Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:25, контрольная работа
ОАО «Минудобрения» – крупное предприятие химической отрасли России, специализирующееся на выпуске минеральных удобрений. Продукция предприятия хорошо известна практически во всех регионах страны и за ее пределами. В настоящее время предприятие выпускает однокомпонентные марки удобрений, содержащие азот, и трехкомпонентные, в состав которых входят три основные элемента питания: азот, фосфор и калий (полный перечень выпускаемой продукции. Сфера применения этих удобрений в растениеводстве практически не ограничена. Они универсальны, высокоэффективны и экономичны.
2. Анализ основных тенденций
и особенностей развития
2.1. Краткая характеристика
ОАО «Минудобрения»
– крупное предприятие
Мощности ОАО «Минудобрения» позволяют выпускать до 900 тыс. тонн аммиака в год, до 520 тыс. тонн аммиачной селитры, до 1,1 млн. тонн нитроаммофоса и до 760 тыс. тонн неконцентрированной азотной кислоты. Доля предприятия на отечественном рынке азотных и фосфатных удобрений оценивается в 5%, а доля на рынке NPK (азофоски, нитроаммофоски) – 28%.
На протяжении
ряда лет предприятие стабильно
демонстрирует положительную
Продукция предприятия хорошо известна в таких странах, как Китай, Англия, Алжир, Румыния, Венгрия, Бразилия, Мексика, Нигерия, Ливан, Польша, Сербия, Болгария, Македония, Албания, Турция, Марокко, Эстония, Латвия, Украина, Молдова, Азербайджан, Грузия, Армения и ряде других. Одной из основных задач, стоящих перед предприятием, является доведение минеральных удобрений до конечного потребителя. При реализации продукции ОАО «Минудобрения» ориентируется как на крупных покупателей, так и на потребителей, объемы закупок которых минимальны.
Продажа минеральных удобрений в 2009 году увеличилась по сравнению с 2008 годом на 10,8%, выручка составила 10,2 млрд. рублей.
Таблица 1.
Производство основных видов продукции (тыс. тонн).
Продукт |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Аммиак |
956,3 |
1051,93 |
990,0 |
996,4 |
Аммиачная селитра |
450,9 |
460,4 |
480,1 |
485,0 |
Нитроаммофоска |
941,7 |
967,5 |
1102,9 |
1130,7 |
Неконцентрированная азотная кислота (МНГ) |
711,1 |
730,4 |
750,0 |
745,2 |
ОАО «Минудобрения» в связи с финансовым кризисом снизило в 2008 году выпуск удобрений на 9,8% – до 617,9 тыс. тонн (в пересчете на 100% содержание азота) по сравнению с предыдущим годом. В их числе азотных – 324,2 тыс. тонн (по сравнению с 2007-м – 93,4%), фосфатных – 146,4 тыс. тонн (87,1%), калийных – 147,3 тыс. тонн (86,7%). Аммиака было выпущено 956,3 тыс. тонн (97%).
География поставок продукции ОАО «Минудобрения» в 2007 году представлена на рисунке 2.1.
Страны
дальнего
зарубежья;
48,80%
Страны СНГ;
17,90%
Россия;
33,30%
Рис. 2.1. География поставок продукции ОАО «Минудобрения»
В 2008 году доля поставок на внешний рынок у предприятия составила более 58%.
Сегодня
на мировом рынке сбалансированные
марки удобрений, где содержание
питательных веществ
В основе кадровой политики предприятия лежат требования международного стандарта ИСО 9001-2000 к процессу управления человеческими ресурсами. Программа подготовки персонала ориентирована на создание определенной корпоративной атмосферы, пристального внимания к перспективным работникам, зарекомендовавшим себя при исполнении должностных обязанностей. Для изучения передового опыта в химической отрасли работники предприятия выезжают в Норвегию, Германию и США, а также на родственные предприятия, находящиеся на территории России. Всеми формами обучения и повышения квалификации ежегодно охватывается до 3 тысяч человек.
В 2003 году
на предприятии была создана Высшая
школа организаторов
Организация
перевозок железнодорожным и
автомобильным транспортом
На сегодняшний
день предприятие включает 2 агрегата
по выпуску аммиака, 2 агрегата по производству
сложных азотно-фосфорно-
Важнейшая задача, которую ежедневно решает предприятие – разработка и производство наиболее востребованных на мировом рынке новых видов продукции. В планах компании дальнейшая реконструкция и техническое перевооружение производства, модернизация отдельных узлов и участков, реализация программы энерго- и ресурсосбережения, совершенствование рационализаторства и изобретательства.
2.2. Анализ
основных направлений и
Предприятие ОАО «Минудобрения» выбрало экспорт, как способ выхода на внешний рынок.
В 2010 году
70% реализованной продукции
Внешнеторговые связи ОАО «
Как уже
отмечалось выше внешнеторговые операции
– это договоры (контракты, соглашения)
по обмену товарами в комплексе с
операциями, обеспечивающими выполнение
основной сделки (операции). Основными
видами сделок в рамках внешнеторговых
связей ОАО «Минудобрения» являются
международные контракты купли-
В рамках экспортных операций ОАО «Минудобрения» продает свою продукцию зарубежным фирмам-потребителям. Основными потребителями продукции ОАО «Минудобрения» являются в основном зарубежные сельхозпроизводители. Продукция ОАО «Минудобрения» пользуется спросом в Китае, США, Швейцарии, Турции, Польше, Болгарии, Великобритании, Италии и многих других странах. Поставки расширяются. Импортерами минудобрений ОАО «Минудобрения» являются такие страны, как Франция, Германия, Израиль, Испания, Норвегия, Турция, Украина, Марокко, Сербия, Бразилия, Китай, Латвия, Литва, Нигерия, Венгрия. При этом в 2010 году 21,4% продукции экспортировалось в страны ближнего зарубежья: Украина, Литва, Латвия и 45,3% продукции в страны дальнего зарубежья. Основными покупателями российских минеральных удобрений являются Китай, Бразилия и Германия. На долю вышеуказанных стран в 2010 году пришлось 37,9 % всех экспортных поставок из России.
Структура экспортных продаж в стоимостном выражении в разрезе видов продукции ОАО «Минудобрения» представлена на рисунке 2.2.
Аммиачная
селитра
16%
Аммиак
34%
Прочие
1%
Нитроаммофоска
49%
Рис. 2.2. Структура продаж в стоимостном выражении в %.
Китай является основным потребителем фосфорных удобрений. Основная часть азофоски экспортируется в Китай, где пиковый спрос на минеральные удобрения приходится на март, июль и сентябрь. Аммиачную селитру больше заказывают земледельцы США, Турции, некоторых стран Европы и Азии.
Экспортная ориентированность предприятия вызвана низким спросом на его продукцию на внутреннем рынке, что обусловлено довольно сложной ситуацией в отечественном сельском хозяйстве. Сегодня в России на гектар площади вносят 16-25 килограммов удобрений, в то время как в Китае этот показатель составляет 380, в Японии — 420, а в Европе — 500 килограммов действующего вещества на гектар.
Экспортная поставка продукции
предприятия осуществляется на основании
международных контрактов купли-продажи.
По международному праву под международным
контрактом понимается сделка между
двумя или несколькими
В рамках импортных операций ОАО «Минудобрения» закупают оборудование для производственных нужд. Основными поставщиками оборудования для ОАО «Минудобрения» являются такие зарубежные компании, как «Valtec Trade Ltd.», Япония; «Akzo Nobel», Швеция; «Holland Novochem», Нидерланды; ОАО «Сумыхимпром», ДП «Химмашсервис», Украина; ОАО ПЭК «Сумыгазмаш», Украина; «Haldor Topsoe A/S», Дания; «HAFI Project & Technology GmbH», Австрия. При совершении импортных внешнеторговых операций по закупке оборудования ОАО «Минудобрения» в основном использует международный лизинг. С 1998 г. Россия является участником Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге, заключенной в Оттаве 28.05.1988. Россия присоединилась к ней в соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге». Международным лизингом в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о лизинге признаются договоры, в которых лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. Такие договоры регулируются внутренним российским законодательством и международными документами о лизинге. Сделки международного лизинга также являются распространенным механизмом продаж оборудования, производимого предприятиями страны лизингодателя. Данный механизм реализации продукции является довольно действенным для производителей, так как практически полностью сделка может быть профинансирована посредством лизинговой схемы. Лизингополучатель, в свою очередь, получает преимущества из-за того, что в стране лизингодателя можно привлечь финансирование под более низкие проценты, чем в своей стране, что, естественно, отражается на стоимости всей сделки.
Организация внешнеэкономических операций на предприятии включает в себя следующие этапы: изучение конъюнктуры внешнего рынка по интересующему их виду товара; выбор форм и методов работы на рынке; планирование внешнеторговой операции; проведение рекламной компании; подготовка и заключение внешнеторгового контракта; исполнение контрактных обязательств и контроль за исполнением. Организация и техника внешнеэкономических операций требует высокого профессионализма, соблюдения деловой этики, умения вести переговоры с партнером, знания международных экономических законов и мировой практики внешней торговли.
Изучение конъюнктуры рынка при организации экспортных внешнеторговых операций проводится с целью выявления спроса на определенные виды товаров на мировом рынке или на рынках отдельных географических регионов и стран, в том числе: определения существующего и перспективного спроса на определенные виды товаров; выявление требований к характеристикам товаров для ориентации производства на потребности рынка; оценки конкурентоспособности товаров на отдельных рынках; определения коммерческих условий сбыта, включая уровень цен и перспективы его изменения, кредитную политику конкурентов и формы расчета; выбор наиболее эффективных форм и средств рекламы; определения возможных форм и методов коммерческой работы на рынке.
Изучение конъюнктуры рынка
при организации импортных
Основные конкурентные преимущества ОАО «Минудобрения» (г. Россошь) среди мировых экспортеров минудобрений: низкая стоимость природного газа в России; низкое содержание кадмия в азофоске; устойчивые связи, перерастающие в традиционные, с некоторыми странами – Китай, Турция, Украина и др.
Среди российских экспортеров минудобрений: доля в экспорте российской азофоски составляет более 40%; устойчивое положение и высокие объемы экспорта аммиака и аммиачной селитры (19% и 10% соответственно); второе место после холдинга «Акрон» по минимальным размерам ж/д тарифов исходя из расстояний от источников сырья и до портов перевалки.
Конкурентные недостатки Россошанского ОАО «Минудобрения»: антидемпинговые расследования некоторых стран, установление таможенных пошлин в отношении всех экспортеров из России и стран СНГ в целом; удаленность от источников сырья; удаленность портов по перевалке удобрений и их расположение за пределами Российской Федерации.