Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:00, реферат
Целью данной контрольной работы изучить развитие и роль Бразилии в международных экономических отношениях.
Задачи можно выделить:
1.Охарактеризовать особенности экономического развития;
2.Рассмотреть этапы экономического развития
3.Изучить основные черты социально – экономической структуры
4.Обозначить внешнеэкономические связи Бразилии
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
1.Особенности экономического развития…………………………
2.Этапы экономического развития…………………………………
3.Основные черты социально – экономической структуры………..
4.Внешнеэкономические связи Бразилии……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………
2. Этапы экономического развития
История независимой Бразилии, бывшей португальской колонии, берет начало с 1822 г. До конца 30-х годов XX столетия она развивалась как сырьевой придаток ведущих западных стран. Только в 1940 г. доля обрабатывающей промышленности в национальном доходе достигла 10%. Мировой экономический и финансовый кризис 30-х годов, сопровождавшийся оттоком капитала, во многом подорвал позиции латифундизма. Он вызвал сокращение фонда сбережений и обусловил необходимость мобилизации внутренних ресурсов, что привело к расширению национальной базы промышленного развития. Крах мирового рынка кофе означал, что экспортный сектор не может служить двигателем экономического роста.
1. Период 30—40-х годов ознаменовался серьезными структурными изменениями в хозяйстве. Однако машинное производство полностью не охватило даже сферу изготовления орудий труда, технический уровень оставался низким. Экономическое развитие основывалось на индустриализации в рамках политики импортозамещения. Укреплялись позиции государства как предпринимателя в отраслях промышленности и в сфере услуг. Все это привело к относительному ослаблению позиций иностранного капитала. Если в 1929 г. под его контролем находилось 23% функционирующего в стране капитала, то в 1950 г. — только 7,5%.
2. С 50-х годов отмечается новый период в развитии бразильского хозяйства. Тогда начала проводиться целенаправленная политика индустриализации. Роль импортных товаров резко сократилась в результате уменьшения экспортных доходов от кофе. Были введены многочисленные внешнеторговые барьеры, цены на доминировавшие на внутреннем рынке отечественные товары нередко были ниже, чем на американские. Тарифные сборы не только защищали внутренний рынок, но и преследовали цели увеличения государственных доходов.
За 1949—1964 гг. доля импортных товаров обрабатывающей промышленности сократилась с 19 до 4,2% внутреннего потребления.
На втором этапе индустриализация охватила производство предметов потребления длительного пользования. Методы крупного машинного производства заняли ведущее место. Произошло укрепление товарно-денежных отношений. Развитию внутреннего рынка способствовала стагнация экспортного сектора. Среднегодовой темп экспорта за 1947—1963 гг. составлял 1,2%. Усилились государственный сектор и внешнеэкономическое регулирование. Была установлена государственная монополия на нефтедобычу и нефтепереработку, а также на транспортировку нефти и нефтепродуктов. Застойное состояние экспортной торговли сдерживало ввоз промышленного оборудования.
Во
второй половине 50-х годов усилился
приток иностранного капитала. Отчасти
это было связано с завершением
структурной перестройки и
Темпы экономического роста возросли: 1947—1957 гг. — 6,4%, 1957—1961 гг. — 8,3% в год. Одновременно быстро нарастала внутренняя и внешняя задолженность. Дефицитное финансирование стало характерной чертой бразильского хозяйственного развития.
3. Очередной этап экономического развития и включения бразильского хозяйства в мирохозяйственные связи начался после военного переворота 1964 г. и установления в стране военной диктатуры. В основу экономической стратегии была положена концепция «национальной безопасности и развития», ставившая целью превращение Бразилии к 2000 г. в великую индустриальную державу. Предусматривалось достижение высоких темпов экономического роста за счет перераспределения национального дохода, повышения нормы накопления при тесном сотрудничестве государства, национального и иностранного капиталов. Привлечение иностранного ссудного и предпринимательского капиталов шло под лозунгом «прагматичного национализма». Идеологические аспекты были нацелены на мобилизацию единства нации в интересах достижения великой цели.
В обеспечении экономического роста важная роль отводилась государству, на долю которого приходилось свыше 50% всех капиталовложений. Госсектор концентрировался в базовых, инфраструктурных отраслях и в добывающей промышленности. За национальным капиталом оставались традиционные отрасли, а за иностранным — современные и наиболее прибыльные. При этом государство осуществляло контроль за отраслями, занимающими стратегическое положение в хозяйстве страны. Оно контролировало отношения между трудом и капиталом, результатом чего явилось усиление поляризации населения. Разрывы в доходах возросли.
Внешнеэкономическая политика после военного переворота была направлена на стимулирование экспорта и либерализацию импорта. Содействие экспортной торговле включало установление «реалистической» учетной ставки, финансовую и кредитную поддержку, упрощение таможенных процедур. Это способствовало повышению темпов прироста экспорта — свыше 22% в 70-е годы и 38% для обработанных товаров. Экспорт превратился в двигатель экономического роста.
Темп прироста ВВП за 1968— 1978 гг. превысил 9% («бразильское чудо»). Импортная торговля увеличивалась быстрее экспорта.
В возрастающих масштабах привлекался иностранный капитал. Бразильское правительство стремилось нивелировать последствия нефтяного шока 1974 г. массированным притоком зарубежного ссудного капитала. Увеличение внешних займов было связано также с модернизацией инфраструктурных отраслей, которая требовала больших затрат. Преобладающая часть внешних кредитов была получена крупнейшими государственными компаниями и в меньшей степени — филиалами ТНК.
Ключевым
элементом хозяйственной жизни
этого периода явилось
4. Начало следующего этапа экономического развития связано с кризисом внешней задолженности. Общеэкономический и долговой кризис Бразилии приобрел глубокий структурный характер и привел к изменению условий воспроизводства в стране и характера участия в МРТ. Долговой кризис показал сильную зависимость Бразилии от промышленно развитых стран. Практика 80—90-х годов по урегулированию внешней задолженности показала, что даже страна с крупным экономическим потенциалом не смогла поддерживать высокий экономический рост и одновременно обслуживать огромный внешний долг.
80-е
годы характеризовались
Семь лет происходило сокращение ВВП на душу населения.
5. В 90-е годы модель развития экономики вновь была изменена, что определялось снижением роли государства как предпринимателя и внедрением открытой внешнеэкономической стратегии. Частный капитал получил доступ в инфраструктурные и горнодобывающие отрасли. Прошла либерализация внешнеэкономической сферы. Средний тариф был снижен с 52% в 1990 г. до 14% в 1994 г. (1986 г. — свыше 100%), пересмотрены многие другие ограничения импорта. Государственные компании, которые способствовали «экономическому чуду» 60—70-х годов, стали рассматриваться как препятствия на пути развития. Многие крупнейшие государственные компании были приватизированы, в том числе горнодобывающий гигант «Компания Вале до Рио Досе» (КВРД), «Бразилия телеком». В пользу приватизации государственного сектора оказывалось давление со стороны США и международных финансовых организаций. На первом этапе приватизации приток в казну средств был невелик, в большинстве случаев применялась схема обмена акций предприятий на различные долговые обязательства государства.
Бразилия
в 90-е годы восстановила свои позиции
в мировом хозяйстве, ослабленные
в предыдущем десятилетии. Невысокий
уровень национальных сбережений и
капиталовложений, их замедленный рост
представляют один из тормозов экономического
развития. Либерализация
Денежно-кредитная
ситуация отличалась неустойчивостью,
высокими процентными ставками, оттоком
капитала, высоким уровнем задолженности.
Все это давало возможность спекулятивных
давлений и возникновения финансовых
кризисов.
Общая характеристика. Ряд черт хозяйственного механизма, включающего социальную структуру хозяйства, имеет много общего с другими странами Латинской Америки. Это позволяет определять его как латиноамериканскую модель.
По процессу развития товарно-денежных отношений и этапам хозяйственного развития Бразилия существенно отличается от классической модели западно-европейских стран. Возникшая под влиянием позднего португальского феодализма бразильская экономика с самого начала складывалась разнородно, включая колониальное рабство, бывшее фактором первоначального накопления капитала. Здесь возникло крупное плантационное хозяйство, полностью ориентированное на экспорт. Характерной чертой этого хозяйства была монокультурность, которая предопределила его зависимость от мирового рынка и господствующих на нем крупнейших компаний ведущих стран.
Особенности структуры частного сектора. Сложившаяся в стране структура предпринимательства неоднородна. В частном предпринимательском секторе одни хозяйственные объединения возникли на основе теснейшего сотрудничества с государством или приватизации, другие представляют иностранный капитал. По масштабам производства ведущее положение занимают мелкие предприятия с числом занятых до 100 человек и крупные — соответственно 24,4 и 32,2%.
При этом доля мельчайших предприятий с числом занятых до 10 человек сократилась, а число средних (200—499 человек) поднялась с 16% до 21% за 1960— 1985 гг.
Концентрация производства в промышленности на уровне компаний значительно выше, чем на уровне предприятий. Здесь сложились довольно мощные промышленно-финансовые группы, которые можно разделить по национальной принадлежности капитала. В начале 80-х годов удельный вес национальных по капиталу групп был относительно небольшой — 16% среди крупнейших 102. 37% приходилось на иностранные и 47% — на ассоциированные.
Усиление
позиций «ассоциированных»
Таблица 32.3
Социальная
структура бразильской
добавленная стоимость, %
Предприятия
по числу занятых |
1970 |
1980 |
1985 |
1—4 | 1,8 | 1,6 | 1,0 |
5—19 | 8,9 | 6,5 | 4,9 |
20—49 | 10,2 | 10,4 | 8,1 |
50—99 | 10,7 | 12,1 | 10,4 |
100—199 | 18,3 | 22,2 | 22,0 |
200—499 | 15,7 | 14,9 | 21,4 |
500 и более | 34,4 | 27,3 | 32,2 |