Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 21:03, лекция
ПРДССД - это область знаний, изучающая этиологию, патогенез комбинированных нарушений в развитии детей, а так же коррекционно-воспитательную работу с такими детьми.
ЦЕЛЬ данной дисциплины:
•расширение знаний студентов о детях с комбинированными нарушениями в развитии,
•подготовка к работе с ними в качестве дефектолога.
ЗАДАЧИ данной дисциплины:
•Изучение особенностей психического и физического развития детей со сложными дефектами;
•Формирование знаний об особенностях организации, путях и средствах коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими два или более первичных дефекта;
•Формирование навыков проведения психологического обследования детей, имеющих сложную структуру дефекта и планирование коррекционной работы с ними.
1.Введение. Определение, цель, задачи
2.Онтогенез, определение, периоды, характеристика
3.Понятие «сложный дефект». Классификация детей, имеющих комбинированные нарушения
С 1963 г. успешно работает Детский дом для слепоглухих детей в г. Сергиеве Посаде Московской области, где воспитываются более 100 детей. Отечественный опыт обучения слепоглухих пользуется признанием специалистов в других странах. С 1949 г. существует международное сообщество, координирующее развитие исследований и служб для слепоглухих в мире, оформленное в общественную организацию в 1969 г., в мероприятиях которой с 1962 г. участвуют и российские специалисты.
По данным этой организации, предполагаемое число слепоглухих людей в мире составляет около одного миллиона человек. К ним в настоящее время принято относить всех людей, имеющих нарушения зрения и слуха: это дети с врожденной или рано приобретенной слепоглухотой; дети с врожденными нарушениями зрения, теряющие с возрастом и слух; глухие или слабослышащие с рождения люди, нарушения зрения у которых появляются с возрастом; люди, потерявшие слух и зрение в зрелом или пожилом возрасте.
При определении этиологии такого сложного нарушения, как слепоглухота, специалисты исходят из возможностей существования чисто генетических, чисто экзогенных и смешанного происхождения причин нарушения зрения и слуха у человека. Наиболее изученными считаются случаи, когда одно заболевание (наследственное или приобретенное) является причиной двойного сенсорного нарушения.
В прошлом наиболее известной причиной слепоглухоты в тех редких случаях, о которых есть сведения, была нейроинфекция в виде менингита. Знаменитые в XIX в. американские слепоглухие Лаура Бриджмен и Эллен Келлер потеряли зрение и слух вследствие подобного заболевания в возрасте около двух лет.
До середины XX в. история обучения слепоглухих складывалась из отдельных случаев успешного обучения детей, потерявших слух и зрение в разном возрасте, но сохранивших возможности интеллектуального и эмоционального развития. Этот опыт был успешно подхвачен педагогами в разных странах Европы и США. Эпидемия краснухи, прокатившаяся по разным странам мира в 1963—1965 п., стала причиной одновременного появления значительного числа слепоглухих детей от рождения. Обучение больших групп таких детей потребовало создания уже целой сети школ, а затем и специальных служб. Слепоглухота с этого времени стала пристально изучаться специалистами разного профиля, выяснялись причины, и предлагались различные меры по ее профилактике.
В настоящее время известно о более чем 80 наследственных синдромах, являющихся причиной слепоглухоты. Это сочетания врожденной глухоты и прогрессирующей атрофии зрительных нервов; нарушений слуха и пигментного ретинита; глухоты, катаракты и заболеваний почек; врожденной тугоухости и прогрессирующей близорукости и т.д. Наиболее известной и часто встречающейся причиной слепоглухоты в подростковом и зрелом возрасте является синдром Ушера. Он встречается у 3 — 6% людей, с детства имеющих нарушенный слух. Этот синдром характеризуется врожденными нарушениями слуха различной степени и прогрессирующим пигментным ретинитом, приводящим к постепенному сужению полей зрения и слепоте.
К другой группе причин, приводящей к слепоглухоте, относятся различные внутриутробно, пренатально и перинатально перенесенные заболевания. Наиболее известным из таких внутриутробных заболеваний является краснуха. Вирус краснухи проникает от заболевшей матери через плаценту в плод и может вызвать множественные пороки развития ребенка.
При этом заболевании наибольший риск множественного поражения плода существует на ранних сроках беременности, когда закладывается развитие сердечной системы, органов зрения и слуха. С начала 1970-х гг. в развитых странах мира проводятся профилактические прививки против краснухи. В России такие прививки до 1998 г. не проводились.
Другим известным внутриутробным вирусным заболеванием, которое может привести к врожденной слепоглухоте, является цитомегаловирусная инфекция. Причинами врожденных нарушений зрения и слуха может стать заболевание матери токсоплазмозом, сифилисом и пр. К сложному нарушению зрения и слуха с возрастом может привести тяжелый диабет и ряд других соматических заболеваний.
В последние годы ряд специалистов отмечают рост числа детей с врожденными нарушениями зрения и слуха, появившихся на свет глубоко недоношенными и спасенными благодаря достижениям современной медицины. Примерно у 11% недоношенных детей обнаруживаются аномалии развития глаз, приводящие к глубоким нарушениям зрения и даже слепоте (врожденная глаукома, врожденная катаракта, атрофия зрительного нерва, ретинопатия или ретролентальная фиброплазия и др.). Как следствие глубокой недоношенности у таких детей могут наблюдаться и нарушения слуха. В ряде случаев к бисенсорному дефекту добавляются ДЦП и другие нарушения. Во многом причины глубокой недоношенности остаются пока неизвестными.
К наследственным причинам множественных, в том числе и двойного сенсорного, нарушений относят и CHARGE- синдром, который все чаще встречается у детей с двойным сенсорным и множественным нарушениями. Это название сложилось из сочетания первых латинских букв шести слов, обозначающих разные нарушения (колобома органов зрения; нарушения сердечной деятельности; трудности глотания и дыхания из-за сужения носовых отверстий - хоан; отставание в росте; недоразвитие половых органов; нарушения органов слуха). Для детей с этим синдромом также бывают характерны недоразвитие лицевой мимики и нарушение равновесия.
Причинами
слепоглухоты могут быть также самые
разные заболевания, приводящие только
к глухоте или только к слепоте и сочетающиеся
у одного конкретного человека. Например,
причина врожденной слепоты может быть
генетической, а нарушение слуха наступить
от перенесенной скарлатины или в результате
менингита; нарушение слуха, возникшее
по указанным причинам, может осложниться
тяжелой травмой глаз с возрастом и т.д.
2
вопрос
Выделение
так называемых синдромных форм слепоглухонемоты
является вопросом чрезвычайно важным
и сложным как в теоретическом, так и особенно
в практическом отношении. Выбор адекватных
методов коррекции состояний при этом
сложном виде аномального развития, темп
и методы педагогических воздействий
тесно связаны с вопросами диагноза, особенностями
структуры дефекта и прогноза. При этом
необходимо иметь в виду, что описание
синдромальных форм к настоящему времени
еще не завершено. Особенно плодотворными
были исследования последних лет, в основном
зарубежных ученых, проводимые в содружестве
специалистов разных профилей — педиатров,
генетиков, психологов, отиатров, офтальмологов
и биохимиков.
В настоящее время с этиологической точки
зрения следует выделять шесть групп слепоглухонемоты
по Бертынь Г.П.:
I. Наследственно обусловленные
II. Наследственные синдромы с нарушением
слуха, сочетающиеся с экзогенно обусловленными
нарушениями зрения.
III. Наследственные дефекты зрения в сочетании
с экзогенными формами нарушений слуха.
IV. Слепоглухота, обусловленная независимым
наследованием дефектов слуха и зрения.
V. Экзогенно обусловленные нарушения
зрения и слуха.
VI. Этиологически неясные наблюдения.
Рассмотрим каждую из выделенных групп.
Наследственные
синдромы с нарушением
слуха, сочетающиеся
с экзогенно обусловленными
нарушениями зрения.
При анализе данных клинико-генеалогического
и комплексного психолого-педагогического
изучения детей с глубокими нарушениями
зрения и слуха в ряде наблюдений можно
было предположить, что сложная структура
дефекта обусловленная сочетанием наследственных
синдромов с нарушениями слуха и дефекта
зрения другого происхождения. К этой
группе мы отнесли следующие наследственные
синдромы нарушения слуха (30 наблюдений):
синдром гипофизарной карликовости с
нейросенсорной глухотой (2 наблюдения);
синдром Джервелла (1 наблюдение); синдром
нейросенсорной глухоты и диабета (синдром
Ольстрема?) (5 наблюдений); синдром Пендреда
(3 наблюдения); синдром "Леопарда"
(2 наблюдения); синдром генерализованного
шиповидного гиперкератоза, общего облысения
и врожденной нейросенсорной глухоты
(1 наблюдение); синдром атопического дерматита
по типу ихтиоза с нейросенсорной глухотой
(1 наблюдение); синдром артогриппозной
аномалии рук с нейросенсорной глухотой
(5 наблюдений); синдром Норри (1 наблюдение);
синдром кератоконуса, голубых склер,
слабости связок и проводящей глухоты
(2 наблюдения); доминантная врожденная
резко выраженная нейросенсорная глухота
(6 наблюдений); синдром жаберных свищей
с нейросенсорной глухотой (1 наблюдение).
Глубокие
нарушения зрения были во всех случаях
обусловлены другими причинами.
К этому выводу мы пришли в результате
анализа анамнестических и
Перенесенные детьми в первые месяцы после
рождения отчетливые экзогении (сепсис,
менингоэнцефалит, тяжело протекающая
двусторонняя пневмония) могли привести
к поражению органа зрения. У 12 больных
отмечались изменения на глазном дне в
виде атрофии зрительных нервов, вызванной,
вероятно, внутричерепной гипертензией;
у 22 больных выявлена катаракта обоих
глаз, у 6 - миопия высокой степени с альтернирующим
косоглазием, у 2 - гиперметропия высокой
степени.
В качестве примера рассмотрим случай
синдрома глухоты с преаурикулярными
ямками, сочетающегося с катарактой.
В 1974 г. M. Melnik et al. сообщили о семье, в которой
отец и 3 детей имели сходное поражение
в виде смешанной глухоты, обусловленной
дефектом слуховых косточек (стремени)
и гипоплазией структур внутреннего уха,
сочетающейся с шейными фистулами. В 1979
г. J. Desnos et al. Обобщили имеющийся по данному
синдрому материал (всего 20 наблюдений).
Синдром упомянут в каталоге Б.В. Конигсмарка
и Р.Д. Горлина (1980). Состояние интеллекта
у пробандов не описано. Считается, что
для синдрома характерно аутосомно-доминантное
наследование с варьирующей экспрессивностью.
Приведем
наше наблюдение. Сережа Б., 13 лет. Врожденная
глухота; высокая миопия, сходящееся косоглазие,
неполная атрофия зрительных нервов; зрение
с коррекцией равно 0,08.
Сведения о развитии мальчика и об его
родственниках крайне скудны. Родители
мальчика и три старших сибса здоровы.
Мальчик родился глубоко недоношенным
от IV беременности, 7-месячным, в белой
асфиксии, вес - 1200 г, рост - 40 см. В 3 месяца
перенес двустороннюю пневмонию, диспепсию,
состояние было крайне тяжелым. Простудными
заболеваниями болел редко. Обучение начал
в детском саду для глухих детей. С 5 до
10 лет воспитывался в Загорском детском
доме, в 10 лет переведен в Головеньковский
детский дом.
Расторможен,
импульсивен, невнимателен. Поведение
мальчика в Головеньковском детском доме
несколько упорядочилось, ребенок стал
подчиняться режимным моментам, у него
появился некоторый интерес к занятиям,
он охотно выполнял посильные трудовые
поручения.
Физическое состояние. Мальчик высокого
роста, астенического телосложения. Справа
на шее у угла нижней челюсти рубец звезчатой
формы 3,5х0,2 см, слева - симметричный рубец
с точечным отверстием, из которого периодически
выделяется светлое содержимое. Кожа сухая.
Внутренние органы без патологии.
Голова малых размеров (окружность в 13 лет - 49 см) со скошенным затылком. Низкая граница роста волос. Высокое переносье. Близко посаженные и глубоко расположенные глазные яблоки. Рот полуоткрыт, выступают верхние резцы. Недоразвитие нижней челюсти. Нёбо готическое. Зубы расположены широко.
При неврологическом исследовании отмечается резидуальная правосторонняя симптоматика. Походка неустойчивая. Координаторные пробы выполняет с промахиванием, адиадохокинез выше справа. Выявлено недоразвитие тонкой моторики пальцев рук. У мальчика диагностирована олигофрения в степени дебильности, глубокие нарушения зрения и слуха; правосторонняя резидуальная симптоматика; синдром незаращения первой жаберной щели.
Следует отметить, что этиологически данный случай недостаточно ясен. Можно думать, о синдроме незаращения первой жаберной дуги с глухотой, сочетающемся с катарактой и олигофренией другого происхождения. Речь может идти также о синдроме множественных пороков развития, при котором все три дефекта имеют единое происхождение. Выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая о тяжести перенесенной родовой травмы и ранних инфекций, не позволяет полностью исключить экзогенную природу катаракты и олигофрении.
Неполная атрофия зрительных нервов обоих глаз вызвана, вероятно, внутриутробной гипертензией (в 3 мес тяжело перенес пневмонию, было состояние клинической смерти). Сложный дефект слуха, зрения и интеллекта у обследуемого ребенка неблагоприятен для педагогического прогноза.
Наследственные
дефекты зрения в
сочетании с экзогенными
формами нарушений слуха. Детей третьей
группы характеризует сочетание дефекта
зрения с нарушениями слуха экзогенного
происхождения. Снижение остроты слуха,
причиной которого были менингоэнцефалиты,
сепсис, тяжелая пневмония и применяемые
в процессе лечения массивные дозы ототоксических
антибиотиков. К этой группе отнесены
три синдрома (6 наблюдений): синдром Марфана
с нейросенсорным дефектом слуха (2); синдром
наследственной атрофии зрительного нерва
рецессивного типа - болезнь Бера (2) и доминантного
типа (1); синдром Сьегрен-Ларсена (1).
Диагностика детей этой группы представляет
определенные трудности. Если глубокие
нарушения зрения могут быть объяснены
выявленными синдромами, то экзогенная
причина нарушения слуха предполагается
с известной долей вероятности, благодаря
наличию в анамнезе грубых экзогений.
В связи с этим надо подчеркнуть важность
проведения биохимических исследований
среди детей с глубокими нарушениями зрения
и слуха, особенно среди детей рассматриваемой
группы, с целью выявления различных обменных
нарушений и своевременного диагностирования
синдромов.
Информация о работе Психофизическое развитие детей со сложными дефектами - ПРДССД