Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:16, реферат
В схеме возрастной периодизации, принятой на симпозиуме АПН СССР по возрастной физиологии в 1965 году, дается группировка возрастов, охватывающая весь цикл человеческой жизни: новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней - 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины; второй период: 36-60 лет - мужчины, 36-55 лет - женщины); пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины); старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше). Чем дальше отстоит возраст от начала человеческой жизни, тем больше возрастные периоды.
Введение……………………………………………………………...2
Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития………………………………………………………………3
Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка………………………………………………………………..4
Особенности развития органов чувств……………………………..6
Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления……….…..7
2. Младенчество………………………………………………………...9
2.1. Роль общения со взрослым в развитии ребенка……………………9
2.2. Формирование предпосылок усвоения речи………………………12
2.3. Развитие движений и действий……………………………………..15
2.4. Развитие ориентировки в окружающем мире……………………..19
3. Психическое развитие ребенка в период раннего детства………….26
4. Психическое развитие дошкольника…………………………………30
5. Психическое развитие младшего школьника………………………..32
6. Психические особенности развития личности в подростковом и юношеском возрасте………………………………………………….33
7. Юность и ее психологические проблемы……………………………35
8. Молодость (от 20-23 до 30 лет)……………………………………….36
9. Психические особенности личности в зрелом возрасте……………43
10.Психика пожилого, старческого возраста и долгожителей………...46
Заключение……………………………………………………………49
Список литературы…………………………
Содержание.
Введение…………………………………………………………
2. Младенчество………………………………………………
2.1. Роль общения со взрослым в развитии ребенка……………………9
2.2. Формирование предпосылок усвоения речи………………………12
2.3. Развитие движений и действий……………………………………..15
2.4. Развитие ориентировки в окружающем мире……………………..19
3. Психическое развитие ребенка в период раннего детства………….26
4. Психическое развитие дошкольника…………………………………30
5. Психическое развитие младшего школьника………………………..32
6. Психические особенности развития личности в подростковом и юношеском возрасте………………………………………………….33
7. Юность и ее психологические проблемы……………………………35
8. Молодость (от 20-23 до 30 лет)……………………………………….36
9. Психические особенности личности в зрелом возрасте……………43
10.Психика пожилого, старческого возраста и долгожителей………...46
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
Введение.
Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в., возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований.
В настоящее время разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста; геронтопсихология.
В схеме возрастной периодизации, принятой на симпозиуме АПН СССР по возрастной физиологии в 1965 году, дается группировка возрастов, охватывающая весь цикл человеческой жизни: новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней - 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины; второй период: 36-60 лет - мужчины, 36-55 лет - женщины); пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины); старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше). Чем дальше отстоит возраст от начала человеческой жизни, тем больше возрастные периоды.
Возрастная психология
стремится к раскрытию
Развитие психики человека идет через переходные состояния, именуемые кризисами. Они связаны с новыми для него, сильными, разнонаправленными, напряженными переживаниями. Это проявление закономерных противоречий развития.
Чтобы кризисы не привели к катастрофам, (т.е. событиями с тяжелыми последствиями, могут быть в области психики, задержки развития, утраты нормальной трудоспособности, нервные срывы, уходы в антиобщественную активность и т.п.) нужно о них знать, правильно их распознавать и учитывать в них самовоспитание и взаимодействие с другими людьми.
Поэтому к числу важнейших практических задач, стоящих перед возрастной психологией, относится создание методической базы для контроля за ходом жизни, полноценным существованием и психическим состоянием человека, организацией оптимальных форм деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов детства, зрелого возраста и старости.
1. Новорожденность:
врожденные особенности и
В младенчестве выделяют особый период новорожденности, который длится месяц или чуть больше месяца. Этот короткий период, однако, имеет решающее значение для всей дальнейшей жизни человека, так как его основным новообразованием является индивидуальная психическая жизнь новорожденного. Психологи считают, что проявлением этой зарождающейся
психики являются выразительные и инстинктивные движения новорожденного. Человеческое дитя рождается совсем беспомощным. Долгое время новорожденный лежит не двигаясь, почти непрерывно спит, а в короткие промежутки бодрствования слабо стучит ручками и ножками.
Человеческое дитя «вооружено» от рождения гораздо слабее, чем детенышибольшинства животных. И это не случайно: главные действия и поведенческие реакции, необходимые каждому виду животных, «записаны» в их мозге и появляются сами собой сразу или по мере созревания организма (изменяясь под влиянием окружающих условий). Мозг новорожденного содержит ограниченное число «записей» готовых действий. Зато большая часть детского мозга свободна и предназначена для присвоения («записи») того, чему ребенок научится от взрослых. Человеческие действия ребенок усваивает (присваивает) уже при жизни.
1.1. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка.
Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного, растительного существования в относительно постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей, в тот мир, где ему предстоит стать разумной личностью. Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, зажмуривание, сужение зрачка). Эти реакции – защитные рефлексы. У новорожденных можно обнаружить реакции, направленные на
контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы.
Наблюдениями установлено, что уже в период от первого до третьего дня в детской комнате родильного дома в солнечный день головки большинства новорожденных, как подсолнухи, повернуты в сторону света.
Прикосновение к углам губ, к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот. Младенец способен различать вещества на вкус.
Кроме перечисленных у ребенка обнаруживается еще несколько врожденных реакций: сосательный рефлекс – ребенок сейчас же начинает сосать вложенный ему в рот предмет; цеплятельный рефлекс – прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания; рефлекс отталкивания (ползания) –при прикосновении к подошвам ног и некоторые другие рефлексы.
Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них.
За последние годы учеными доказано, что некоторые рефлекторные реакции проявляются еще до рождения. Так, уже через восемнадцать недель у плова образуется сосательный рефлекс.
Большинство врожденных реакций необходимы ребенку для жизни. Они помогают ему приспособиться к новым условиям существования.
До рождения плод развивается за счет организма матери , то после рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и питанию через рот. Это приспосабливание происходит рефлекторно. После того как легкие наполняются воздухом, целая система мышц включается в ритмические дыхательные движения. Дыхание осуществляется легко и свободно.
Питание происходит с помощью сосательного рефлекса. Очень большое значение имеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции: организм ребенка все лучше приспосабливается к температурным перепадам.
Новорожденность – единственный период в жизни человека, когда
можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития – они только обеспечивают выживание ребенка. Как показали исследования, в сравнительно небольшом наборе врожденных реакций ребенка на внешние раздражители есть много рефлексов, на основе которых ничего не развивается. Это – атавистические рефлексы, наследство, полученное ребенком от животных предков. Такими являются цеплятельный рефлекс и рефлекс ползания. Движения ребенка,необходимые для его психического развития, для развития способности взаимодействовать с внешним миром.
1.2. Особенности развития органов чувств.
Важная особенность новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений. Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражители происходят на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга. Вес мозга новорожденного составляет 1/4 веса мозга взрослого человека. Количество нервных клеток в нем такое же, как у взрослого, но эти клетки недостаточно развиты. Тем не менее, уже в период новорожденности (и даже у детей, родившихся недоношенными) оказывается вполне возможным образование условных рефлексов. С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться вес мозга, при этом особенно быстро формируются те участки, которые связаны с получением внешних впечатлений.
Но было бы неверно думать, что само по себе созревание мозга может обеспечить развитие органов чувств новорожденного. Это развитие происходит под влиянием получаемых ребенком внешних впечатлений. Более того, без таких впечатлений невозможно само созревание мозга.
Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности – упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира.
Если ребенок попадает в условия сенсорной ,его развитие резко замедляется. Напротив, если ребенок получает достаточно впечатлений, то происходит быстрое развитие ориентировочных рефлексов (что выражается в появлении зрительного и слухового сосредоточения), создается основа для последующего овладения движениями и формирования психических
процессов и качеств. Организатором впечатлений становится взрослый. Взрослый подносит к лицу ребенка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком, тем самым, активизируя его ориентировочные реакции.
1.3. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления.
Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который в первые дни носит безусловный рефлекторный характер. Первый крик – результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Некоторые ученые считают, что первый крик – это и первое проявление отрицательной эмоции: спазмы вызывают чувство стеснения. В данном случае действительно невозможно различить мышечную реакцию и эмоциональное отношение – у новорожденного еще нет никакого жизненного опыта. Однако можно утверждать, что уже в первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные потребностью в пище, сне, тепле: основанием для крика служат голод, мокрые пеленки и т. д. По мере роста плач становится естественным выражением всякого рода страдания, идет ли речь о физической боли или (конечно, намного позднее) о душевном горе.
Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем
крик. Первые достаточно определенные проявления положительной эмоции в виде улыбки удавалось наблюдать в конце первого – начале второго месяца жизни, причем улыбка возникала либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к ребенку ласковые слова и улыбку взрослого. Из этого можно сделать вывод, что для возникновения положительной эмоции недостаточно одного только удовлетворения органических потребностей. Оно лишь снимает отрицательные эмоции и создает условия, при которых ребенок может испытать радостное переживание. Но само такое переживание вызвано получением впечатлений,связанных со взрослым.
Постепенно у ребенка вырабатывается особая эмоционально – двигательная реакция, обращенная ко взрослому, которая называется комплексом оживления.
Комплекс оживления состоит в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лицесклонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. Это выражение появившейся потребности в общении со взрослым – первой социальной потребности ребенка. Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством.
2. Младенчество.
2.1. Роль
общения со взрослым в
Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослы удовлетворяет
органические потребности ребенка – кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях. Эмоциональное общение со взрослым сильно сказывается на хорошем настроении ребенка. Если малыш капризничает и не хочет играть, то подошедший к нему взрослый одним своим появлением поднимает настроение ребенка, и он может вновь остаться один и развлекаться теми игрушками, которые перестали было его интересовать. К четырем – пяти месяцам общение со взрослыми приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг.
Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может, однако, приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его хотя бы на минуту оставят одного. При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движения.
Информация о работе Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития