Социология международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:21, реферат

Краткое описание

Поскольку внешнеполитические интересы каждого государства определяются в первую очередь потребностями внутреннего социально-экономического развития и, следовательно, типичны в основном для данной страны, то их экстраполяция на международную арену неизбежно предполагает взаимодействие с интересами других государств.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…3
1.Общественная суть и особенности международного конфликта……..6
2.Фазы международного конфликта……………………………………...11
3.Динамические характеристики конфликта………………………….....14
4.Структура конфликтной ситуации……………………………………...16
5. Причины, участники, содержание ………………………………….....20
Заключение………………………………………………………………....24
Список использованных источников……………………………………...25

Файлы: 1 файл

социология международных отношений.docx

— 41.17 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………….…3

1.Общественная  суть и особенности международного  конфликта……..6

2.Фазы  международного конфликта……………………………………...11

3.Динамические  характеристики конфликта………………………….....14

4.Структура  конфликтной ситуации……………………………………...16

5. Причины,  участники, содержание ………………………………….....20

Заключение………………………………………………………………....24

Список  использованных источников……………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Россия, точно так же как  и остальные страны мира, является неотъемлемой частью сложной, саморазвивающейся, открытой системы - системы международных  отношений. Процессы, происходящие на международной арене, прямо и  опосредованно влияют на характер политического, социального и экономического развития российского общества. Вследствие этого  изучение, анализ и прогнозирование  всех процессов, происходящих в жизни  страны, немыслимы вне их корреляции с международными. Вместе с тем  изучение социальных конфликтов в их международной "ипостаси" позволяет  осмыслить не только характер и направленность международных отношений, но и степень, интенсивность и форму их воздействия  на любое государство в пределах заданного пространственно-временного континуума, в том числе и Российскую Федерацию.

В самом общем плане  международные отношения представляют собой совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений  между народами, государствами и  объединениями государств. Иначе  говоря, субъектами международных отношений  являются не только государственные  образования, но и различного рода негосударственные  и надгосударственные организации, выступающие в роли посредников  во взаимоотношениях между различными социальными группами. Они могут  иметь экономический, религиозный, национальный, идеологический и т.п. характер, способствовать достижению общезначимых целей на неправительственном  уровне.

Важнейшая составная часть  международных отношений - межгосударственные отношения (МГО). Их отличительной особенностью является то, что субъектами этой системы выступают государства или их объединения.

Поскольку внешнеполитические интересы каждого государства определяются в первую очередь потребностями  внутреннего социально-экономического развития и, следовательно, типичны  в основном для данной страны, то их экстраполяция на международную  арену неизбежно предполагает взаимодействие с интересами других государств. В  этом плане в зависимости от характера  этого взаимодействия можно вычленить  следующие типы внешнеполитических интересов субъектов системы  МГО:

- непересекающиеся интересы, то  есть интересы, реализация которых  не затрагивает интересов других  субъектов в системе МГО;

- конфронтационные интересы: их  реализация немыслима без ущемления  интересов других государств  и может быть осуществлена  за их счет;

- параллельные интересы: в данном  случае внешнеполитические интересы  одного государства реализуются  в русле интересов другого;

- совместные интересы: их реализация  возможна только на основе  коллективных действий двух и  более стран путем осуществления  скоординированной программы действий;

- расходящиеся интересы - это следствие  реализации совместных интересов  в случае, когда последующие цели  не совпадают, но и не вступают  в конфликт.

Многообразие типов внешнеполитических интересов различных государств предполагает и наличие многообразных форм межгосударственного взаимодействия, начиная от кооперации и сотрудничества и кончая различными видами политических конфликтов. При этом всё зависит от уровня конфронтационности интересов тех или иных государств. Дело в том, что по мере развития отдельных государств, происходит и развитие всей системы межгосударственных, она формируется как целостность, обеспечивая тесную взаимозависимость своих субъектов. И чем в большей степени эта целостность осознается на политическом уровне, тем более жесткими становятся "правила игры". На место феодальных "военных демократий" приходят унитарные государства, конфронтационность между которыми сглаживается системой межгосударственных объединений и политических союзов; образование международных организаций (Лига Наций, ООН) привносит в межгосударственные отношения элементы права и т.п. Всё это в определенной степени позволяет ограничивать использование крайних (вооруженных) форм в международных отношениях, даёт возможность выйти на решение конфронтационных интересов путём использования только "цивилизованных" форм взаимоотношений между странами и народами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общественная суть и  особенности международного конфликта

 
  Международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или группы государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы. Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов. Разумеется, международный конфликт - это особое, а не рутинное политическое отношение, поскольку оно означает и объективно и субъективно разрешение разнородных конкретных противоречий и порождаемых ими проблема конфликтной форме и в ходе своего развития может порождать международные кризисы и вооруженную борьбу государств.

Международный конфликт воспроизводит  не только объективные противоречия, но и вторичные, по своему характеру  субъективные, противоречия, обусловленные  спецификой их восприятия политическим руководством и процедурой принятия политических решений в данной стране.

При этом субъективные противоречия способом так или иначе воздействовать на возникновение и развитие конфликта, интересы и цели сторон, которые  во многих случаях представляются достаточно отчужденными от реальных противоречий. То есть международный конфликт фокусирует в себе все без исключения экономические, идеологические, социально-классовые, идеологические, собственно политические, военно-стратегические и иные отношения, которые развиваются в связи  с данным конфликтом.

Международный конфликт при  расширении числа или изменение  сторон, участвующих в нем, может  нести на себе и отпечаток новых  аспектов, непосредственно возникающих  уже как следствие самого конфликта. Возникнув как политическое отношение, международный конфликт обретает некоторую  самостоятельность, собственную логику развития и поэтому способен уже  самостоятельно различным образом  влиять на другие отношения, развивающиеся  в рамках данного конфликта, а  также на характер лежащих в его  основе противоречий и способы их разрешения.

Международные конфликты  независимо от любых специфических  признаков, которые присущи каждому  из них, объективно порождаются как  особые конкретно-исторические политические отношения между странами или  группами стран в пределах определенного  пространственно-временного континуума. Они воспроизводят непосредственно  или в опосредованной форме, в  том или ином виде отражая расстановку  и соотношение сил на международной  арене, состояние и развитие системы  международных отношений и ее структуры на различных уровнях, а также другие, более или менее  связанные с этим глобальные, региональные или двусторонние противоречия современного мира, сложные, постоянно развивающиеся  условия в различных частях земного  шара, множество конкретных ситуаций на различных уровнях международных отношений.

При изучении международного конфликта необходимо различать  понятия конфликта и конфликтности. Конфликтность может рассматриваться  как общая черта, присущая той  или иной международно-политической ситуации или даже целой исторической эпохе. Она, в конечном счете, основана на объективных противоречиях, на доминировании  конфронтационных интересов в политике целого ряда государств. Такого рода конфликтность  в основе своей - функция международной  напряженности, зависящая от ее степени. Она может служить фоном и  предпосылкой международного конфликта, но это еще не конфликт. Конфликтность глобального, регионального, субрегионального, группового или двустороннего характера объективно и субъективно, прямо или опосредованно, незримо или явно присутствует в процессе зарождения и развития любого международного конфликта, где бы и когда бы он ни возникал, какие бы социально-политические силы в нем ни участвовали, какого масштаба остроты он ни достигал. Иначе говоря, конфликтность способствует, подталкивает возникновение конфликта как такового, но сама по себе не порождает его автоматически и неизбежно. Своевременная коррекция национально-государственных интересов, даже в условиях высокого уровня международной напряженности, способствует купированию конфликта.

Очень часто международный  конфликт отождествляют с международным  кризисом. Однако соотношение международного конфликта и кризиса - это соотношение  целого и части. Международный кризис лишь одна из возможных фаз конфликта. Он может возникнуть как закономерное следствие развития конфликта, как  его фаза, означающая, что конфликт дошел в своем развитии до той  грани, которая отделяет его от вооруженного столкновения, от войны. Кризис придает  всему развитию международного конфликта  весьма серьезный и трудно управляемый характер, формируя кризисную логику развития, убыстряя эскалацию всего конфликта. На этапе кризиса неимоверно возрастает роль субъективного фактора, поскольку, как правило, весьма ответственные политические решения принимаются узкой группой лиц в условиях острого дефицита времени.

Однако международный  кризис - это совсем не обязательная я неизбежная фаза конфликта. Его  течение достаточно длительное время  может оставаться латентным, не порождая непосредственно кризисных ситуаций. Вместе с тем кризис - далеко не всегда завершающая фаза конфликта даже при отсутствии прямых перспектив перерастания его в вооруженную борьбу. Тот  или иной кризис усилиями политиков  может быть преодолен, а международный конфликт в целом способен при этом сохраняться и возвращаться к скрытому состоянию. Но при определенных обстоятельствах этот конфликт может вновь достигать фазы кризиса, при этом кризисы могут следовать с определенной цикличностью.

Наибольшей остроты и  крайне опасной формы международный  конфликт достигает в фазе вооруженной  борьбы. Но вооруженный конфликт - это  также не единственная и не неизбежная фаза международного конфликта. Он представляет собой высшую фазу конфликта, следствие  непримиримых противоречий в интересах  субъектов системы международных  отношений. Он особенно нагляден и кажется  автономным, если предшествовавшие фазы носили латентный характер. Но, повторимся, вооруженный конфликт совсем не обязательная фаза в процессе конфликтного развития, поскольку дело может и не дойти  до вооруженной борьбы. Сам по себе конфликт способен существовать и развиваться  далее в относительно мирных условиях, без угрозы или практического  применения оружия любого типа.

Вместе с тем вооруженный  конфликт, став апогеем конфликтного развития, может оказаться и не конечной его фазой. Вооруженная  борьба при известных условиях может  быть прекращена, но конфликт и при  данном варианте развития событий может  сохраняться и развиваться далее  достаточно долго в мирных формах, уже без использования военной  силы. Отнюдь не исключается при  этом, что через определенное время  конфликт может вновь перерасти  в фазу вооруженной борьбы (ближневосточный  конфликт, к примеру). Вооруженная  борьба как определенная фаза развития конфликта, имеющая политическую природу, вырастает из чисто политических по характеру фаз конфликта и  может иметь своим следствием другие чисто политические фазы. Однако вооруженная фаза развития конфликта  способна обладать собственной логикой, ведущей к расширению участников вооруженной борьбы и общей эскалации  конфликта.

Международный конфликт как  форма политических отношений знаменует  собой определенный разрыв, скачок в их развитии. Следовательно, международный конфликт, наряду с деструктивной функцией создания международной напряженности, несет в себе и нечто положительное, выполняя роль сигнализатора, свидетельствующего об изменении соотношения сил на международной арене, иначе говоря, выполняет коммуникативно-информационную функцию. Международный конфликт как бы доводит до сведения мирового сообщества необходимость пересмотра сложившейся системы отношений на двустороннем, региональном или глобальном уровне в рамках международного права, не уходя от возникшего противоречия, а, наоборот, решая его на ранних фазах развития конфликта.

Поскольку в основе международного конфликта лежит противоречие в  интересах различных государств или их объединений, то функциональным предназначением конфликта является разрешение данного противоречия. Хотя далеко не всегда следствием разрешения конфликта является полномасштабная  реализация национально-государственных  интересов одной из сторон конфликта, тем не менее, в процессе разрешения международного конфликта удается  прийти к взаимоприемлемому балансу  интересов его участников, хотя и  с известными оговорками. Дело в  том, что в некоторых случаях, особенно на фазе вооруженной борьбы, не может идти речи ни о каком  балансе интересов, а скорее - о  подавлении интересов одной из сторон, но в таком случае международный  конфликт не получает своего разрешения, а лишь переходит в латентную  фазу, что чревато его обострением  при первой же благоприятной возможность.

 

 

 

2.Фазы международного конфликта

 

Необходимо отметить, что международный  конфликт как система никогда  не выступает в «законченной»  форме. В любом случае он представляет собой процесс или совокупность процессов развития, предстающих  как определенная целостность. При  этом в процессе развития может происходить  изменение субъектов конфликта, а следовательно, и характера  противоречий, лежащих в основе международного конфликта. Изучение конфликта в  его последовательно сменяющихся  фазах позволяет рассматривать  его как единый процесс, обладающий различными, но взаимосвязанными сторонами: исторической (генетической), причинно-следственной и структурно-функциональной.

Фазы развития конфликта – это  не абстрактные схемы, а реальные, детерминированные в историческом и социальном планах конкретные состояния  международного конфликта как системы. В зависимости от сущности, содержания и формы того или иного конфликта, конкретных интересов и целей  его участников, применяемых средств  и возможностей введения новых, вовлечения других или выхода имеющихся участников, индивидуального хода и общих  международных условий его развития международный конфликт может проходить  через самые различные, в том  числе и нестандартные фазы.

Информация о работе Социология международных отношений