Система международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:44, контрольная работа

Краткое описание

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

Оглавление

Введение
1. Понятие «международные отношения», их компоненты и уровни
2. Процесс глобализации и регионализации в мировой политике
3. Место государства и его политика на мировой арене
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

К.р. политология.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  дисциплине: Политология 
 

Тема: Система международных  отношений 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание

Введение 3
1. Понятие  «международные отношения», их компоненты  и уровни 4
2. Процесс  глобализации и регионализации в мировой политике 9
3. Место  государства и его политика  на мировой арене 14
Заключение 20
Список  использованной литературы 21

 
 
 

 

Введение

      На  основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

     В последние десятилетия международная  жизнь значительно усложнилась  и одновременно приобрела необычайно динамичный характер. Резко усилилось  ее воздействие на внутреннее развитие любой страны. Состояние международных отношений, характерной чертой которых является рост взаимосвязи и взаимозависимости в мире, стало играть важную роль в решении ключевых, основополагающих проблем, стоящих перед человечеством.

      Наиболее  вашими участниками международных  отношений являются государства, играющие ведущую и наиболее динамичную роль. Именно государства, а точнее межгосударственные отношения, в первую очередь определяют характер, климат и направление развития международных отношений. Цель межгосударственных отношений - создать наиболее выгодные условия функционирования и развития самих государств. Разумеется, – межгосударственные отношения могут затрагивать самые различные сферы: политическую, экономическую, культурную и т.д. При этом внутри каждой сферы возможно выделение определенных подвидов отношений: например, в политической сфере - дипломатические и военные отношения, в . экономической - торговые и т.д.

Результатом межгосударственных отношений могут  стать и становятся объединения  государств на основе норм международного права.

      Целью данной контрольной работы является анализ системы международных отношений, выявление места России в системе международных отношений. 
 
 

 

1. Понятие «международные  отношения», их компоненты  и уровни

      Международные отношения как совокупность интеграционных связей между государствами, межгосударственными организациями, партиями, частными лицами разных государств есть та среда, где реализуются принципы внешней и международной политики.

      Политология призвана проанализировать основные параметры  и критерии определения международных отношений как единой системы со своими особыми системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Можно сказать, что система международных отношений – это совокупность составляющих ее элементов, между которыми существуют устойчивые связи, зависимости, отношения. Главными объектами международных отношений являются прежде всего суверенные национальные государства. Именно государство имеет реальные властные полномочия осуществлять внешнюю политику, выступать в качестве субъекта отношений с другими государствами, заключать межгосударственные договоры и соглашения, объявлять войну и заключать мир и т.д.

      Немаловажное  место занимают также группы государств, всемирные и региональные организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Европейский Союз (ЕС), Организация Американских государств (ОАГ), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Организация Африканского единства (ОАЕ), Организация "Исламская конференция" (ОИК) и др. Следует отметить, что число таких организаций постоянно растет, а функции существующих организаций расширяются. Так, еще в 1948 г. быта создана специальная организация ООН ЮНЕСКО, занимающаяся проблемами развития культуры и науки. В 1972 г. создана еще одна специальная организация ООН – ЮНЕП, задачами которой являются разработка и осуществление мер по сохранению среды обитания. Важную роль играют международные организации 8 решении проблем сырья и энергетики (например, ОПЕК). Особое место занимает Международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ), призванное предотвратить распространение ядерного оружия и сохранить развитие атомной энергии в мирных целях1.

      Международные организации относятся к числу  наиболее развитых и разнообразных  механизмов упорядочения международной  жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития.

      Неправительственные организаций могут поднимать вопросы, которые не затрагиваются деятельностью правительств; собирать, обрабатывать и распространять информацию о международных проблемах, требующих общественного внимания; инициировать конкретные подходы к их решению и побуждать правительства к заключению соответствующих соглашений; осуществлять наблюдение за деятельностью правительств в тех или иных сферах международной жизни и выполнением государствами взятых на себя обязательств; мобилизовывать общественное мнение и способствовать возникновению чувства причастности "простого человека" к крупным международным проблемам.

      В последнее время активными элементами международных отношений становятся транснациональные корпорации, оказывающие  все возрастающее влияние на характер функционирования и тенденции развития международных отношений. Транснациональные корпорации во все большей степени становятся определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнить функцию международного регулятора производства и распределения продукции и даже, как считают эксперты ООН, содействовать экономической интеграции в мире.

      Система международных отношений включает также и отношения между различными народами. Очевидно, что на международные экономические и политические отношения определенное влияние могут оказывать национальные общности или национальные диаспоры, обосновавшиеся за пределами своей исторической родины.

      Диаспора  сегодня – это полновесный продукт исторической эволюции всего человечества. Многие диаспоры стали практическими проводниками влияния своей родины в странах своего пребывания. Типична ситуация, когда лидеры и активисты этнических сообществ лоббируют интересы представляемых ими групп в коридорах власти, проводят пиаровские кампании в местных СМИ, делают общеполитические заявления. Некоторые из них постепенно входят в местные слои общества, имеющие привилегированное положение и являющиеся опорой данного общественного строя, именно в качестве штатных национальных лидеров2

      Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой  категорией, как «внешняя политика». В конечном итоге международные  отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются основными участниками международных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-либо организаций.

      Внешнеполитическая  деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

      К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия — это официальная деятельность государства в лице специальных  институтов и при помощи специальных  мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.

      Экономические средства внешней политики подразумевают  использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних  политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижения далеко за свои пределы.

      К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Так, за последние 55 веков человечество жило в мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошло 14,5 тысячи войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. К косвенным военным средствам относится гонка вооружений, включающая испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозу применения силы. Например, военные расходы всего мира в последнее время составляли 1000 млрд. долларов в год, более половины ученых мира работали над созданием новых видов оружия массового поражения. К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и шпионаж. Сегодня здесь применяются новейшие достижения науки и техники, от многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особое развитие в последние десятилетия получил промышленный шпионаж.

      Пропагандистские  средства включают в себя весь арсенал  современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости — антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения3

      Важнейшие функции международных отношений:

  • сохранение и обеспечение международной безопасности – под международной безопасностью понимается такое состояние международных отношений, при котором исключаются угрозы миру, нарушение мира и акты агрессии в какой бы то ни было форме, а отношения между государствами строятся на нормах и общепризнанных принципах международного права.
  • координация усилий в решении глобальных проблем – сущность глобальных проблем заключается в том, что они в той или иной степени влияют на экономику и жизнь населения любой страны, и решение этих проблем зависит от усилий всех стран, мира. В условиях растущей взаимозависимости частная проблема одной страны или региона может постепенно перерасти в глобальную, если не находит своевременного решения.
  • утверждение норм международного права – международное право является регулятором межгосударственных отношений, только соблюдая требования международного права, можно гарантировать наиболее важные политические интересы государств, независимость, территориальную целостность и неприкосновенность границ, безопасность.

      В зависимости от степени развития и интенсивности тех или иных видов международных отношений, выделяют их различные (высокий, низкий, или средний) уровни. Однако более  плодотворным представляется определение уровней международных отношений на основе геополитического критерия: с этой точки зрения выделяются глобальный (или общепланетарный), региональные (европейский, азиатский и т.п.), субрегиональные (например, страны Карибского бассейна) уровни международного взаимодействия4. 
 

 

2. Процесс глобализации  и регионализации  в мировой политике

      Термин  глобализация был впервые употреблен в его современном значении Рональдом  Робертсоном в 1983 году. Он выдвинул концепцию формирования глобального  измерения человеческого сознания, позволяющем рассматривать политические и иные социальные процессы в глобальной системе координат.

      Глобализация (С1оЬе – земной шар), заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.

Информация о работе Система международных отношений