Основные биржевые площадки мирового товарного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:04, реферат

Краткое описание

Мировые рынки товаров в настоящее время являются довольно сложными объектами для анализа и изучения.
Это один из инструментов мирового инвестиционного рынка. На нем ведется торговля товарами и сырьем.
В настоящее время на нем торгуются около 70 видов различных товаров. Все эти товары можно разделить на следующие группы:
Углеводороды и энергоносители – газ, нефть, сырье, нефтепродукты, уголь, мазут и др.
Пищевые продукты: пшеница, кукуруза, соя, соепродукты, зерно, сахар, кофе, какао, перец, семена, хлопок, домашний скот и др

Файлы: 1 файл

mezhdunarodnaya_ekonomika_referat.docx

— 26.17 Кб (Скачать)

Мировые рынки товаров  в настоящее время являются довольно сложными объектами для анализа  и изучения.

Это один из инструментов мирового инвестиционного рынка. На нем ведется  торговля товарами и сырьем.

В настоящее время на нем  торгуются около 70 видов различных  товаров. Все эти товары можно  разделить на следующие группы:

  1. Углеводороды и энергоносители – газ, нефть, сырье, нефтепродукты, уголь, мазут и др.
  2. Пищевые продукты: пшеница, кукуруза, соя, соепродукты, зерно, сахар, кофе, какао, перец, семена, хлопок, домашний скот и др.
  3. Драгоценные металлы – драгоценные, полудрагоценные, неблагородные, редкие.

В последнее время практически  все сделки на товарном рынке заключаются  в виде срочных контрактов на эти  товары. Сами товары на бирже не предъявляются. Однако в сделке четко указываются  марка товара, его количество и  сроки поставки. Продавец передает покупателю не товар, а документ, который  подтверждает право собственности  на товар.

 

Основные биржевые площадки мирового товарного рынка:

  1. Чикагская товарная биржа  - основные сделки это контракты на свинину, крупный рогатый скот, древесину, кофе, какао, сахар, перец, зерно, семена;
  2. Чикагская торговая палата – специализируется по продажам зерна и пищевого масла;
  3. Нью-Йорская товарно-сырьевая биржа – основные контракты на цветные металлы и энергоносители;
  4. Международная нефтяная биржа – ведущая площадка для торговли углеводородами и энергоносителями;
  5. Лондонская биржа металлов – главная биржа по торговле срочными контрактами на металлы.

Мировой товарный рынок – это область товарно-денежных отношений между государствами, которые основаны на международном разделении труда. Мировые товарные рынки формируются под воздействием множества факторов и имеют ряд особенностей:

1) это рынки уже произведенных товаров, которые продаются за пределами национальных рамок;

2) на эти товары, перемещающиеся между странами, действуют не только внутренние, но и внешние спрос и предложение;

3) эти рынки способствуют наиболее эффективному использованию факторов производства в тех или иных отраслях и регионах;

4) благодаря им из международного товарного обмена выходят товары, не соответствующие стандартам качества при данных конкурентных ценах.

При исследовании рынков производится оценка их объемов, т. е. все акты купли-продажи товаров от производителей к потребителям. А под емкостью подразумевают потенциальный спрос при определенных ценах, конъюнктуре и др. Мировые рынки и сами влияют на решения производителей, которые определяют, что и в каких количествах производить.

Важнейший внешний признак  существования товарных рынков –  международное движение товаров  и услуг и мировая торговля.

Модель товарного рынка  показывает взаимосвязь между внутренними  и внешними объемами спроса и предложения, устанавливает объемы экспорта и  импорта и определяет равновесную  цену.

Но все же для того, чтобы  рассматривать функционирование товарных рынков, следует проследить историю  их возникновения. Это стало возможным  благодаря международному разделению труда и специализации. Внутренний рынок проходил этап становления  еще в ранней стадии товарного  хозяйства. Вскоре после возникновения  рынки начали специализироваться на определенных группах товаров. Появляются вскоре и национальные рынки и  рынки, ориентированные на иностранных  покупателей.

В XVI в. появилось мануфактурное производство. Оно было основано на разделении труда, и появилась возможность изготавливать товары в больших объемах. Естественно, городских рынков для этого было мало, и постепенно они стали превращаться сначала в региональные, потом в государственные, а затем и в мировые.

Мировые рынки по сравнению  с национальной экономикой более  изменчивы и подвержены влиянию  некоторых внешних факторов. Они  быстро реагируют на изменение спроса и конъюнктуры. Также на них влияют валютно-финансовые факторы, меры государства  в сфере регулирования внешней  торговли, монополизация. В целом  вся система развивается быстрее  и динамичнее, чем мировая отраслевая структура общественного производства.

На состояние мировых  товарных рынков влияет уровень монополизации. Часто соглашения и сделки заключаются  между определенным ограниченным числом участников, что приводит к относительной  замкнутости этих рынков. В подобных условиях рынок перестает быть гибким. На нем представлено только ограниченное число производителей. Они, как правило, имеют серьезные преимущества перед  конкурентами, которым сложно самостоятельно проникнуть на эти рынки. Они обладают научными разработками, каналами сбыта.

Валютно-финансовые факторы  в последнее время усиливают  свою роль. Во многом это происходит благодаря плавающему курсу валют. Резкие изменения валютных курсов заставляют страны изменять объемы товарооборота. А изменение валютного курса  какой-нибудь влиятельной в экономическом  плане страны может повлиять на всю  мировую торговлю.

Меры, направленные на регулирование  внешней торговли, порой необходимы из-за сложности ее функционирования. Все государства следуют своим  интересам, стремятся добиться высоких  социально-экономических результатов. Государство старается быть связанным  с мировым сообществом, в том  числе и с помощью экономических  интересов.

Сейчас происходит постоянное взаимодействие двух тенденций во внешнеэкономической  политике: с одной стороны, стремление к либерализации торговли между  странами мира, а с другой стороны, усиление протекционизма, чтобы защитить свою страну от чрезмерного проникновения  иностранного капитала и товаров  через границу. Государство может  использовать разные стратегии: импорт, экспорт, различные ограничения, меры по стимулированию, изоляцию, насыщение  дефицитного рынка, протекционизм, свободную торговлю.

При анализе деятельности товарных рынков большую роль играет изучение структуры. Она зависит  от степени конкурентного нажима на уже утвердившиеся фирмы. При  этом внимание уделяется не только их числу, но размерным соотношениям между ними.

На рынке может присутствовать много фирм при доминировании  какой-нибудь одной, более крупной  и конкурентоспособной.

Структуру рынков определяют по нескольким показателям:

1) количество конкурентов на рынке;

2) доля, соответственно которой присутствуют конкуренты;

3) показатели рыночной конкуренции.

Определение количества фирм-конкурентов, действующих на данном товарном рынке, не дает полных сведений о наличии  и уровне конкуренции между ними. Но все же эти сведения необходимы для определения доли участия  в рынке. Для этого проводят некоторые  расчеты: объем рынка, доля реализации каждого поставщика. Подсчет этих параметров может производиться  в разном выражении: натуральном или стоимостном. Это зависит от характера товаров: если товар однородный по своему составу, то следует использовать для подсчета натурально-вещественную форму, а если неоднородный, то стоимостную. В любом случае подсчет этой информации производится на основе данных, представленных органами госстатистики или самими поставщиками на рынке. Далее составляется ранжированный список поставщиков на рассматриваемом товарном рынке, анализируется доля каждого участника рынка в его деятельности, делаются выводы о степени их распределения (присутствуют ли они в равнозначных долях) и происходит выявление тех поставщиков, которые преобладают в той или иной мере на данном товарном рынке.

В то же время доля рынка  не способна определить рыночную силу, хотя и является информацией, которая  крайне важна и является необходимой. Если доля товарного рынка превышает 65 %, то это признается доминированием. Но и при меньших процентах доминирование тоже может присутствовать при условии наличия таких факторов, как незначительная эластичность спроса, слабые конкуренты, сложность входа в данную отрасль для других фирм и т. д.

Различные показатели концентрации на рынке позволяют судить об уровне и степени его монополизации, т. е. более или менее равных долях участников на рынке. Степень концентрации в отрасли, которая измеряется коэффициентом концентрации, является одним из ключевых элементов в рыночной структуре. Именно она определяет характер конкуренции и ее конечные итоги. Самым высоким уровнем концентрации является монополия. При этом на рынке выступает только один продавец, который может устанавливать цену по своему усмотрению и всем диктовать свою волю. При монопсонии существует только один покупатель, что тоже считается отрицательным явлением.

Но в большинстве своем  в промышленно развитых странах  присутствует олигополия. Это «середина» между монополией и совершенной  конкуренцией. Признаками, характерными для олигополии, являются: наличие  на рынке двух или нескольких фирм, конкурирующих между собой; присутствие  барьеров в случае попыток со стороны  других фирм по входу в эту отрасль; существование на данном товарном рынке  хотя бы одной крупной фирмы, при  определенных действиях которой  конкуренты смогут адекватно отреагировать  на это.

Продукция, производимая олигополиями, может быть либо однородной по своему составу, либо взаимозаменяемой. Но при  этом в силу ограниченного количества продавцов на рынке каждый из них  может в определенной степени  оказывать влияние на цену продукции.

Рынок монополистической  конкуренции: краткая характеристика

 

 На этом рынке действует  множество мелких и средних  фирм. Товар каждой из них несколько  отличается от товаров конкурентов.  Именно рынок монополистической  конкуренции создает такое многообразие  ассортимента в наших магазинах,  и покупатель готов заплатить  немного дороже за товар или  услугу, которые наилучшим образом  отвечают его вкусам. Следовательно,  рынок предлагает и большее  внимание к клиенту по сравнению  с рынком олигополии. Однако разнообразие  не всегда истинное. Часто с  помощью рекламы компании формируют  мнимые уникальные свойства товаров,  чтобы любой ценой дифференцироваться  от товаров конкурентов. На  этом рынке есть неценовая  конкуренция, связанная с дифференциацией  товара. Дифференциацию всячески  подчеркивают с помощью рекламы.  Продавец хорошо знает и может  часами рассказывать об особенностях  своего товара, прекрасно знаком  со своим рыночным сегментом  и потребностями «своего» покупателя. Тем не менее, при излишней  дороговизне покупатель все же  переключиться на ближайший заменитель, продавец которого тоже наверняка  сумеет рассказать о преимуществах  своего товара. Именно реклама  дает информацию для потребителей  и для других фирм об особенностях  товара. Благодаря ей многие фирмы могут значительно быстрее выйти на рынок и найти своего потребителя. В целом реклама ускоряет многие рыночные процессы. Словом, реклама делает конкуренцию более интенсивной. И если Ваш конкурент активно рекламирует свой товар, отбирая Вашу долю рынка, Вам также придется участвовать в этой гонке и тратиться на рекламную компанию. Барьеры входа для большинства фирм невысокие, однако, каждый продавец, входящий на рынок, не сможет полностью скопировать товар конкурента, ему придется предложить что-то новое. Многие инновации рождались на рынке монополистической конкуренции, но стали неотъемлемой частью по-настоящему массовой продукции в портфеле товаров фирм-гигантов на рынке олигополии или монополии. На рынке монополистической конкуренции фирма не является получателем цены, она может сама устанавливать цены на свою продукцию. Несмотря на обилие товаров-заменителей на этом рынке, неоднородность товара, приверженность и привычки покупателей затрудняют их переключение на товары и услуги других фирм. Спрос на товар фирмы не является абсолютно эластичным.


20 стран мира  с наибольшим экспортом

№ Страна Экспорт, млрд.

долл.

1. Германия 1498

2. Китай 1435

3. США 1277

4. Япония 746,5

5. Франция 601,9

6. Италия 546,9

7. Нидерланды 531,7

8. Россия 471,6

9. Великобритания 466,3

10. Канада 459,1

11. Южная Корея 433,5

12. Бельгия 371,5

13. Сингапур 342,7

14. Саудовская Аравия 313,4

15. Мексика 291,3

16. Испания 285,9

17. Швейцария 241,3

18. ОАЭ 239,2

19. Малайзия 198,7

20. Бразилия 197,9

 

20 стран мира  с наибольшим импортом

№ Страна Импорт, млрд.

долл.

1. США 2117

2. Германия 1232

3. Китай 1074

4. Япония 708,3

5. Франция 692,0

6. Великобритания 639,3

7. Италия 546,9

8. Нидерланды 474,8

9. Южная Корея 427,4

10. Испания 415,5

11. Канада 415,2

12. Бельгия 387,7

13. Индия 315,1

14. Сингапур 309,6

15. Мексика 308,6

16. Россия 291,9

17. Швейцария 227,4

18. Польша 204,4

19. Австралия 194,2

20. Турция 193,9

 

 

 

 

 

 

 

 

20 стран мира  с наибольшим внешнеторговым  сальдо

№ Страна Внешнеторговое

сальдо, млрд. долл.

1. Китай 426,1

2. Германия 243,6

3. Япония 156,6

4. Саудовская Аравия 132,6

5. Россия 102,4

6. Норвегия 88,3

7. Кувейт 64,8

8. Нидерланды 41,9

9. Швейцария 41,2

10. Швеция 40,3

11. Венесуэла 39,2

12. Ливия 37,4

13. Алжир 35,3

14. Малайзия 33,8

15. Сингапур 25,8

16. ОАЭ 22,3

17. Иран 20,2

18. Ангола 17,1

19. Азербайджан 16,5

20. Катар 15,1

20 стран мира  с наименьшим внешнеторговым  сальдо

№ Страна

Внешнеторговое

сальдо, млрд.

долл.

1. США –706,1

2. Испания –154,1

3. Италия –78,0

4. Франция –52,9

5. Греция –51,5

6. Великобритания –45,7

7. Австралия –44,0

8. Турция –41,7

9. Индия –36,1

10. Португалия –29,6

11. Бразилия –28,2

12. Польша –26,9

13. Румыния –24,8

14. ЮАР –21,0

15. Мексика –15,8

16. Пакистан –15,7

17. Ирландия –13,9

18. Венгрия –13,0

19. Бельгия –12,9

20. Украина –12,8

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные биржевые площадки мирового товарного рынка