Физическая реабилитация при ишемической болезнью сердца

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: показать эффективность средств лечебной физической культуры для повышения физической работоспособности организма больных ишемической болезнью сердца.
Задачи, поставленные в исследовании, можно представить как:
1. Изучение состояния вопроса о проблеме реабилитации больных ишемической болезнью сердца, стенокардией II функционального класса.
2. Подобрать и применить комплекс средств лечебной физической культуры в реабилитации больных ишемической болезнью сердца.
3. Оценить эффективность комплекса средств лечебной физической культуры в повышении физической работоспособности.

Оглавление

Содержание


Список сокращений……………………………… ………………………….
3

Введение ……………………………………………………………………..
4

Глава 1.
Анализ литературных источников по проблеме исследования: физическая реабилитация больных ишемической болезнью сердца………………………………


8

1.1.Ишемическая болезнь сердца – этиология, патогенез, классификация, клиническая картина…………………………

8

1.2.Использование средств лечебной физической культуры в реабилитации при ишемической болезни сердца………………

14

1.2.1.Применение физических упражнений при ишемической болезни сердца………………………………………………

15

1.2.2.Применение аппаратной физиотерапии при ишемической болезни сердца……………………………………………….

19

1.2.3.Применение массажа при ишемической болезни сердца…

21
Глава 2.
Организация и методика исследования …………...…………
25

2.1.Характеристика группы исследования ...…………………..........
25

2.2.Организация, методика и принципы исследования ……………
26

2.3.Методы оценки эффективности проведенного исследования ...
31

2.4.Метод статистической обработки результатов исследования ...
33
Глава 3.
Результаты исследования и их обсуждение …………………
35

3.1.Динамика результатов проведения пробы Мартине…………
35

3.2.Динамика результатов проведения шестиминутного теста……………………………….……………………………

37

3.3.Динамика результатов проведения велоэргометрической пробы……………………………………………………………..

40
Заключение ……………………………………………………………………
43

Выводы ……………………………………………………………………..….
46

Литература ………………………………………

Файлы: 1 файл

МОЙ ДИПЛОМ.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

 

Из таблицы 1 видно, что в исследовании принимали участие 10 пациентов с ИБС, стенокардией II ФК. Из 10 человек было 6 мужчин (60%) и 4 женщины (40 %). Средний возраст участников исследования составлял 49,7 года.

Соотношение участников исследования по полу представлено на рисунке 1

Рис. 1 Соотношение участников исследования по полу

 

2.2. Организация, методика и принципы исследования

 

Исследование проходило на базе МЛПУ « Городская поликлиника № 51»г. Нижнего Новгорода.

В исследовании использовались следующие методы:

1.        Аналитический

2.        Оценочный

3.        Функциональный

4.        Статистический

Из средств ЛФК применялись: физические упражнения в форме ЛГ и ходьбы, аппаратная физиотерапия магнитным полем, массаж.

В занятиях лечебной физкультурой важно строго соблюдать основные дидактические принципы: доступность и индивидуализацию, систематичность и постепенность повышения требований. Необходимость использования  методических приемов рассеивания и чередования нагрузок, когда упражнение для одной мышечной группы сменялось упражнением для другой группы, а упражнения с большой мышечной нагрузкой чередовались с упражнениями, требующими незначительных мышечных усилий и дыхательными упражнениями.

Занятия ЛГ проходили в хорошо проветриваемом зале физической культуры. Зал оборудован зеркалами для самоконтроля правильности выполнения упражнений, гимнастическими («шведскими») лестницами, гимнастическими скамьями горизонтальными и наклонными, следовой дорожкой, велотренажерами.

В начале курса лечения предпочтение отдавалось упражнениям без отягощения и дыхательным упражнениям. В дальнейшем вводились в занятия упражнения со снарядами, вызывающие положительные эмоции у больного [30, 34].

Дозировка упражнений устанавливалась индивидуально для каждого больного. Все упражнения проделывали свободно, с полной амплитудой. Число повторений каждого упражнения увеличивали постепенно. При стенокардии напряжения занятия начинали с применения медленного темпа движений. Если медленный темп сопровождался болезненными ощущениями в области сердца, то переходили на средний темп, который может снимать эти ощущения. При стенокардии покоя применяли только медленный темп. Паузы для отдыха вводили с учетом реакции больного на физические упражнения [6, 13]. При появлении во время занятия экстрасистолии и внезапной слабости занятия лечебной гимнастикой прекращали  и возобновляли их только после исключения инфаркта миокарда. Если приступы у больного появлялись в утренние часы, занятия проводились в период с 12 до 14 часов. При появлении приступов после приема пищи ЛГ проводили не раньше чем через 2— 3 часа после еды [9, 19, 22].

В периоды ухудшения заболевания физические упражнения отменяли, проводили лечение покоем, с применением соответствующих медикаментозных средств.

Программа тренирующей терапии включала в себя организацию режима с распорядком всего дня, с учетом общей физической активности больного.

Двигательный режим строился в соответствии с данными клинико-функционального разделения больного и толерантности его к физическим нагрузкам, поэтому объем нагрузок различен [25, 28].

Основные нагрузки выполнялись на тренировках, составляемых индивидуально для каждого больного, проводимых в утренние часы, спустя 1,5– 2 часа после приема пищи, на тренировках осуществлялось постепенное повышение нагрузок. В первой половине этапа проводилась одна тренировка под руководством инструктора и при участии врача. По мере адаптации пациентов к нагрузкам и развития у них тренированности со второй половины этапа назначалась вторая – дополнительная тренировка с объемом вначале 50%, а затем 75% от основного занятия, которая проводилась больными самостоятельно во второй половине дня по заранее составленному плану. Кроме основных тренировок, в программу включались утренняя гимнастика, которая преследовала цель – раннее переключение ССС на симпатическую регуляцию. Утренняя гимнастика способствовала лучшей переносимости нагрузок. Она проводилась непосредственно после сна, до еды в течение 10-15 минут [7, 18].

Основной формой проведения являлось занятие, ко­торое состояло из трех частей: подготовительной, основной и заключительной (Приложение 1). Продолжительность занятия  40 – 45 минут.

Подготовительная  часть  занятия имеет своей целью подготовку организма человека к предстоящей ра­боте.

В подготовительной части занятий прово­дилась ходьба со скоростью 2,5 – 3 – 4 км/чае по 100 – 200 м, а затем комплекс общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения выполнялись в медленном и среднем темпе в разных исходных положениях.

При выполнении упражнений в работу включались мел­кие, средние и поочередно большие мышечные группы. Обя­зательным условием являлось введение пауз отдыха между упражнениями, элементов мышечного расслабления и ритмирования с дыханием.

Комплекс общеразвивающих упражнений прово­дился по общепринятой схеме:

1) упражнения с участием мышц верхних конечностей,

2) движения с участием мышц нижних конечностей,

3) повороты и наклоны туловища,

4) уп­ражнения для мышц спины и брюшного пресса,

5) комбини­рованные упражнения с участием многих мышечных групп.

Продолжительность подготовительной части 10 – 12 минут. По интенсивности она составляет 25 – 30% от максимально выполняемой данным больным нагрузки.

Основная часть. В основной части занятия использовались точно дозированные нагрузки:

1) работа на велоэргометре или подъем по лесенке,

2) ходьба с определенной ско­ростью.

При выполнении нагрузки учитывалось:

1)       интенсивность упражнения,

2)       продолжительность нагру­зочных интервалов,

3)       продолжительность интервалов отды­ха,

4)       характер отдыха (заполнение пауз другими видами деятельности),

5)       число повторений.

В зависимости от сочетания этих компонентов достигалось различие в величине и характере ответных реакций организма. Продолжительность   основной   части   20 – 30 минут.

Заключительная часть. В заключительной части занятия общая нагрузка постепенно снижалась. Проводились различные виды ходьбы в сочетании с расслаблением и уг­лубленным дыханием.

При этом придержи­вались следующей последовательности выполнения упражне­ний:

1) медленная ходьба,

2) упражнения на расслабление,

3) дыхательные упражнения.

Продолжительность заключи­тельной части занятия 5 – 6 минут [11, 12].

Принципами применения ЛФК в лечебных и оздоровительных целях являлись:

      Индивидуальный подход;

      Строгая дозированность;

      Регулярность;

      Постепенное увеличение нагрузки

      Преемственность выбранных форм и методов;

      Контроль переносимости и эффективности нагрузки.

Кроме занятий ЛГ в реабилитации больных ИБС использовали ходьбу. Дистанция ходьбы увеличивалась с нескольких сот метров до 1 – 1,5 км, темп ходьбы до 70 – 80 шагов/мин (скорость 50 – 60 м/мин) [9].

ЛФК, с одной стороны, оказывало непосредственное лечебное действие, с другой – уменьшало неблагоприятные последствия снижения двигательной активности [12].

Для  лечения магнитным полем использовали  аппарат «Магнитер».  При проведении процедур индукторы устанавливали над областью воздействия с воздушным зазором не более 5—10 мм или без зазора. Индуктор располагали контактно в соответствующей зоне, направление силовых линий вертикальное, индукция магнитного поля 25 мТ. Время воздействия на одну область при первых процедурах 5—10 мин, при последующих — до 20 мин; длительность процедуры при воздействии на 2—3 области не должна превышать 45 мин. Процедуры назначали через день или ежедневно; курс лечения состоял из 15—20 процедур. Курсы можно повторять 2—3 раза в год [30, 31].

При назначении сегментарного массажа врач обязательно должен учитывать состояние больного и его индивидуальную реакцию на массаж.

Вначале проводили массаж воротниковой области в положении сидя, а затем в положении лежа выполняли массаж нижних конечностей и живота.

Проводя массаж воротниковой области, спины (до нижних углов лопаток), грудной клетки применялись поглаживание, растирание и разминание. В области  сердца проводили вибрацию ладонной поверхностью всей кисти (начиная от грудины, кисть скользит к позвоночнику). И.п. больного — сидя.

Исключались приемы: рубление, поколачивание, похлопывание. Массировали также верхние конечности (вначале массируют правую руку, затем — левую). Продолжительность массажа 5 – 8 мин.  Курс 10 – 15 процедур. С профилактической целью проводили 2 курса массажа в межприступном периоде [2, 4].

 

2.3. Методы оценки эффективности проведенного исследования

 

В качестве методов оценки результатов проведенного исследования были использованы пробы для оценки физической работоспособности: проба с приседаниями, шестиминутный тест, велоэргометрическая нагрузочная проба.

Проба Мартине (проба с приседаниями)

Необходимое оборудование: секундомер, прибор для измерения АД, метроном. В состоянии покоя у больного подсчитывается частота пульса и трижды с интервала­ми в 2—3 мин измеряется АД. Затем больной выполняет фи­зическую нагрузку — 20 приседаний за 30с, после чего вновь определяются указанные параметры. Далее выясняют разни­цу в частоте пуль­са до и после нагрузки.

Степень учащения пульса =

Превышение числа ударов пульса после нагрузки на 25% и менее свиде­тельствует об отличном состоянии сердца. Увеличение коли­чества ударов пульса вдвое и выше указывает на чрезмерную детренированность сердца, его очень высокую возбудимость или заболевание [5].

Шестиминутный тест

Пациент должен пройти как можно дальше в течение 6 минут. По таблице определяется степень подготовленности. Проба используется для определения толерантности пациента к нагрузке. При возникновении признаков переутомления (резкая одышка, тахиаритмия, головокружение, боли в сердце и др.) тест прекращается [35].

Таблица 2

Шестиминутный тест на преодоление расстояния, км

Степень подготовленности

Возраст, лет

40-49

Старше 50

Очень плохо

Меньше 0,65

Меньше 0,6

плохо

0,65 – 0,8

0,6 – 0,75

удовлетворительно

0,85 – 1,05

0,8 – 0,95

хорошо

1,1 – 1,2

1,0 – 1,2

отлично

1,25 и больше

1,25 и больше

Велоэргометрическая нагрузочная проба

Среди проб с физической нагрузкой ВЭМ – проба отличается физиологичностью, точностью дозировки, возможностью повторного воспроизведения. ВЭМ – проба проводится в хорошо вентилируемых кабинетах, где поддерживаются комфортные температура (21-220) и влажность воздуха. Присутствие врача обязательно. ВЭМ - пробу проводят натощак. Диагностическая ВЭМ – проба проводится в виде 5-минутной пробы одной мощности с повторными нагрузками нарастающей мощности или с непрерывными нагрузками, мощность которых нарастает каждые 3 м на 25 Вт. Проведение нагрузки должно быть обеспечено возможностью реанимации и наличием медикаментозных препаратов [5, 35].

Исследование начинаем с минимальной нагрузки мощностью 25 Вт в течение 3 мин. В дальнейшем нагрузку непрерывно увеличиваем на величину 25 Вт на каждой ступени до момента прекращения пробы. Пробу прекращаем при появлении клинических показаний к ее завершению. Пробу расцениваем как положительную, если в момент нагрузки отмечалось возникновение приступа стенокардии, Толерантность к физической нагрузке по данным ВЭМ - пробы расценивалась как низкая при достижении пороговой мощности нагрузки 50 Вт, средняя - от 75 до 100 Вт и высокая - 125 Вт выше.

 

2.4. Метод статистической обработки результатов исследования

 

              В качестве метода статистической обработки использован метод определения достоверности результатов по t – критерию Стьюдента. Критерий Стьюдента (t – критерий) – параметрический критерий позволяющий при выбранном уровне значимости (вероятности ошибки) подтвердить или отвергнуть выдвинутую статистическую гипотезу (0-гипотезу или альтернативную ей) применительно к попарно связанным (зависимым) выборкам и, уже по иному алгоритму, – несвязанным (независимым) выборкам [29].

                            Методика расчета t – критерия Стьюдента для зависимых выборок (при внутригрупповом сравнении) [24]:

1.      Определить сдвиги (разности) между результатами измерений:

2.      Расчет средней арифметической разностей:

3.      Расчет среднего квадратического отклонения разностей:

      4. Расчет среднего квадратического отклонения средней разности:

; при n < 30

      5. Расчет t-критерия Стьюдента:

Количество степеней свободы рассчитывается по формуле:

(п – 1) = 9, tтабл = 2,26.

Достоверным считались различия при р < 0,05, что определялось по таблице вероятности распределения Стьюдента [24].

Информация о работе Физическая реабилитация при ишемической болезнью сердца