Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:07, контрольная работа
Цены и ценообразование в любой стране - это сфера особой важности, от которой в определяющей мере зависит судьба национальной экономики. Если цены не отражают рыночных реалий, то они становятся необъективными и ведут к несправедливым процессам перераспределения, а, следовательно, к социальной нестабильности, к принятию неверных решений, к формированию неэффективных макроэкономических пропорций и, в конечном счете, к снижению эффективности и конкурентоспособности экономики.
Введение
1.Ценообразование на мировом товарном рынке. Сущность цен мирового товарного рынка
2.Виды цен мирового товарного рынка и их классификация
3. Особенности формирования цен мирового рынка
4.Взаимообусловленность внутренних и внешнеторговых цен
Заключение
Список литературы
Расчетные цены применяются
при определении
Другой вид расчетных цен - это расчетные цены поставщика, которые применяются в контрактах на нестандартное специальное оборудование, производимое, как правило, по индивидуальным заказам. Расчетные цены по узкому кругу товаров публикуются статистическим ежемесячником ООН . Кроме того, на отдельные виды товаров они публикуются в отраслевой печати.
Цены фактических сделок - это цены, которые можно получить по специальным каналам (счетам, контрактам). Они наиболее соответствуют реальным рыночным ценам. Однако получение информации по этим ценам затруднено, в связи с коммерческой тайной фирм, а также трудностями сбора, обработки и публикации данных из-за значительной дифференциации цен в соответствии с качеством товаров, условиями их поставки, платежа, расчетов.
3. Особенности формирования цен мирового рынка
При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках, необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название "ценообразующих факторов". По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.
Общеэкономические, т. е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:
Конкретно экономические, т. е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:
Потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.
Специфические, т. е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:
Специальные, т. е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:
Внеэкономические - политические; военные.
Как отмечалось выше, цены определяются
условиями конкуренции, состоянием
и соотношением спроса и предложения.
Однако на международном рынке процесс
ценообразования имеет
На стороне предложения, составляющие ценообразующие факторы:
Общим фактором является замещаемость
предлагаемого к реализации товара
другим, удовлетворяющим покупателя.
На уровень мировых цен
На мировом рынке возможны
случаи "искажения соотношения
спроса и предложения". В случае
громадного спроса на товар может
возникнуть ситуация, при которой
на рынок будет выброшен товар, произведенный
в наихудших условиях по национальной
цене, которая по существу и будет
какое-то время определять мировую
цену и которая наверняка будет
весьма высокой. И наоборот, нередко
предложение значительно
При работе с ценами рынка,
в том числе внешнеторговыми,
следует учитывать различия в
них с учетом позиций отдельных
сторон и рыночной ситуации. Во-первых,
существуют понятия "цены продавца",
т. е. предлагаемые продавцом, а значит,
относительно более высокие, и "цены
покупателя", т. е. принимаемые и
уплачиваемые покупателем, а значит,
относительно более низкие. Во-вторых,
в зависимости от рыночной конъюнктуры,
"рынок продавца", на котором
из-за преобладания спроса коммерческие
показатели и цены диктует продавец
и "рынок покупателя", на котором
из-за преобладания предложения господствует
покупатель и ситуация в части
цен противоположная. Но эта рыночная
ситуация все время изменяется, что
находит отражение в ценах. А
это значит, что она должна быть
предметом постоянного
В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процентную долю в цене поставки.
Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование качественных характеристик товара, с другой стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т. н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т. д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижаются.
При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены, как правило, не повышаются. И наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением, цены возрастают. (Хотя и то, и другое распространяется на международную торговлю замедленно; в зависимости от сферы и глубины этих явлений, и тем более на фазе кризиса и подъема). Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее "реакция цен" на продукцию машиностроительного комплекса.
Протяженность мирового рынка значительно больше, чем всех других рынков. По существу он охватывает весь мир. В связи с этим территориальная дифференциация цен мировой торговли намного шире, а различия в ценах одного и того же товара в разных пунктах мирового рынка могут достигать больших размеров.
По массовым транспортоемким товарам (строительные материалы, минеральное и сельскохозяйственное сырье и др.) сфера мирового рынка распадается на отдельные территориальные рынки, которые в связи с большими расстояниями между ними, а, следовательно, и высокими транспортными расходами по перевозке товаров от одного рынка к другому становятся обособленными.
Цены таких обособленных рынков обычно не связаны между собой и формируются под влиянием региональных факторов. Стоимость транспортировки товара между ними может значительно превышать существующую разницу в ценах. Например, цены на энергетический уголь определяются условиями его добычи в различных регионах мира и колеблются в довольно широком диапазоне.
В этой связи обращают на себя внимание такие две противоположные тенденции, характерные для мировой экономики, как глобализация рынков и образование региональных экономических блоков. Выход на мировой рынок требует огромных затрат, поэтому страны, близкие экономически и географически, стремятся объединить свои рынки с целью гарантированной прибыли3.
Убедительным свидетельством такого процесса выступает ЕС, открытие рынков, между странами которого способствует экономическому и политическому сближению. Гораздо рискованнее европейским экспортерам искать прибыль, например, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, и поэтому на смену поисков далеких партнеров приходит налаживание товарообмена между близкими странами.
Тенденции к регионализму в международном сотрудничестве неизбежны не только в развитых странах, где, например, на долю стран ЕС приходится более четверти мировой торговли, но и в Восточной Европе. Эта тенденция характерна и для стран СНГ.
Отличительной чертой мирового рынка является его крайняя разветвленность, неоднородность структуры. В мировой торговле существуют отдельные, относительно обособленные каналы движения товаров от производителей к потребителям, которые обусловливают существование разных цен на одинаковую продукцию. К таким каналам относятся сфера биржевого товарооборота, свободные сделки в рамках разовых контрактов, аукционная торговля, торги, обмен внутри транснациональных корпораций, поставки по программам помощи или специальным межправительственным соглашениям, торговля в пределах международных торговых соглашений, товарооборот на основе долгосрочных контрактов и т.д.
Особенности мирового рынка влияют на цены международной торговли и их взаимосвязь с внутренними ценами разно направленно.
С одной стороны, открытый характер, широта товарной номенклатуры и разнообразие каналов товародвижения создают условия для более острой конкурентной борьбы, что действует в направлении выравнивания этих цен и формирования относительно низкого их уровня.
С другой стороны, территориальная протяженность мирового рынка, регионализм и множественность обслуживающих его валют, наоборот, затрудняют выравнивание цен как непосредственно на мировом рынке, так и между мировыми и внутренними рынками различных стран.
Информация о работе Ценообразование на мировом товарном рынке