Психофизическое развитие детей со сложными дефектами - ПРДССД

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 21:03, лекция

Краткое описание

ПРДССД - это область знаний, изучающая этиологию, патогенез комбинированных нарушений в развитии детей, а так же коррекционно-воспитательную работу с такими детьми.

ЦЕЛЬ данной дисциплины:

•расширение знаний студентов о детях с комбинированными нарушениями в развитии,
•подготовка к работе с ними в качестве дефектолога.
ЗАДАЧИ данной дисциплины:

•Изучение особенностей психического и физического развития детей со сложными дефектами;
•Формирование знаний об особенностях организации, путях и средствах коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими два или более первичных дефекта;
•Формирование навыков проведения психологического обследования детей, имеющих сложную структуру дефекта и планирование коррекционной работы с ними.

Оглавление

1.Введение. Определение, цель, задачи
2.Онтогенез, определение, периоды, характеристика
3.Понятие «сложный дефект». Классификация детей, имеющих комбинированные нарушения

Файлы: 1 файл

11.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

Амреева Л.М.-к.м.н., преподаватель  каф.НВПиБЖ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 

    ЛЕКЦИЯ 1

    Тема  Введение в дисциплину «Психофизическое развитие детей со сложными дефектами - ПРДССД» 

    План

  1. Введение. Определение, цель, задачи
  2. Онтогенез, определение, периоды, характеристика
  3. Понятие «сложный дефект». Классификация детей, имеющих комбинированные нарушения

    1 вопрос 

    ПРДССД - это область знаний, изучающая  этиологию, патогенез комбинированных  нарушений в развитии детей, а  так же коррекционно-воспитательную работу с такими детьми.

    ЦЕЛЬ  данной дисциплины:

  • расширение знаний студентов о детях с комбинированными нарушениями в развитии,
  • подготовка к работе с ними в качестве дефектолога.

    ЗАДАЧИ  данной дисциплины:

  • Изучение особенностей психического и физического развития детей со сложными дефектами;
  • Формирование знаний об особенностях организации, путях и средствах коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими два или более первичных дефекта;
  • Формирование     навыков     проведения     психологического обследования детей, имеющих сложную структуру дефекта и планирование коррекционной работы с ними.

    В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

  • специфические  особенности  психического  и  физического развития   детей,   имеющих   двойной   и   тройной   дефект
  • пути   оказания  коррекционной   помощи  соответствующим категориям аномальных детей.

    В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:

  • изучать   и   анализировать   специальную      литературу   по: 
    - этиологии сложных дефектов

       - организации коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста.

  • самостоятельно обследовать детей со сложными дефектами.
 

    2 вопрос

    Онтогенез (с греч. ontos - особь + genos - рождение) - индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до конца жизни.
    У многоклеточных организмов онтогенез  обычно сопровождается сложной перестройкой со многими периодами. Различают: 
    - пренатальный онтогенез;
    - постнатальный онтогенез; 
    - онтогенез отдельных органов  и систем.
    Онтогенез делится на эмбриональный и постэмбриональный  периоды.

    Онтогенез включает рост, т. е. увеличение массы тела, его размеров, дифференцировку. Термин «Онтогенез» введён Э. Геккелем (1866) при формулировании им биогенетического закона. У человека, размножающегося половым путём, зарождение нового организма осуществляется в процессе оплодотворения, а онтогенез начинается с оплодотворённой яйцеклетки, или зиготы.

    В ходе онтогенеза каждый организм закономерно проходит последовательные фазы, стадии или периоды развития, из которых основными у организмов, размножающихся половым путём, являются: зародышевый (эмбриональный, или пренатальный), послезародышевый (постэмбриональный, или постнатальный) и период развития взрослого организма.

    В основе онтогенеза лежит сложный процесс реализации на разных стадиях развития организма наследственной информации, заложенной в каждой из его клеток. Обусловленная наследственностью программа онтогенеза осуществляется под влиянием многих факторов (условия внешней среды, межклеточные и межтканевые взаимодействия, гуморально-гормональные и нервные регуляции и т.д.) и выражается во взаимосвязанных процессах размножения клеток, их роста и дифференцировки.

    Первую  попытку исторического обоснования  онтогенеза сделал И. Ф. Меккель. Проблема соотношения онтогенеза и филогенеза была поставлена Ч. Дарвином и разрабатывалась Ф. Мюллером, Э. Геккелем и др. Все связанные с изменением наследственности, новые в эволюционном отношении признаки возникают в онтогенезе, но лишь те из них, которые способствуют лучшему приспособлению организма к условиям существования, сохраняются в процессе естественного отбора и передаются последующим поколениям, т. е. закрепляются в эволюции. Познание закономерностей, причин и факторов онтогенеза служит научной основой для отыскания средств влияния на развитие человека, что имеет важнейшее значение для педагогики, психологии, а также для медицины. 

    3 вопрос 

    Сложный дефект - качественно своеобразное сочетание двух и более дефектов развития,  имеющее особую структуру, отличную от составляющих его аномалий. Категорию детей со сложными дефектами  составляют:

  • Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;
  • Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;
  • Дети глухие слабовидящие;
  • Слепоглухонемые дети;
  • Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха;
  • Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта).

    Кроме того, в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами. К ним относятся:

  1. Дети с умственной отсталостью слепоглухие;
  2. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью.

    Таким образом, к детям со сложными дефектами  можно отнести детей, у которых  отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).

    Сложный дефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру  аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением зрения и слуха, или слуха и моторики и т.п.

    При осложненном дефекте возможно выделение  ведущего, или главного, нарушения  и осложняющих его расстройств. Например, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблюдаться нерезко выраженные дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства.

    Как ведущий, так и осложняющий дефект могут иметь характер, как повреждения, так и недоразвития. Нередко наблюдается их сочетание.

    Причинами возникновения сложных дефектов могут быть, как указывает Б.П.Пузанов, наследственные и экзогенные факторы. Наиболее тяжелой группой детей  со сложными дефектами выступают слепоглухонемые дети. Её составляют дети, не только полностью лишенные зрения, слуха и речи, но и с парциальным (частичным) поражением сенсорной сферы: слепые с такой потерей слуха, которая препятствует усвоению речи на слух, и глухие с такой потерей зрения, которая препятствует зрительной ориентировке.

    Специфической особенностью таких детей является практически полная невозможность  получать информацию об окружающем по естественным каналам, что увеличивает  значимость коррекционного образования для них, по сравнению с другими детьми, имеющими сложные дефекты. При этом у слепоглухонемого ребенка часто могут быть развиты все усложняющиеся формы общения - от элементарных жестов (воспринимаемых посредством осязания) до вербальной речи. Это позволяет таким детям относительно успешно овладевать программой средней общеобразовательной школы, а некоторым оканчивать высшие учебные заведения.

    Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу  наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др.

    Внимание  к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей  с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.

    В нашей стране учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми  детьми осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях системы образования и здравоохранения.

    Дети  с глубоким поражением центральной  нервной системы находятся в  детских домах социальной защиты, где с ними тоже ведется учебно-воспитательная работа по специальной программе.

    Для того, чтобы весь педагогический процесс  был более эффективным, необходимо правильное комплектование специальных  учреждений. Поэтому встает задача максимально точной дифференциальной диагностики, но прежде чем решать эту  задачу, важно знать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.  
 
 

ЛЕКЦИЯ 2

Тема: Виды и причины  отклонений в развитии у детей 

План

1. Психомоторное  развитие, определение, характеристика.

2. Причины отклонений  в развитии. Первичные и вторичные  нарушения.

3. Этиопатогенетическая характеристика нарушений в развитии детей 

1 вопрос

    Психомоторное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.

    В основе психомоторного развития лежит генетическая программа, которая реализуется под влиянием различных факторов окружающей среды. Поэтому если ребенок отстает в развитии, прежде всего, необходимо учитывать роль наследственных факторов в этом отставании.

    Различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения могут приводить к нарушениям психомоторного развития ребенка.

    Для успешной лечебно-коррекционной и  педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, важное значение имеет знание причин и характера нарушений развития.

    Хорошо  известно, что дети, страдающие одним  и тем же заболеванием, по-разному  отстают в развитии. Это связано  с генотипическими особенностями  их центральной нервной системы, с различными влияниями окружающей среды, а также с тем, насколько своевременно поставлен правильный диагноз и начата лечебно-коррекционная и педагогическая работа.

2 вопрос

Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций.Известно, что почти любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторном развитии. Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т.е. от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и, прежде всего, центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых больных, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Поэтому ребенок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.Описанные выше нарушения развития являются первичными. Однако наряду с первичными часто имеют место так называемые вторичные нарушения, структура которых зависит от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей с общим системным недоразвитием речи, прежде всего, будет проявляться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом - в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности.У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

Информация о работе Психофизическое развитие детей со сложными дефектами - ПРДССД