпринимателями разных стран. Мировой товарный рынок характеризуют следующие основные признаки: крупномасштабность сделок, их раздельность, регулярность обменных операций по данному товару между странами, взаимная несвязанность  экспортных и импортных поставок. Все эти признаки характерны для обычных торговых сделок, которые типичны для мировой торговли и охватывают значительную часть мирового товарооборота. 

Кроме того, мировые цены должны быть представительными для  международной торговли. О представительности цен можно судить по степени охвата ценами мирового экспорта соответствующего товара. Однако не всегда объем продаж имеет решающее значение для представительности цен. Цена может обслуживать и менее значительный товарооборот и считаться представительной, если по доступности она в большей степени отвечает понятию мировой цены. В качестве мировых цен на практике используются цены основных экспортеров или импортеров. По сырьевым товарам мировую цену, как правило, определяют страны-экспортеры. 

При установлении мировых  цен на готовую продукцию,  решающую роль играют ведущие фирмы-производители, экспортирующие определенные виды и типы изделий. Их цены могут быть использованы в качестве мировых. 

Таким образом, мировая цена - это цена, по которой производятся крупные экспортные и импортные регулярные сделки на условиях обычных для большинства товарных рынков, осуществляемые в свободно конвертируемой валюте. 

Мировые цены отклоняются  от внутренних цен отдельных стран  не только в силу их разной стоимостной  основы, но и разных объемов мирового и внутреннего рынков, условий  их функционирования и целого ряда других факторов. 

Для цен мирового рынка  характерна их множественность на одинаковый товар, что вызвано влиянием транспортного фактора, коммерческих условий поставок и т.д. 

К коммерческим условиям поставок, которые влияют на разброс цен, относятся: характер и размеры поставок, условия  и валюта платежа, место и время  продажи и т.д. Даже при одинаковых условиях, на территориально близко расположенных друг к другу рынках может быть разброс цен на примерно похожие товары. Это  зависит от характера продукции (степени ее однородности и т.д.), организованности рынка, информированности покупателей и продавцов, оценки полезности продукции со стороны покупателей и т.д. 

Дифференциация цен будет  меньше при продаже более однородной продукции и близкой оценки ее полезности различными покупателями, высоком уровне организованности рынка, значительной информации о ценах. 

Формирование мировой  цены проходит три стадии образования: первая - от производителя до рынка; вторая - обращение на рынке, где  цена, предложенная производителем, меняется в зависимости от спроса и предложения (конкуренции); третья стадия - от рынка  к потребителю, когда в процессе контактов поставщиков с конкретными  потребителями цена окончательно уточняется с учетом интересов покупателя.

2.Виды цен мирового товарного рынка и их классификация

В международной торговле применяются различные виды цен. В зависимости от характера формирования и применения цены бывают: справочные, прейскурантные, каталогов, проспектов, биржевые аукционные, торгов, предложений, фактических сделок и расчетные цены. 

В зависимости от характера  информации по ценам они подразделяются на две группы. К первой группе относятся публикуемые цены: справочные, биржевые, аукционные, торгов, каталогов, проспектов, иногда публикуются цены прейскурантов и очень редко цены фактических сделок.

Ко второй группе относятся  цены, получаемые по специальным каналам, путем запросов информации по ним  и соответствующих расчетов: цены предложений и расчетные цены. 

Остановимся на особенностях формирования и применения каждого из перечисленных видов цен2

Справочные цены относятся к группе оптовых цен и публикуются в широко распространенных источниках объединениями производителей, информационными агентствами и бюро, консультационными, брокерскими фирмами. Сведения по справочным ценам можно получить без особых затруднений.

Для поставщиков справочные цены являются базой для определения цены предложений, а для покупателей - ориентиром для уторговывания цены сделки. Разница между справочными ценами и ценами реальных сделок составляет 7-30 %, а иногда и 50 %. Такой разрыв цен затрудняет использование справочных цен в информационных целях.

Справочные цены распространяются - на руды и концентраты (кроме железной руды), цветные и черные металлы, крупное кожевенное сырье, целлюлозно-бумажную продукцию, пиломатериалы, химические товары, хлопчатобумажные ткани.

Цены прейскурантов, каталогов, проспектов разрабатываются производителями специально и высылаются заинтересованным лицам, кроме того, производители могут публиковать в отраслевых изданиях цены возможной реализации на базисные виды продукции массового и серийного производства.

Прейскурантные цены применяются  на рынке проката черных металлов, угля, металлообрабатывающих станков, некоторых видов дорожно-строительного оборудования, бытовой электрической и электронной аппаратуры, автомобилей, простейшего энергосилового оборудования, промышленных товаров широкого потребления. Прейскурантные цены значительно усреднены в силу значительного перечня товаров.

Цены предложений устанавливаются производителями без согласования с потребителями. Однако при их установлении учитываются основные условия сделки (базисные условия, сроки платежа, поставки и т.д.).

Цены  предложений базируются, как правило, на издержках производства (полных, средних, прямых, стандартных, предельных). Учитывается также и то обстоятельство, как долго товар продержится на рынке, т.е. краткосрочные или долгосрочные тенденции производителя на рынке.

В некоторых случаях цены предложений устанавливаются на основе цен конкурентов. Расчет их может быть произведен также с учетом экономического эффекта, получаемого покупателем при приобретении нового товара вместо старого. Разница в ценах может достигать 15-20 %.

Цены предложений существуют на любом товарном рынке, но чаще они  применяются на продукцию мелкосерийного и индивидуального производства, а отсюда менее усреднены в  отличие от прейскурантных цен. При заключении контрактов цены предложений понижаются на 7-15 % в зависимости от вида товара.

Цены торгов применяются при специализированной форме торговли, где производится состязательная форма закупки. Она основана на выдаче заказов на поставку товаров (сдаче подрядов, на выполнение определенных видов работ) по заранее объявленным условиям в специальном документе - тендере. Здесь действует принцип конкурентности со стороны продавцов, что позволяет заказчику выбрать наиболее выгодные условия сделки.

В отличие от торгов на аукционах  выступают один или несколько  продавцов и много покупателей. В результате более сильной конкуренции между покупателями цены аукционов по уровню выше, чем цены торгов. Цена аукционов устанавливается только за наличный товар.

Аукцион начинается с объявления номера партии товара (лота), предварительно осмотренной покупателем и стартовой (базисной, начальной) цены. В качестве стартовой цены может быть принята конечная цена предыдущего аукциона. Уровень стартовой цены зависит не только от стоимости товара, но и характера предпринимательской деятельности продавца. Чем чаще проводятся аукционы (в зависимости от товара они могут проводиться 1-3 раза в год и 1 раза в месяц), тем меньше разрыв между конечными ценами предыдущего аукциона и предложенной стартовой ценой на аукционе. Это объясняется незначительными изменениями в издержках производства, в конъюнктуре рынка и т.д.

Фактическая реализация товара на аукционе производится по конечной, максимальной цене, предложенной покупателем.

Цены аукционов существуют в основном на продукцию сельского, лесного хозяйства, рыболовства, пушно-меховые изделия, драгоценные и полудрагоценные камни и т.д. Поскольку цены аукционов устанавливаются на товары, производимые в определенные периоды времени, существенную роль в их формировании оказывает сезонный фактор.

Цены международных бирж - это цены специально организованного и постоянно действующего оптового рынка массовых, качественно однородных и взаимозаменяемых товаров.

В целом биржевой торговлей  охвачено примерно 70 видов товаров, на долю которых приходится около 15-20 % международной торговли. На долю сельскохозяйственной и лесной продукции приходится свыше 50% объема биржевой торговли.

Товары на биржах продаются  и покупаются без его предъявления и осмотра. Заключение сделок происходит на основе типовых биржевых контрактов, жестко регламентирующих качество и  сроки поставки.

Биржевые цены представляют собой официальные котировки, рассчитываемые и публикуемые копировальной комиссией биржи, информационными и телеграфными агентствами, а также органами специальной прессы.

Цены биржевой торговли в  основном складываются под влиянием спроса и предложения. Влияние других факторов на формирование этих цен проявляется в меньшей степени (например, государственного, монополистического регулирования и т.д.).

Цены на реальный товар  это тот товар, имеющейся в  наличии. В свою очередь такие  цены зависят от вида поставки товара (сделки с немедленной поставкой и с поставкой в будущем).

Цены за наличный товар  по сделкам с немедленной поставкой  на практике называют ценами по сделкам  “слот”. Эту цену покупатель должен заплатить в течение определенного срока при передаче ему товара, находящегося на складе биржи.

Цены на реальный товар  с поставкой в будущем носят  название цены по сделкам “форвард”. Длительность срока поставки зависит от характера товара, условий, обычаев, действующих на бирже. Длительность срока поставки определяется биржей. Цены по сделкам “форвард” учитывают не только спрос и предложение, но и ряд других  факторов (проценты за кредит, расходы по хранению, страхованию товара, комиссионные брокеру за осуществление операций на бирже).

Расчетные цены (среднестатистические) определяются путем деления стоимости проданного товара на его количество за определенное время. Кроме того, расчет можно произвести на основании данных, публикация которых носит регулярный, официальный характер (индексы экспортных и импортных цен, внутренних оптовых цен, данные национальной таможенной статистики). Данные публикуются национальным и международным статистическими ведомствами по широкому кругу товаров и товарных групп.

Информация о работе Ценообразование на мировом товарном рынке