Ценообразование на мировом товарном рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

Цены и ценообразование в любой стране - это сфера особой важности, от которой в определяющей мере зависит судьба национальной экономики. Если цены не отражают рыночных реалий, то они становятся необъективными и ведут к несправедливым процессам перераспределения, а, следовательно, к социальной нестабильности, к принятию неверных решений, к формированию неэффективных макроэкономических пропорций и, в конечном счете, к снижению эффективности и конкурентоспособности экономики.

Оглавление

Введение
1.Ценообразование на мировом товарном рынке. Сущность цен мирового товарного рынка
2.Виды цен мирового товарного рынка и их классификация
3. Особенности формирования цен мирового рынка
4.Взаимообусловленность внутренних и внешнеторговых цен
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по мир. эк..docx

— 52.94 Кб (Скачать)

Соотношение внутренних цен  и цен мировой торговли трудно поддается количественному анализу. Это объясняется тем, что понятие цены мировой торговли весьма неопределенно. Две пятых внешнеторгового оборота осуществляются в рамках транснациональных корпораций по трансфертным ценам, которые отражают внутрикорпорационные интересы.

Торговля в рамках ЕС ведется  во многом по регулируемым ценам. Следовательно, глобального мирового рынка как некой совокупности покупателей и продавцов из всех стран мира не существует. В качестве мировых цен на самом деле выступают цены отдельных сообществ государств, регионов или внешнеторговые цены стран-лидеров. Трудности сопоставлений внутренних и цен мировой торговли связаны также с приведением их к так называемому условному подобию по качеству, условиям поставки, сфере действия цены и другим параметрам. Поэтому любое сравнение страдает некоторой условностью.

Мировой опыт показывает, что преобладающим вариантом ценовых расхождений между внутренними ценами и ценами международной торговли выступает превышение внутренних цен над внешнеторговыми как по экспортируемой, так и особенно по импортируемой продукции. Для отдельных стран и товаров возможен и допустим более высокий уровень экспортной цены по сравнению с внутренней, поскольку создаются дополнительные стимулы для вывоза товаров.

Такая ситуация долгое время  была типичной для нашей страны, когда дешевое сырье и рабочая сила, регулирование внутренних цен позволяли осуществлять эффективные внешнеторговые сделки.

В целом в международной  торговле тенденция превышения уровня внутренних цен над внешнеторговыми  по экспортируемым товарам выступает в сглаженной форме, так как при экспорте развитые страны, стимулируя вывоз продукции, максимально уменьшают барьеры между внутренним и внешним рынками.

Превышение импортных  цен над внутренними может  иметь место лишь в редких случаях, например, в условиях дефицита товаров  либо государственного регулирования  цен в импортирующей стране, при объявлении эмбарго. В других случаях более высокий уровень импортных цен при прочих равных условиях экономически необоснован и неприемлем для любой страны, так как означает убыточность и неэффективность такого импорта.

Формирование внешнеторговых цен на более низком уровне по сравнению  с ценами внутренних рынков объясняется рядом причин.

Во-первых, поставки на мировой рынок осуществляют, как правило, наиболее конкурентоспособные компании, фирмы стран-экспортеров, т.е. производители с передовой технологией, высоким техническим и организационным уровнем производства и, соответственно, с наиболее низкими затратами.

Во-вторых, в мировой торговле имеет место более острая, чем на внутренних рынках конкуренция, которая действует в направлении снижения цен товаров основных поставщиков.

В-третьих, увеличение масштабов сбыта за счет внешней торговли позволяет экспортерам шире использовать скидки с цен за увеличение количества и объемов партий реализуемых товаров.

Четвертой причиной более низкого уровня цен мирового рынка по сравнению с внутренними является использование странами различных форм стимулирования экспорта. Производители с более низкими в масштабах национального хозяйства затратами, получая экспортные субсидии, переориентируются с внутреннего рынка на мировой.

В результате на внутреннем рынке остаются производители с  более высокими затратами. Одновременно сокращается предложение товаров  на внутреннем рынке, что в совокупности приводит к формированию относительно высоких внутренних цен.

Примечательно, что формирование более высокого по сравнению с мировой торговлей уровня цен на внутренних рынках характерно для стран независимо от уровня их развития. Страна может в целом по национальному хозяйству опережать среднемировой уровень развития и, тем не менее, цены на внутреннем рынке данной страны будут выше ее экспортно-импортных цен.

Объяснить такое положение  можно тем, что для соотношения внутренних и внешнеторговых цен важен не абсолютный уровень развития и, следовательно, не абсолютные средненациональные затраты на производство продукции, поступающей в каналы внешней торговли.

Определяющее значение имеют  сравнительные национальные издержки на производство товаров в отдельных отраслях национального хозяйства, прежде всего сравнительный уровень затрат по экспортируемой и импортируемой продукции. Именно принцип сравнительных издержек лежит при нормальных условиях хозяйствования в основе участия любой страны в международной торговле.

Действие принципа сравнительных  издержек позволяет при прочих равных условиях (отсутствие неэквивалентного обмена, внеэкономического принуждения и т.д.) получать выгоды от участия в мировой торговле даже странам, которые по общему уровню развития уступают среднемировым параметрам.

Даже при таком положении  страна, основываясь на разнице среднего уровня затрат, с одной стороны, по экспортируемой, с другой, импортируемой  продукции, может получать выгоду от международного обмена, которая возникает в связи с вывозом продукции наиболее эффективных, с низкими затратами в ее национальных условиях отраслей и ввозом товаров, собственное производство которых дороже импорта.

На формирование внешнеторговых цен и складывающихся пропорций  между ними и внутренними ценами, интенсивность товарных потоков  влияют отличия в уровнях экономического развития и жизни населения, структурах экономики разных стран. Сравнение  цен по отдельным товарным группам  в разных странах дает возможность проследить следующие закономерности. Различия в пропорциях цен между странами с высоким и низким уровнями экономического развития (что характеризуется показателем валового внутреннего продукта на душу населения) весьма значительны. Продукты питания, одежда и обувь, бытовые приборы являются относительно дорогостоящими в менее развитых странах с низким уровнем доходов населения. Жилье, топливо и энергия, медицинское обслуживание, досуг и образование имеют более высокие цены в странах с высоким уровнем экономического развития и доходов населения.

Как оптовые, так и розничные  цены формируются под влиянием включения в них различной доли налогов для покрытия расходов в отраслях, связанных с удовлетворением национально-государственных интересов (науки, образования, здравоохранения и др.).

В странах, где используется страховая медицина и платное образование, на финансирование непроизводственной сферы не требуется значительных налоговых изъятий. В цены товаров закладываются меньшие расходы на воспроизводство непроизводственной сферы, чем в цены тех же товаров в странах с бесплатными образованием и здравоохранением.

Поэтому сохранение таких  норм социальной защиты неизбежно определяет относительно более высокий уровень  внутренних цен товаров, обусловленный  менее эффективной распределительной  системой, по сравнению с ценами в других государствах.

4.Взаимообусловленность внутренних и внешнеторговых цен

Важное значение для установления особенностей механизма формирования цен на экспортируемые и импортируемые товары имеет анализ связей этих цен с внутренними ценами стран. Эта связь носит двусторонний характер: внешнеторговые цены влияют на внутренние, а внутренние — на внешнеторговые.

Мировой рынок формируется  на базе взаимодействия национальных рынков стран-участниц мировой торговли. Характерной особенностью взаимодействия внутренних и внешнеторговых цен выступает расхождение их уровней.

Это расхождение обусловливается следующими причинами: обособленностью внутренних рынков от мирового; торгово-экономическими особенностями мирового рынка по сравнению с товарным обменом в рамках отдельных стран.

Обособленность внутренних рынков состоит в том, что между ними и мировой торговлей существуют экономические границы в форме тарифных и нетарифных барьеров (пошлины, пограничные налоги, компенсационные сборы, субсидии, амортизационные, налоговые, транспортные, кредитные и прочие льготы). Они обусловливают различия в нормах прибыли и уровне затрат в ценах товаров внутренней и международной торговли.

Чем сильнее степень обособления  национальных рынков от мирового, тем  слабее связь между процессами ценообразования, которые протекают на этих рынках, и тем больше различия в уровнях  внутренних и внешнеторговых цен.

Теоретически и практически  можно выделить три типа таких обособлений: полная замкнутость внутренних рынков; частичное обособление; свободное движение товаров между внутренним и мировым рынками.

Характер и степень  обособления оказывают существенное влияние на цены. При полном обособлении  национального рынка от мировой торговли, проявляющемся в отсутствии движения товаров между ними, ценообразование на внутреннем рынке определяется внутренними затратами и основой цен служат национальные затраты труда.

Обратная ситуация может  возникать в условиях, когда внутренний рынок не отделен от мирового. В  этом случае при отсутствии тарифных и нетарифных барьеров внутренняя торговля сливается с мировой, хотя это и нетипично, поскольку государства в той или иной мере защищают национальную экономику.

На практике чаще всего  встречается частичное, неполное обособление, при котором процессы ценообразования  на внутреннем и мировом рынках протекают во взаимодействии. Такое взаимодействие осуществляется по каналам экспорта и импорта.

Рассматривая степень  взаимодействия внутренних цен и  цен мировой торговли, следует  отметить, что цены мировой торговли с большей силой влияют на внутренние цены, чем внутренние на мировые. Цены мировой торговли воздействуют через  импорт на увеличение предложения товаров  в рамках национального рынка и действуют в направлении снижения внутренних цен.

Внутренние цены влияют на цены мировой торговли, прежде всего  размерами обращающейся на мировом  рынке товарной массы, т.е. предложением. Масштабы такого влияния зависят  от доли экспорта определенного товара данной страны в общемировом объеме экспорта. Кроме того, экспорт может снижать предложение и увеличивать спрос на товары национального производства и таким образом способствовать повышению внутренних цен.

На соотношение внутренних цен и цен мировой торговли оказывают влияние направление, размеры и характер тарифных и  нетарифных барьеров, которые не одинаковы  в разных странах по товарам, а  также по экспорту и импорту. Однако для их совокупного влияния характерна одна закономерность: чем больше степень  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, тем значительнее отклонение внутренних цен от цен мировой  торговли. Это обусловлено тем, что  на внутренние цены введение и увеличение внешнеторговых барьеров при ввозе  в страну товаров действует в  направлении их повышения, а при  ввозе – понижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мировая цена - результат  экономического взаимодействия спроса и предложения на мировом рынке, выраженный в твердой валюте.

При анализе процессов, связанных  с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние  на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен  зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи  товара, какие нет, каков уровень  доходов, прибыли и куда будут, и  будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для  дальнейшего расширения внешнеэкономической  деятельности (ВЭД).

В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в  международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или  услугу, и которую готов заплатить  за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название “ценообразующих факторов”.

В рыночной экономике процесс  ценообразования в торговле между  внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы  поведения на рынке экспортера и  импортера. Однако данные постулаты  требуют поправок в зависимости  от типа рынка. Главным критерием  классификации типов рынков, в  том числе и мировых, является характер и степень свободы конкуренции.

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Бабин, Э.П. Внешнеэкономическая политика: Учеб. пособие / Э.П. Бабин, Т.М. Исаченко. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.
  2. Гордеев, В.В. Мировая экономика и проблемы глобализации: Учебное пособие / В.В. Гордеев. – М.: Высш. шк., 2008.
  3. Гурова, И.П. Мировая экономика: учебник. / И.П. Гурова. – М.: Омега-Л, 2007.
  4. Киреев, А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. 1. международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. / А.П. Киреев. – М.: Междунар. отношения, 2008.
  5. Ломакин, В.К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/В.К. Ломакин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  6. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. / Е.Ф. Жуков, Т.И, Капаева и др. под редакцией проф. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2009.
  7. Миклашевская, Н.А., ХолоповА.В. Международная экономика: Учебник / Под общ. Ред. д.э.н, проф. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008.
  8. Мировая экономика: учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2007.
  9. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / под ред. Ю.А. Щербанина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  10. Фомичев, В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009
  11. Цыпин, И.С., Веснин, В.Р. Мировая экономика: учебник./ И.С. Цыпнин, В.Р. Веснин. – М.: 2009.

Информация о работе Ценообразование на мировом товарном рынке