Система международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:44, контрольная работа

Краткое описание

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

Оглавление

Введение
1. Понятие «международные отношения», их компоненты и уровни
2. Процесс глобализации и регионализации в мировой политике
3. Место государства и его политика на мировой арене
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

К.р. политология.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

     Совокупность  перечисленных обстоятельств определяет международный статус России как влиятельной трансрегиональной державы и глобальной ядерной сверхдержавы. В начале XXI в. Россия стремится интегрироваться в сообщество цивилизованных государств, оставаясь при этом независимой стратегической величиной, претендующей на существенную роль в управлении формирующейся международной системой11.

     Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал на своем сайте  любопытные данные о том, какими видят россияне  приоритетные задачи, которые стоят перед нашей страной в XXI веке.

     Россия  сегодня – великая  держава или нет? 16% считают, что да, и еще 50% полагают, что у нашей страны есть все шансы стать великой державой в ближайшие 15-20 лет. И только 19% полагают, что таких шансов нет. За 2003-2008 гг. мнения россиян на этот счет изменились: немного выросло число считающих нашу страну великой державой (с 12 до 16%), существенно выросла доля тех, кто прогнозирует её превращение в великую державу в ближайшем будущем (с 40 до 50%), почти вдвое меньше стало тех, кто такой веры не разделяет (с 36 до 19%). Уверенность в том, что в ближайшие десятилетия наша страна станет супердержавой наиболее свойственна селянам (55%) и опрошенным с высокой самооценкой материального положения (53%). Москвичи и петербуржцы чаще думают, что Россия и сейчас остается великой державой (26%).

     Инициативный  всероссийский опрос  ВЦИОМ проведён 1-2 ноября 2008 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%12.

    Национальные  интересы и национальная безопасность России

     Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

     Национальные  интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

     Национальные  интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

  • в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
  • в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
  • в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира. 

            Изменившаяся мировая  ситуация заставляет Россию выработать новые правила поведения, адекватные внешней ситуации и отвечающие ее собственным национальным интересам. Первостепенное значение в этой связи  приобретает разработка и последовательная реализация концепции российской национальной безопасности13

     Угрозы  национальной безопасности Российской Федерации

     Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной  власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

     В сфере экономики угрозы имеют  комплексный характер и обусловлены  прежде всего существенным сокращением  внутреннего валового продукта, снижением  инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

     Угрозу  национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

     Основные  угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; расширением НАТО на восток; возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки; возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств.

     Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана  открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

     Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

     Возрастают  уровень и масштабы угроз в  военной сфере. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.  

     Обеспечение национальной безопасности России –  это не только обеспечение условий  выживания нации, это и создание для нее оптимальных условий  саморазвития и творчества14. 
 
 

Заключение

      В последние десятилетия международная  жизнь значительно усложнилась  и одновременно приобрела необычайно динамичный характер. Резко усилилось  ее воздействие на внутреннее развитие любой страны. Состояние международных  отношений, характерной чертой которых является рост взаимосвязи и взаимозависимости в мире, стало играть важную роль в решении ключевых, основополагающих проблем, стоящих перед человечеством, особенно т.н. глобальных проблем, среди которых первостепенное значение имеет проблема войны и мира. И хотя войны можно назвать извечным спутником человеческой цивилизации (с 3600 г. до н.э. по сегодняшний день на земле лишь 294 года не было войн, жертвами которых стали 3,5 млрд. человек), изобретение, совершенствование и распространение ядерного оружия заставили людей всерьез озаботиться проблемой своего выживания и принять энергичные меры для их предотвращения, создания системы всеобщей безопасности. Не менее значимы и такие глобальные проблемы современности, как экологическая и демографическая, проблемы преодоления разрыва в экономическом и культурном развитии Севера и Юга, нахождения путей разрешения мирового энергетического кризиса, защиты прав и свобод личности и др.

      Сегодня мировое сообщество переживает значительные изменения. Мир перестраивается. Происходят крупные перемены в мировой политике, в структуре и содержании международных отношений.

      Международные отношения сегодня характеризуются  в первую очередь своим переходным состоянием, когда тенденция становления  нового сообщества стала заметнее развиваться, включая в себя одновременно процессы как расширения сотрудничества на основе учета взаимных интересов, так и совершенствования средств насилия, которые то уравновешивают, то перевешивают друг друга в зависимости от совпадения или несовпадения интересов и процессов соперничества и даже противоборства различных государств.

 

Список  использованной литературы

  1. Гаджиев К.С. Политология. Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2009 г.
  2. Грязнова А.Г., Звонова Е.А., Завьялов В.Т. Политология. Учебник. 3-е изд. – М.: Инфра-М, 2008 г.
  3. Дергачев В.А.. Геополитика. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2004 г.
  4. Политология: Учебник для вузов. 2-е изд. / Под ред. Решетникова С.В. – М.: ТетраСистемс, 2005 г.
  5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.
  6. Торкунов А.В., Тюлин И.Г., Мельвиль А.Ю. Современные международные отношения и мировая политика. Учебник для вузов. 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2005 г.
  7. www.wciom.ru – сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения
  8. www.globalaffairs.ru – Россия в глобальной политике. Журнал о мировой политике и международных отношениях.

Информация о работе Система международных отношений