Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 21:03, лекция
ПРДССД - это область знаний, изучающая этиологию, патогенез комбинированных нарушений в развитии детей, а так же коррекционно-воспитательную работу с такими детьми.
ЦЕЛЬ данной дисциплины:
•расширение знаний студентов о детях с комбинированными нарушениями в развитии,
•подготовка к работе с ними в качестве дефектолога.
ЗАДАЧИ данной дисциплины:
•Изучение особенностей психического и физического развития детей со сложными дефектами;
•Формирование знаний об особенностях организации, путях и средствах коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими два или более первичных дефекта;
•Формирование навыков проведения психологического обследования детей, имеющих сложную структуру дефекта и планирование коррекционной работы с ними.
1.Введение. Определение, цель, задачи
2.Онтогенез, определение, периоды, характеристика
3.Понятие «сложный дефект». Классификация детей, имеющих комбинированные нарушения
2. Врожденные нарушения слуха и приобретенная с возрастом слепота. Эти люди составляют до 50% взрослых слепоглухих. При чинами нарушений являются синдром Ушера и другие наследственные синдромы, травма и др. Как правило, эти люди оканчивают учебные заведения для лиц с нарушенным слухом, зрение их значительно ухудшается в старших классах школы или позднее. Особого внимания требуют глухие дети, теряющие зрение в подростковом возрасте. Острое, шоковое состояние и психозы, возникающие в отдельных случаях у таких подростков и их родителей, можно во многом предотвратить, если вовремя выявить этих детей и оказать им своевременную психотерапевтическую и пси-холого-педагогическую помощь. Ведущими средствами общения для слепоглухих этой категории чаше всего являются жестовая речь и дактилология, которым в случаях резкого падения зрения может помочь осязание: они могут воспринимать жестовую речь собеседника, если будут касаться его рук или воспринимать дак-тильную речь «в руку».
3.
Врожденная слепота и
зрелом возрасте могут потерять слух полностью,
и тогда они переходят на общение только
с помощью осязания (письмо на ладони,
дактилология «в руку» или Лорм — специальный
алфавит слепоглухих, изобретенный чешским
слепоглухим Г.Лормом и достаточно популярный
в Германии, Чехии и некоторых других странах).
4. Приобретенная с возрастом слепоглухота. Это люди, родившиеся с нормальным слухом и зрением, потерявшие слух и зрение в результате заболевания или травмы в подростковом или зрелом возрасте. В этом случае самая большая проблема — справиться со стрессом от потери зрения и слуха и попытаться перестроить уже сложившуюся и автоматизированную ориентировку в пространстве на использование других видов сенсорики. Особая задача — сделать доступными другие средства общения (восприятие устной речи рукой, письмо на ладони, дактилология и письмо по Брайлю).
5. Старческая слепоглухота. Известно, что у некоторых людей после 65 лет и у многих старше 85 резко ухудшаются слух и зрение. Часть из них становится в старости слепоглухими. В развитых странах мира этим людям оказывается специальная поддержка, направленная на налаживание взаимоотношений в их семьях, на организацию особых условий помощи в учреждениях для престарелых, на помощь в общении и в ориентировке.
ЛЕКЦИЯ 4
Тема
Наследственные синдромы,
приводящие к слепоглухоте
План
1. Синдром Ушера.
2. Синдром Маршалла
3.
Синдром Альпорта
1
вопрос
По
литературным источникам известно много
форм слепоглухоты (Б.В. Конигсмарк, Р.Д.
Горлин, 1980; и др.). При комплексном
клинико-генеалогическом и
Синдром Ушера. Сочетание глухоты
с пигментным ретинитом было описано F.
Graefe в 1858 г. В 1914 г. S. Usher провел наиболее
значительное документально подтвержденное
исследование этого синдрома и подчеркнул
его генетическую природу. Синдром Ушера
характеризуется врожденной (от умеренной
до резко выраженной степени) нейросенсорной
потерей слуха с вестибулярной гипофункцией
и медленно прогрессирующим пигментным
ретинитом. У некоторых больных могут
наблюдаться умственная отсталость и
поздние психозы. Распространенность
синдрома Ушера среди детей с глубокой
глухотой достигает от 3 до 10% (M. Vernon, 1959;
G. Fraser, 1964; и др.). Рассчитано, что один из
100 людей является носителем гена синдрома
Ушера (Б.В. Конигсмарк, Р.Д. Горлин, 1980).
У гетерозигот могут быть выявлены: отсутствие
реакции на вращение и повышение порога
темповой адаптации или негрубое снижение
остроты зрения.
Диагноз пигментного ретинита, установленный
офтальмологом при офтальмоскопии, должен
быть подтвержден электроретинографией,
электроокулографией, исследованием поля
зрения и определением способности к темповой
адаптации (Л. Кацнельсон и др., 1981).
К сожалению, до сих пор не существует
методов эффективного лечения синдрома
Ушера. Дети в большинстве своем начинают
обучение в школах для глухих, реже - для
слабослышащих. Снижение остроты зрения
у них диагностируется поздно. Испытывая
затруднения в учебе, они, как правило,
попадают в группу стойко неуспевающих.
Между тем своевременное выявление у них
пигментного ретинита, прогрессирующего
до практической слепоты снижения зрения,
и в соответствии с этим создание адекватных
педагогических условий предотвращают
возможность стрессового состояния, возникающего
в связи с потерей зрения у глухого человека,
и способствуют более полной социальной
реабилитации таких людей.
Существует
несколько классификаций
При первой - у пробанда отмечается врожденная глухота, а пигментный ретинит с прогрессирующим снижением остроты зрения выявляется в 10-12 лет. Вестибулярные нарушения при этом типе синдрома отсутствуют. Около 90% случаев врожденной глухоты с пигментным ретинитом относится к первой форме синдрома Ушера.
Вторая
форма характеризуется глубокой
врожденной глухотой, а пигментный
ретинит с прогрессирующим
Третья форма отличается прогрессирующей
(до глухоты) потерей слуха и пигментным
ретинитом со снижением остроты зрения,
выявляющимися в подростковом возрасте.
Эта форма синдрома Ушера встречается
редко.
Авторы считают, что первые три формы синдрома
наследуются по аутосомно-рецессивному
типу, но, по-видимому, обусловлены разными
рецессивными генами.
Четвертая форма по клиническим проявлениям
сходна со второй, но передается в семьях
по рецессивному Х-сцепленному типу. Клинические
проявления синдрома отмечаются только
у мужчин. Женщины - носительницы мутантного
гена в Х-хромосоме, как правило, внешне
здоровы.
Третья и четвертая формы синдрома Ушера
составляют менее 1% всех случаев.
Проведенный нами анализ особенностей
болезней подтверждает предлагаемую S.
Davenport и G. Omenn классификацию синдрома. Под
нашим наблюдением находится 9 больных
с синдромом Ушера. Из них первая форма
заболевания диагностирована у 5 человек,
вторая - у 2, третья - у 1, четвертая - также
у 1. В семьях с повторными случаями болезни
у всех пораженных наблюдалась одна и
та же форма клинических проявлений. Это
обстоятельство подтверждает предположение
о наличии четырех различных генетических
форм синдрома Ушера.
2
вопрос
Синдром Маршалла. В семье, описанной D. Marshall (1958), у 7 человек в четырех поколениях был выявлен синдром, включающий дефект в виде седловидного носа, врожденной или юношеской катаракты, миопии и нейросенсорной глухоты.
При синдроме Маршалла у больных отмечается характерное лицо с маленьким носом, запавшим переносьем, вывернутыми вперед, несколько недоразвитыми ноздрями, резкой гипоплазией средней трети лица. Кроме того, характерно укорочение рук и ног. Нарушение зрения может быть обусловлено врожденной миопией высокой степени, а также врожденной или юношеской катарактой. Иногда у больных наблюдается отслойка сетчатки. У части больных может быть также умственная отсталость (Б.В. Конигсмарк, Р.Д. Горлин, 1980). В настоящее время описано более 100 случаев синдрома Маршалла (I. Helin, U. Jodal, 1981; и др.). Анализ клинических проявлений позволяет рассматривать этот синдром как одно из наследственных заболеваний соединительной ткани (М.А. Берглезов, Е.М. Меерсон, М.Л. Моин, 1981; и др.).
Мы наблюдали 8 больных с синдромом Маршалла. У части из них нарушения психического развития были обусловлены двойным сенсорным дефектом и имели черты, типичные для детей с врожденными или рано выявившимися глубокими нарушениями зрения и слуха. В двух случаях отмечена олигофрения.
Анализ
генеалогических данных в 4 семьях подтвердил
аутосомно-доминантный тип
3
вопрос
Синдром Альпорта. В 1927 г. A. Alport впервые изучил родословную семьи, в которой 16 человек в трех поколениях страдали прогрессирующей нейросенсорной глухотой и выраженной почечной недостаточностью. К настоящему времени имеются многочисленные литературные данные, посвященные описанию клинических вариантов синдрома (Л.П. Белинская с соавт., 1979; S. Wasser et al., 1980; Б.В. Конигсмарк, Р.Д. Горлин, 1980; M. Gubler et al., 1981; В.И. Козырь с соавт., 1981; А.В. Брыдун, 1981; Г. Щекина с соавт., 1982; и др.). Частота синдрома составляет около 1% среди лиц с наследственной глухотой. Считается, что он передается в семьях по аутосомно-доминантному типу с более тяжелыми поражением мужчин (H. Simmonds et al., 1982; и др.). Нейросенсорные нарушения слуха чаще всего выявляются в первом или втором 10-летии жизни и постепенно нарастают (Б.В. Конигсмарк, Р.Д. Горлин, 1980), реже наблюдается врожденная глубокая глухота (L. Johnssom et al., 1981; H. Gould, 1982). Почечная патология груба; выделяются два клинических варианта: один из них подобен гломерулонефриту со злокачественным течением, второй - пиэлонефриту. Второй тип отмечается преимущественно у женщин и характеризуется длительным течением и более благоприятным прогнозом. Примерно у 10% больных синдромом Альпорта наблюдается также глазная патология, чаще в виде катаракт. Интересные данные приводят R. Ueda et al. (1978) о случаях синдрома Альпорта с нарушениями зрения, обусловленными пигментным или беспигментным ретинитом. Z. Chodorowski et al. (1979) описана семья, в которой отмечалось сочетание синдрома Альпорта с олигофренией. Остальные авторы не изучали состояние интеллекта у пробандов (не ставили задачей исследования) либо оценивали его как нормальное.
К
настоящему времени в отечественной
и зарубежной литературе имеются
данные о более чем 200 больных
с синдромом Альпорта. При этом
синдроме имеются также и изменения
со стороны соединительной ткани (Б.А.
Кобринский, 1978; В.П. Казначеев с соавт.,
1980; и др.).
Под нашим наблюдением находится 5 детей
с диагнозом синдрома Альпорта: 3 мальчика
и 2 девочки. У 4 из них отмечались врожденные
нейросенсорная глухота и катаракта. В
одном наблюдении в раннем возрасте выявилась
прогрессирующая тугоухость, а в 5-летнем
возрасте - прогрессирующее снижение зрения,
завершившееся к 12 годам тотальной слепотой;
изменения мочи в виде альбуминурии, гематурии
отмечались с рождения и не носили прогрессирующего
характера. Анализ родословных подтвердил
аутосомно-рецессивный тип наследования.
В ряде семей у родственников пробандов
I и II степени родства имелись глухота
и выраженная почечная патология, хотя
дефектов зрения у них не наблюдалось.
Таким образом, синдром Альпорта генетически
гетерогенен.
ЛЕКЦИЯ 5
Тема
Психолого-педагогическая
характеристика слепоглухих
детей
План
1
вопрос
Психическое развитие детей со сложным сенсорным нарушением опирается на сохранные интеллектуальные и сенсорные (обоняние, вибрационная и кинестетическая чувствительность) возможности и их совершенствование. Наблюдения за развитием маленьких детей с врожденной слепоглухотой и сохранными возможностями познавательного развития показывают большие возможности осязания и обоняния. Если не препятствовать развитию сохранной активности такого ребенка и способствовать его своевременному хватанию, сидению, прямохождению и самостоятельности в бытовых действиях, можно добиться совершенно свободной ориентировки в помещении и развития полноценных предметных действий. Такой ребенок способен уже в раннем детстве совершенно свободно передвигаться по знакомому помещению, узнавать близких ему людей по запаху, характерным движениям и по ощупыванию ног и обуви, доставать понравившиеся ему предметы и игрушки и действовать с ним в соответствии с их назначением.
Информация о работе Психофизическое развитие детей со сложными дефектами - ПРДССД