Ценообразование на мировом товарном рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

Цены и ценообразование в любой стране - это сфера особой важности, от которой в определяющей мере зависит судьба национальной экономики. Если цены не отражают рыночных реалий, то они становятся необъективными и ведут к несправедливым процессам перераспределения, а, следовательно, к социальной нестабильности, к принятию неверных решений, к формированию неэффективных макроэкономических пропорций и, в конечном счете, к снижению эффективности и конкурентоспособности экономики.

Оглавление

Введение
1.Ценообразование на мировом товарном рынке. Сущность цен мирового товарного рынка
2.Виды цен мирового товарного рынка и их классификация
3. Особенности формирования цен мирового рынка
4.Взаимообусловленность внутренних и внешнеторговых цен
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по мир. эк..docx

— 52.94 Кб (Скачать)

Расчетные цены применяются  при определении внешнеторгового  оборота, установлении соотношений  между экспортными и внутренними ценами и т.д. Некоторые считают, что эти цены нельзя отнести к мировым.

Другой вид расчетных  цен - это расчетные цены поставщика, которые применяются в контрактах на нестандартное специальное оборудование, производимое, как правило, по индивидуальным заказам. Расчетные цены по узкому кругу товаров публикуются статистическим ежемесячником ООН . Кроме того, на отдельные виды товаров они публикуются в отраслевой печати.

Цены фактических сделок - это цены, которые можно получить по специальным каналам (счетам, контрактам). Они наиболее соответствуют реальным рыночным ценам. Однако получение информации по этим ценам затруднено, в связи с коммерческой тайной фирм, а также трудностями сбора, обработки и публикации данных из-за значительной дифференциации цен в соответствии с качеством товаров, условиями их поставки, платежа, расчетов.

3. Особенности формирования цен мирового рынка

При анализе процессов, связанных  с ценообразованием на мировых товарных рынках, необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики  ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название "ценообразующих факторов". По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

Общеэкономические, т. е. действующие  независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:

  • экономический цикл;
  • состояние совокупного спроса и предложения;
  • инфляция.

Конкретно экономические, т. е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:

  • издержки;
  • прибыль;
  • налоги и сборы;
  • предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;

Потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

Специфические, т. е. действующие  только в отношении некоторых  видов товаров и услуг:

  • сезонность;
  • эксплуатационные расходы;
  • комплектность;
  • гарантии и условия сервиса.

Специальные, т. е. связанные  с действием особых механизмов и  экономических инструментов:

  • государственное регулирование;
  • валютный курс.

Внеэкономические - политические; военные.

Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс  ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать  и действие перечисленных выше групп  ценообразующих факторов. Взять, к примеру, спрос и предложение. Известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель - продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного "ценового стресса", Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие "мировой товарный рынок" означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т. д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего, естественно относится состояние спроса и предложения. Практически на цену предлагаемого товара влияет: в платежеспособный спрос покупателя данного товара, т. е. попросту говоря, наличие денег:

  • объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель;
  • полезность товара и его потребительские свойства.

На стороне предложения, составляющие ценообразующие факторы:

  • количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
  • издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
  • цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета  и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические.

На мировом рынке возможны случаи "искажения соотношения  спроса и предложения". В случае громадного спроса на товар может  возникнуть ситуация, при которой  на рынок будет выброшен товар, произведенный  в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет  какое-то время определять мировую  цену и которая наверняка будет  весьма высокой. И наоборот, нередко  предложение значительно превышает  спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной  торговли, условия производства в  которых наилучшие, а цены ниже. (В  данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой-либо стране является крупнейшим поставщиком  этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными державами).

При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в  них с учетом позиций отдельных  сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия "цены продавца", т. е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и "цены покупателя", т. е. принимаемые и  уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, "рынок продавца", на котором  из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и "рынок покупателя", на котором  из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части  цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что  находит отражение в ценах. А  это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень  серьезные ошибки.

В последние два-три десятилетия  важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой  торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком  какого-либо товара импортеру или  конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническое  обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные  с продвижением, реализацией и  использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных  условиях, в период развития высоких  технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость  услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процентную долю в цене поставки.

Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование  качественных характеристик товара, с другой стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых  технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т. н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т. д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижаются.

При анализе цен следует  учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международных  экономических отношений имеет  определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены, как правило, не повышаются. И наоборот, в стадии подъема в  связи с превышением спроса над  предложением, цены возрастают. (Хотя и  то, и другое распространяется на международную  торговлю замедленно; в зависимости  от сферы и глубины этих явлений, и тем более на фазе кризиса  и подъема). Необходимо отметить, что  в зависимости от вида товаров  и товарных групп динамика изменения  цен отличается. Так, при изменении  конъюнктуры наиболее резко и  быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция  производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее "реакция цен" на продукцию машиностроительного  комплекса.

Протяженность мирового рынка  значительно больше, чем всех других рынков. По существу он охватывает весь мир. В связи с этим территориальная  дифференциация цен мировой торговли намного шире, а различия в ценах  одного и того же товара в разных пунктах мирового рынка могут достигать больших размеров.

По массовым транспортоемким  товарам (строительные материалы, минеральное и сельскохозяйственное сырье и др.) сфера мирового рынка распадается на отдельные территориальные рынки, которые в связи с большими расстояниями между ними, а, следовательно, и высокими транспортными расходами по перевозке товаров от одного рынка к другому становятся обособленными.

Цены таких обособленных рынков обычно не связаны между собой  и формируются под влиянием региональных факторов. Стоимость транспортировки  товара между ними может значительно  превышать существующую разницу в ценах. Например, цены на энергетический уголь определяются условиями его добычи в различных регионах мира и колеблются в довольно широком диапазоне.

В этой связи обращают на себя внимание такие две противоположные тенденции, характерные для мировой экономики, как глобализация рынков и образование региональных экономических блоков. Выход на мировой рынок требует огромных затрат, поэтому страны, близкие экономически и географически, стремятся объединить свои рынки с целью гарантированной прибыли3.

Убедительным свидетельством такого процесса выступает ЕС, открытие рынков, между странами которого способствует экономическому и политическому  сближению. Гораздо рискованнее европейским экспортерам искать прибыль, например, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, и поэтому на смену поисков далеких партнеров приходит налаживание товарообмена между близкими странами.

Тенденции к регионализму в международном сотрудничестве неизбежны не только в развитых странах, где, например, на долю стран ЕС приходится более четверти мировой торговли, но и в Восточной Европе. Эта тенденция характерна и для стран СНГ.

Отличительной чертой мирового рынка является его крайняя разветвленность, неоднородность структуры. В мировой торговле существуют отдельные, относительно обособленные каналы движения товаров от производителей к потребителям, которые обусловливают существование разных цен на одинаковую продукцию. К таким каналам относятся сфера биржевого товарооборота, свободные сделки в рамках разовых контрактов, аукционная торговля, торги, обмен внутри транснациональных корпораций, поставки по программам помощи или специальным межправительственным соглашениям, торговля в пределах международных торговых соглашений, товарооборот на основе долгосрочных контрактов и т.д.

Особенности мирового рынка  влияют на цены международной торговли и их взаимосвязь с внутренними ценами разно направленно.

 С одной стороны, открытый характер, широта товарной номенклатуры и разнообразие каналов товародвижения создают условия для более острой конкурентной борьбы, что действует в направлении выравнивания этих цен и формирования относительно низкого их уровня.

С другой стороны, территориальная протяженность мирового рынка, регионализм и множественность обслуживающих его валют, наоборот, затрудняют выравнивание цен как непосредственно на мировом рынке, так и между мировыми и внутренними рынками различных стран.

Информация о работе Ценообразование на мировом товарном рынке