Психофизическое развитие детей со сложными дефектами - ПРДССД

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 21:03, лекция

Краткое описание

ПРДССД - это область знаний, изучающая этиологию, патогенез комбинированных нарушений в развитии детей, а так же коррекционно-воспитательную работу с такими детьми.

ЦЕЛЬ данной дисциплины:

•расширение знаний студентов о детях с комбинированными нарушениями в развитии,
•подготовка к работе с ними в качестве дефектолога.
ЗАДАЧИ данной дисциплины:

•Изучение особенностей психического и физического развития детей со сложными дефектами;
•Формирование знаний об особенностях организации, путях и средствах коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими два или более первичных дефекта;
•Формирование навыков проведения психологического обследования детей, имеющих сложную структуру дефекта и планирование коррекционной работы с ними.

Оглавление

1.Введение. Определение, цель, задачи
2.Онтогенез, определение, периоды, характеристика
3.Понятие «сложный дефект». Классификация детей, имеющих комбинированные нарушения

Файлы: 1 файл

11.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

                 Основной задачей обучения Елены было развитие у нее средств       общения. Те одиночные жесты, с которыми девочка поступила в детский       дом, не давали ей возможности общаться. Все предметы, связанные с       выполнением действий по самообслуживанию, все режимные моменты,      игрушки, игровые действия обозначались жестами. В первые же недели       девочка научилась понимать большинство этих жестов. После этого       педагоги руками ребенка воспроизводили жесты, потом Елена стала       самостоятельно повторять некоторые из них, а вскоре  употреблять их в       общении. За два месяца пребывания в детском доме Елена усвоила более       30 жестов. К концу первого учебного года  жестовой словарь девочки       составлял 90 жестов и включал в себя не только отдельные жесты, но и       жестовые фразы и небольшие жестовые рассказы, изображающие события, в       которых девочка принимала непосредственное участие. В середине первого       учебного года Елена стала принимать учебную задачу, направленную на       формирование у нее словесной (дактильной) речи. Некоторые действия и       хорошо знакомые предметы стали обозначаться первыми буквами их       словесных названий. После того как девочке дали возможность много раз       наблюдать дактильный разговор старших воспитанников, у нее нее       появилось внешнее подражание этому разговору, она пыталась делать       мелкие движения пальцами в руку других детей. Появилась возможность в       процессе жестового общения отдельные жесты заменять дактильными       словами. Общение стало не исключительно жестовым, а смешанным- жестово-дактильным. К концу первого учебного года Елена самостоятельно       говорила дактильно свое имя, имя воспитателя и несколько других слов.       Девочка хорошо научилась играть в ролевые игры.

              План ближайших занятий по развитию таких детей предусматривает       усовершенствование у них навыков самообслуживания, дальнейшее привитие       навыков культурного поведения, трудовое воспитание, развитие игровой       деятельности, занятия лепкой, работу с бумагой, физическое воспитание.

              Средства общения будут прививаться  и во время действий по       самообслуживанию, и в игре, и при обучении ручному труду, и на       прогулках. Кроме того, предусматриваются самостоятельные занятия, на       которых дети будут выполнять дактильные поручения учителя, выражать       дактильными словами произведенное действие, называть предметы. 

    ЛЕКЦИЯ 7

Тема  Особенности учебно-воспитательной работы со слепоглухими школьниками 

                    Содержание школьного этапа обучения.

      На примере слепоглухонемых детей. 

    На  школьном этапе обучения слепоглухонемые  учащиеся овладевают словесным языком, общеобразовательными знаниями и навыками работы в одной из мастерских.

    Обучение  воспитанников на школьном этапе  ведется на  основе  материалов  и программ обучения  по  речевому  развитию,  предметным  урокам,  математике, труду,  физическому  воспитанию,  разработанных  лабораторией   обучения   и воспитания слепоглухонемых детей.  Материалы   к  программам   составлены  с расчетом  на  обучение  детей,  получивших  подготовительное  воспитание   в детском  доме  для  слепоглухонемых,  и  в  условиях  семьи.  В   программах предусматривается   девятилетний   срок   обучения,   в   течение   которого воспитанники  овладевают  словесным  языком,  получают   общеобразовательную подготовку в объеме  начальной  школы,  физическую  и  трудовую  подготовку, дающую возможность перехода к обучению  одному  из  видов  профессионального труда.

    Учебные  занятия  проводятся  не  только  в  утренние  часы,   часть   их переносится на время после  дневной  прогулки  и  на  вечер.  Многие  уроки,

особенно предметные, проводятся в форме экскурсий  и прогулок.

Рассмотрим   основное   содержание   материалов   к   программам    обучения слепоглухонемых по речевому развитию, по предметным урокам и по арифметике. 

Речевое развитие

  Чрезвычайно  важным в обучении слепоглухонемого  ребенка является  овладение им средствами общения. Первыми  специальными  средствами  общения  для  него являются жесты. Жестами ребенок обозначает предметы, их  функции,  действия, элементы поведения. Овладение жестами- необходимый  этап  речевого  развития ребенка.

  Следующий   за  жестами  этап  усвоения  средств  общения-  формирование  у ребенка  словесной  речи.  Словесная  речь  в  дактильной   форме   является

надстройкой над  жестовой речью, возникает внутри нее  как  ее  вариант,  а  в

дальнейшем развивается  в самостоятельную и доминирующую форму речи.

  Происходит  это таким путем. Жесты, обозначающие  хорошо  знакомые  и часто встречаемые  предметы,  заменяются  пальцевыми  словами.  Для  ребенка   эти обозначения также являются жестами, но только жестами  другой  конфигурации.

Жестом ему  показывается, что данный предмет  можно обозначать  по–другому.  В дальнейшем он обозначает предмет, показанный ему,  новым  для  него  жестом, даже не подозревая, что уже владеет словом, составленным из букв,  так,  как зряче-слышащий ребенок,  научившийся  говорить  на  втором  году  жизни,  не знает, что он говорит побуквенными словами.

  Обучение  словесному языку начинается  не с букв, а со  слов,  и   не  просто

слов, а со слов в системе связного смыслового текста.  Смысловым  контекстом первых слов являются жесты. Первые  дактильные  слова  включены  в  рассказ, осуществляемый средствами мимики. Тут  слова  выступают  на  правах  жестов.

Лишь после  усвоения  нескольких  десятков  слов  ,  обозначающих  конкретные предметы, ребенку дается дактильный  алфавит,  которым  он  уже  практически владеет.  После  дактильного  алфавита  ребенку  можно  дать  любое   слово, соотнеся  его  с  соответствующим  жестом  и  предметом.   Заучивание   букв дактильного алфавита имеет также огромное значение  потому,  что  ребенок  в процессе этого  заучивания  обучается  восприятию  дактильных  букв  с руки учителя.

  После прочного  заучивания дактильного  алфавита  ребенку  дается  точечное обозначение букв . Пальцевая  артикуляция  и  точечное  изображение  букв  у ребенка должны быть безукоризненными и совершенными.  Для  совершенствования

в этом подбирается специальный словарь в два-три десятка слов,  обозначающих хорошо  известные  ребенку  предметы.  Этот  же   словарь   используется   в дальнейшем для усвоения грамматического строя.

   Для   усвоения  грамматического  строя   словесного  языка  особенно  важна

письменная речь, чтение и письмо. Сначала учитель  обучает  учащегося  читать и  писать  текст,  состоящий  из  простых  нераспространенных   предложений, описывающих действия с предметом. Потом тексты усложняются за счет  введения простых распространенных предложений.

  Огромное  значение в обучении слепоглухонемых  имеет чтение.

  Вместе с  усвоением элементов  повествовательной   речи  ведется  работа  по

развитию разговорной  речи (в  дактильной  форме),  сначала  в  виде  простых побудительных предложений, а в дальнейшем и более сложных.

   Низкий  уровень  первоначального   владения  словесной  речью   не   должен искусственно ограничивать общение ребенка, так как это неизбежно приведет  к задержке  его  общего  развития.  Необходимо,  особенно  в   первый   период обучения, использовать жестовую форму общения.

  Устная речь  для слепоглухонемых не является  средством обучения, она-  один из  предметов  изучения.  Занятия  по  устной  речи   проводятся   в   форме индивидуальных уроков. 

Предметные уроки. 

  При обучении  слепоглухонемых учащихся предметные  уроки являются  одним  из основных методов сообщения им знаний об окружающем мире. Предметы  изучаются в определенной последовательности и в доступных  пониманию  детей  связях  и отношениях. На предметных уроках, проходящих  одновременно  со  специальными уроками  развития  речи,  учащийся  усваивает  язык,   развивает   словесное общение.

   Знания,  полученные  на  предметных  уроках,   закрепляются   чтением   и проработкой  учебных  текстов.  Учащиеся  самостоятельно  пишут   сочинения, которые исправляет и дополняет учитель. Учебные  тексты  составляются  самим

учителем или  подбираются из учебников по чтению  в  доступной  для  учащихся форме. Учебный текст подводит ученика к логическому мышлению,  помогает  ему выразить  свои  мысли,  обогащает  его  речь,   закрепляет   полученные   на

предметном  уроке  знания.  Ученики  получают  первоначальные   сведения   о явлениях природы, характерных для каждого времени года, о  предметах  труда, о работе людей в разных отраслях хозяйства, обо всем , что связано с жизнью

и деятельностью  человека, о мире животных, о неживой  природе.   Тематика чтения  и самостоятельных сочинений обусловливается тематикой предметных уроков. От конкретных знаний, полученных  на  предметных  уроках, учащиеся переходят к закреплению этих знаний в  форме  рассказов,  доступных их пониманию.

   С  7  класса  начинается  систематический   курс  учебного   предмета   по природоведению, даются элементарные сведения по географии, истории.   Задача последующих классов- систематизировать и расширить представления о

природе, ознакомить детей с использованием  природы  человеком,  научить  их пользоваться картой, привить детям чувство любви и уважения к своей  стране, желание принимать участие в работе. 

      Математика 

  Преподавание  математики имеет целью обучить  учащихся производить  действия с целыми и дробными числами и применять полученные знания к решению задач  и выполнению простых расчетов в практике. Объем заданий, даваемых  учащимся  с

1 по 10 класс,  в  основном  соответствует   объему  материалов  четырехлетней массово   школы.  Программа для слепоглухонемых построена по   линейному принципу- начав изучать какую либо тему, учащиеся проходят  ее  до  конца  в

пределах данной программы. Затем осуществляется  переход  к  следующей  теме или вопросу, который также изучается полностью.

  В первом  классе изучение математики  начинается  с  усвоения  нумерации  в пределе 1000, что дает возможность ученику усвоить основную идею десятичной системы. Усвоение нумерации осуществляется  на  счетных  палочках  и  других

материалах. Например,  счетах.   После прочного усвоения нумерации учащиеся приступают к изучению  четырех арифметических  действий.  Учащимся  даются  также  материалы,  связанные  с изучением мер. Большое значение в усвоении материала придается  практическим работам по измерению, взвешиванию, определению расстояния.  Особое  внимание обращается на усвоение  учащимися  мер  времени  и  определение  времени  по часам.

  Обучение  решению задач начинается с  практических  действий  с   предметами. Потом постепенно задачи усложняются,  и  их  решение  становится  все  более отвлеченным от конкретных действий. 

Примерное распределение  материалов программ по Речевому развитию , предметным урокам, математике. 

Первый класс.

   Слепоглухонемой   учащийся  обучается  словесному   общению   при   помощи дактильного алфавита, овладевает чтением  и  письмом  при  помощи  рельефно- точечного шрифта. Программа  речевого  развития  включает  в  себя  обучение

ребенка называнию ( в дактильной форме) окружающих его  предметов,  пониманию и выполнению простых поручений, сформулированных словесно (  встань,  иди  , возьми  и  т.д.)  .  Воспитанник  учится  словесно  называть  свои  действия

простыми предложениями (Я играл, я пишу…), описывать  действия  других  (Оля ест), отвечать на простые вопросы (Как тебя зовут?  Что  ты  делал?  Что  ты ел?) .

  На предметных  уроках ребенок  знакомится  с  детским  домом.  Класс  (пол, стены, окно, дверь, батарея,  мебель,  учебные предметы,  счеты и т.д.), столовая (посуда, мебель), пища , спальня, умывальная комната, гардероб.   На доступном ученику уровне изучаются одежда, обувь.   Дети усваивают форму каждой вещи, знают ее назначение, обучаются называть ее и обозначать ее  функции.  В  связи  с  едой  проходятся  темы  “Фрукты”, “Овощи”.  Во  время  привития  санитарно-гигиенических   навыков   изучаются названия частей тела людей.

Информация о работе Психофизическое развитие детей со сложными дефектами - ПРДССД