Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:16, реферат

Краткое описание

В схеме возрастной периодизации, принятой на симпозиуме АПН СССР по возрастной физиологии в 1965 году, дается группировка возрастов, охватывающая весь цикл человеческой жизни: новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней - 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины; второй период: 36-60 лет - мужчины, 36-55 лет - женщины); пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины); старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше). Чем дальше отстоит возраст от начала человеческой жизни, тем больше возрастные периоды.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...2
Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития………………………………………………………………3
Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка………………………………………………………………..4
Особенности развития органов чувств……………………………..6
Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления……….…..7
2. Младенчество………………………………………………………...9
2.1. Роль общения со взрослым в развитии ребенка……………………9
2.2. Формирование предпосылок усвоения речи………………………12
2.3. Развитие движений и действий……………………………………..15
2.4. Развитие ориентировки в окружающем мире……………………..19
3. Психическое развитие ребенка в период раннего детства………….26
4. Психическое развитие дошкольника…………………………………30
5. Психическое развитие младшего школьника………………………..32
6. Психические особенности развития личности в подростковом и юношеском возрасте………………………………………………….33
7. Юность и ее психологические проблемы……………………………35
8. Молодость (от 20-23 до 30 лет)……………………………………….36
9. Психические особенности личности в зрелом возрасте……………43
10.Психика пожилого, старческого возраста и долгожителей………...46
Заключение……………………………………………………………49
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности  за содержание своей жизни перед  самим собой и перед другими  людьми.

 

Развитие личности зрелого человека требует избавления отнеоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, регидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

 

б) Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла.

Часть людей проживает  еще один "внеплановый кризис" 40 лет (бывает раньше и позже). Это  как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса  смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую "Я - концепцию". Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

 

Если в молодости  центральным возрастным новообразованием являются семейные отношения, включая материнство и отцовство и профессиональную компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование. Оно интегрирует результаты развития обоих новообразований предыдущего периода и называется продуктивностью.

 

Кризис 40 лет говорит еще об одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях "Я - концепции".

 

Швейцарский психолог Э. Клапаред полагал, что достигая в  зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути. Также считали не только Э. Клапаред, но и еще ряд исследователей.

10. Психика пожилого, старческого возраста и долгожителей.

Внутри периода зрелости выделим "акмэ" - вершину, когда  у многих людей начинается спад жизненной энергии и активности.

Переход от прогресса  к регрессу связывается у разных авторов и исследователей с разным возрастом. Этот возраст чаще всего  считается от 40 до 50 лет. Инволюционные  процессы в развитии психических  функций связывают с начинающимся биологическим старением. В противовес вышесказанному работы Б.Г. Ананьева и его учеников показали, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен. Ученики доктора А. Червоненко своим жизненным примером доказали, что, если заниматься энергетическим упражнениями, то в возрасте 40-50 лет можно открыть неограниченные способности и вопреки исследованиям Э. Клапареда жизненная активность и энергия в возрасте 40-50 лет может многократно увеличиться.

а) Зрелость и психологический возраст.

Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста:

хронологический (паспортный);физический (биологический); психологический.

           Психологический возраст - каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст.

 

Психологический возраст - возрастная идентификация, которая  может быть разной степени осознанности - это аспект самосознания, связанный  с представлениями о времени.

 

Временная перспектива  с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться.С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым "личное время", благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и мотивами развернутыми в настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т.п. воспринимается как быстро протекающее, и став психологическим прошлым, кажется продолжительным.

 

Психологический возраст  зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует.

 

В молодости вероятность  соответствия психологического возраста хронологическому весьма велика. Если социально значимая цель не достигнута (образование, женитьба), психологический возраст может отставать от хронологического.

 

В зрелости психологический  возраст в гораздо большей  степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных  целей и их реализации.В зрелости возможны три варианта соотношения психологического возраста с хронологическим: адекватность, отставание,опережение

Опережение психологическим  возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное старение. Преждевременное старение нередко бывает связано с несчастием - утратой близкого человека, тяжелой болезнью, природной и социальной катастрофой.Любовь, творческое достижение могут привести к движению в обратном направлении - в сторону психологической молодости.

Отставание психологического возраста может иметь место в случае симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком.

Зрелые по паспортному  возрасту люди с выраженными чертами  инфантильности отстают в психологическом  возрасте.У людей деятельных, творческих сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее.

Если человек "отдается делу, которому он себя посвятил", - его  психологическое прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. Процесс творчества бесконечен и перед человеком открываются новые перспективы.В данном случае есть все основания говорить о более высоком уровне зрелости.

Недаром Восток говорит: "Мудрость не знает возраста".

Рубежом, разделяющим  зрелость и позднюю зрелость, считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Следовательно, на переходном этапе между зрелостью и поздней зрелостью мы вновь сталкиваемся с последним кризисным периодом, отмеченным психологами, - кризис ухода на пенсию.

 

Но, к сожалению, наша российская действительность такова, что с уходом на пенсию ухудшается материальное положение человека. Не каждый может себе позволить такое  удовольствие - не работать. Большое  число пенсионеров продолжает работать. Отец автора курсовой работы, в бывшем сотрудник ФСБ, вышедший на пенсию в 50 лет вынужден был продолжать работать до 70 лет. Во-первых, чтобы ощущать себя нужным, быть среди людей, во-вторых, из материальных побуждений, хотя пенсия у него была по российским меркам большая.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок  постепенно овладевает свойственными  человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

 

Взрослый человек руководствуется  в поведении преимущественно  осознанными мотивами: он отдает себе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо. Он может, например, отказаться от привлекательного предложения в финансовой операции, если предвидит достаточную степень риска, а он не готов поступить авантюрно, или он может посадить себя за необходимую работу, хотя он устал и сегодня он заслужил право отдохнуть.

 

Ребенку предстоит овладеть способностью рефлексировать на все привходящие обстоятельства и свои цели. Мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. Внутренний мир ребенка лишь начинает приобретать определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно вложить в ребенка свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения.

 

 

 

Список литературы.

 

1.Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1967.

 

2.Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979.

 

3.Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии.-         М., 1991.

 

4.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

 

5.Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981.

 

6.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1989.

 

7.Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. - М., 1994.

 

8. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., «Айрисс-пресс», 2005 г.

 

     9..Интернет источник: www.Wikipedia.ru

 




Информация о работе Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития