Система международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:44, контрольная работа

Краткое описание

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

Оглавление

Введение
1. Понятие «международные отношения», их компоненты и уровни
2. Процесс глобализации и регионализации в мировой политике
3. Место государства и его политика на мировой арене
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

К.р. политология.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

      В международной области эта тенденция  стремительно реализуется в форме взрывоопасного роста международного сотрудничества, влияния международных институтов – политических, экономических, гуманитарных, – а также создания по своей сути наднациональных органов5.

      Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция капитала, человеческих и производственных ресурсов в масштабах всей планеты, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

      В политике глобализация заключается  в ослабевании национальных государств. Глобализация способствует изменению  и сокращению суверенитета государств. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.

      В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, то есть регион оказывает все большее  влияние на состояние системы  международных отношений в качестве фактора, происходит изменение соотношения между глобальным и региональными составляющими мировой политики, а также усиливается влияние региона на дела внутри государства. Причем регионализация становится характерной не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. Наглядным примером регионализации является Европейский союз, где естественное развитие процесса регионализации привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Были созданы такие организации как Ассамблея европейских регионов, а также Комитет регионов6.

      Однако  глобализация достаточно противоречиво и неоднозначно воспринимается в мировом общественном мнении. Противников рассматриваемого мирового процесса называют антиглобалистами. Основные требования антиглобалистов связаны с ликвидацией бедности в мире, обеспечением сохранения окружающей среды, соблюдением прав человека во всем мире.

      Движение антиглобалистов в последние годы привлекло к себе пристальное внимание всего международного сообщества, стало существенным фактором мировой политики. Единого, управляемого из общего центра и преследующего одни и те же цели всемирного антиглобалистского движения в настоящее время не существует. В международном сообществе действует ряд независимых и самостоятельных общественных организаций, созданных для противостояния негативным тенденциям и последствиям процесса глобализации (например: «Международное движение за демократический контроль над финансовыми рынками и их институтами» – ATT AC)7.

      Негативные последствия глобализационных процессов в конкретной стране существенно будут зависеть от места, которое эта страна занимает в мировой экономике.

      В условиях глобализации возможно проявление разрушительного влияния центробежных сил, связанных с этим процессом, что может привести к разрыву традиционных связей внутри страны, деградации неконкурентоспособных производств, обострению социальных проблем, агрессивному проникновению чуждых данному обществу идей, ценностей, моделей поведения. В качестве проблем, потенциально способных вызвать негативные последствия от глобализационных процессов, можно назвать:

  • неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной экономики;
  • возможная деиндустриализация национальных экономик;
  • возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям;
  • возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия.

      Наиболее  болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемой мировой периферии. Основная масса  из них, участвуя в интернационализации  в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции (а некоторые из них — поставщиков деталей и узлов для современной сложной техники), оказываются во всесторонней зависимости от передовых держав.

      В настоящее время происходит переход от конфронтационного равновесия, основанного на примерном военно-политическом паритете двух систем, к новому мировому порядку. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства — так называемые «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мировой политике сильнее всего заявит о себе Китай.

      Новые тенденции в развитии международных  отношений определяют и новые  подходы в международной политике. Гибельна политика того государства, которое  пренебрегает военной силой и равновесием сил, вопросами безопасности. Но современный взаимозависимый мир дополняет эти проблемы новыми реалиями. В мировой политике меняются не только действующие лица, но и их цели. Сама национальная политика безопасности сегодня направлена в большинстве случаев на обеспечение экономического потенциала, политической стабильности, а не просто на физическое выживание в существующих национальных границах.

      Изменяющийся  контекст силовых соотношений имеет  свою стержневую основу, каковой выступает понятие «национальный интерес». Т.к. в современной мировой политике в большинстве случаев наиболее острым является не вопрос о физическом выживании, а вопрос о соучастии и взаимодействии8.

      Понятие «национальные интересы» – наиболее общее фундаментальное понятие международной политики. В самом широком смысле интересы включают весь спектр интеллектуальных, исторических, нравственных ценностей. Без учета культурно-исторических традиций и национальных ценностей понимание международной политики будет неполным. В научной литературе общественный интерес определяется как осознанные потребности субъекта или социальной общности, вытекающие из условий их существования и деятельности. В то же время интерес – это отношение потребности к условиям его реализации. Соответственно национальный интерес есть осознание и отражение коренных потребностей государства в деятельности его лидеров.

      Важнейшее условие существования любого государства – стратегия национальной безопасности, которую можно представить как защищенность от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного всестороннего прогресса общества и его граждан. Национальная безопасность определяется всем жизненным укладом человеческого сообщества, его культурными и политическими традициями, психологическим складом и исторической памятью.

      Главная задача внешней политики любого государства  – это обеспечение его внутреннего развития. Сила государства и сегодня выступает важнейшим средством обеспечения национальных интересов и достижения внешнеполитических целей. Реализуя свои собственные интересы, государства обязательно втягиваются в нравственные конфликты, поскольку осуществление интересов и целей средствами силы постоянно входит в противоречие с определенными моральными нормами, с универсальными идеалами.

      Применение  силы в международной политике, в  соперничестве государств на международной  арене сегодня опасно. Это грозит уничтожением человечества. Поэтому выход следует искать не только в разумном соотношении силовых и балансирующих интересов, но и в нравственности политики9. 

 

3. Место государства  и его политика  на мировой арене

      Роль  страны в составе мирового сообщества государств определяется ее экономическим, научно-техническим, военным, культурным потенциалами. Глубинным основанием международной роли страны является ее геополитическое положение. Геополитическое положение страны связано с особенностями ее расположения на географической карте мира, размером территории, наличием природных ресурсов, климатическими условиями, плодородием и состоянием почв, численностью и плотностью населения, с протяженностью, удобностью и обустроенностью границ. Особое значение имеет наличие или отсутствие выходов в Мировой океан, легкость или, наоборот, затрудненность таких выходов, а также среднее расстояние от основных центров страны до морского побережья. Политический аспект понятия геополитического положения наиболее ярко проявляется в отношении (дружественном или недружественном) к данной стране со стороны других стран мирового сообщества, в уровне ее международного авторитета.

      Процесс становления внешней политики России происходит на фоне динамичных, глобальных трансформаций, формулирующих мировой порядок. Современные международные отношения имеют как межгосударственный, так и транснациональный характер.

      Государства современного мира обычно делят на три группы:

  1. Великие державы.
  2. Государства – региональные лидеры.
  3. Малые государства.

     Великие державы – государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных и международно-правовых отношений. После Второй мировой войны великими державами формально считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: РФ (до 25 декабря 1991 г. - СССР), США, Великобритания, Франция и Китай. Современный статус великой державы не противоречит принципу суверенного равенства государств, а представляет собой политико-правовое отражение их реальной роли в международной жизни. Особое положение великой державы, закрепленное в Уставе ООН, формально объясняется лежащей на них главной ответственностью за поддержание мира и всеобщей безопасности. Соответственно вытекающим из этой ответственности обязанностям великие державы наделены особым правом, воплощенным в принципе единогласия этих стран в Совете Безопасности ООН. В постбиполярной системе международных отношений все более заметную роль начинают играть КНР, Индия, Бразилия и Индонезия; одновременно остаются в строю «старые» «Великие державы».

     Региональный лидер – государство, которое за счет обладания решающими критериями (или акцентируя внимание на важнейших из них) в процессе региональных отношений и в масштабах определенного политико-географического региона при наличии признанного авторитета способно претворять в жизнь собственное видение региональных аспектов международных отношений и имеющее возможность противостоять устремлениям других стран, при этом не нанося вред собственным национальным интересам. Региональное государство, как правило, имеет немного больший политический и экономический потенциал, чем у соседей, но значительно меньший, чем у супердержавы. В Южной Америке доминирует Бразилия. На сегодняшний момент это государство является наиболее динамично развивающимся в данном регионе. Несомненным лидером на пространстве СНГ является Россия.

     Малое государство — государство, значительно отличающееся в меньшую сторону от других государств по некоторым критериям (например, по площади, численности населения и т. п.).  На сегодняшний день большинство самых состоятельных (по уровню жизни) стран мира – это малые государства. Многие малые государства являются сравнительно молодыми образованиями (Сингапур, Бахрейн и другие). В то же время большинство малых государств Европы имеют многовековую историю. Например, Сан-Марино считается самым старым государством Европы10.

     Влияние России на положение дел в мире определяется следующими обстоятельствами: она является самым крупным по территории и седьмым по численности населения государством мира, занимает благоприятную геополитическую позицию в центре Евразии; располагает гигантскими природными ресурсами и прежде всего энергетическими (нефть, газ, уголь), имеет высокий научно-технический потенциал; занимает лидирующие позиции в добыче и транспортировке углеводородного сырья, в перспективе позволяющие достичь статуса великой энергетической державы; как правопреемница СССР является постоянным членом Совета Безопасности ООН и несет связанную с этим статусом ответственность; обладает сопоставимым с Соединенными Штатами стратегическим ракетно-ядерным потенциалом, унаследованным от СССР; ключевой игрок на постсоветском пространстве, член «большой восьмерки», имеющий давние исторические связи с развивающимися странами; играет роль транспортного моста между Европой и Азией, расширяя и модернизируя авто- и железнодорожные магистрали, вводя в строй газо- и нефтепроводы; с начала XXI в. укрепила свои позиции благодаря обретению относительной социально-политической стабильности, позитивным тенденциям в развитии экономики и активной внешней политике, перестает быть слабой страной, какой была в конце минувшего века; в последние годы российские корпорации начали активно осваивать рынок западных стран, что является важным показателем позитивных перемен в экономике России и фактором ее интеграции в мировую экономическую систему; отношения России практически со всеми государствами носят мирный характер, а с ведущими державами и соседями официально характеризуются как стратегическое партнерство.

Информация о работе Система международных отношений