Психофизическое развитие детей со сложными дефектами - ПРДССД

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 21:03, лекция

Краткое описание

ПРДССД - это область знаний, изучающая этиологию, патогенез комбинированных нарушений в развитии детей, а так же коррекционно-воспитательную работу с такими детьми.

ЦЕЛЬ данной дисциплины:

•расширение знаний студентов о детях с комбинированными нарушениями в развитии,
•подготовка к работе с ними в качестве дефектолога.
ЗАДАЧИ данной дисциплины:

•Изучение особенностей психического и физического развития детей со сложными дефектами;
•Формирование знаний об особенностях организации, путях и средствах коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими два или более первичных дефекта;
•Формирование навыков проведения психологического обследования детей, имеющих сложную структуру дефекта и планирование коррекционной работы с ними.

Оглавление

1.Введение. Определение, цель, задачи
2.Онтогенез, определение, периоды, характеристика
3.Понятие «сложный дефект». Классификация детей, имеющих комбинированные нарушения

Файлы: 1 файл

11.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

  В процессе  ухода за животными в живом  уголке проходят  названия  животных, их описание. Изучаются растения. Изучаемые предметы дети  учатся  лепить  из пластилина, узнавать их в макетах и муляжах.   По математике ученик обучается нумерации чисел от 1 до 1000, учится жестовому обозначению чисел. Учится прямому и обратному счету. Знакомится со счетами. Усваивается календарное время. Обучение распознавать и лепить геометрические фигуры. 

Второй класс.

Программа по речевому развитию для второго класса предусматривает  понимание более сложных словесно выраженных поручений (Сядь за парту, Повтори, Проверь примеры, Возьми книгу, Положи тетрадь на стол.). Ученик учится выражать свою просьбу словесно (Дайте пожалуйста тетрадь. Можно выйти?), учится кратко и развернуто отвечать вопросы ( Ты написал?- Да, я.), задавать вопрос (Кто пришел? Как вас зовут?).   Воспитанник обучается словесно составлять рассказ, описывающий несколько связанных между собой действий ( Оля сидела. Оля взяла пластилин. Оля лепила дом. Оля мыла руки.).   На предметных уроках знания учеников укрепляются и расширяются экскурсиями, посильным участием в работе на пришкольном участке, в живом уголке. Темы предметных уроков частично повторяются, но словарный запас расширяется. В детском доме ученик знакомится с библиотекой, кабинетом врача, учительской, в столовой изучает посуду, инвентарь и т.д. На экскурсиях в семьи учителей знакомится с семьей, профессиями людей, с

элементами города, с транспортом, домашними животными, обучается называть сезонные и погодные явления, участвует в проведении праздников.   По математике воспитанники овладевают сложением в пределе 100, понятиями НЕДЕЛЯ, МЕСЯЦ. Знакомятся с кругом, квадратом, треугольником, четырехугольником.   В конце второго класса обучаются решать задачи на нахождение суммы и на

увеличение данного  числа на несколько единиц.

                                Третий класс 

  По программе  третьего класса учащиеся обучаются  вести разговор в словесной (дактильной) форме на определенную тему (Куда ты идешь? – К врачу. - Зачем? – У меня болит нога. Я катался на санках и упал.). Ученики учатся выражать в форме связного рассказа события дня, учатся писать письма.

  Продолжают  изучать детский дом, тематически  изучают виды пищи, посуду, мебель. Исследуются и называются различные виды одежды (летняя, зимняя), обуви, головных уборов.

      Все вышеизложенное дает представление о формировании средств общения и развития речи  слепоглухих  на  первоначальном  этапе  обучения,  на  основе исторически сложившейся теории и практики обучения слепоглухих как  в  нашей стране, так и за рубежом.

            Задача  последующих  классов   –  систематизировать  и   расширить представление  о  природе,  ознакомить  детей   с   использованием   природы человеком, научить их пользоваться картой, привить  детям  чувства  любви  и уважения к своей родине, желание принимать участие  в  общественно  полезном труде. 

      Программа 4 класса включает в  себя обучение вести разговор  в вопросно- ответной форме, отвечать на вопрос кратким  рассказом.  Обучение  с  помощью писем- родителям, товарищам, учителю. Овладение умением в  связном  рассказе описать событие, известное из личного опыта.

      На предметных  уроках  продолжают  изучать  помещения  детского  дома, формируя цельное представление о здании, расширяют знания о назначении  всех помещений, о работе, ведущейся в них. Формирование на  экскурсиях  знания  о разных  видах  магазинов.  Усвоение   классификации   различных   предметов, расширение понятия семьи. Изучение времен года, месяцев,  расширение  знания

о природе. Ведение  календаря природы.       По математике изучают вычитание  в  пределе  1000,  решение  задач  на

вычитание. 

      Программа 5 класса включает в  себя  возможность  учащегося   развернуто рассказать  о  выполненном  поручении,  описать  событие,  выделяя  главное, изложить прочитанное по вопросам учителя ( дактильно и по Брайлю). На предметных уроках учащиеся  ведут  индивидуальные  календари  природы,  в живом уголке приобретают навыки по уходу за животными,  выращивают  растения

из семян.  Во  время  таких  процессов  учитель  прививает  учащимся  навыки труда, расширяет их  знания  и  умения.   Также  асширяются  и  углубляются знания и по другим темам: «Сад», «Лес», «Животные», «Времена года». По математике изучают меры длинны, умножение, меры  времени,  учатся  решать простые задачи на умножение. 

В  6  классе  учащиеся  словесно  (в  «разговоре»  и  письменном  сочинении) описывают  предмет  (школа,  животное,   растение).   Систематически   пишут дневник, описывают  экскурсии,  жизнь  детского  дома.  Пишут  изложения  по плану.  На предметных уроках изучают погоду в  разные  времена  года,  связь погоды  с  видами   труда.    Знакомятся   с   общественными   учреждениями: поликлиникой, аптекой, почтой  и  др.   знакомятся  с  окрестностями  города (поле,    луг    роща,    сад)формируют    представление    о    поверхности местности(равнина, холм, овраг),  моделируют  местность  в  лепке.   Ученики читают соответствующие статьи из «Родной речи» для 2 и  3  классов  массовой школы.  По математике проходят деление.  Обучаются  мерам  веса.  Овладевают практическим взвешиванием на весах. Решением задач на деление. 

По программе 7 класса нужно уметь описать  предмет  (помещение,  животное  и др.) в сравнительном плане дать развернутое описание экскурсии с  выделением главного, вести дневник по темам (о погоде, о труде и т.д.).  на  предметных уроках проходятся темы  «погода  и  урожай»,  «явления  природы  и  временна года». Ведется календарь природы, проводится сравнение  с  записями  прошлых

лет,  делаются  выводы.   Школьники  изучают  компас  для   слепых,   учатся определять направления (север, юг, восток, запад), изображать  на  рельефном чертеже  план  комнаты,  дома,  а  потом  и  ближайшей  местности.   У   них формируется понятие масштаба. Ученики знакомятся с  рельефной  картой нашей родины, с глобусом как моделью земного шара.   Изучение  разделов  учебников «Родная речь» для 2 – 4 классов  массовой  школы.   По  математике  начинают изучать   простейшие   дроби,   многозначные   числа.    Обучаются   четырем арифметическим действиям в пределе  1000000,  решению  задач  на  нахождение части.   По  геометрии  усваивают  понятия  прямая  линия,  отрезок,  строят квадрат и четырехугольник с заданными размерами сторон. 

Программа 8 класса по речевому развитию предусматривает  составление  разных вариантов  ответов  на  один  и  тот  же  вопрос,  описание   экскурсий   по самостоятельно  составленному  плану,   изложение   прочитанного   рассказа, сочинение на свободную тему, сочинение  на  заданную  тему.   На  предметных уроках изучаются темы «характерные признаки  лета,  осени,  весны,  зимы»  «

цветочные,  овощные  растения,  сорняки»,  «полезные  и  вредные  животные». Выполняются  практические   работы:   получение   крахмала   из   картофеля, выращивание  рассады,  сбор  урожая.   Проводится   работа   с   календарем, формируется представления о годе, месяце, временах года, сутках, утре,  дне, вечере, ночи.  Читаются  сокращенные  и  адаптированные  тексты  из  «Родной

речи»  для  4  класса   массовой   школы   о   прошлом   нашей   Родины;   о путешественниках и других выдающихся людях – из «Родной речи» для 3  класса. По математике проходят простые и составные именованные числа,  раздробление и превращение, арифметические действия с  составными  именованными  числами. Изучают таблицу мер времени. Учатся решению задач на  ычисление  времени  и простых задач на движение. 

В 9 классе учащиеся должны  общаться  свободно  с  окружающими  в  словесной форме , читать простою художественную  и  научно  –  популярную  литературу, писать сочинения, отображая события как своей жизни,  так и жизни других, писать сочинения на определенную  тему  (о  жизни  птиц,  о  зиме  и  т.д.). Программа по предметным урокам продолжает темы природоведческого  характера, изучение тела человека, уход за  ним,  включает  сведения  о труде жителей нашей страны,  расширяет  сведения  о  прошлом  и  настоящем  нашей  страны. Прорабатываются темы «Поверхность суши» и др.   по  теме  «Тело  человека  и охрана  его здоровья» учащиеся изучают  скелет,  мышцы, внутренние  органы, питание,  рациональный  режим,  физическую  культуру,   олучают   некоторые сведения о болезнях.  На практических занятиях по этой  теме  учатся  искать пульс, считать его удары,  на  себе  и  на  других  показывать  расположения сердца  и  других  основных  внутренних  органов,  накладывать  повязку  при ранении, оказывать первую помощь при ожоге, обмораживании  и  др.   Сведения об истории и о настоящем нашей  страны  прорабатываются  в  объеме  учебника «Родная речь» для 4 класса массовой школы.  По  математике  ученики  изучают римские  цифры,  осваивают  измерение   площади,   знакомятся   с   таблицей квадратных мер, с  измерением  объема.   Учатся  решать  простые  задачи  на вычисление площади и объема. Распределение материалов по годам следует рассматривать как  примерное,  оно не  должно  сковывать  инициативу   учителя.    При   прохождении   программ предусматривается, что  некоторые  из  обучающихся  будут  перегонять  своих товарищей, другие  –  отставать.   Это  иногда  обуславливает  необходимость перевода ученика из одной группы в другую еще до конца учебного года.

Информация о работе Психофизическое развитие детей со сложными дефектами - ПРДССД