Международные отношения теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:20, контрольная работа

Краткое описание

Средства массовой информации представляют собой социальный институт, выполняющий важную функцию сбора, обработки и распространения информации, в первую очередь имеющей отношение к важнейшим областям деятельности государства – политике, безопасности, экономике, социальной сфере, общественному сознанию, культуре и религии.

В современных условиях информация стала одним из ценнейших ресурсов мирового сообщества, не менее важным, чем ресурсы экономические, научно-технические, энергетические или экологические. Поэтому ее использование должно быть созидательным, служить общему благу человечества. Постоянно увеличивается роль средств массовой информации в развитии международных отношений, в приобщении людей к знанию, достижениям культуры, в углублении взаимопонимания между народами и государствами, в обеспечении мира и прогресса цивилизации.

Оглавление

1. Роль информации в развитии международных отношений
2. Структура и содержание деятельности ОБСЕ
3. Чернов А.А. «Глобальное информационное общество»
Прочитайте статью и ответьте на вопросы:
а) В чем суть проблем возникших в результате формирования мирового информационного пространства;
б) Каков характер влияния на международные отношения развивающейся сети Интернета.
4. Библиографический список

Файлы: 1 файл

Зачтено Современные международные отношения.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

                  Содержание. 
                   

   
  1. Роль информации в развитии международных отношений……...3
  2. Структура и содержание деятельности ОБСЕ…………………….7
  3. Чернов А.А. «Глобальное информационное общество»……...…11

     Прочитайте  статью и ответьте на вопросы:

     а) В чем суть проблем возникших  в результате формирования мирового информационного пространства;

     б) Каков характер влияния на международные  отношения развивающейся сети Интернета.

     4. Библиографический список……………………………………………14 
 

 

    1. Роль информации в развитии международных отношений.
 

Средства  массовой информации представляют собой социальный институт, выполняющий важную функцию сбора, обработки и распространения информации, в первую очередь имеющей отношение к важнейшим областям деятельности государства – политике, безопасности, экономике, социальной сфере, общественному сознанию, культуре и религии.

В современных  условиях информация стала одним  из ценнейших ресурсов мирового сообщества, не менее важным, чем ресурсы экономические, научно-технические, энергетические или  экологические. Поэтому ее использование должно быть созидательным, служить общему благу человечества. Постоянно увеличивается роль средств массовой информации в развитии международных отношений, в приобщении людей к знанию, достижениям культуры, в углублении взаимопонимания между народами и государствами, в обеспечении мира и прогресса цивилизации.

Как отдельная  личность, так и общество в целом  жизненно заинтересованы не только в  увеличении объема получаемой информации, в повышении эффективности ее передачи и обработки, но и в расширении возможностей ее использования в своей повседневной деятельности. Формы отображения информации, технические потенциалы ее сбора и распространения постоянно совершенствуются. К началу XXI столетия в мире уже действует глобальная информационная инфраструктура - система национальных и международных социализированных институтов, обеспечивающих доступ к информации правительств и самых широких кругов общественности.

На становление  средств массовой информации большое  влияние оказывали тенденции  развития социальных процессов и структур, формировалось общественное мнение. Параллельно с массовой печатью развиваются средства коммуникации, основанные на использовании электричества - телеграф, телефон, радио, кинематограф, телевидение. Эти виды техники вызвали революционные перемены в обществе - качественные сдвиги в сфере информации нередко совпадали с кардинальными политическим и социально-экономическими переменами в отдельных странах и в мире в целом[2, с.281].

В XX веке эти перемены охватили всю систему  международных отношений. Даже самые замкнутые и отдаленные регионы мира стали ощущать на себе влияние мировой глобализации со сложными взаимоотношениями между государствами - ядром и периферией системы, с отношениями острого соперничества, выливающегося порой в войны.

Продолжающаяся  революция в средствах массовой информации по ряду показателей усложняет  взаимодействия участников международных  отношений. Феномен информации уже  квалифицируется многими исследователями  как действенный фактор мирового развития, приближающий появление "информационного общества".

"Продвижение  к глобальной свободной торговле, отмечают американские исследователи, обеспечивается союзом между телекоммуникациями и экономикой... Средства дальней связи - и компьютеры - будут и в дальнейшем стимулом перемен, так же как в промышленный период это делали средства промышленного производства. Мы приближаемся к возможности передавать любую информацию кому угодно, где угодно и в любой форме - звуковую, в виде символов, текстом или в виде изображения - со скоростью света".

Разрыв  между возможностями меньшинства, составляющего структуры власти или входящего в группы влияния  и по этой причине контролирующего  средства массовой информации, и широкими слоями общества, которые являются постоянным объектом их воздействия, значителен и продолжает расти. Совершенствование технических потенциалов и методов работы средств массовой информации позволяет все активнее влиять на все сферы деятельности общества, на массовое сознание, на внутренний мир личности. Есть все основания утверждать, что те группы общества, которые контролируют средства массовой информации, имеют реальную возможность навязывать широкой общественности определенные идеи и таким образом формировать определенное мировоззрение в государстве и за его пределами.

В этой связи социальное и идейно-политическое значение информации для общества и  системы международных отношений  дополняется еще и экономическим  значением. Экономические возможности  определенных групп в обществе и  государстве могут обеспечить им значительную свободу в доступе к информации и контролю над ее распространением. Перед мировым сообществом впервые в истории остро встает вопрос о собственности на информацию, ибо в информационном обществе право на такую собственность - это право на власть[1, с. 116].

Перспективы гуманистической, гармоничной и  ненасильственной цивилизации зависят  не только от тенденций научно-технического прогресса, но и от разработки рациональных концептуальных философско-политических принципов справедливого мирового порядка, стратегий устойчивого развития, теоретических основ целостного мирового сообщества, компоненты которого активно взаимодействуют между собой, углубляют взаимные информационные связи.

Развитие  системы международных отношений  требует пересмотра старых догм и  стереотипов, информационная революция может коренным образом изменить представления государств друг о друге, о характере международных отношений.

В начале XXI века в международных отношениях, которые все очевиднее тяготеют к многополярной внутренней структуре, можно выделить две противоположные тенденции. С одной стороны, углубляется взаимозависимость международного сообщества, признается высокий приоритет развития регулируемого мирового рынка, интеграции и кооперации в политической, научно-технической и культурной сфере. С другой стороны, в ряде стран и регионов имеют место вспышки национализма и сепаратизма, предпринимаются попытки затормозить построение демократического общества, ограничить права человека.

В этих условиях многие позитивные сдвиги в  международных отношениях можно успешно осуществить, если будут разработаны нормы и правила деятельности средств массовой коммуникации в глобальных масштабах, найдены эффективные средства контроля информационных потоков, в первую очередь, между государствами. Проблема «свободы информации», требует от тех, кто пользуется ее привилегиями, желания и умения не злоупотреблять ими. Основным принципом ее является моральная обязанность стремиться к выявлению объективных фактов к распространению информации без злостных намерений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Структура и содержание деятельности ОБСЕ.
 

     ОБСЕ – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности.

     Эта структура, на протяжении более чем  двух десятилетий называвшаяся Совещанием по безопасности и сотрудничеству в  Европе (СБСЕ), начала функционировать  в 1973 г. как дипломатический форум  в составе 35 государств. В их число входили практически все страны Европы, а также США и Канада. Уникальность СБСЕ состояла в том, что государства, относящиеся к разным общественно-политическим системам и входившие в противостоящие друг другу военные структуры - НАТО и Организацию Варшавского договора (ОВД), а также нейтральные и неприсоединившиеся государства сумели организовать постоянный процесс диалога и переговоров по актуальным проблемам обеспечения мира и стабильности на континенте.

     Важным  направлением деятельности СБСЕ стало  обеспечение военной разрядки на континенте. Конкретные меры по повышению  взаимного доверия в военной  области были определены еще хельсинкским Заключительным актом; их дальнейшее развитие и углубление предусматривались соответствующими документами, принятыми в Стокгольме (1986г.) и Вене (1990 г.). В рамках СБСЕ велись переговоры по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (1990 г.), который стал этапным событием в деле укрепления стабильности на континенте. В соответствии с принятыми в рамках СБСЕ обязательствами в отношении большей открытости и транспарентности военной деятельности государств-участников был подписан Договор по открытому небу (1992 г.).

     В 1992г. в Хельсинки были приняты документ «Вызов времени перемен» и пакет решений организационного характера; в 1994г. на Будапештском совещании в верхах было решено преобразовать СБСЕ из переговорного форума в постоянно действующую организацию и именовать ее с 1995 г. Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

     Произошло значительное расширение круга участников ОБСЕ. В состав организации были приняты все постсоветские государства, а также страны, возникшие на территории бывшей Югославии. В результате в настоящее время членами ОБСЕ являются 55 государств. Это, несомненно, придало ОБСЕ более репрезентативный характер и вместе с тем стало фактором, способствующим интеграции в мировое сообщество новых государств, возникших в Закавказье и Центральной Азии. Однако если раньше указанные регионы входили в «европейское пространство» как часть Советского Союза, то теперь возникшие в них страны представлены в ОБСЕ непосредственно . Таким образом, зона ОБСЕ географически выходит далеко за пределы Европы.

     Высшим  структурным уровнем в ОБСЕ является совещание глав государств и правительств, созываемое раз в два года . Центральный руководящий орган - Совет министров (в составе министров иностранных дел), собирающийся на свои сессии ежегодно. Руководящий совет (заменивший Комитет старших должностных лиц) периодически созывается на уровне директоров политических департаментов внешнеполитических ведомств (этот орган раз в год собирается в качестве Экономического форума). Основным органом для ведения политических консультаций и принятия текущих решений является Постоянный совет, дислоцированный в Вене и включающий постоянных представителей государств-участников; он может также созываться при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

     Общее руководство оперативной деятельностью  ОБСЕ осуществляется действующим председателем; эти функции выполняются поочередно министрами иностранных дел стран-членов на протяжении одного года. Действующий председатель опирается на помощь предшествовавшего и последующего председателей (вместе они образуют институт «тройки»), может назначать и направлять личных представителей, инициировать создание специальных целевых групп; он также поддерживает контакты с Парламентской ассамблеей ОБСЕ. Главным должностным лицом организации является Генеральный секретарь, избираемый на три года Советом министров и возглавляющий секретариат ОБСЕ, базирующийся в Вене.

     В деятельности ОБСЕ стало уделяться  повышенное внимание проблемам международно-политического  развития в Европе, приобретающим  особое значение в условиях, возникших после окончания холодной войны. Для оказания помощи Совету министров создан дислоцированный в Вене Центр по предотвращению конфликтов, в рамках которого государства-члены проводят соответствующие консультации. Бюро по демократическим институтам и правам человека (размещенное в Варшаве) содействует расширению сотрудничества в области «человеческого измерения» и формированию гражданского общества в новых демократических странах. В 1997 г. в ОБСЕ была введена должность представителя по свободе средств массовой информации. Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности является постоянно действующим органом, занимающимся проведением новых переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности.

     ОБСЕ  призвана стать главным инструментом раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе. Долгосрочные миссии этой организации с целью политического  мониторинга, поощрения контактов  между конфликтующими сторонами, содействия строительству демократических институтов были направлены в Боснию и Герцеговину, Хорватию, Македонию, Грузию, Молдову, Таджикистан, Эстонию, Латвию, Украину; специальные группы по линии ОБСЕ находились в России (Чечня), Албании и Белоруссии. Учреждение в ОБСЕ должности Верховного комиссара по делам национальных меньшинств и его деятельность способствовали известному ослаблению напряженности в ряде потенциально конфликтных ситуаций (например, в связи с положением русскоязычного населения в некоторых странах Балтии).

     Значительные  усилия были приложены ОБСЕ для урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Под  ее эгидой функционирует так называемая Минская группа, нацеленная на выработку  решения по этой конфликтной ситуации. Будапештский саммит ОБСЕ (1994 г.) принял решение о создании на основе соответствующей резолюции Совета Безопасности ОО многонациональных сил по поддержанию мира после достижения согласия сторон о прекращении военного конфликта. Был также решено разработать план по формированию, составу оперативной деятельности подобного рода сил. Реализация этого означала бы принципиально новую роль ОБСЕ в деле урегулирования конфликтов .

Информация о работе Международные отношения теория